Научная статья на тему 'Некоторые вопросы правового регулирования окружающей среды Арктики и Антарктики'

Некоторые вопросы правового регулирования окружающей среды Арктики и Антарктики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1611
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРКТИКА / АНТАРКТИКА / АНТАРКТИДА / ЭКОЛОГИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колтакова Алина, Панкова Виктория

В данной исследовательской работе авторами были рассмотрены вопросы, относящиеся к экологическим проблемам Арктики и Антарктики, а также пути их решения на законодательном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы правового регулирования окружающей среды Арктики и Антарктики»

6. Анализ аварийности на морском и внутреннем водном транспорте в зоне ответственности Южного УГМРН Ространснадзора по итогам 2017 года [Электронный ресурс] 2018. Режим доступа: http://yugmm.tu.rostransnadzor.ru/wpcontent/uploads/sites/33/2017/12/2017.pdf

Колтакова Алина

студентка ГУМРФ адмирала С.О. Макарова Панкова Виктория

студентка ГУМРФ адмирала С.О. Макарова Цветкова Ю.С.

Научный руководитель, старший преподаватель кафедры международного и морского права ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ

Аннотация: в данной исследовательской работе авторами были рассмотрены вопросы, относящиеся к экологическим проблемам Арктики и Антарктики, а также пути их решения на законодательном уровне.

Ключевые слова: Арктика, Антарктика, Антарктида, экологи, экологическая безопасность, Международное право, экологические загрязнения.

SOME ISSUES REGARDING LEGAL REGULATION OF ENVIRONMENT OF

ARCTIC AND ANTARCTIC

Summary: in this research work the authors considered issues related to the environmental aspects of the Arctic and Antarctic, and also ways to solve these problems in terms of legislation. Keywords: Arctic, Antarctic, Antarctica, ecologists, environmental safety, International law, environmental pollution.

К полярным регионам нашей планеты относят Арктику, примыкающую к Северному полюсу, и Антарктику - к южному. Сегодня эти две уникальные по своему географическому положению, климатическим условиям, животному миру и недрам точки земли находятся под угрозой. В погоне за разведкой, добычей, исследованием этих регионов государства зачастую забывают о необходимости сохранения здоровой экосистемы Арктики и Антарктики. На многих международных форумах вопросы экологии являются едва ли не самыми актуальными.

Правовой режим Арктики устанавливается международно-правовыми нормами (к примеру, декларацией Арктического совета), а также нормативной базой арктических государств (например, в Российской Федерации действует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1984 года № 1398-XI «Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью СССР», Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»). Исходя из географического положения, приарктические страны в значительной мере заинтересованы в определении правового режима пользования этими пространствами. Концепция арктических секторов устанавливает, что государство, обладающее арктическим побережьем, имеет специальные права в своем секторе. Сектор представляет собой треугольник, основанием которого является побережье соответствующего государства, а сторонами - линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Спорные вопросы также регулируются законами приарктических государств о континентальном шельфе, исключительной экономической зоне и другие. Помимо этого, Конвенция по морскому праву 1982 года закрепляет право прибрежного государства в пределах исключительной экономической зоны принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах.1

Высокий экономический интересе в данном регионе обусловлен наличием углеводородных депозитов большой ёмкости, наличие потенциальных углеводородных депозитов будущего - метангидратов, континентальных месторождений рудных и нерудных ископаемых, технологическая доступность которых растёт с исчерпанием аналогов в других климатических зонах, изменением технологий добычи и изменением климата. Помимо этого, в Арктической зоне открыты запасы минералов, которые могут уже в настоящее время служить альтернативным

1 «Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву» (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru

сырьём для получения цветных металлов, легированных сплавов, новых керамических материалов; наличие значительных запасов пресных вод; возможности получения электроэнергии из возобновляемых источников - энергии ветра, приливов и отливов, океанической биомассы и т

д.1

Участники дискуссий сходятся во мнениях о том, что необходимо правовое регулирование деятельности в этих регионах, благодаря чему экологическая безопасность будет находиться под защитой права. Кроме того, защита необходима не только на международном и национальном уровнях, но и в рамках «общественного договора».

Развитие Арктического регионов настоящее время — это создание современной инфраструктуры, освоение природных ресурсов, научная и инновационно-техническая деятельность, а также развитие промышленности с учетом интересов коренных народов и сохранения животного мира.

Освоение региона и, в первую очередь, его экономическая эксплуатация порождает техногенное загрязнение окружающей среды. Прежде всего, речь идет о проблеме промышленного загрязнения Арктики. При сепарации нефти выделяется так называемый попутный газ. Отсутствие эффективной системы его утилизации приводит не только к токсическому загрязнению атмосферы, но также ускоряет климатические изменения. Это серьезная экологическая проблема, поскольку отсутствие утилизации оказывает пагубное действие на речные и морские экосистемы (с речным стоком в моря Северного Ледовитого океана ежегодно выносится несколько сотен тысяч тонн нефтепродуктов), и, как следствие, на здоровье коренного населения. Периодически появляются пугающие данные о многокилометровых свалках,

ведь в условиях сверхнизких температур загрязняющие вещества надолго сохраняют возможность

2

негативного воздействия на состояние животного мира региона.

Попыткой решения вышеуказанных задач может служить Национальный общественный стандарт «Экологическая безопасность Арктики» - свод правил поведения для организаций, желающих работать в арктическом регионе, разработанный по инициативе ПАО «Россети» (оператор электрических сетей России) в 2016г. Стандарт не входит в нормативно-правовую базу РФ, это некий общественный договор между обществом и предприятиями, который не обеспечивается государством. Главная цель здесь - определить чёткие принципы организации собственной работы предприятий для обеспечения экологической безопасности.

Основополагающий документ в области экологического регулирования необходим России как арктическому государству. Стандарт служит дополнением к «Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», «Экологической доктрины Российской Федерации», «Морской доктрины Российской Федерации».

Существующая нормативно-правовая база РФ не регулирует в полной мере все вопросы природопользования в Арктической зоне. Проблема здесь кроется не только в несовершенстве законодательства, но и в том, что помимо императивных норм, экологические аспекты поддаются диспозитивному регулированию, а значит государство должно «отступить» и предоставить определенную самостоятельность и ответственность работающих в Арктике субъектов.

Общественный договор должен решить такие вопросы, как определение границ допустимого антропогенного воздействия на северную экосистему, постоянное информирование и «воспитание» экологической правовой культуры и т. д.

Общественный характер стандарта выражается, прежде всего, в принципе добровольности, то есть стандарт не является обязательным к исполнению, однако организации, принимающие стандарт, берут на себя обязательства по выполнению его критериев добровольно, осознавая важность сохранения целостности окружающей среды, соблюдения норм безопасности и ответственности за качество жизни перед будущими поколениями. Проверить своё соответствие принципам стандарта и заявить о принятии норм стандарта организация может самостоятельно. Однако функционирование стандарта как системы подразумевает создание экспертного совета, который возьмёт на себя функции проверки соответствия деятельности сертифицируемой организации нормам стандарта. Экспертный совет должен быть выборным органом и состоять из представителей организаций уже присоединившихся к стандарту, научных работников и представителей власти. Состав и численность экспертного совета, а также его полномочия

3

определяют на его первом заседании представители организаций, готовых принять стандарт. Созданная таким образом система должна обеспечивать работающий механизм правовой защиты экологии арктического региона.

В южной полярной области нашей планеты располагается Антарктика. Именно Антарктика является самой суровой климатической зоной Земли. В Антарктику входит материк

1 Официальный сайт Международного арктического форума «Арктика — территория диалога» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://forumarctica.ru

2 Официальный сайт арктического и антарктического научно-исследовательского института [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.aari.ru

3 Официальный сайт ПАО «Российские сети» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rosseti.ru

Антарктида и прилегающие к нему части трех океанов таких, как Тихий, Атлантический и Индийский вместе с островами. Следует отметить, что Антарктида отлична от других пяти континентов тем, что не принадлежит ни одной стране мира, она удалена от центров цивилизации и на ней отсутствует постоянное население.1 Еще со времен открытия Антарктида привлекает к себе многочисленное внимание стран мира, вследствие чего многие страны выдвинули претензии на территорию континента, но безуспешно.2

Так, в 50-х годах в рамках Международного геофизического года, 12 государств направили экспедицию в Антарктику. Именно эти ученые, активно осуществлявшие исследование данного региона и подписали Договор об Антарктике в 1959 г.3 В 1982 году была подписана Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики и Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. В 1991 г. в Мадриде всеми странами -участницами Договора об Антарктике, в том числе и Российской Федерацией, был подписан Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, который помог сформулировать и детально конкретизировать вопросы природоохранной деятельности в районе действия Договора об Антарктике сроком на 50 лет. Из Протокола следует, что Антарктика является природным заповедником, который предназначен для мира и науки. Однако экологические проблемы все же добрались до снежных пустынь и ледяных глыб. В качестве основных проблем региона можно выделить следующие:

1) утончение озонового слоя (проблема была вызвана хлорфторуглеродами, которые синтезируются человеком в процессе производств);

2) таяние ледников (за последнее время температура на континенте резко увеличилась и продолжает расти. В 2002 году от шельфового ледника Ларсена, площадью 3250 кв. км и толщиной более 200 метров, откололся айсберг размером в 2500 кв. км.4 Процесс отламывания занял всего 35 дней. До 2002 года ледник считался стабильным, так как он просуществовал более 10 000 лет, с последнего Ледникового периода. Из-за его разлома в море Уэдделла попало свыше тысячи айсбергов. К слову, это море считается самым чистым на нашей планете);

3) сокращение популяции некоторых видов пингвинов (причиной служит изменение климата и чрезмерно концентрированная ловля криля в регионе. Криля там достаточно, но и пингвины, и люди ловят его в одном месте);

4) резкий интерес туристов к материку (по мнению экологов, каждый 5 человек, который ступит на землю Антарктики принесет с собой чужеродные бактерии, а также все средства передвижения, такие как лайнеры, самолеты и многие другие создают шум, который беспокоит многих животных).

Обращая внимание на то, что рост антарктического туризма может негативно воздействовать на окружающую среду, в 1991 году была основана Международная ассоциация туроператоров по Антарктике — International Association of Antarctica Tour Operators (IAATO).5 В настоящее время ее членами являются более 100 компаний из Аргентины, Канады, Чили, Бельгии, Австралии, Франции, Германии, Японии, Италии, России. КНР, США, ЮАР, Великобритании и Фолклендских островов, Швейцарии, Швеции, Новой Зеландии, Нидерландов, Норвегии. Конечно, туризм в этом направлении должен развиваться, но при обязательном соблюдении норм экологической безопасности.

Учитывая экологическую систему материка, скорее всего стоит согласится с предложением США о внесении поправки к договору об Антарктике, которая предусматривала бы ограничения размеров круизных судов и числа пассажиров, высаживаемых на берег. В частности предлагалось запретить посещение Антарктиды судам с более чем 500 пассажирами, и разрешена стоянка лишь одного судна при условии, что не более 100 пассажиров сойдут на берег.

В качестве решения вопроса об озоновых дырах, некоторые страны уже подписали протоколы на запрещение использования деятельности, в результате которой в стратосферу попадает хлор. Для решения проблемы с популяцией пингвинов, стоит создать новые морские охраняемые районы в восточной Антарктике.

Конечно, на сегодняшний день Антарктика является в первую очередь своеобразной платформой для научной и исследовательской деятельности человечества, но не стоит забывать, что природа континента очень восприимчива даже к очень незначительному воздействию со стороны человека.

Таким образом, в результате проведенного исследования целесообразно сделать вывод о том, что сильное государственное регулирование не способно само по себе обеспечить

1 Терентьев С.А. Арктика и Антарктика. Книжный клуб «Книговек». М., 2011. 416 с.

2Авхадеев В.Р. История развития и современные аспекты международно-правового статуса Антарктики: автореферат дис. канд. юрид. наук - 12.00.10. Казань, 2007.

3Договор об Антарктике (Подписан в г. Вашингтоне 01.12.1959) (с изм. от 04.10.1991)[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1591

4URL: http://www.projectmidas.org/blog/calving/

5URL:https://iaato.org/home

экологическое благополучие региона. Для достижения экологической безопасности в Арктике и Антарктике необходимо понимание и участие государств, бизнеса и общества в целом, так же необходимо прививать культуру экологической безопасности, иначе столь многообещающие регионы могут не вынести этого уничтожающего воздействия человеческой деятельности.

Пристатейный библиографический список

1. «Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву» (иМСЬ08) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru

2. Договор об Антарктике (Подписан в г. Вашингтоне 01.12.1959) (с изм. от 04.10.1991) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1591

3. Авхадеев В.Р. История развития и современные аспекты международно-правового статуса Антарктики: автореферат дис. канд. юрид. наук - 12.00.10. Казань, 2007.

4. Полярное право. Монография / Мордвинова Т.Б., Скаридов А.С., Скаридова М.А. М.: Юстиция, 2017. С.208-220

5. Скаридов А.С. Морское право. Учебник. М.:ЮРАЙТ, 2012. С. 268

6. Скаридова М.А. Морское ресурсное право. Учебное пособие / Институт по изучению проблем морского права. СПб: Academus, 2013. 261 с.

7. Терентьев С.А. Арктика и Антарктика. Книжный клуб «Книговек». - М., 2011. - С. 560

8. Официальный сайт арктического и антарктического научно-исследовательского института [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.aari.ru

9. Официальный сайт ПАО «Российские сети» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rosseti.ru

10. Официальный сайт Международного арктического форума «Арктика — территория диалога» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://forumarctica.ru

11. Официальный сайт арктического и антарктического научно-исследовательского института [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.aari.ru

Митина В.

Студентка ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЖИМА ЧЕРНОМОРСКИХ ПРОЛИВОВ

Аннотация: В данной статье ставилась задача показать, как на современном этапе происходит регулирование режима Черноморских проливов, насколько сильно отличается регулирование проливов по Конвенции по морскому праву 1982 года, от Конвенции Монтрё 1936 года. А также показать, насколько положения по Конвенции Монтрё на данный момент соблюдаются. Ключевые слова: Международное право, режим навигации, Черноморские проливы, Конвенция ООН по морскому праву, Конвенция Монтрё, Турция, Россия.

LEGAL REGULATION OF THE REGIME OF THE BLACK SEA STRAITS

Summary: This article set itself the task of showing how the regulation of the regime of the Black Sea Straits occurs at the present stage, how strongly the regulation of the straits under the 1982 Convention on the Law of the Sea differs from the 1936 Montreux Convention. And also, to show how the provisions of the Montreux Convention are currently complied with.

Keywords: International law, navigation mode, Black Sea Straits, UN Convention on the Law of the Sea, Montreux Convention, Turkey, Russia.

В течение многих веков страны, имеющие выход к открытому морю, пытаются контролировать проливы. Зачастую это связано с тем, что проливы имеют очень важное стратегическое значение. Истории знакомы кровавые баталии между странами, которые пытались взять под контроль какой-либо пролив. Возможность государства устанавливать в акватории пролива собственные правила наделяет данное государство правом регулировать и контролировать морское сообщение происходящее в проливе. Это может сильно менять политическую и экономическую обстановку в определенных странах, морское сообщение которых зависит от пролива.

Международные проливы — это природные морские пути, которые соединяют собой моря и океаны. Проход судов через данные проливы и пролет авиатранспорта в воздушном пространстве над проливами подчиняются нормам международного права.

К факторам, которые влияют на установление в проливах того или иного правового режима относят: территориальное расположение пролива и значение данного пролива для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.