Научная статья на тему 'Некоторые теоретические аспекты дальнейшего совершенствования проведения правового мониторинга в Республике Казахстан'

Некоторые теоретические аспекты дальнейшего совершенствования проведения правового мониторинга в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ МОНИТОРИНГ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые теоретические аспекты дальнейшего совершенствования проведения правового мониторинга в Республике Казахстан»

«Жаршыныц» мурагат беттерг

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОГО МОНИТОРИНГА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Сафарова Т. С.,

начальник Центра правового мониторинга Института законодательства РК, кандидат юридических наук

(Статья к.ю.н. Сафаровой Т.С. «Некоторые теоретические аспекты дальнейшего совершенствования проведения правового мониторинга в Республике Казахстан» // «Вестник Института законодательства Республики Казахстан» - №2(34)-2014 г. Рубрика «Правовой мониторинг и антикоррупционная экспертиза действующих НПА». - С. 92-95).

В настоящее время основу регламентации проведения правового мониторинга составляет Закон РК от 24 марта 1998 г. №214-1 «О нормативных правовых актах» (далее - ЗРК о НПА), который закрепляет понятиеправового мониторинга, устанавливает, что проведение правового мониторинга является одной из мер обеспечения законности нормативных правовых актов, а также обязанность государственных органов проводить правовой мониторинг.

Порядок проведения правового мониторинга государственными органами в отношении НПА, принятых ими и (или) разработчиками которых они являлись, а также актов, относящихся к их компетенции, устанавливается Правилами проведения правового мониторинга нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства РК от 25 августа 2011 года №964.

Дальнейшее совершенствование института правового мониторинга в Республике Казахстан предусматривается в рамках разработки проекта нового ЗРК «О правовых актах» (далее - ЗРК о НПА). В этой связи уточнено определение понятия «правовой мониторинг», конкретизированы его цели и задачи, объекты и субъекты правового мониторинга.

В пп. 12-1) действующего ЗРК о НПА правовой мониторинг нормативных правовых актов определяется, как «деятельность государственных органов, осуществляемая на постоянной основе, по сбору, оценке, анализу информации о состоянии законодательства Республики Казахстан, а также по прогнозу динамики его развития и практики применения в целях выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан устаревших и коррупциогенных норм права, оценки эффективности их реализации».

Из анализа Концепции правовой политики вытекает, что правовой мониторинг предполагает мониторинг как действующего законодательства и правоприменительной практики, так и правотворческой деятельности, а также тенденций развития отраслей права и право-

вых систем. Это соответствует общепризнанным теоретическим доктринам определения понятия правого мониторинга, который охватывает и мониторинг законодательства, и мониторинг правоприменительной практики, и мониторинг закона, и мониторинг НПА.

С этой точки зрения термин «правовой мониторинг нормативных правовых актов», применяемый в нашем законодательстве сужает универсальное понятие правового мониторинга, а также смысл, вкладываемый в него Концепцией. Кроме того, возникают проблемы разрешения соотношения понятий НПА и законодательства.

В теории государства и права, согласно принципу иерархии НПА, термин «законодательство» определяется на порядок выше термина «нормативный правовой акт». Законодательство — это система нормативных актов во главе с законом.

Понимание законодательства - вопрос не только теоретический, но и сугубо практический. От правильной постановки этого вопроса зависит, как мы видим, положение закона в механизме правового регулирования. Поэтому в процессе нормотворчества, правоприменения необходимо применять только узкое понимание законодательства, опирающееся на разную природу и юридическую силу законодательных и подзаконных актов.

Четкое закрепление в законах содержания законодательства определяет и иерархию нормативных правовых актов, степень их юридической силы, что позволяет более эффективно действовать правоприменительным органам при наличии юридических коллизий.

Таким образом, деятельность по сбору, оценке, анализу информации о состоянии законодательства Республики Казахстан, а также по прогнозу динамики его развития и практики применения, есть мониторинг законодательства и правоприменительной практики, а не «правовой мониторинг НПА».

Важное теоретическое и практическое значение имеет рассмотрение правового мо-

Вестник Института законодательства РК

№4 (53) - 2018

Архивные страницы «Вестника»

ниторинга не только как одного из видов государственной деятельности, призванного устанавливать степень эффективности правового регулирования, но и в статусе нового организационно-правового института анализа, оценки и совершенствования действующего законодательства и правоприменительной практики, нормотворческой деятельности.

В свою очередь, решение задач обеспечения правильной прогнозно-аналитической деятельности, а также постоянного мониторинга тенденций развития отраслей права предполагают приложение более активных усилий к дальнейшему совершенствованию и повышению эффективности проводимой государством правовой политики.

Степень эффективности проводимой государством правовой политики находится в прямой зависимости от возможности и способности обеспечения функционирующей системой права наиболее жизненно важных для общества, государства и отдельной личности благ и ценностей. В этой связи выделяются два основных критерия оценки при проведении правового мониторинга - обеспечение удовлетворения с помощью права общественных потребностей, социальных интересов, прав и законных интересов граждан и обеспечение собственно юридического качества действия правовых принципов и норм. Критерии измеряются с помощью показателей, разные значения которых дают картину реальной правовой жизни.

В новом законопроекте о ПА закреплено, что «17) правовой мониторинг - система постоянного наблюдения, сбора, анализа информации о состоянии законодательства Республики Казахстан и практике его применения с целью оценки и прогнозирования эффективности законодательства, выработки предложений по его совершенствованию;».

С точки зрения системного подхода к изучению, анализу и оценке явлений и процессов, законодательство как система, включающая в себя упорядоченное разнообразие правовых норм и обладающая интегратив-ным качеством, обусловливает целостное и целесообразное взаимодействие правовых элементов между собой и с окружающей средой, и обеспечивает решение определённых задач правового регулирования общественных отношений. Мониторинг в этом случае выступает как обеспечивающая подсистема и, одновременно, как целевая программа слежения за реализацией законодательного акта. Кроме того, мониторинг обеспечивает все каналы обратной связи, результаты которой учитываются при принятии управленческих, законодательных и иных решений [1, с. 147].

Определение понятия ПМ через «систему» учитывает особенности мониторинга как

динамического, так и статического характера. Он рассматривается как планомерный, систематический процесс, проводящийся на всех стадиях юридической деятельности, таких как состояние законодательства, правоприменительный процесс, оценка качества действующих НПА, правотворческий процесс и является родовым для всех видов мониторинга соответствующих стадий.

Кроме того, определение понятия правового мониторинга через «систему» и не привязывание его только как к «деятельности государственных органов» позволяет расширить механизм его осуществления путем вовлечения общественных и иных структур к его проведению.

Осуществление системного подхода позволяет проектировать и реализовывать систему мониторинга как средство достижения целей и решения поставленных задач при минимизации затрат [2, с. 49-50].

Цели мониторинга являются определяющими при формировании структуры и содержания его системы, которая может рассматриваться как компонент целостной системы контроля. Иными словами, траектория, методология и содержание мониторинга, а также его результаты во многом зависят от поставленной цели. При этом цель правового мониторинга определяется как контроль, прогноз, повышение качества и эффективности законодательства и правоприменительной практики.

Н.Н. Толмачева целью правового мониторинга закона, иного объекта наблюдения называет предотвращение и (или) устранение нежелательных последствий его применения [3, с. 3-11].

Другие источники считают необходимым чётко сформулировать как основные цели правового мониторинга, так и его конечную цель. При этом к основным целям они относят: оценку эффективности функционирования правовой системы; систематизацию действующего законодательства; создание постоянно действующей системы обратной связи между субъектами нормотворческой деятельности и правоприменителем; подготовку предложений по совершенствованию законодательства.

Конечной целью называют создание эффективного механизма правотворчества и реализации его результатов - нормативных правовых актов, отражающих общественные потребности на следующих стадиях:

- правотворческой деятельности по законодательному обеспечению государственной политики;

- подзаконного правотворчества;

- правоприменительной деятельности;

- осуществления правосудия [4, с. 20].

Цель правового мониторинга, под которой, согласно нашему законодательству, пони-

Вестник Института законодательства РК А С

№4 (53) 2018 15

«Жаршыныц» мурагат 6emntepi\

мается «выявление противоречащих законодательству Республики Казахстан устаревших и коррупциогенных норм права, оценки эффективности их реализации», также требует пересмотра. Не говоря о некорректности в правовом отношении «оценки эффективности реализации противоречащих законодательству, устаревших и коррупциогенных норм права», цели правового мониторинга в действующем определении изложены, на наш взгляд, не системно, по своей значимости они неравновелики, усечены и по своему содержанию больше схожи с задачами и методами по их решению.

В этой связи в новом законодательстве

правовой мониторинг ставит целью оценку и прогнозирование эффективности законодательства, выработку предложений по его совершенствованию.

Кроме того, новое законодательство в сфере правового мониторинга предусматривает возможность привлечения государственными органами общественных и научных организаций (учреждений, физических лиц).

В целях достоверной оценки состояния законодательства РК предусматривается концептуально пересмотреть механизм и порядок проведения правового мониторинга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Т.Т. Галиев, Н.Т. Тлеухан. Правовой мониторинг: теоретико-методологический аспект.

- Астана: Изд-во Парламента РК, 2008. - 205 с.

2. Галиев Т. Т., Тлеухан Н.Т. Правовой мониторинг: теоретико-методологический аспект.

- Астана: Изд-во Парламента РК, 2008. - 205 с.

3. Толмачева Н. Мониторинг закона - от практики к теории // Право и экономика, 2006, №7. - С. 3-11.

4. Правовой мониторинг. Научно-практическое пособие. - М.: ИД «Юриспруденция», 2009. - 416 с.

Мацала Казацстан Республикасында цщыцтыц мониторингт1 эр1 царай жет1лд1ру мэсе-лелергне арналган.

ТYйiн свздер: цщыцтыц мониторинг, тшмдшкт1 болжау, зацнама.

Статья посвящена вопросам дальнейшего совершенствования правового мониторинга в Республике Казахстан.

Ключевые слова: правовой мониторинг, прогнозирование эффективности, законодательство.

This article is devoted to questions of further improvement of legal monitoring in the Republic of Kazakhstan.

Keywords: legal monitoring, efficiency forecasting, legislation.

Вестник Института законодательства РК

№4 (53) - 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.