Научная статья на тему 'Некоторые теоретические и историко-правовые подходы к определению деятельности Отдельного корпуса пограничной стражи в пограничном пространстве Российской империи'

Некоторые теоретические и историко-правовые подходы к определению деятельности Отдельного корпуса пограничной стражи в пограничном пространстве Российской империи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТДЕЛЬНЫЙ КОРПУС ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ НА ГРАНИЦЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / SEPARATE CORPS OF THE BORDER GUARD / ACTIVITIES FOR THE CONTROL AND SUPERVISION OF BORDERS / SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Парсуков Владимир Александрович

С позиции теоретического и историко-правового осмысления предпринята попытка установить, что представляла собой деятельность Отдельного корпуса пограничной стражи России. В соответствии с современным нормативным определением понятия «спецслужбы» автор приходит к выводу, что деятельности корпуса были присущи содержащиеся в этом понятии правовые признаки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Парсуков Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Theoretical and Historical-Legal Approaches for the Definition of the Activities of the Separate Corps of Border Guards in the Border Space of the Russian Empire

From the position of theoretical and historical and legal interpretation in the article an attempt is made to establish what constituted the activity of the Separate Corps of the Border Guard of Russia. In accordance with the modern normative definition of the concept of “special services”, the author comes to the conclusion that the corps activities had legal features inherent in that.

Текст научной работы на тему «Некоторые теоретические и историко-правовые подходы к определению деятельности Отдельного корпуса пограничной стражи в пограничном пространстве Российской империи»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 3 (52). С. 34-36.

УДК 351.746.1

DOI 10.25513/1990-5173.2017.3.34-36

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНОГО КОРПУСА ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ В ПОГРАНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

SOME THEORETICAL AND HISTORICAL-LEGAL APPROACHES FOR THE DEFINITION OF THE ACTIVITIES OF THE SEPARATE CORPS OF BORDER GUARDS IN THE BORDER SPACE OF THE RUSSIAN EMPIRE

В. А. ПАРСУКОВ (V. A. PARSUKOV)

С позиции теоретического и историко-правового осмысления предпринята попытка установить, что представляла собой деятельность Отдельного корпуса пограничной стражи России. В соответствии с современным нормативным определением понятия «спецслужбы» автор приходит к выводу, что деятельности корпуса были присущи содержащиеся в этом понятии правовые признаки.

Ключевые слова: Отдельный корпус пограничной стражи; деятельность по контролю и надзору на границе; безопасность.

From the position of theoretical and historical and legal interpretation in the article an attempt is made to establish what constituted the activity of the Separate Corps of the Border Guard of Russia. In accordance with the modern normative definition of the concept of "special services", the author comes to the conclusion that the corps activities had legal features inherent in that.

Key words: Separate Corps of the Border Guard; activities for the control and supervision of borders; security.

Целью деятельности Отдельного корпуса пограничной стражи (далее - ОКПС) в конце XIX - начале XX в. выступали условия, обеспечивающие защиту и охрану границы России. В связи с этим вся деятельность чинов корпуса направлялась на создание и поддержание соответствующих условий безопасности, обеспечивающих защиту интересов государства в его пограничном пространстве от различных угроз.

Обозначение пределов пограничного пространства императорской России осуществлялось законодательно. Государственной границей считалась черта, отделяющая территорию Российского государства от соседних государств [1]. На местности эта черта определялась естественными рубежами (морями, озёрами, реками) или обозначалась искусственными знаками.

К пограничному пространству Российской империи относилась также местность, прилегающая к границе, которая подразделялась на полосы. Пограничная полоса определялась как «пятивёрстное от границы до второй линии и двухвёрстное от сей линии во внутрь империи расстояние, а всего пространство семи вёрст, как по сухопутной европейской границе, так и по берегам Белого, Балтийского, Чёрного и Азовского морей» [2]. Ещё существовали непосредственно прилегающая полоса, 100-, 250-, 875-саженнные полосы, морская-таможенная, 21-вёрстная и 50-вёрстная пограничные полосы, а также 100-вёрстная.

В каждой из полос устанавливался определённый правовой режим. К примеру, в пределах 100-саженной и 250-саженной полос чины ОКПС наблюдали за тем, чтобы не производилось исправление существующих

© Парсуков В. А., 2017

Некоторые теоретические и историко-правовые подходы к определению деятельности..

или возведение новых построек, а в пределах 875-саженной полосы пограничникам разрешалось производство обысков и выемок контрабанды [3].

Отдельные исследователи [4] считают, что пограничная стража представляла собой специальное полицейское формирование органов государственного управления. Подобная точка зрения может быть основана также и на том, что деятельность ОКПС была направлена на охрану общественной безопасности и выявление экономических преступлений в пограничном пространстве Российской империи.

По этому поводу в начале XX в. командир Крымской бригады ОКПС полковник М. П. Чернушевич замечал: «На основании действующих положений устава таможенного пограничная стража есть специальная военная сила в государстве, призванная охранять границы государства не только в таможенном, но и в политическом и полицейском отношениях» [5].

Наше исследование показывает, что ОКПС в конце XIX - начале XX в. осуществлял такие виды государственного надзора, как пограничный, карантинный, частью - таможенный и полицейский [6].

По утверждению В. М. Савицкого, надзор является формой контрольной функции. К. В. Карелин и Н. А. Погодина рассматривают контроль как разветвлённую систему государственных и общественных институтов, как совокупность социальных механизмов, воздействующих на человеческое поведение с целью устранения его отклонения от общепринятых норм [7].

В юридической науке контроль рассматривается либо как функция государственного управления, либо как специфическая деятельность государственных органов. Например, В. П. Беляев определяет контроль как форму юридической деятельности, при которой управомоченные органы и лица в рамках контрольного производства для получения юридически значимых результатов и оказания (обеспечения) регулирующего воздействия осуществляют на подконтрольных объектах сбор и проверку информации о фактическом выполнении нормативных предписаний [8].

Такой вид надзора, как административный, С. М. Зырянов [9] относит к охрани-

тельной функции государства, которая носит неоднородный характер и может быть разделена на функции наблюдения, мониторинга, проведения проверок, пресечения правонарушений, применение мер предупреждения. Административный надзор им определяется как специальный вид государственного контроля, являющийся одной из правоохранительных функций.

В соответствии с п. 3 Административного регламента ФСБ России (Приложение к приказу от 8 ноября 2012 г. № 562) [10] исполнение государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации осуществляют пограничные органы. Они же, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, наделены различными государственными полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, связанных с уничтожением (нарушением) специальных знаков на границе [11].

В начале XX в. исполнение государственной функции по осуществлению контроля на пограничных пунктах возлагалось на ОКПС. Исходя из требований Устава о паспортах (1903) и Инструкции службы чинов ОКПС, пограничники должны были строжайше наблюдать, чтобы при въезде в империю и выезде из неё все лица имели паспорта и легитимационные билеты.

В современных условиях функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы России, борьбы с преступностью, общественной безопасности, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», осуществляет орган исполнительной власти - федеральная служба [12].

Отдельные международные договоры Российской Федерации [13], соответствующим образом ратифицированные [14] и потому являющиеся частью правовой системы России (ст. 15 Конституции), содержат определение специальных служб. Под таковыми понимаются государственные органы, которые в соответствии с национальным законо-

В. А. Парсуков

дательством сторон предназначены осуществлять разведывательную, контрразведывательную деятельность, а также выполнять специальные функции с целью обеспечения национальной безопасности государства.

В начале XX в. в России цели службы пограничного надзора, осуществляемого ОКПС, достигались путём организации на границе сторожевой и разведывательной службы. В частности, разведывательная служба осуществлялась как самими чинами корпуса, так и при помощи лиц, оказывающих пограничникам гласное и негласное содействие [15].

По мнению Н. В. Грекова, органами контрразведки в Российской империи являлись корпуса жандармов, наружная и охранная полиции, а в приграничной полосе - чины ОКПС, таможни и корчемной стражи [16]. Случаи задержания чинами ОКПС шпионов «по долгу службы и присяги» были не редкостью. Они предусматривали, помимо благодарности, награждение знаком отличия Св. Анны с одновременным денежным поощрением [17].

Наличие специальных функций ОКПС подтверждается мнением министра финансов С. Ю. Витте, считавшего, что «специальная пограничная служба» имела важное государственное значение для «охраны весьма значительного казённого дохода и интересов отечественной промышленности» [18].

Таким образом, ОКПС обладал всеми признаками спецслужбы, к которым можно отнести осуществление разведывательной, контрразведывательной деятельности и выполнение контрольно-надзорных функций по обеспечению безопасности Российского го -сударства.

В общем смысле деятельность ОКПС представляла собой комплекс мер, осуществляемых чинами корпуса в пределах, установленных законом полномочий, направленных на обеспечение охраны и защиты государственной границы Российской империи от различных угроз.

1. Инструкция службы чинов ОКПС. - СПб. : Изд. шт. ОКПС, 1912. - 298 с.

2. Правила об отдельном корпусе пограничной стражи 1910 г. // СЗРИ. Т. VI. Ч. 2. - СПб., 1910.

3. Инструкция службы чинов ОКПС.

4. Алексеев М. Н. Военная разведка России от Рюрика до Николая II : в 2 кн. Кн. I. - М. : Рус. разведка, Евразия плюс, 1998. - 432 с.

5. Чернушевич М. П. Материалы к Истории Пограничной Стражи. Ч. I. Стычки с контрабандистами и прочие происшествия на границе : (сборник). Вып. III / под ред. А. Д. Свиньина. - СПб., 1903. - 349 с.

6. Инструкция службы чинов ОКПС.

7. Карелин К. В., Погодина Н. А. Соотношение контроля и надзора в российской правовой системе // Российская юстиция. - 2012. - № 3. -С. 72-74.

8. Беляев В. П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: вопросы теории и практики : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. -Саратов, 2006. - 55 с.

9. Зырянов С. М. Административный надзор органов исполнительной власти : дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2010. - 497 с.

10. Зарегистрирован Минюстом России 3 июня 2012 г. № 24781.

11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. - № 10. - Ст. 1166.

12. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22 июня 2010 г.) // Российская газета. - 2004. - № 50.

13. Соглашение о льготных условиях поставок специальной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности : (заключено в г. Душанбе 6 октября 2007 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2010. - № 2. - С. 5-10.

14. О ратификации Соглашения о льготных условиях поставок специальной техники и специальных средств для оснащения правоохранительных органов и специальных служб государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности : Федеральный закон от 5 апреля 2009 г. № 52-ФЗ // Российская газета. - 2009. - № 60.

15. Парсуков В. А. Некоторые аспекты правового регулирования агентурной деятельности в Отдельном корпусе пограничной стражи // Оперативник (сыщик). - 2015. - № 1 (42). - С. 3-6.

16. Греков Н. В. Русская контрразведка в 19051917 гг.: шпиономания и реальные проблемы. Военная литература (исследования). - М. : МОНФ, 2000 // Военная литература : сайт. -URL: http://militera.lib.ru/research/grekov /02.html (дата обращения: 01.08.2013).

17. Чернушевич М. П. Приёмы военного шпионства и шпионы. Наставление для нижних чинов / М. П. Чернушевич ; изд. под ред. нач. шт. ОКПС генерал-лейтенанта Кононова. -СПб. : Тип. штаба ОКПС, 1914. - 31 с.

18. ЦПМ ФСБ России. ДФ. Д. 585. Л. 570.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.