Современное состояние и перспективы конвенции Монтрё 1936 г. о статусе проливов Modern condition and prospects 1936 Montreo convention. about status status
УДК 341.225.5
Умбрасас А.Р.,
студент 4 курс, Восточный факультет, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, г. Санкт-Петербург
Аннотация: Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме перспектив международно-правового регулирования черноморских проливов Босфор и Дарданеллы, а также юридически относящегося к ним Мраморного моря конвенцией Монтрё 1936 г. о статусе Проливов. Постоянно меняющиеся реалии современного мира требуют от международных документов точности и актуальности. В 2019 г. рассматриваемой конвенции исполняется 83 года. Очевидно, что за более чем 80 лет по причине кардинального качественного изменения макроэкономических и научно-технических реалий конвенция Монтрё утратила свою актуальность, однако, она по сей день остается главным актом морского права на территории Черноморских проливов.
Summary: This article is devoted to the current problem of the prospects for the international legal regulation of the Turkish straits (Bosporus and Dardanelles), as well as the Montreux Convention of 1936 on the status of the Straits legally related to them. The constantly changing realities of the modern world require accuracy and relevance from international documents. In 2019, the convention in question turns 83 years old. Obviously, the Montreux Convention has lost its relevance for more than 80 years due to a fundamental qualitative change in macroeconomic and scientific and technical realities, however, it still remains the main act of maritime law in the Black Sea Straits.
Ключевые слова: Черноморские проливы, морское право, конвенция Монтрё 1936 года, международно-правовое регулирование, Турция, Россия, НАТО.
Keywords: the Turkish Straits, maritime law, the 1936 Montreux Convention, international legal regulation, Turkey, Russia, NATO.
Сегодня геополитическая ситуация очень быстро меняется, дипломаты каждой из стран видят своей целью вести переговоры так, чтобы это наиболее ясно выражало интересы их государств. В эпоху сложных формулировок и многостраничных текстов конвенции
Монтрё 1936 года о Проливах очень сложно конкурировать с многочисленными многосторонними договорами и соглашениями между странами. Всё чаще ее авторитет подрывается Конвенцией ООН по морскому праву 1994 года, где обозначены правила международного пользования проливами мирового океана, особенно часто положениями этой конвенции оперируют в своих речах и заявлениях американские политики.
В июле 2016 года в Черном море были начаты многонациональные учения Sea Breeze-2016, в которых участвовали в том числе и американские корабли, эсминец «Росс» и десантный корабль «Уитни Айленд». Очевидно, подобные случаи не способствуют укреплению безопасности и учитываются в военном планировании.
В декабре 2016 года на Совете министров иностранных дел Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины А.В. Турчинов высказал предложение о «необходимости присутствия НАТО в Черном море», а также о «готовности Киева предоставить свои базы и участвовать в совместных патрулях». Предложение украинского представителя российская делегация интерпретировала как провокацию, а глава российского МИД С.В. Лавров напомнил о необходимости соблюдения положений Конвенции Монтрё 1936 года, заверив присутствующих, что «Турция, как хозяйка проливов», придерживается такой же точки зрения.^
Объем перевозок через Проливы неуклонно растет, что сказывается на трафике при входе в Проливы. В одностороннем порядке Турция то и дело попирает право судов на свободный проход через Проливы. К примеру, был введен запрет на провоз через Проливы сжиженного газа. Также можно привести в пример задержки в пропуске российских судов через Проливы во время ухудшения русско-турецких отношений в 2015-2016 гг. Все больше действия Турции похожи на последовательное присвоение Босфору и Дарданеллам статуса внутренних вод. Однако, данные нарушения являются скорее частными случаями, а не правилом. Очевидно, что явное нарушение положений Конвенции может привести к международному скандалу, что не отвечает интересам Турции, которой этот международный акт дарует суверенитет над Проливами.^2
Как бы там ни было некоторые эксперты считают, что присутствие в Черном море военных кораблей НАТО стало уж слишком заметным. Причем их суммарный тоннаж уже далеко перевалил за максимальные 45000 тонн, которые предусматривает статья 18 конвенции 1936 года для судов нечерноморских держав. Так, председатель комитета крымского парламента по межнациональным отношениям Юрий Гемпель выдвинул идею
о глобальном пересмотре Конвенции «в плане сокращения сроков нахождения военных кораблей НАТО в Черном море».[3]
Однако, в случае пересмотра конвенции Монтрё, следует внимательно отнестись к самой проблеме постановки вопроса, поскольку Турция не заинтересована в упразднении Конвенции, как не заинтересована, впрочем, в превращении Черного моря в очаг взаимного сопротивления НАТО и России.
Тем временем, в сентябре 2018 года Турцией вновь были внесены поправки в правила прохода Проливов. И вновь это вызвало многокилометровую очередь из нефтеналивных танкеров, в основном, под российскими флагами.^ Среди новых правил значатся^:
- Вмешательство Береговой охраны вне разрешения на это капитана судна, попавшего на отмель (раньше капитан мог в течение 6 часов в Босфоре и Дарданеллах или 48 часов в Мраморном море предложить собственный план спасения);
- Обязанность Береговой охраны проводить спасательные операции, собственное расследование аварий, подготовку отчетов;
- Запрет судну, попавшему на мель, продолжать движение до заверения расследования и оплаты спасательной операции;
- Обязанность всех судов за 3,2 км до входа в Проливы предоставлять информацию о средствах обеспечения безопасности и техническом оборудовании на борту портовым властям;
- Обязательное информирование портовых властей контейнеровозами и круизными лайнерами более 300 м в длину за 10 дней до прохода;
- Прохождение LPG-танкерами длиной свыше 150 м только в дневное время;
- Запрет судам свыше 200 м проходить Дарданеллы в темное время суток, а также приближаться к опорам строящегося моста ближе, чем на 100 метров;
- Присвоение торговым судам статуса военных в случае перевозки ими военных судов.
Правила в очередной раз пополнили список ограничений судоходства в Проливах, а также буквально противоречат статье 2 Конвенции Монтрё о свободном проходе через Проливы любого торгового судна с любым грузом^.
События второй половины XX - начала XXI века показали тенденцию к изменению статуса конвенции Монтрё. Если в середине XX века Конвенция рассматривалась турецкой стороной, как победа национальной дипломатии, а ее положения соблюдались неукоснительно, то, начиная с 1982 года, авторитет Конвенции уходит на второй план. Всё больше изменяется регламент судоходства в Проливах, судам всё чаще отказывают в проходе, а международный авторитет Конвенции сильно упал. Турецкая сторона
использует ее положения, исходя исключительно из экономических и геополитических интересов. Однако, в отличии от США, которым пересмотр или отмена конвенции Монтрё выгодна, Турции подобный сценарий сулит ухудшение отношений с Россией, выступающей в роли крупного энергетического и стратегического партнера. Подобное похолодание русско-турецких отношений уже показало свою отрицательную сторону после инцидента с СУ-24, сбитым турецкими ПВО на турецко-сирийской границе.
В апреле 2011 года премьер-министр Турции (2003-2014) Р.Т. Эрдоган заявил
о строительстве параллельного Босфору нового канала, который соединит Черное море с Мраморным. Главной целью он назвал уменьшение трафика в Босфоре, а также предотвращение экологического ущерба Стамбулу.
Ширина нового канала будет составлять по одним данным 150, по другим 400 метров[7], а глубина 25 метров, что значительно меньше аналогичных параметров Босфора. Меньше и его пропускная способность, всего 150-160 судов в день.
Относительно создания нового канала мнение специалистов во многом совпадает с общественное мнением. Так, согласно прогнозам, строящийся канал подвергает опасности природную среду Стамбула, негативно повлияет на качество сельскохозяйственных угодий, увеличит риск землетрясений, поспособствует исчезновению редких видов растений, спровоцирует изменение химического состава соединяемых им морей, что может вызвать гибель морских существ, а также вызовет проблемы в дипломатических отношениях и вызовет определенные изменения в интерпретации положений современных морских актов, в том числе конвенции Монтрё 1936 года.
Вообще, остается большим вопросом, согласно каким актам и положениям будет регулироваться и каким статусом будет обладать этот канал. Существует опасность, что весь процесс определения статуса нового канала пойдет по пути предоставления разрешения нечерноморским державам проводить свои военные корабли в Черное море, что может плохо сказаться на безопасности черноморских стран. Из-за того, что Турецкие проливы являют собой также часть энергетических маршрутов, США также пробуют различные способы увеличить свое влияние в регионе, и, как следствие, имеют желание каким-либо способом обойти положения конвенции Монтрё, а то и упразднить её. Ведь она накладывает известные ограничения на проход их военных судов, поэтому они чаще ссылаются на «свободу транзитного прохода», которую диктует не подписанная Турцией Конвенция по морскому праву 1982 года. С большой вероятностью, США будут проталкивать на международных переговорах идею регулирования нового канала именно согласно положениям Конвенции 1982 года. Россия же, очевидно, будет против подобного
сценария. Как, впрочем, и Турция, ведь в случае пересмотра конвенции Монтрё, получение ею прав на Проливы, подобные сегодняшним, кажется невозможным. [8]
Однако, согласно заявлениям премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма в январе 2018, новый канал не будет иметь ничего общего с Конвенцией Монтрё , а главным строителем будет сама Анкара[9], это даёт Турции право самой контролировать режим канала, искусственно затягивая переговоры с международным сообществом и играя на противоречиях главных игроков (США и России). И действительно, тот факт, что канал «Стамбул» является объектом строительства исключительно на территории Турции, дает государству самому принимать решение относительно его правового статуса. С точки зрения международного права режимы природных проливов и вырытых человеком каналов отличаются.
Параллельно со строительством канала «Стамбул» ведутся дискуссии относительно планируемого строительство других каналов:
1) Идея Ирана «Каспий - Персидский залив», водная артерия, которая гипотетически может заменить связку Проливов Босфор — Дарданеллы — Суэцкий канал и Красное море, является наиболее перспективной для развития российской торговли, поскольку канал предоставляет российским судам прямой доступ в открытый океан;
2) Идея Казахстана «Каспий - Черное Море», реализация проекта может открыть прикаспийским державам доступ в Черное море, а также соединить водным путём тюркский мир.
Строительство вышеперечисленных каналов приведет мировую общественность к необходимости разработки новых морских актов и соглашений. Отказ от Конвенции Монтрё при таком сценарии кажется неизбежным.
Очевидно, что в сегодняшних реалиях регулирование Черноморских проливов, как и сто лет назад, — это крайне важный и ценный политический и экономический ресурс. Можно наблюдать, как Турция умело им пользуется. Навязывая международному сообществу свои воззрения относительно дальнейшего развития судоходства в Проливах, она приближает проливы Босфор и Дарданеллы к статусу своих внутренних вод, что, безусловно, может показаться концом Конвенции Монтрё. Однако, именно она дарует Турции подобные полномочия. И главной целью турецкого правительства в сегодняшней геополитической ситуации является сохранить Конвенцию и продлить ей жизнь на как можно больший срок.
Российская Федерация по сей день остается, очевидно, самым ярым сторонником соблюдения положений конвенции Монтрё, поскольку это единственный международный
акт, предотвращающий накапливание сил НАТО в полузакрытом Черном море. Как следствие, конвенция Монтрё позволяет России содержать свой Черноморский флот в относительной безопасности, что является хорошим подспорьем в условиях угрозы «ускользания» региона из российской зоны влияния.
Список использованной литературы
1. Воробьёв В. Монтре не дадут в обиду [Электронный ресурс] / В. Воробьёв // rg.ru. -Режим доступа: https://rg.ru/2016/12/13/lavrov-sdelal-zhestkoe-zaiavlenie-po-chernomu-moriu.html
2. Конвенция о режиме проливов (Монтрё, 20 июля 1936 г.) // ИПС «Консультант Плюс
3. Кудряшова Ю.С. О режиме черноморских проливов в прошлом и настоящем [Электронный ресурс] / Ю.С. Кудряшова // mgimo.ru. - Режим доступа: https://mgimo.ru/about/news/experts/o-rezhime-chernomorskikh-prolivov-v-proshlom-i-nastoyashchem/
4. Мисник Л. «Вызывает напряжение»: в Крыму предложили изменить конвенцию Монтре [Электронный ресурс] / Л. Мисник // gazeta.ru. - Режим доступа:https://www.gazeta.ru/army/2019/03/30/12274765.shtml?updated
5. Морские вести России. Босфор и Дарданеллы: бутылочное горлышко для российской нефти [Электронный ресурс] // morvesti.ru. - Режим доступа: http://www.morvesti.ru/detail.php?ID=76869
6. TBDTDT uygulama talimati degiçiklikleri [Electronic resource] // www.denizticaretodasi.org.tr. -URL:https://www.denizticaretodasi.org.tr/Shared%20Documents/SektorelEgitim/28082018tbdtd t.pdf
7. Turkey to build waterway to bypass Bosphorus Straits [Electronic resource] // bbc.com. -URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-13207304
8. Tütüncü, Ay§e Nur. Montrö Sözle§mesi ve Kanal istanbul. Public and Private International Law Bulletin, Vol.37, no. 1, pp. 113-123
9. Yildirim: Le Canal Istanbul n'a pas de lien avec la Convention de Montreux sur les détroits [Electronic resource] // aa.com.tr. - URL: https://www.aa.com.tr/fr/turquie/yildirim-le-canal-istanbul-na-pas-de-lien-avec-la-convention-de-montreux-sur-les-détroits/1032894#
[1] Воробьёв В. Монтре не дадут в обиду [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2016/12/13/lavrov-sdelal-zhestkoe-zaiavlenie-po-chernomu-moriu.html (дата
обращения: 6.05.2019)
[2] Кудряшова Ю.С. О режиме черноморских проливов в прошлом и настоящем [Электронный ресурс] URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/o-rezhime-chernomorskikh-prolivov-v-proshlom-i-nastoyashchem/ (дата обращения: 6.05.2019)
[3] Мисник Л. «Вызывает напряжение»: в Крыму предложили изменить конвенцию Монтре [Электронный ресурс] URL: https://www.gazeta.ru/army/2019/03/30/12274765.shtml?updated (дата обращения: 6.05.2019)
[4] Морские вести России. Босфор и Дарданеллы: бутылочное горлышко для российской нефти [Электронный ресурс] URL: http://www.morvesti.ru/detail.php?ID=76869 (дата обращения 6.05.2019)
[5] TBDTDT uygulama talimati degiçiklikleri [Electronic resource] URL: https://www.denizticaretodasi.org.tr/Shared%20Documents/SektorelEgitim/28082018tbdtdt.pdf (accessed 6.05.2019)
[6] Конвенция о режиме проливов (Монтрё, 20 июля 1936 г.) // ИПС «Консультант Плюс».
[7] Turkey to build waterway to bypass Bosphorus Straits [Electronic resource] URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-13207304 (accessed 7.05.2019)
[8] Tutuncu, Ay§e Nur. Montra Sozleçmesi ve Kanal istanbul. Public and Private International Law Bulletin, Vol.37, no. 1, p. 117
[9] Yildirim: Le Canal Istanbul n'a pas de lien avec la Convention de Montreux sur les détroits [Electronic resource] URL: https://www.aa.com.tr/fr/turquie/yildirim-le-canal-istanbul-na-pas-de-lien-avec-la-convention-de-montreux-sur-les-détroits/1032894# (accessed 7.05.2019)