Рыбаков C.B.
Доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Уральского федерального университета (г. Екатеринбург, Российская Федерация).
Некоторые страницы истории отношений Руси с Византией
Анализ цивилизационных особенностей любой страны невозможен без обращения к их корневым, базисным чертам. Такими чертами являются, прежде всего, язык и культура, глубинно связанная с религиозными традициями. Фундаментальные «цивилизационные активы» России - это русский язык, относящийся к славянским языкам, и культура, опирающаяся на традиции православия, пришедшего на Русь из Византии. Хотя феномен российской цивилизации определяется не только славянским и византийским компонентами, но именно они стали ее «несущими конструкциями». В своих истоках история России, как и история многих других славянских стран, прочными нитями соединена с историей Византии.
Перед взорами иностранцев Византийская империя представала олицетворением богатства и могущества. Огромными масштабами отличался Константинополь, население которого уже в XI веке превысило миллион жителей. О роскоши этого царственного города по миру ходили легенды. Мозаичное убранство собора Святой Софии в Константинополе своим великолепием поражало любого, кто переступал его порог. Архитектурными красотами славились также Антиохия, Александрия, Фессалоники, Херсонес. Роскошь Византии притягивала интерес и любопытство самых разных народов. Восточные славяне среди них не были исключением.
В исторических источниках содержится немало сведений об отношениях Византии с Русью. Судя по всему, поначалу эти отношения были далеки от дружеских. В IX веке россы совершали морские набеги на византийские владения в Крыму, на Кавказе, в Малой Азии и даже добирались до Царьграда-Константинополя, разоряя его окрестности.
Тенденция стала меняться, когда восточные славяне приступили к созданию собственного государства. На процесс его формирования влияла экономическая география: через Русскую равнину проходил торговый транзит, связавший Скан-
СП
f¥>L
тд
динавию с Византией, - «путь из варяг в греки». Вхождение Руси в систему международной торговли подготовило экономическую базу для возникновения русской государственности. Однако роль «пути из варяг в греки» не сводилась только к экономическим факторам. Он оказал на восточных славян культурно-цивилизующее воздействие, давая им возможность взаимодействовать с разными народами, знакомиться с опытом их исторического творчества. Наиболее ценным был опыт Византии - самой развитой и яркой державы того времени. Контакты с нею помогли восточным славянам получить представления о формах и средствах государственного строительства.
С образованием Русского государства его правящие слои стали стремиться к установлению прочных политических и торговых связей с Ромейской империей. По представлениям русских князей, для установления этих связей требовалось доказать грекам, что Русь обладает достойным государственным статусом. В 911 году князь Олег совершил военный поход на Царьград, заставив византийцев воспринять Русь как серьезную военную силу. Результатом похода стал торговый договор, по которому русские купцы получили право селиться в предместьях Царьграда и свободно торговать в нем.
В 941 году примеру Олега последовал князь Игорь, но его военно-морская экспедиция закончилась неудачей. Через три года Игорь повторил попытку, добившись на этот раз желаемого: император Роман согласился подписать с Русью новый договор. От имени русских послов в нем говорилось, что и князь Игорь, и его бояре, и все русские люди полны стремления заключить «союз любви» с византийскими царями, знатью и со всеми простыми людьми «на все годы, пока сияет солнце и весь мир стоит»1. Византийский басилевс внес в договор пункт о взаимной военной помощи, призванной показать «другим странам, какую любовь имеют между собой греки и русские»1.
Союз Руси с Византией укрепила вдова Игоря княгиня Ольга, в 955 году приехавшая в Царьград, чтобы принять православное крещение, «и наставил ее патриарх в вере»2. Крестным отцом Ольги стал император Константин Багрянородный.
1 Повесть временных лет. М.: Азбука, 1997. с. 34.
2 Там же. С. 44.
Вернувшись в Киев, Ольга позаботилась о создании условий Нпр для распространения на Руси византийского православия.
Сын Ольги Святослав Игоревич, хотя и не принял христианство, продолжил сотрудничество с Византией. Ссылаясь на договоренности с Игорем, византийское правительство попросило у Святослава помощи в усмирении восставших болгар.
Князь откликнулся, и в 967 году его рать заняла Болгарию. Болгары, будучи славянами, проявили лояльность к славянскому князю, и Святослав решил остаться у них, сделав своей столицей Переяславец на Дунае. Басилевс Иоанн Цимисхий, увидев в таком поведении нарушение русско-византийского договора, попытался образумить Святослава, послав ему письмо о недопустимости «разрушать мир, доставшийся нам от отцов неоскверненным и неколебимым». Цимисхий обращался к князю как к партнеру, советуя ему без промедления покинуть не принадлежавшую ему страну: «Если сами не уйдете, то изгоним вас против вашей воли»3.
Святослав, всю свою жизнь посвятивший воинской службе, выковывал в своем характере качества настоящего воина - отчаянно храброго, непритязательного к земным благам, презирающего опасности, ищущего риска. С этой точки зрения он воспринимается сейчас как человек, ставший прообразом для будущих казаков. Казачество, выйдя на историческую сцену через несколько веков после походов Святослава, то ли благодаря легендам и преданиям, то ли по какому-то внутреннему наитию несло в себе заветы отважного князя, а запорожцы даже копировали его внешний облик, запечатленный византийским хронистом Львом Диаконом.
Святослав, выше всего ценивший воинскую храбрость, отказал Цимисхию: «Зря император ромеев принимает россов за изнеженных баб и тщится запугать нас угрозами»4. Такой ответ был воспринят в Константинополе как дерзкий вызов. Против Святослава было направлено сильное византийское войско. Русские воины не забыли вкус побед, одержанных недавно над хазарами, и бились с полной отдачей сил. Но победить византийцев они не могли: сказывалось отсутствие достаточных резервов. Смирив гордый нрав, Святослав признал поражение и попросил Цимисхия не препятствовать россам в возвращении
3 Лев Диакон. История. М.: Наука, 1988. С. 57.
4 Там же.
гд с
§
на родину. Тот незамедлительно согласился. Мир между Византией и Русью был восстановлен, и договор, подписанный в 944 года князем Игорем и басилевсом Романом, остался в силе.
Политический союз Руси с Византией дополнялся разнообразными связями в культурно-религиозной сфере. Мощный импульс развитию этих связей придало создание византийскими просветителями Константином и Мефодием славянской письменности. Переработанный учениками братьев-просветителей славянский алфавит был назван «кириллицей» - в честь Константина, в монашестве получившего имя Кирилл. Сначала кириллица закрепилась у болгар, македонцев и сербов, затем ее узнали и на Руси.
Появление на Руси книг, написанных по-славянски, облегчило и ускорило ее переход от первобытных культов к христианству. Крещению Руси предшествовала политическая акция князя Владимира, связанная с русско-византийским договором о взаимопомощи. Выполняя этот договор, Владимир помог басилевсу Василию II подавить вооруженный мятеж полководцев Варды Склира и Варды Фоки. Удостоверяя признательность Владимиру, Василий II согласился отдать ему в жены свою порфирородную сестру Анну. Для этого Владимир должен был креститься и объявить христианство официальной религией Руси, что он и сделал летом 988 года, находясь в византийском Крыму, в Херсонесе. Этот древнегреческий город стал колыбелью русского православия.
Христианское вероисповедание пришло на Русь не только как религиозный культ, а как гармоничная мировоззренческая система, как «учение об истине», ставшее для русичей источником жизнеутверждающей духовной энергии. С принятием христианства Русь вступила на путь целенаправленного исторического творчества: все происходящее стало оцениваться с позиций нравственных заповедей, вменявших людям ответственность перед историей, появились представления о смысловом векторе истории, тогда как языческое сознание воспринимало историю в виде движения по замкнутому кругу.
Единая религиозная система, пришедшая на смену разрозненным языческим верованиям, способствовала быстрому слиянию восточнославянских племен в единую этническую общность - русский народ. Возрос международный авто-
ритет Русского государства. Византийское православие по- jSnp зволило Руси приобщиться к лучшим достижениям тогдашней мировой культуры и вместе с тем развить собственную книжную культуру, открыть простор для просвещения на родном языке, чему способствовали кирилло-мефодьевские традиции, нацеленные на широкое распространение просвещения. На Руси продолжателями этих традиций выступили Киевский митрополит Иларион, летописец Нестор, проповедники Кирилл Туровский и Климент Смолятич. Гимном просвещению звучали слова Нестора-летописца, вписанные в текст «Повести временных лет»: «Велика бывает польза от учения книжного. ...В книгах неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся»5.
Прорыв в культурном развитии Руси стал возможен благодаря помощи со стороны византийцев. Из Византии в Киев, Новгород, Смоленск, Полоцк приезжали священнослужители, иконописцы, мастера-строители, ремесленники. В русских городах развернулось храмовое строительство, появились новые для росичей ремесла, стали усваиваться православные этические и правовые нормы. Русские массово принимали христианские имена, распространенные у византийцев. Греческие священники налаживали на Руси благотворительную и медицинскую деятельность, перенастраивали семейную сферу, искореняя похищения невест, многоженство, близкородственные браки.
Крещение Руси являлось крупным успехом византийской дипломатии: самая большая и сильная славянская держава признала духовное кураторство Византии над собою. Русская Церковь вошла в юрисдикцию Константинопольского патриархата и вплоть до падения Византии возглавлялась митрополитами, присылаемыми из Константинополя. При всем этом о политической зависимости русских князей от ромейских басилевсов речи не шло. Византийское православие проводило идею гармоничного равновесия между полномочиями церковной и светской властей. Суть этой идеи сформулировал Иоанн Цимисхий: «Я признаю две власти: священство и царство. ...Если ни одна из них не ущемлена, мир находится в безопасности»6.
5 Повесть временных лет. С. 111-112.
6 Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород: Изд-во братства имени св. Александра Невского, 2003. С. 551.
гд с
§
Проводя суверенный от Византии политический курс, Рюриковичи все же не воспринимали ее как чужую страну. Этому в значительной степени способствовала женитьба Владимира на Анне. Браки с греческими принцессами заключали и потомки Владимира - Всеволод I, Олег Черниговский, Святополк II, Роман Галицкий и другие. Внучка Владимира Мономаха была выдана замуж за Андроника Комнина, ставшего византийским императором.
Чувство родственности по отношению к византийским династиям не покинуло Рюриковичей и после падения Византии. Чтобы подчеркнуть преемственность российской государственности от Ромейской империи, Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XII. Идея такой преемственности содержалась также и в религиозно-политической формуле «Москва - третий Рим», и в перенятом у ромеев государственном гербе в виде двуглавого орла, и в переименовании Руси на греческий лад Россией, и в новом дворцовом церемониале.
Государственное строительство в России осуществлялось с оглядкой на исторический опыт Византии - яркий, связанный с большими достижениями, но одновременно и трагичный. Для предотвращения внутренних неурядиц, подобных тем, какие пережила Византия накануне своего заката, московские цари стремились придерживаться строгого порядка престолонаследования. Русский философ и общественный деятель К.Н. Леонтьев писал в XIX веке: «Царизм наш окреп под влиянием православия, византийских идей, византийской культуры»7.
Византии уже давно не было, а византийские образцы продолжали существовать в русских церковных канонах, в церковной архитектуре, иконописи, богословии, в именах, девять десятых которых пришло к русским из православной Византии. Влияние Византии присутствовало и в русской философии. К.Н. Леонтьев создал философско-идейное течение, названное им «византизмом». Подчеркивая значение византийского наследия в становлении российской цивилизации, он писал: «Византизм организовал нас, система византийских идей создала величие наше. ...Нравится ли нам или нет византийское
7 Леонтьев КН. Византизм и славянство // Русские философы (конец XIX - середина XX в.): Антология / Сост. А.Л. Доброхотов, С.Б. Неволин, Л.Г. Филонова. Вып. I. М.: Книжная палата, 1993. С. 306.
начало, оно - единственный надежный якорь нашего не только русского, но и всеславянского охранения»8.
Список литературы:
1. Повесть временных лет. М.: Азбука, 1997. 223 с.
2. Лев Диакон. История. М.: Наука, 1988. 239 с.
3. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород: Изд-во братства имени св. Александра Невского, 2003. 816 с.
4. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Русские философы (конец XIX - середина XX в.): Антология / Сост. А.Л. Доброхотов, С.Б. Неволин, Л.Г. Филонова. Вып. I. М.: Книжная палата, 1993. 368 с.
5. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Греческий след в судьбе казачества // Казачество. 2016. № 7 (20). С. 7-16.
6. Рябова Е.Л., Терновая Л. О. Роль казачества в формировании Евразийского пространства // Казачество. 2016. № 5 (18). С. 7-16.
7. Рябова Е.Л., Терновая Л. О. Визуальный образ казаков в народном творчестве и произведениях искусства // Казачество. 2015. № 10. С. 36-44.
8. Рябова Е.Л., Щупленков О.В. Основы казачьей культуры: Учебное пособие. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2015.
9. Рябова Е.Л., Щупленков О.В. Казачество юга России: история и современность: Учебное пособие. - М.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2011.
10. Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А. Россия в XXI веке: общенациональный ответ на национальный вопрос: Монография. - M.: Международный издательский центр «Этносоциум», Москва. 2009.
Bibliography
1. The Tale of Bygone Years. M.: The ABC, 1997. 223 p.
2. Leo the Deacon. History. M.: Nauka, 1988. 239 p.
3. Dvorkin A.L. Essays on the History of the Orthodox Church. Nizhny Novgorod: Publishing house brotherhood named after St. Alexander Nevsky, 2003. 816 p.
4. Leontiev K.N. Byzantium and the Slavs // Russian philosophers (end of XIX - mid XX century.): Anthology / Comp. A.L. Dobrohotov, S.B. Nevolin, L.G. Filonov. Vol. I. M.: Book House, 1993. 368 p.
5. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Greek mark on the fate of the Cossacks // Cossacks. Number 7 (20), 2016. P. 7-16.
6. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The role of the Cossacks in the formation of the Eurasian space // Cossacks. Number 5 (18), 2016. P. 7-16.
7. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. The visual image of the Cossacks in the folklore and art of make-tions // Cossacks. 2015. № 10. P. 36-44.
8. Ryabova E.L., Shuplenkov O.V. Fundamentals of Cossack culture: Schoolbook. - M.: International Publishing Center "Etnosotsium", Moscow. 2015.
9. Ryabova E.L., Shuplenkov O.V. Cossacks of South Russia: Past and Present: Schoolbook. - M.: International Publishing Center "Etnosotsium", Moscow. 2011.
10. Abdullatipov R.G., Mikhailov V.A. Russia in the XXI century: a national response to the national question: Monograph. - M.: International Publishing Center «Etnosotsium», Moscow. 2009.
8 Там же. С. 306, 309, 319.