Информация об авторах: Верлан Надежда Вадимовна - заведующий кафедрой, д.м.н., профессор,
664079, Иркутск, Юбилейный 100, ИГМАПО, кафедра клинической фармакологии; телефон: 8(3952)-53-65-92; е-шаП: [email protected]; Рыбалко Маргарита Владимировна - клинический фармаколог;
Двойникова Наталья Анатольевна - клинический фармаколог; Кочкина Елена Олеговна - клинический фармаколог;
Гуменникова Елена Николаевна - сотрудник управления.
© ФЕДЧИШИН Н.О., ФЕДЧИШИН О.В. - 2013 УДК 614.2:616.314-089.23
НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
Никита Олегович Федчишин, Олег Вадимович Федчишин (Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор -д.м.н., проф.В.В. Шпрах, кафедра стоматологии, зав. — к.м.н., доц. О.В. Федчишин)
Резюме. Деятельность врача стоматолога-ортопеда неразрывно связана с деятельностью зуботехнической лаборатории. Правильная и современная модель работы врача стоматолога-ортопеда подразумевает повышение качества изготавливаемых протезов при уменьшении времени и сокращении объема работы. Повышение качества оказываемой стоматологической ортопедической помощи и перспективы развития зуботехнического дела в значительной степени зависят от состояния материально-технической базы и профессионального уровня подготовки кадров. Наличие системы менеджмента качества организации может являться общепризнанной гарантией и подтверждением устойчивости качественных показателей медицинских услуг.
Ключевые слова: ортопедическая стоматология, зуботехническая лаборатория, повышение квалификации.
SOME MODERN PROBLEMS IN RENDERING OF ORTHOPEDIC DENTAL CARE
N.O. Fedchishin, O.V Fedchishin (Irkutsk State Medical Academy of Continuing Education, Russia)
Summary. The activity of the dentist is inseparably linked with the work of dental laboratory. The correct and modern model of dental prosthetic services means improvement of quality of produced artificial prostheses in decrease of time and volume of work. Improving the quality of dental prosthetic services and prospects of dental business is largely dependent on the state of the material-technical base and professional level training. Presence of system of quality management of the organization can be the conventional guarantee and acknowledgement of stability of quality indicators of medical services.
Key words: prosthodontics, dental laboratory, education.
Ортопедическая стоматология, берущая свое начало многие века назад, в последние десятилетия развивается с высокой скоростью, постоянно совершенствуясь как теоретически, так и клинически. Происходят изменения правовых, организационных, управленческих и экономических аспектов функционирования, прогрессируют оборудование, материалы, методы и способы оказания стоматологической ортопедической помощи, уменьшаются сроки и увеличивается качество протезирования.
Тем не менее, нуждаемость в оказании ортопедической помощи растет, не смотря на развитие технологий, это связано с рядом факторов, среди которых можно выделить большую запущенность стоматологического статуса основной массы населения страны, который имеет устойчивую тенденцию к ухудшению [2]. Сложность решения задач совершенствования ортопедической помощи определяется несколькими факторами:
1) высоким уровнем заболеваемости зубочелюстной системы у жителей России: уже у 20-летних людей в 80-90% случаев отмечается кариес зубов, в 60-70% - гингивит и пародонтит, достигая к 35-45-летнему возрасту 100% распространенности [4]. Доля стоматологической заболеваемости в структуре общей заболеваемости составляет 20-25% [2].
2) Предрасполагающим фактором к запущенности стоматологического статуса пациентов является некачественное оказание стоматологической терапевтической и хирургической помощи, связанное с осложнениями после эндо-донического лечения, с неоправданной тактикой хирургов, удаляющих зубы и корни, которые при комплексном профессиональном подходе можно сохранить. У 70% населения России в возрасте 20-50 лет нарушена целостность зубных рядов [2,4,5]. Нуждаемость в ортопедическом лечении съемными протезами среди этой категории довольно высокая и составляет 33-58% [2].
3) При отсутствии современных и доступных методов и средств диагностики, при отсутствии современного оборудования, материалов и специалистов - оказание стоматоло-
гической ортопедической помощи ведется на уровне 80-90-х гг. XX века. Косвенно это связано с тем, что чем дальше расстояние от столицы, от крупных областных и краевых центров, тем меньше возможностей для развития и совершенствования предоставления услуг ортопедической стоматологии в государственных и негосударственных учреждениях здравоохранения конкретного региона [2,6].
Совершенствование функционирования стоматологической службы можно добиться, только имея достаточные ресурсы и материальную базу ортопедических отделений и зуботехнических лабораторий [2,6]. Правильная и современная модель работы врача стоматолога-ортопеда подразумевает повышения качества изготавливаемых протезов при уменьшении времени и сокращении объема работы. Большой задел в этом должна дать повсеместная профилактика, информирование населения, обучение гигиене полости рта, качественная, оправданная и точная терапевтическая и хирургическая стоматологическая помощь [2].
Деятельность врача стоматолога-ортопеда неразрывно связано с деятельностью зуботехнической лаборатории. Ведущими факторами развития конкурентоспособности зуботехнической лаборатории становятся использование современного оборудования, новых технологий и материалов [2] и постоянное повышение квалификации персонала для работы на современном оборудовании [6]. Так как незнание и непонимание последствий нарушения технологии и некоторых этапов изготовления протезов зубными техниками довольно часто приводит к неточности в изготовлении протезов. Прогрессирование качества оказываемой стоматологической ортопедической помощи и перспективы развития зуботехнического дела в значительной степени зависят от состояния материально-технической базы и профессионального уровня подготовки кадров [1] как главного ресурса здравоохранения и должно основываться на постоянном повышении квалификации врачами и техниками, регулярным обучением, освоением современной техники и материалов, улучшением организаторской работы. В Указе Президента
Российской Федерации от 7.05.2012 г. №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» говорится о необходимости разработать до 1.05.2013 г. комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
Важная роль в обеспечении качества зуботехнических конструкций отводится подготовке кадров зубных техников. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” медицинские и фармацевтические работники имеют право на прохождение аттестации для получения квалификационной категории. Положение о порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками (далее - Положение), утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 25.07.2011 г. N 808н.
Важное значение в современных условиях отводится структурной организации деятельности зуботехнических лабораторий, от правильной организации рабочего места зубного техника в значительной степени зависит эффективность работы [5], актуальными остаются нормы нагрузки и оплаты труда зубных техников [2].
Для совершенствования системы подготовки зубных техников, их, специализации, аттестации и сертификации, необходимо внедрять технологии контроля обеспечения качества стоматологической помощи постоянно анализировать допускаемые ошибки и возникающие осложнения, своевременно устранять их и стараться избегать их в дальнейшем, разбирать примеры чужих ошибок в специальной литературе [6]. На сегодняшний день в российском здравоохранении
ЛИТЕРАТУРА
1. Вязьмин А.Я., Подкорытов Ю.М., Клюшников О.В. Компетентностный подход при подготовке молодых специалистов стоматологов // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2010. - Т. 98. №7. - С.65-67.
2. Кисин Г.Б. Совершенствование деятельности зуботехнических лабораторий различных форм собственности: Дис. ... канд. мед. наук. - М., 2003. - 174 с.
3. Князюк Р.Ю., Князюк Н.Ф., Кицул И.С. Оценка инвестиционной привлекательности проекта внедрения системы менеджмента качества медицинской организации // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2012. - Т. 113. №6. - С.105-107.
4. Мажаренко В.А. Стоматология как профессия: опыт со-
уже действуют и удачно функционируют новые подходы, которые позволяют эффективно настроить и вести работу и, что самое главное в здравоохранении, предоставлять только качественные медицинские услуги. Наличие системы менеджмента качества организации может являться общепризнанной гарантией и подтверждением устойчивости качественных показателей медицинских услуг, их точного соответствия требованиям потребителя [3]. Зуботехническая лаборатория является неотъемлемой частью ортопедической стоматологии, а в условиях конкуренции продукции и услуг, предоставляемых медицинскими организациями различных форм собственности, особое значение приобретает качество зуботехнических конструкций [2].
Особняком стоят вопросы организационного характера. Необходимо стремиться к внедрению в практику современных методов диагностики, лечения и профилактики. Требуется решение правовых, организационных, управленческих и экономических вопросов, позволяющих сбалансировать экономические стимулы с этическими императивами доступности и качества ортопедической стоматологической помощи [2]. В виду того, что в большей мере услугами ортопедической стоматологии пользуются люди старших возрастных групп, с ограниченными финансовыми возможностями, то вопрос льготного или бесплатного медицинского обслуживания в этой сфере медицины в большей степени приобретает социальный аспект. В связи с поступательным развитием методик и технологий современной ортопедической стоматологии созрела реальная необходимость в создании многоуровневой сети стоматологических центров, которая позволит осуществлять социально ориентированную стоматологическую помощь и снизит затраты на получение медицинских услуг по протезированию зубов, без вреда для эффективности лечебного процесса [2]. Вопрос в том, чтобы помощь государства не была адресована только крупным клиникам, а реализовалась на всех уровнях предоставления стоматологических услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
циологического анализа: Дис ... д-ра мед. наук. - Волгоград, 2012. - 355 с.
5. Трифонов Б.В. Совершенствование организации и управления региональной стоматологической службой на основе мониторинга и ситуационного моделирования: Дис . д-ра мед. наук. - М., 2009. - 294 с.
6. Трофимов В.В., Федчишин О.В., Белозеров Н.Д. Материально-технические, технологические, методологические и клинические аспекты последипломного преподавания дентальной имплантологии // Рос. вестн. дент. имплантол. -2007/2008. - № 1/4(11)(17/20). - С.84-96.
7. Эмиверлиева О.П. Социальная оптимизация услуг ортопедической стоматологии на региональном уровне: Дис ... канд. мед. наук. - Волгоград, 2007. - 152 с.
Информация об авторах: Федчишин Никита Олегович - ординатор, 664079, Иркутск, м-н Юбилейный, 100, ИГМАПО, e-mail: [email protected]; Федчишин Олег Вадимович —заведующий кафедрой, к.м.н., доцент.
© БОЕВА А.В., ЛИСОВЦОВ А.А. - 2013 УДК 314.1/.4:614.1(571.53)
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Алла Васильевна Боева1'2, Александр Александрович Лисовцов1 ('Восточно-Сибирский научный центр экологии человека СО РАМН, Иркутск, директор - д.м.н., проф., член-корр. РАМН В.С. Рукавишников, лаборатория системных исследований общественного здоровья, зав. -д.м.н., проф. Я.А. Лещенко; 2Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах, кафедра профпатологии и гигиены зав. - д.м.н., проф. О.Л. Лахман)
Резюме. В статье представлены результаты динамического анализа медико-демографической ситуации в Иркутской области за период 2000-2011 гг. В течение 12-летнего периода наблюдалось: снижение и стабилизация уровня смертности населения; превышение областного показателя рождаемости над общероссийским уровнем в среднем на 17-24%; естественный прирост населения в период с 2008 по 2011 гг.; почти двукратное снижение уровня перинатальной смертности и стабильная тенденция к снижению показателя мертворождаемости; снижение частоты нарушений родовой деятельности на 30%; стабильная тенденция к росту показателей брачности и снижению уровня разводимости.