Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 3 (40). С. 175-178.
УДК 347.9
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРОЩЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
THE SOME PROBLEMS SIMPLIFIED PROCEEDING Ю. А. КОНДЮРИНА (U. A. KONDYURINA)
Исследуется институт упрощенного производства и анализируются касающиеся его изменения арбитражного процессуального законодательства.
Ключевые слова: арбитражный процесс; электронное правосудие; упрощенное производство; судебный акт; информационные технологии.
In the article the author researches the institution of simplified proceedings and analyzes relating to its changes of the arbitration procedure legislation.
Key words: arbitration trial; electronic justice; simplified proceedings; judicial act; information technology.
Как известно, суд должен быть «скорым и правым». Это утверждение не утрачивает своей актуальности и сегодня. Одной из ускоренных форм судебного производства является упрощенное производство. В современном арбитражном процессе данный институт появился в 2002 г. в связи с принятием Арбитражного процессуального кодекса РФ. Целью введения института упрощенного производства является процессуальная экономия времени и средств как арбитражного суда, так и участников арбитражного судопроизводства.
В общем понимании упрощение процедуры рассмотрения дела предполагает некоторое изъятие из неё определённых элементов. Как справедливо отмечает М. З. Шварц, при упрощенной процедуре происходит снятие с суда определённых обязанностей, отказ от совершения определённых действий, что, в свою очередь, ускоряя рассмотрение дела, повышает риски сторон [1].
При рассмотрении дел в порядке упрощенного производства должны выполняться задачи судопроизводства и соблюдаться принципы арбитражного процесса. Не следует рассматривать введение упрощенного производства как отход от принципов равноправия сторон, диспозитивности и состязательности, так как в законе установлены со-
ответствующие гарантии, позволяющие перевести рассмотрение арбитражного дела из упрощенного производства в обычный режим искового производства. Законодателем лишь признается, что не во всех случаях арбитражному суду необходимо проводить дорогостоящую развернутую процедуру рассмотрения арбитражного дела [2].
24 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 июня 2012 г. № 86-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства» (далее - Закон № 86-ФЗ). Целью принятия данного закона является повышение доступности правосудия с помощью сокращения сроков рассмотрения дел, представления сторонами доказательств и обжалования решений, установления более жестких правил пересмотра решений в апелляционном порядке, а также минимизации судебных издержек участвующих в деле лиц за счёт рассмотрения дела без вызова сторон и возможности ознакомления с материалами дела через сеть Интернет [3].
Основные изменения, привнесенные данным законом, состоят в следующем.
Изменились категории дел, рассматриваемые в порядке упрощенного производства.
© Кондюрина Ю. А., 2014
175
Ю. А. Кондюрина
Предельный размер цены иска повышен до 300 тыс. руб. для юридических лиц и до 100 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей. В порядке упрощенного производства теперь рассматриваются дела о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере до 100 тыс. руб. и дела о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме не более 100 тыс. руб. В порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены любые иные споры, если истец и ответчик выразили на это согласие.
Конкретизированы обстоятельства, при которых суд переходит к рассмотрению дела по общим правилам искового производства. К таким обстоятельствам относятся вступление в процесс третьего лица, установление риска разглашения государственной тайны, нарушение прав и законных интересов третьих лиц, необходимость сбора и исследования дополнительных доказательств, назначения экспертизы, выяснения дополнительных доказательств, заслушивания свидетельских показаний, исследования дополнительных доказательств.
Сокращён срок обжалования решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, до десяти дней. В апелляционной инстанции такое рассматривается судьей единолично и исключительно по имеющимся в деле доказательствам, пересмотр решения в кассационной инстанции возможен только по процессуальным нарушениям, которые являются безусловными основаниями для отмены решения.
Кроме того, с принятием Закона № 86-ФЗ в упрощенном производстве появились элементы системы электронного правосудия. Как отмечает В. А. Пономаренко, в отечественное законодательство впервые введена процессуальная конструкция, которая может быть названа прообразом процедуры осуществления электронного правосудия [4].
Введение в АПК РФ новой модели упрощенного производства было ожидаемо. Действовавшая с 2002 г. упрощенная процедура постепенно перестала применяться арбитражными судами по причинам, связанным с плохой работой почты (в результате несвоевременной доставки почтовой корреспонденции суд не получал возражения ответчика по поводу рассмотрения дела в упрощенной
форме вовремя, т. е. до проведения судебного разбирательства) [5].
Новая модель упрощенного производства представляет собой вариант заочного разбирательства, поскольку явка лиц, участвующих в деле, не требуется, предварительное судебное заседание, судебные заседания не проводятся, и относится к письменному процессу, так как в упрощенном производстве суд исследует исключительно доказательства и документы, представленные сторонами по материалам сформированного электронного дела.
Исковое заявление (заявление), поданное в арбитражный суд как в электронной форме, так и на бумажном носителе, размещается на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети
Интернет в режиме ограниченного доступа в срок, не превышающий пяти дней со дня принятия. О принятии заявления к производству выносится определение, в котором указывается на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства и устанавливается срок для представления доказательств и отзыва ответчиком или другим заинтересованным лицом. Одновременно с определением сторонам направляются данные, необходимые для идентификации сторон в целях доступа к материалам дела в электронном виде.
Поступившие в арбитражный суд отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и иные документы размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа в срок, не превышающий трёх дней со дня их поступления в арбитражный суд.
Судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных для представления доказательств и иных документов. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании представленных доказательств.
Безусловно, данный порядок рассмотрения дел является максимально ускоренным и упрощенным как для сторон, так и для суда. Преимущество данной процедуры заключается в том, что можно не только представить исковое заявление (заявление), отзыв, доказа-
176
Некоторые проблемы упрощенного производства
тельства и иные документы в арбитражный суд в электронной форме, но и, получив данные, необходимые для идентификации сторон, ознакомиться с материалами дела, не посещая для этого здание суда. Доступ к такой информации ограничен, что позволяет исключить разглашение коммерческой и иной охраняемой законом тайны.
Вместе с тем институт упрощенного производства имеет ряд проблемных аспектов.
При рассмотрении дел в порядке упрощенного производства согласие лиц, участвующих в деле, на ведение процесса, совершение процессуальных действий в электронной форме не запрашивается. Конечно, введение в упрощенное производство элементов системы электронного правосудия необходимо для ускорения судебной деятельности, однако, как уже было указано выше, при рассмотрении дел в порядке упрощенного производства должны выполняться задачи судопроизводства и соблюдаться принципы арбитражного процесса. Представляется, что в основе построения данной системы электронной коммуникации должен лежать принцип диспозитивности, заключающийся в согласии сторон на такую форму коммуникации. Это согласие обеспечит возможность идентификации заинтересованных лиц и проверки достоверности их волеизъявления.
В порядке упрощенного производства рассматриваются дела, где участниками процесса преимущественно выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, однако не учитывается то обстоятельство, что участником дела может быть крестьянско-фермерское хозяйство, глава которого может не владеть необходимыми навыками работы с информационными технологиями, а в силу удаленности от городского поселения и не иметь технической возможности доступа в сеть Интернет. В данном случае может возникнуть проблема с обеспечением права на доступ в суд и права на справедливое разбирательство дела, поскольку такая процедура судопроизводства не позволяет указанным участникам арбитражного процесса в достаточной степени защитить свои права и законные интересы в суде.
В соответствии с ч. 4 ст. 228 АПК РФ при истечении установленного судом срока представления отзыва, доказательств и иных
документов они не рассматриваются и возвращаются лицам, которыми они были поданы, при условии, что такими лицами не обоснована невозможность представления указанных документов в установленный срок по причинам, не зависящих от них.
В п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства» дано разъяснение, что сторона должна предпринять все зависящие от неё меры к тому, чтобы до истечения срока, установленного в определении, в арбитражный суд поступил соответствующий документ (в том числе в электронном виде) либо информация о направлении такого документа (например, телеграмма, телефонограмма и т. п.). Направление документа в арбитражный суд по почте без учёта времени доставки корреспонденции не может быть признано обоснованием невозможности своевременного представления документа в суд, поскольку соответствующие действия относятся к обстоятельствам, зависящим от стороны.
Рассматривая вопрос участия в судебном процессе крестьянско-фермерских хозяйств, следует отметить, что установленные ч. 4 ст. 228 АПК РФ неблагоприятные процессуальные последствия ввиду вышеперечисленных обстоятельств также негативно сказываются на возможности судебной защиты прав и законных интересов данной категории лиц, участвующих в деле.
Пункт 2 ч. 1 ст. 227 АПК РФ относит к делам, подлежащим рассмотрению в порядке упрощенного производства, дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если в соответствующих ненормативном правовом акте, решении содержится требование об уплате денежных средств или предусмотрено взыскание денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя при условии, что указанные акты, решения оспариваются заявителем в части требования об уплате денежных средств или взыскания денежных средств либо обращения взыскания на иное имущество заявителя и при этом оспариваемая заявителем сумма не превышает 100 тыс. руб.
177
Ю. А. Кондюрина
К данной категории дел относятся и дела об оспаривании ненормативных правовых актов - решений Пенсионного фонда, в которых Пенсионный фонд привлекает к административной ответственности заявителей за нарушение пенсионного законодательства, например, установленного порядка исчисления страхового стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Ввиду того что действующее пенсионное законодательство несовершенно и имеет пробелы в правовом регулировании, на практике возникают спорные ситуации, когда заявителю необходимо не только оспорить привлечение его к административной ответственности, но и защитить права застрахованных лиц - работников заявителя. Рассмотрение данных дел в порядке упрощенного производства будет осуществляться исключительно по изложенным в представленных сторонами документах объяснениям, возражениям и (или) доводам лиц, участвующих в деле, без реализации в полной мере принципов состязательности и устности, без прений сторон с приведением аргументации своей правовой позиции, выяснения в процессе «живого» общения мнения противоположной стороны. При таких обстоятельствах невозможно утверждать, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства соответствует целям эффективного правосудия.
Если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, то суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства (п. 4 ч. 5 ст. 227 АПК РФ). Однако если же суд не придёт к таковому выводу и дело будет рассмотрено в порядке упрощенного производства, то это не позволит в полной мере суду всесторонне и полно исследовать все обстоятельства дела и права и законные интересы заявителя и застрахован-
ных лиц будут нарушены. Представляется, что такие дела, где оспаривание привлечения к административной ответственности затрагивает трудовые, пенсионные права, должны рассматриваться исключительно по общим правилам в порядке административного судопроизводства, а не в порядке упрощенного производства.
Таким образом, впервые в процессуальном законодательстве получили закрепление в широкой форме использование электронных средств обмена данными, возможность участия в судебном процессе в режиме удаленного доступа, ознакомление со всеми материалами дела через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Упро-щенное производство при его надлежащем применении позволяет суду повысить оперативность рассмотрения дел за счёт сокращения срока рассмотрения дела, эффективность работы самих судов, а также исполнимость принимаемых ими актов, разгрузить арбитражные суды и сократить материальные расходы и временные затраты на рассмотрение дел, не нуждающихся в сложной и дорогостоящей процедуре. 1 2 3 4 5
1. Шварц М. З. Систематизация арбитражного процессуального законодательства (проблемы теории и практики правоприменения) : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2004. -С. 17.
2. Арбитражный процесс / отв. ред. В. В. Ярков.
- М., 2012. - С. 490-491.
3. О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства : Пояснительная записка к проекту Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 86-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Пономаренко В. А. Федеральный закон № 86-ФЗ - важный шаг на пути к электронному правосудию // Юрист. - 2012. - № 10. -С. 129.
5. Решетникова И. В. Упрощенное производство. Концептуальный подход // Юрист. - 2013.
- № 4. - С. 93.
178