Евсеенко Вероника Евгеньевна
заместитель начальника отдела правового департамента администрации Краснодарского края (e-mail: [email protected])
Некоторые теоретические проблемы определения тайны в уголовном процессе
В статье рассматривается понятие «сведения, составляющие охраняемую законом тайну», масштабно применяемое в законодательных актах; автор приходит к выводу, что сведения не могут составлять тайну. Предлагается отказаться в УПК РФ и иных законодательных актах от указанной формулировки, заменив ее на «сведения, находящиеся в охраняемом законом режиме» либо «сведения, находящиеся в охраняемой законом тайне».
Ключевые слова: уголовный процесс, охраняемая законом тайна, информация ограниченного доступа, правовые позиции, правовой режим информации.
V.E. Evseenko, Deputy Head of Section of Legal Department of the Administration of Krasnodar Region; e-mail: [email protected] Some theoretical problems of definition secrets in criminal proceedings
In the article the author considers the concept of «information constituting a secret protected by the law», a scale used in legislative acts and comes to the conclusion that information cannot be a secret. It is proposed to refuse in the Criminal procedure code and other legislative acts from the wording, replacing it with «information that is in the mystery».
Key words: criminal trial, secret protected by law, restricted information, legal position, legal regime of information.
Одним из современных направлений развития уголовно-процессуальной деятельности выступает качественное совершенствование ее информационной составляющей, выполняющей важную роль в повышении эффективности уголовного судопроизводства. На основе полученной информации устанавливаются обстоятельства совершения преступления и иные значимые факты, принимаются процессуальные решения и производятся действия, в том числе и те, что огранивают права и свободы лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве.
Информация в современном уголовном судопроизводстве становится все более разнообразной и масштабной. Результаты научно-технического прогресса открывают пути к появлению новых информационных источников, позволяют отыскивать значимые сведения в тех сферах, которые ранее были недоступны органам предварительного расследования и суду.
Новый этап совершенствования правового регулирования обращения с информацией начался с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон от 27 июля 2006 г.) [1]. В соответствии со ст. 2 Закона от 27 июля 2006 г. информация - сведения (сооб-
щения, данные) независимо от формы их представления.
В Российской Федерации реализован комплекс мер по совершенствованию правового режима обращения с информацией. Приняты федеральные законы «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», изменены и дополнены отдельные статьи Гражданского кодекса РФ, федеральных законов «О коммерческой тайне», «О банках и банковской деятельности», Указа Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». Кроме того, развернута работа по созданию механизмов реализации указанных федеральных законов, осуществляется подготовка иных законопроектов, регламентирующих отношения в информационной сфере.
Однако следует констатировать отсутствие единой государственной политики в сфере правового регулирования обращения с информацией вообще и в уголовном судопроизводстве в частности, когда нет четкого понимания
250
и научно обоснованного представления о сущности охраняемой законом тайны, процессуальных средствах, методах и способах ее обеспечения.
Решение этого вопроса связано с определением общего понятия тайны и на этой основе выработкой понятия отдельных видов тайн, охраняемых законом, в том числе уголовно-процессуальными средствами. В уголовном судопроизводстве с понятием тайны связаны многие процессуальные институты.
Например, суд уполномочен принимать решения о выемке предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях (п. 7 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). Буквальное воспроизведение положения уголовно-процессуального закона позволяет явно представить неадекватность терминологии: в одном случае указывается на выемку предметов и документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну, а в другом - предметы и документы, содержащие сведения о вкладах и др. Получается, что в первом варианте предмет или документ содержит не информацию, а определенную тайну, хотя его выемка производится не потому, что следователю нужна тайна, а некая информация, находящаяся в режиме тайны.
Законодатель оперирует следующими конструкциями: «коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации» [2], «сведения, составляющие государственную тайну» [3], «сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну» [4], «сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну» [5].
К числу наиболее часто применяемых формулировок относятся «сведения, составляющие» ту либо иную разновидность тайны, которая находится в основе дефиниций врачебной тайны (ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), банковской тайны (п. 2 ст. 857 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»), аудиторской тайны (п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» [6]).
В отечественной литературе при формулировании понятия «тайна» имеются различные точки зрения. В ряде определений отсутствуют четкие признаки тайны, что, безусловно, затрудняет осуществление правильной правовой оценки и квалификации в случае нарушения охраняемых законом тайн [7].
Следует признать обоснованной позицию М.В. Пермякова, который утверждает, что понятие тайны не сводимо к информации [8, с. 83], и
обосновывает свою точку зрения утверждением об информации как знании, устраняющем неопределенность представления о чем-либо.
Имеет научный интерес и точка зрения Э.Ф. Шамсумовой, утверждающей, что правовой режим - особый порядок законодательного урегулирования деятельности, действий или поведения физических и юридических лиц в различных сферах общественных отношений либо на определенных объектах, включающий в себя установление механизма обеспечения фактической реализации системы стимулов, нормативов, гарантий, запретов, обязываний, ограничений, а также их компетентное исполнение, применение мер принуждения и привлечение виновных к ответственности [9, с. 5б].
Приведенные позиции помогают уяснить важное обстоятельство: предметы и документы не могут содержать тайну, они содержат (могут содержать) некие интересующие субъекта уголовно-процессуальных отношений (например, следователя) сведения, информацию. Однако получить информацию можно только в определенном порядке, выполнив предписания по доступу к ней, установленные законом. Поэтому часто употребляемая категория «охраняемая законом тайна» - это не сведения, а правовой режим, т.е. установленный законом (иным правовым актом) порядок доступа к этим сведениям, обращения с ними, включая возможность более или менее широкого их распространения (опубликования).
В уголовном судопроизводстве достаточно часто приходится оперировать категорией «сведения, составляющие тайну» (врачебную, банковскую, коммерческую, личную и др.). Применительно к материалам уголовного дела законодатель избегает употребления формулировки «тайна», указывая лишь на то, что данные предварительного расследования не подлежат разглашению (ст. 161 УПК РФ). Тем самым законодатель установил определенный правовой режим для обращения с данными предварительного расследования, а применяемая формулировка представляется наиболее адекватной сущности регулируемых правоотношений.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости выработки единого терминологического аппарата по вопросу определения тайны в уголовном процессе.
Подводя итог, сформулируем основные выводы.
1. Информация (сведения) не составляет тайны, как это зафиксировано в большинстве нормативных правовых актов, поскольку может находиться в тайне, т.е. в особом правовом режиме.
2. Тайна, охраняемая законом - это особый правовой режим существования и оборота ин-
251
формации, обеспечиваемый совокупностью законодательных предписаний, устанавливающих специальный порядок доступа, оборота и разглашения информации. Особенностью данного правового режима является наивысший уровень (федеральные законы) правовых предписаний, ограничивающих доступ и оборот соответствующей информации. Этот режим может распространяться только на определенные катего-
рии информации, представляющей особое значение для государства, общества и личности.
3. Следует отказаться в УПК РФ и иных законодательных актах от использования формулировки «сведения, составляющие охраняемую законом тайну», заменив ее на «сведения, находящиеся в охраняемом законом режиме» либо «сведения, находящиеся в охраняемой законом тайне».
1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г. № 264-ФЗ). Доступ из справ. правовой системы «<КонсультантПлюс».
2. О коммерческой тайне [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (в ред. от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ). Доступ из справ. правовой системы « КонсультантПлюс».
3. О государственной тайне [Электронный ресурс]: закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (в ред. от 21 дек. 2013 г. № 377-ФЗ). Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».
4. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2015 г. № 441-ФЗ). Доступ из справ. правовой системы «<Консультант-Плюс».
6. Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 дек. 2008 г. № 307-ФЗ (в ред. от 1 дек. 2014 г. № 403-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Мазуров В.А. Тайна: государственная, коммерческая, банковская, частной жизни. Уголовно-правовая защита: учеб. пособие. М., 2003.
8. Пермяков М.В. Категория «тайна» в системе правового регулирования: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006.
9. Шамсумова Э.Ф. Категория «правовой режим» в юриспруденции. Екатеринбург, 2003.
1. About information, information technologies and protection of information [Electronic resource]: fed. law d.d. July 27, 2006 № 149-FL (as amended on July 13, 2015 № 264-FL). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
2. Trade secrets [Electronic resource]: fed. law d.d. July 29, 2004 № 98-FL (as amended on March 12, 2014 № 35-FL). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
3. On state secrets [Electronic resource]: law of the Russian Federation d.d. July 21, 1993 № 5485-1 (as amended on Dec. 21, 2013 № 377-FL). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
4. Criminal code of the Russian Federation [Electronic resource]: fed. law d.d. June 13, 1996 № 63-FL (as amended on March 30, 2015 № 67-FL). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
5. Criminal procedure code of the Russian Federation [Electronic resource]: fed. law d.d. Dec. 18, 2001 № 174-FL (as amended on Dec. 30, 2015 № 441-FL). Access from legal reference system «ConsultantPlus».
6. On audit activity [Electronic resource]: fed. law d.d. Dec. 30, 2008 № 307-FL (as amended on Dec. 1, 2014 № 403-FL Access from legal reference system «ConsultantPlus».
7. Mazurov V.A. Secret: the state, commercial, banking, privacy. Criminal law protection: study aid. Moscow, 2003.
8. Permyakov M. V. Category of «mystery» in the system of legal regulation: diss. ... Master of Law. Ekaterinburg, 2006.
9. Shamsymova E.F. Category «legal regime» in jurisprudence. Yekaterinburg, 2003.
252