Научная статья на тему 'Некоторые проблемы построения эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти'

Некоторые проблемы построения эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1552
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
THE SYSTEM OF FEDERAL BODIES OF EXECUTIVE POWER / THE STRUCTURE OF THE FEDERAL BODIES OF EXECUTIVE POWER OF THE RUSSIAN FEDERATION DECREE OF THE PRESIDENT / GOVERNMENT / FEDERAL MINISTRIES / FEDERAL AGENCIES / СИСТЕМА И СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТЕРСТВА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АГЕНТСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корчагина Ксения Александровна, Керимова Виктория Александровна

В статье рассматривается существующая трехуровневая система федеральных органов исполнительной власти, проблемы ее построения в рамках действующего законодательства. Авторы обосновывают необходимость ее реформирования с учетом принципов обоснованности и целесообразности для эффективного исполнения государственных функций. Сформулированы предложения по внесению изменений в российское законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME OF THE PROBLEMS OF BUILDING AN EFFECTIVE SYSTEM AND STRUCTURE OF FEDERAL EXECUTIVE BODIES

The article discusses the current three-tier system of federal bodies of executive power, the problems of its construction under the current legislation. The authors substantiate the position on the need to reform it, taking into account the principles of reasonableness and appropriateness for the effective exercise of public functions. Formulated proposals for amendments to Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы построения эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»

УДК 342.5 ББК 67.400

Корчагина Ксения Александровна Korchagina Ksenia Alexandrovna

начальник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.

Head of the Research and Editorial Department of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law. E-mail: [email protected]

Керимова Виктория Александровна Kerimova Victoria Alexandrovna

начальник отдела правового обеспечения, государственной службы, кадров Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу.

Head of the Department of Legal Support, Civil Service, Personnel of the Department of Forestry in the Far Eastern

Federal District.

E-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Some of the problems of building an effective system and structure

of federal executive bodies

В статье рассматривается существующая трехуровневая система федеральных органов исполнительной власти, проблемы ее построения в рамках действующего законодательства. Авторы обосновывают необходимость ее реформирования с учетом принципов обоснованности и целесообразности для эффективного исполнения государственных функций. Сформулированы предложения по внесению изменений в российское законодательство.

Ключевые слова: система и структура федеральных органов исполнительной власти, Указ Президента Российской Федерации, государственное управление, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Анализируя сущность исполнительной власти, необходимо отметить, что Конституция РФ в статьях 77, 112 выделяет такие понятия, как «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти, определяющую роль в учреждении и развитии которых играет Президент РФ посредством издания соответствующих указов. Так, Указ Президента РФ № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» [1], подписанный в 2004 году, положил начало реформированию федеральных органов исполнительной власти. Указом

The article discusses the current three-tier system offederal bodies of executive power, the problems of its construction under the current legislation. The authors substantiate the position on the need to reform it, taking into account the principles of reasonableness and appropriateness for the effective exercise of public functions. Formulated proposals for amendments to Russian legislation.

Keywords: the system offederal bodies of executive power, the structure of the federal bodies of executive power of the Russian Federation Decree of the President, government, federal ministries, federal agencies, federal agencies.

Президента РФ № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [2] в 2012 году была обновлена структура рассматриваемых органов, которая просуществовала до подписания в 2018 году Указа Президента РФ № 215 [3].

Таким образом, сформировалась система федеральных органов исполнительной власти, включающая федеральные министерства, службы, агентства.

Структуру федеральных органов исполнительной власти составляет в настоящее время 72 органа, включая 22 федеральных мини-

стерства, 29 федеральных служб и 21 федеральное агентство.

Система и структура органов исполнительной власти в нашей стране за прошедшие десятилетия менялась неоднократно в целях формирования эффективной «модели», повышения эффективности и качества организации государственного управления путем образования новых федеральных органов исполнительной власти, их преобразования, переименования, установления иной подведомственности, передачи некоторых функций упраздненных федеральных органов исполнительной власти иным органам исполнительной власти.

Иллюстрируя сказанное, отметим, что в целях совершенствования государственного управления в сфере миграции Указом Президента РФ № 156 [4] в 2016 году были упразднены ФМС России, ФСКН России, функции и полномочия которых были переданы МВД России. Одновременно с этим данным Указом внесены изменения в Положение МВД России [5] и структуру центрального аппарата МВД России, утвержденные Указом Президента РФ № 248 (образовались Главное управление по вопросам миграции [6] и Главное управление по контролю за оборотом наркотиков [7]).

Также сформировались новые федеральные органы исполнительной власти (в соответствии с Указом Президента РФ «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» [8] функционирует Росгвардия). Одновременно с этим осуществлено преобразование в 2018 году Указом Президента РФ № 215 [3] Министерства образования и науки РФ в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ. Этим же Указом ликвидированы Правительственная комиссия по координации деятельности открытого правительства и Федеральное агентство научных организаций, а функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом были переданы Минобрнауки России. Вместе с тем Министерство связи и массовых коммуникаций РФ было переименовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Также Указом Президента РФ № 215 [3] Министерству промышленности и торговли РФ переданы функции по осуществлению руководства деятельностью торговых представительств России за пределами государ-

ства, функции полномочного представителя страны в отношении расположенного за пределами России и закрепленного за Министерством экономического развития РФ на праве оперативного управления федерального недвижимого имущества, необходимого для обеспечения функционирования торговых представительств нашей страны.

Необходимо отметить, что федеральные органы исполнительной власти, которым переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ № 215 [3], являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе возникшим в результате судебных решений. Однако рассуждать о продуктивности осуществления функций и полномочий образовавшимися в 2018 году федеральными органами исполнительной власти на сегодняшний день достаточно рано.

Следует согласиться с утвердившимся мнением о том, что «трудно представить, что только такими сложными и масштабными реорганизациями можно обеспечить улучшение системы государственного управления. Именно поэтому становятся весьма сомнительными и цели такого совершенствования, ибо не ясны общие принципиальные подходы к пониманию организационно-правовых форм исполнительных органов государственной власти» [9].

Целесообразность реформирования федеральных органов исполнительной власти можно показать через историю развития Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ: Министерство связи Российской Федерации (1991-1997); Государственный комитет РФ по связи и информатизации (19971999); Государственный комитет РФ по телекоммуникациям (1999); Министерство РФ по связи и информатизации (1999-2004); Министерство информационных технологий и связи РФ (2004-2008); Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (2008-2018).

Председатель Правительства РФ Д. А. Мед-ведьев на встрече с главной государства 15 мая 2018 года, представляя предложения по структуре нового Правительства РФ, отметил, что «важным изменением, которое предлагается для рассмотрения, является преобразование Министерства связи и информационных технологий в Министерство цифрового развития» с целью «реализовать ту самую цифровую повестку дня, которой занимается весь мир и которая является абсолютно актуальной и в на-

шей стране» [10] (Президентом РФ о данной цифровой повестке было сказано в послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года) [11].

Прошел год с момента переименования министерства, однако в Постановление Правительства РФ № 418, утверждающее Положение о нем [12], внесены изменения, касающиеся лишь названия данного федерального органа исполнительной власти. Только одно изменение в рассматриваемом Положении коснулось осуществляемых министерством полномочий (причем не обеспечивающих «цифровое развитие» страны): включен п. 5.19 следующего содержания: «принимает решения об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях размещения линий и сооружений связи федерального значения, а также в целях реконструкции указанных инженерных сооружений, переносимых в связи с изъятием земельных участков, на которых они располагались» [12]. Вместе с тем, как и прежде, в ведении переименованного министерства остались Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное агентство связи.

Таким образом, практику частых изменений системы и структуры федеральных органов исполнительной власти не всегда можно признать целесообразной и обоснованной, поскольку по сути на сменяемые органы зачастую возлагаются идентичные прежним функции. Однако, как говорят, «от перемены мест слагаемых сумма не меняется». На ум в данном контексте приходит следующая притча: «Однажды учитель спросил учеников: - На бревне сидели три лягушки. Одна из них решила прыгнуть в воду. Сколько лягушек осталось на бревне? - Три... - неуверенно ответил один из них. - Конечно же, три лягушки, -улыбнулся учитель. - Поскольку лягушка только решила прыгнуть, но не предприняла для этого никаких действий. Никогда не путайте действие с принятием решения. Иногда вам кажется, что вы уже прыгнули, но на самом деле вы по-прежнему сидите на бревне».

Вопрос целесообразности и обоснованности изменения структуры федеральных органов исполнительной власти должен стоять во главе угла, поскольку в период осуществления указанных изменений уделяется достаточно большое количество времени на организаци-

онные и иные мероприятия, в том числе кадрового и финансового характера, что не лучшим образом сказывается на качестве исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти в этот период. Так, Правительству РФ в Указе Президента РФ № 215 [3] предписывается:

обеспечить проведение реорганизационных мероприятий;

определить численность федеральных государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, уточнить функции федеральных органов исполнительной власти с учетом их распределения;

подготовить предложения по внесению изменений в акты Президента РФ;

привести в соответствие с рассматриваемым Указом свои акты.

При принятии решения о преобразованиях в рассматриваемой сфере следует обосновывать данную необходимость, основываясь на количественных показателях, свидетельствующих о неэффективности деятельности конкретных федеральных органов исполнительной власти.

Справедливым представляется умозаключение Ю. Н. Старилова, который отмечает, что «при определении структуры федеральных органов исполнительной власти следует непременно учитывать многие факторы построения эффективного государственного управления, а именно: целесообразность в конкретных экономических и политических условиях создания того или иного органа; его пригодность к деятельности в сложившихся условиях; учет новых достижений в сфере технологии и техники управления; обязательность осуществления органами исполнительной власти всех важнейших функций государственного управления и наделения этих органов соответствующей компетенцией; учет функционального и территориального принципов управления, а также федеративного устройства государства; наличие особых горизонтальных связей между ораганами управления; важность традиционных связей в системе российского государственного управления; осуществление компетенции органов управления только на основе законов и во исполнение законов; разработка и утверждение организационной структуры каждого органа исполнительной власти» [9].

Отдельные проблемные вопросы построения эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти -

весьма актуальная тема для исследований и дебатов. Она остается интересной для российских ученых на протяжении многих лет. Анализ научной литературы позволил обозначить ряд пробелов в законодательстве, которые были выявлены современными авторами. Их существование ставит под вопрос действенность и эффективность системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Так, например, в различных публикациях выделены следующие недостатки существующей правовой действительности, которые касаются рассматриваемого нами вопроса.

1. Наделение федеральных органов исполнительной власти не свойственными им функциями, которые установлены Указом Президента РФ № 314.

Ряд исследователей отмечали, что специализация отдельных видов федеральных органов исполнительной власти не всегда учитывается при наделении полномочий тех или иных органов, и «предпосылки для этого заложены в самом Указе» [13]. В частности, речь идет о существующей законодательно закрепленной возможности наделения Президентом РФ или Правительством РФ федеральных служб полномочиями по нормативно-правовому регулированию [14, с. 33]. Исследователи характеризуют указанную правовую норму как негативный фактор, влияющий на формирование действенной системы федеральных органов исполнительной власти, поскольку, по их мнению, федеральные службы смогут реализо-вывать свои полномочия эффективно лишь при четком обозначении и соблюдении функционального назначения рассматриваемого вида органов [14, с. 33]. Другие ученые как отрицательные моменты сложившейся ситуации выделяют то, что нормотворчество «отвлекает федеральные службы от осуществления их основных функций, то есть по контролю и надзору и специальных функций в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности» [15].

Достаточно ярким примером может служить Положение о Росгвардии, в соответствии с которым данный орган осуществляет «функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии, оборота оружия, частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны» [8]. Вместе с тем в рассмат-

риваемом положении в качестве основных закрепляются десять задач Росгвардии, среди которых первостепенное место занимают выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование, а функции по контролю и надзору, и специальные функции (в области обороны, государственной безопасности, борьбы с преступностью, общественной безопасности) не являются первоочередными.

Стоит отметить, что не соблюдается функциональная специализация и при наделении полномочиями федеральных министерств. Некоторые авторы называли такие отступления от правил опасной практикой «расползания» контрольно-надзорных функций по всей системе федеральных органов исполнительной власти [16]. К примеру, Указом Президента РФ № 156 [4] ФСКН России была упразднена, а ее функции и полномочия переданы МВД России.

Учитывая сказанное, считаем необходимым поддержать умозаключение представителей научного сообщества, которое сводится к тому, что существующие недостатки трехуровневой системы федеральных органов исполнительной власти «не исключают вывода о применимости такой системы вообще» [17, с. 5]. Вместе с этим справедливым видится констатация того, что до настоящего времени не сформирована стабильная система федеральных органов исполнительной власти [18].

2. Неточное наименование федеральных служб.

Исследователи систематически подчеркивали: вопреки тому, что многие федеральные службы имеют в своем арсенале и функции по надзору и контролю, ряд из них называются контрольными (ранее действующая ФСКН России), другие - надзорными (Роспотребнадзор, Россельхознадзор), третьи не содержат в своем наименовании ни слово «контроль», ни «надзор» (ФТС России, ФАС России) [19, с. 53; 20, с. 233]. В качестве причины сложившейся ситуации некоторые авторы [19, с. 53; 21, с. 34; 22; 23, с. 233] отмечали наличие у правотворца нескольких мнений о содержании данных понятий: «контроль включает в себя надзор»; «надзор включает в себя контроль»; «данные понятия характеризуются как тождественные».

3. Отсутствие специального ФЗ, определяющего порядок формирования федеральных органов исполнительной власти.

Данной точки зрения придерживается, в частности, Ю. Н. Старилов, который в одном

из своих научных трудов [9] уделил внимание обоснованию принятия обозначенного закона: «в настоящее время доминирует администра-тивно-нормотворческий порядок установления этой системы, когда она утверждается указами Президента РФ», что, по его мнению, способствует ее частой реорганизации.

Рассматриваемые дефиниции «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти схожи, но не тождественны, их сущность в российском законодательстве не устанавливается, что негативно влияет на развитие административного права и эффективность формирования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти [21, с. 34].

Исходя из вышесказанного, авторами статьи предлагается устранить данный пробел, изложив в следующей редакции п. 1 Указа Президента РФ № 314 [ 1]:

«1. Установить, что под системой федеральных органов исполнительной власти понимается комплекс государственных органов, сгруппированных по организационно-правовым формам, находящихся между собой в упроченных, закономерных связях, образующих единое целое с целью реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации, исходя из установленных предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства».

Одновременно с этим авторами статьи предлагается дополнить п. 1.1 Указ Президента РФ № 314 [1], изложив его в следующей редакции:

«1.1. Установить что структура федеральных органов исполнительной власти - переЛитература

1. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46892/.

2. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_129954/.

3. Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_29795 3/.

4. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного

чень действующих в Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, имеющих четкое разграничение управленческих функций, взаиморасположение которых в системе федеральных органов исполнительной власти определяется исходя из осуществления руководства их деятельностью Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации».

Полагаем, что на законодательном уровне необходимо устранить затронутые пробелы и противоречия, что будет способствовать повышению эффективности государственного управления.

В заключение отметим, что обоснованное и целесообразное изменение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти является одним из основополагающих факторов повышения эффективности государственного управления. Вместе с тем охарактеризуем указанное умозаключение как дискуссионное, в чем, по нашему мнению, и представляется его интерес, поскольку, цитируя Сократа, «в спорах рождается истина». Так, при рассуждении оппонентами об исполнении государственных функций тем или иным федеральным органом исполнительной власти имеет место возможность отсылки на сам факт осуществления таких функций без переноса акцентов на субъект их осуществления. Однако в нашем случае речь идет о построении стабильной системы федеральных органов исполнительной власти, позволяющей данным органам эффективно выполнять государственные функции, с учетом их функциональной направленности, закрепленной Указом Президента РФ № 314 [1].

Bibliography

1. Presidential Decree of 09.03.2004 № 314 «On the system and structure of federal executive bodies». URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_46892/.

2. Presidential Decree of 21.05.2012 № 636 «On the structure of federal executive bodies». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_129954/.

3. Presidential Decree of 15.05.2018 № 215 «On the structure of federal executive bodies». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_297953/.

4. Presidential Decree of 05.04.2016 № 156 «On the improvement of public administration in

управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции». URL: http://www.consultant.ru/ document/c ons_doc_ LAW_196285/.

5. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации»). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_111139/.

6. Приказ МВД России от 15.04.2016 № 192 (ред. от 26.10.2018) «Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации». URL: https://мвд.рф/mvd/ structure 1 /Glavnie_upravlenij a/guvm.

7. Приказ МВД России от 23.04.2016 № 209 «Об утверждении Положения о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_254469/.

8. Указ Президента РФ от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» (вместе с «Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации»). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_2053 84/.

9. Старилов Ю. Н. Система федеральных органов исполнительной власти: формирование в порядке транспарентного законотворчества или правительственных процедур? // Вестник Воронежского государственного университета. 2016. № 3.

10. Минконсвязь переименована в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. URL: https://www. kommersant.ru/doc/3 629435.

11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 291976/.

1 2. Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 № 418 «О Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации». URL: http://www. consul-tant.ru/document/cons_doc_ LAW_77387/.

13. Правовое регулирование государственного контроля: монография / отв. ред. А. Ф. Ноздрачева. М., 2013.

14. Туровская В. А., Туровская К. А. Полномочия Роспотребнадзора по нормативно-пра-

the field of control over the circulation of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors and in the field of migration». URL: http:/ /www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 196285/.

5. Presidential Decree of 01.03.2011 № 248 «Questions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» (together with the «Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation»). URL: http://www. consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_111139/.

6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from 15.04.2016 № 192 (ed. by 26.10.2018) «On approval of regulations on the Main department on migration of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation». URL: https://MBg.p^/mvd/ structure1/Glavnie_upravlenija/guvm.

7. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of 23.04.2016 № 209 «On approval of the Regulations on the Main directorate for drug trafficking control of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 254469/.

8. Presidential Decree of 30.09.2016 № 510 «On the Federal Service of the national guard of the Russian Federation» (along with the «Regulations on the Federal Service of the national guard of the Russian Federation»). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 205384/.

9. Starilov Yu. N. The system of federal executive bodies: the formation of a transparent lawmaking or government procedures? // Bulletin of the Voronezh State University. 2016. № 3.

10. The Ministry of Communications has been renamed the Ministry of digital development, communications and mass communications of the Russian Federation. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3629435.

11. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of01.03.2018. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_291976/.

12. Government Decree of02.06.2008 № 418 «On the Ministry of digital development, communications and mass communications of the Russian Federation». URL: http://www. consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_77387/.

1 3. Legal regulation of state control: monograph / executive ed. A. F. Nozdracheva. Moscow, 2013.

14. Turovskaya V. A., Turovskaya K. A. The powers of Rospotrebnadzor on regulatory regu-

вовому регулированию: средство обеспечения защиты прав потребителей или негативный фактор, влияющий на формирование эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти? // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 12.

15. Кармолицкий А. А. К вопросу об административном надзоре в сфере исполнительной власти // Законодательство. 2014. № 1.

16. Плаксин С. М., Бакаев В. В., Зуев А. Г. и др. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: аналитический доклад 2013. URL: http://www. aero.garant.ru/.

17. Вишняков В. Г. Административная реформа: 15 лет поисков концепции // Законодательство и экономика. 2011. № 7.

18. Бекетов О. И., Резина Н. А. О соотношении общего административного и полицейского надзоров // Полицейское право. 2007. № 2 (10).

19. Туровская В. А., Корчагина К. А. О проблеме некорректного наименования федеральных служб (на примере федеральных служб, обеспечивающих защиту прав потребителей в сфере торговли) // Российская юстиция. 2016. № 5.

20. Туровская В. А. О новой концепции контроля и надзора (на примере федерального государственного контроля и надзора) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 3 (31).

21. Туровская В. А. О некоторых проблемах построения эффективной системы федеральных органов исполнительной власти по надзору и контролю // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 2.

22. Туровская В. А., Туровская К. А. Соотношение функций по контролю и надзору, реализуемых Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Туровская В. А. Полномочия федеральных служб по нормативно-правовому регулированию: средство обеспечения защиты прав потребителей или негативный фактор, влияющий на формирование эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти (на примере Роспотребнадзо-ра и Россельхознадзора) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 2 (15).

lation: a means of ensuring consumer protection or a negative factor affecting the formation of an effective system and structure of federal executive bodies? // State power and local government. 2011. № 12.

15. Karmolitsky A. A. On the issue of administrative supervision in the field of executive power // Legislation. 2014. № 1.

16. Plaksin S. M., Bakaev V. V., Zuev A. G. and others. Control and supervision activities in the Russian Federation: analytical report 2013. URL: http://www.aero. garant.ru/.

17. Vishnyakov V. G. Administrative reform: 15 years of searching for a concept // Legislation and economics. 2011. № 7.

18. Beketov O. I., Rezina N. A. On the ratio of general administrative and police supervision // Police law. 2007. № 2 (10).

19. Turovskaya V. A., Korchagina K. A. On the problem of incorrect designation of federal services (on the example of federal services that protect consumer rights in the field of trade) // Russian justice. 2016. № 5.

20. Turovskaya V. A. On the new concept of control and supervision (on the example of federal state control and supervision) // Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 3 (31).

21. Turovskaya V. A. On some problems of building an efficient system of federal executive bodies for supervision and control // State power and local self-government. 2017. № 2.

22. Turovskaya V. A., Turovskaya K. A. The ratio of the functions of control and supervision implemented by the federal service for supervision of consumer rights protection and human welfare // State power and local self-government. 2011. № 7.

23. Turovskaya V. A. The powers of federal regulatory services: a means of ensuring consumer protection or a negative factor influencing the formation of an effective system and structure of federal executive bodies (on the example of Rospo-trebnadzor and Rosselkhoznadzor) // Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. № 2 (15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.