ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ О ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЯХ
Грушецкий К.О.
Грушецкий Константин Олегович - магистрант, юридический факультет им. А.А. Хмырова, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: в своей статье автор раскрывает понятие присяжных заседателей, рассматривает институт присяжных заседателей в Российской Федерации. Раскрывает порядок формирования списков присяжных заседателей и дает оценку современному состоянию гражданской позиции граждан относительно указанного института.
Ключевые слова: присяжные, списки присяжных заседателей, основные вопросы для присяжных заседателей.
Суд присяжных - это очень важный элемент российской судебной системы, который призван обеспечивать права и свободы граждан (подсудимых) в судебном разбирательстве. Присяжные - это простые люди, которые участвуют в рассмотрении уголовного дела вместе с судьей. Суд присяжных является одним из наиболее демократических достижений современной судебной системы, так как присяжные -это не специалисты, и они привлекаются к рассмотрению только одного конкретного случая, это не заинтересованные в деле лица, поэтому их решение зависит только от убедительности доводов сторон. Кроме того, мнение суда присяжных, разумеется, более объективно и независимо, чем одного судьи: чем больше людей участвует в принятии решения, тем труднее оказать на них давление (но это не значит, что присяжных может быть бесконечное количество).
Полномочия присяжных заседателей регулирует уголовно процессуальный кодекс и Федеральный закон Российской Федерации от 20.08.2004 № 113-Ф3 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
В июне 2016 года были изменения законодательства, которые касаются присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации. Согласно этим изменениям институт присяжных заседателей вводится в районных судах (отмечу, что ранее институт присяжных действовал в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах). Также изменения коснулись численности присяжных. До 1 июня 2018 года было задействовано в судебном разбирательстве двенадцать присяжных заседателей, после 1 июня будет коллегия с восьми, и в районных судах коллегия с шести присяжных.
Хотелось бы осветить, как формируются списки присяжных заседателей, и кто может исполнить эту очень важный «гражданский долг».
Списки присяжных формируются раз в четыре года органом местного самоуправления.
Председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономной области, автономных округов вносят представление в высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации о необходимой численности присяжных. В свою очередь высший исполнительный орган устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципального образования число граждан, которое необходимо для правильного функционирования института
присяжных заседателей. Исполнительно распорядительный орган муниципального образования формирует списки кандидатов в присяжные заседатели с числа граждан проживающих на территории муниципального образования, в случайном порядке с помощью информационного ресурса Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».
Согласно Федеральному закону кандидатами и соответственно присяжными заседателями не могут быть лица:
«- которые не достигли к моменту составления списков возраста 25 лет;
- которые имеют непогашенную или неснятую судимость;
- которые признаны судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
- которые состоят на учете у нарколога или психиатра.
К участию в рассмотрении конкретного дела не допускаются лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство, и лица которые имеют физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела» [3].
О составлении списка кандидатов в присяжные заседатели орган местного самоуправления извещает граждан, проживающих на территории муниципального образования (через СМИ), а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели. В течение двух недель гражданин, которого включили в список, может подать письменное заявление об исключении его из этого списка и исправлении неточных сведений, содержащихся в этих списках.
После этого, уточненные списки подписываются главами администрации муниципального самоуправления и отправляются в районные суды и высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Когда судья назначает дату судебного разбирательства с участием присяжных заседателей, работники судебной системы с помощью программы случайного выбора определяют фамилии народных заседателей из общего ранее сформированного списка. Гражданин, который был выбран кандидатом в присяжные заседатели и не написал заявление о невозможности его участия в заседании, обязан явиться на судебное разбирательство. Следует указать, что ответственности за неявку кандидата в присяжные в действующем законодательстве не предусмотрено. Однако неявка в суд присяжного заседателя может привести к денежному взысканию. В течение года один гражданин не может быть назначен присяжным заседателем более одного раза.
Естественно, что участие гражданина в качестве присяжного заседателя в судебном разбирательстве приводит к тому, что он вынужден пропускать свою основную работу. Каждому присяжному заседателю выплачиваются денежное пособие за участие в судебном процессе из расчета У от оклада профессионального судьи Российской Федерации. Законом определен статус гражданина, выбранного в качестве присяжного, по отношению к действию работодателя:
1. Присяжный освобождается от работы и имеет право на сохранение за ним средней заработной платы даже при отсутствии его на рабочем месте;
2. Работодатель не имеет права увольнять, понижать по должности работника в его отсуствие;
3. Дни работы в качестве присяжного считаются рабочими и зачисляются в общий стаж;
4. Работник не лишается своих льгот на основном рабочем месте.
В судебном заседании присяжные не должны «становится самостоятельным следователем» и пытаться по-своему расследовать уголовное дело. Задача присяжных заседателей - решить вопрос о виновности подсудимого в соответствии с уголовным законом и ответить на основной вопрос следствия: «Виновен ли подсудимый?». Присяжные заседатели не определяют вид и меру наказания, но если обвиняемый
133
признан виновным, они вправе признать его заслуживающим снисхождения. В этом случае судья не может приговорить подсудимого к смертной казни или пожизненному заключению, а срок лишения свободы должен быть меньше максимального срока, предусмотренного законом.
На какие же конкретно вопросы должны ответить присяжные? В соответствии со ст. 339 ч. 1 УПК РФ, перед присяжными по каждому из деяний на каждого подсудимого ставятся три основных вопроса:
- доказано ли, что деяние имело место,
- доказано ли, что это деяние совершил подсудимый,
- виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.
Затем могут идти иные частные, уточняющие вопросы (о степени преступных намерениях, причинах преступления и т.д.). Не могут ставиться вопросы, требующие от присяжных юридической квалификации. В соответствии со ст. 339 ч. 4 УПК РФ присяжные решают, заслуживает ли подсудимый снисхождения.
Эти вопросы формируются судьей в письменном виде (вопросный лист) и передаются присяжным, которые в совещательной комнате отвечают на них.
Подведя итог института присяжных заседателей, необходимо сказать, что в обществе существует противоречие в отношении к данному институту. Одна группа граждан поддерживает институт присяжных. Вторая соответственно категорически против присяжных и их основной аргумент - это непрофессионализм, как могут люди «не юристы» определять судьбу человека. Я отношусь к первой группе и еще раз повторю: присяжные не знают законов, и не определяют меру наказания. Всё, что от них нужно, - это вынести вердикт: - Как, по их честному, искреннему мнению -виновен человек, или нет? Да - нет? Для этого их знакомят с материалами дела, они сидят в суде, слушают всех. Если они выносят вердикт - невиновен, человека отпускают. Если виновен, - то в дело вступают профессионалы.
Ну а вторую группу (которая не поддерживает данный институт) можно охарактеризовать - «моя хата с краю». Ведь все мы знаем, что, судебная власть должна быть честной, справедливой. К сожалению, в последнее время много примеров что представители судей ведут себя не подобающее, в том числе и на заседаниях. И институт присяжных это всего лишь один из механизмов контроля над законностью и справедливостью при судебном разбирательстве.
Список литературы
1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (действующая редакция). М.: Проспект, 2003.
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. 05.02.2014) // КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (ред.01.07.2017.) // КонсультантПлюс.
4. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 13 февраля 2018 № 5 «О применении некоторых положений Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».