УДК 378.004.12
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА - ВЫПУСКНИКА ВУЗА И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ИХ РАЗРЕШЕНИЮ
© Н. П. Пучков, А. В. Щербакова, Е. А. Петрова
Ключевые слова: компетентностный подход; профессионально значимые личностные качества специалиста; накопительная бально-рейтинговая система оценивания. Анализируются некоторые проблемы, связанные с формированием профессионально значимых качеств у обучающихся в вузе, содержательное наполнение этих качеств и возможности технологии накопительной бально-рейтинговой системы оценивания в решении обозначенных проблем.
Изменения, происходящие в обществе, затронули в достаточной мере и систему образования. Образование, направленное на обеспечение вхождения человека в социальный мир, его адаптацию в этом мире, осуществление деятельности, адекватной поставленным задачам, имеет целью достижения более полного, личностно и социально значимого интегрированного результата, описываемого в терминах, отражающих новые возможности обучающихся, рост их личного потенциала. Это, в свою очередь, требует нового методического обеспечения учебного процесса, в котором главную роль играют разработанные Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС-3), ориентированные нэ. компетентностный подход.
Следует отметить, что хотя разные авторы вкладывают разный смысл в содержание понятия "компетентность", лежащего в основе компетентностного подхода, большинство из них в своих определениях связывают компетентность (компетенцию) с эффективным выполнением какой-либо деятельности или осуществления действия. Таким образом, оценить компетентность человека можно лишь по результатам его деятельности относительно выбранных критериев, которые определяют ее успешность или неуспешность.
В существующих реалиях уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопред ел ённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов [1].
В данной работе мы рассматриваем вопросы, связанные с формированием качеств, обеспечивающих востребованность на рынке труда будущему специалисту, исходя из того, что профессионально значимые личностные качества специалиста являются одной из составляющих в структуре профессиональной компетенции.
Анализ результатов опросов, проведенных разными университетами, полученный, например, [2] (в опросах принимали участие студенты, выпускники, преподаватели и работодатели) , выделил как наиболее востребованные на рынке труда следующие профессионально значимые личностные качества специалиста:
• коммуникативность и способность работать в команде;
Если исходить из того, что основная функция образования — подготовка обучающегося к участию в деятельности человеческого общества, то приоритетной задачей для вуза, на наш взгляд, является организация образовательного процесса, обеспечивающего создание условий для формирования у студентов навыков самостоятельного решения проблем различного уровня сложности на основе имеющихся знаний.
Рассмотрим возможные варианты таких условий. Будем исходить из того, что компетенции в большинстве случаев не формируются для каждого предмета отдельно, а представляют собой комплексные характеристики, формируемые в процессе изучения модуля из нескольких дисциплин, а также из того, что студенту важно уметь решать жизненные проблемы не только в перспективе, но и в настоящее время. Так, для студента (особенно на младших курсах) — это, прежде всего, решение задач личностного развития и задач, связанных с успешностью позиционирования себя в вузе, обеспечиваемых как системой учебных занятий, так и контрольных мероприятий, связанных с аттестацией.
Относительно выделенных профессионально значимых личностных качеств следует отметить следующие обстоятельства.
1. Коммуникативность, на наш взгляд, должна включать в себя обучающее, интеллектуальное общение, а также способность студентов работать в команде при решении поставленных учебных задач.
В вузе данные качества можно сформировать за счет групповой формы обучения (групповая коммуникативность): организация на занятиях работы малых групп. Такая форма обучения способствует непосредственному взаимодействию и сотрудничеству между обучающимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.
2. Способность человека эффективно решать проблемы, возникающие в течении жизни, в большей степени обусловлена его личностными качествами, в процессе обучения в вузе можно содействовать ее развитию, сформировав у студента, даже у недисциплинированного и слабоуспевающего: стойкость перед трудностями (никогда "не опускать руки"); умение принимать новые решения (пересмотреть организацию, формы и методы своего обучения); гибкость к изменениям (быстро адаптироваться к новым требования (например, переход с традиционной формы контроля на тестовую)); умение использовать информационные и коммуникационные технологии (восполнять пробелы в знаниях, используя Интернет технологии и пособия на электронных носителях); критическое мышление (начать с постановки вопроса и понимания студентом учебных проблем, которые нужно решить).
3. Непрерывное обучение в течение жизни становится нормой, а стремление к самообразованию на протяжении всей жизни рассматривается как один из наиболее важных параметров, способствующих востребованности человека на рынке труда. По мнению психологов, формирование у студента мотивации к обучению и ее успешность влияют на возникновение способности к постоянному обучению. В этих условиях перед вузом стоит задача скорректировать формы и методы обучения, выстроить систему контроля знаний содействующих их формированию.
4. Усиление роли самостоятельной работы студента — один из самых важных аспектов модернизации образования в России в контексте реализации новых ФГОС. Значительное увеличение доли самостоятельной работы при сокращении аудиторных занятий предполагает повышение качества образовательного процесса за счет оптимизации методов обучения и
внедрения в него новых технологий как обучения так и оценки знаний. В процессе самостоятельной работы у студентов должна формироваться уверенность в своих возможностях, в своих способностях и положительных результатах аттестации.
5. Адаптироваться к новым условиям, значит уметь осуществлять деятельность в новой сфере. Для первокурсника адаптация к жизни и учебе в ВУЗе является залогом дальнейшего его развития как человека, будущего специалиста. Адаптироваться нужно, во-первых, к учебному процессу, который во многом отличается от школьного (различие в формах, методах обучения и системе контроля знаний; новые способы усвоения материала (лекции, семинары и т. д.)). Во-вторых, к новому коллективу: завоевать авторитет и уважение однокурсников (личностными качествами, эстетикой поведения). В-третьих, к новым условиям жизни: более самостоятельной организации учебы, быта, свободного времени. В-четвертых, к новым более независимым отношениям с родителями. Причины трудностей адаптационного периода просматриваются в слабой мотивации выбора профессии, неумении осуществлять саморегулирование учебной деятельности, в силу привычки наличия ежедневного контроля школьных педагогов; необходимости поиска оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; слабых навыках самостоятельной работы, в частности конспектирования, работы с книгой [3]. Большинство перечисленных проблем можно свести к минимуму за счет выбора оптимальных методов обучения и построения новой системы контроля знаний, сочетающей элементы школьной и вузовской системы контроля (особенно для первокурсников) .
6. Одним из важнейших умений является умение анализировать. Основными операциями анализа при изучении вузовских предметов являются, на наш взгляд, следующие: установление причинно-следственных связей, выделение сторон объекта, разделение объекта на части. Поэтому, заботясь о развитии умения анализировать, необходимо предлагать студентам задания исследовательского характера: 1) проанализировать учебную информацию, выделяя главное в работе, обобщая и конкретизируя различную информацию; 2) проанализировать ход дискуссии, удерживая в поле зрения основную тему; 3) критически оценивать любую информацию на основе освоенных умений и навыков; 4) применять освоенные виды и формы доказательства, 5) отстаивать свои взгляды, ставить вопросы, 6) проблемно излагать знания, решать различные познавательные задачи, выполнять учебные исследовательские задания и т. п. После выполнения такого рода заданий, целесообразен самоанализ студентом собственной учебной деятельности.
Все выше перечисленные качества специалиста или связаны между собой (пересекаются), или одни являются базовыми для других. Как это не покажется странным, но наличие знаний, причем неспециализированных, рассматривается зачастую в какой-то степени автономно, прилагательно к наличию умений и навыков. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Неявно предполагается, что узкоспециализированные знания приобретаются в основном в ходе трудовой карьеры [2], хотя достаточно очевидно, что, с одной стороны, знания без компетенций не могут эффективно реализоваться для осуществления деятельности; с другой — все, что связано с компетенциями, связано с опытом и деятельностью; вне ситуации и деятельности компетенции не проявляются, и без знаний они не формируются. В контексте Болонского процесса в обеспечении качества образования центр тяжести все ощутимее смещается с самого процесса обучения (учебные программы, академическая успеваемость студентов) на подготовку обучающихся к деятельности с сильной ориентацией на профессиональную и личностную подготовленность.
Не претендуя на полноту решения обозначенных проблем, хотелось бы рассмотреть некоторые обстоятельства, способствующие их разрешению.
Если говорить о результатах образования, то традиционно в вузе они определяются в
основном по итогам семестровых экзаменов и зачетов. Этот подход не лишен таких недостатков, как, например, отсутствие учета изменений требований к качеству образования и системе ее оценки, наличию которых способствует:
•
студентами, а также недостаточная их мотивация к систематической самостоятельной работе;
статки в обучении (т. е. гарантировать запланированный результат), и тем самым обеспечить требуемое качество;
•
способностей личности (необходимых компетенций), ожидаемых заказчиком образовательных услуг (студентом, обществом, работодателем).
Выход из создавшегося положения просматривается в организации более эффективной самостоятельной работы студентов, что непременно влечет необходимость изменения как системы преподавания большинства предметов, так и контроля знаний студентов. Форма контроля знаний по предмету в виде одного экзамена или зачета становится недостаточной и требуется разработка и введение системы стимуляции и контроля (оценки результатов) самостоятельной работы (как наиболее эффективной) студентов в течение учебного семестра.
Сделать это оперативно и всеобъемлемо достаточно сложно, поэтому более целесообразно сосредоточиться на осуществлении мероприятий эволюционного характера, использующих достижения современного образования. На наш взгляд, реализовывать механизмы обеспечения качества и оценку результатов обучения, нацеленных на формирование профессионально значимых личностных качеств посредством активизации учебной и внеучебной работы студентов позволяет использование рейтинговых технологий, содействующих максимальному задействованию мотивационного блока и различных способов приема-передачи учебной информации, воздействующей на студентов [4].
Внедрение рейтинговых технологий (на примере изучения дисциплины "Математика" студентами первого курса) продемонстрировало возможность не только обеспечить первокурснику адаптацию к системе обучения в вузе, но и создать условия для развития личности каждого студента (посредством развития потребностей в активном самостоятельном получении знаний, овладении различными видами учебной деятельности); а так же обеспечить возможность реализации своих способностей через вариативность содержания учебного материала и использования системы разнообразных заданий для самостоятельной работы.
Накопительно бально-рейтинговая система оценивания способствует стимулированию систематической учебной деятельности, творческой активности в процессе самостоятельной работы студентов на протяжении всего учебного года и обеспечению контроля этой деятельности. Учебный материал дисциплины разбивается на такое количество дидактических единиц, когда для каждой из которых удается сформулировать цели, определить ключевые понятия и виды деятельности, обуславливающие формирование соответствующих компетенций. При этом компетенции развиваются и формируются в результате сочетания разных форм обучения: восприятия учебного материала на лекции, отработке соответствующих навыков на практике, конкретизации в ходе самостоятельной работы, постоянного мониторинга в течение семестра. Успешность изучения каждой дидактической единицы и активность студента оценивается суммой набранных баллов, определяющих рейтинг студента — интегрированный показатель, охватывающий все виды его деятельности: освоение теоретического материала, практические навыки, участие в работе студенческого научного общества, в олимпиадном движении и т. д.
Опыт показывает, что накопительная бально-рейтинговая система оценивания дает наиболее оптимальный результат только при организации учебного процесса с использованием инновационных, активных форм обучения и постоянного мониторинга.
Активные методы обучения предполагают направленность учебного процесса главным образом на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе их активной познавательной деятельности. Нами были использованы неимитационные активные методы обучения: проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары и имитационные: деловая игра; педагогические ситуации; педагогические задачи.
Контроль (постоянный мониторинг) освоения теоретического и практического материала в течение семестра системно представлен входным, текущим, промежуточным (тематическим) и итоговым (рубежным) контролем.
Текущий контроль осуществляется на практических занятиях и фиксируется в баллах как результат самостоятельной работы, проделанной студентом, а также на лекциях как результат участия в обсуждении затрагиваемых проблем.
Входной и каждый промежуточный контроль, проводимый в форме тестирования или традиционной контрольной работы, содержит задания трех уровней, способствующие выявлению ЗНеШИЙ по их
• полноте (количество правильно выполненных заданий теста); сти)).
Балл, полученный на промежуточном контроле, может быть увеличен за счет надбавок за творческий подход к решению задач, досрочное завершение работы и т. д.
В каждом виде контроля обозначены объем и уровни сложности, определены баллы, проставляемые по каждому виду учебной деятельности, и указана шкала перевода рейтингового балла в традиционную систему оценок. Оговорено максимальное количество баллов, которое студент может набрать за семестр, и минимальное, при котором студент может быть допущен к экзамену.
Итоговый контроль проходит в форме экзамена, на который выносится учебный материал тех дидактических единиц, которые не попали на промежуточный контроль в течение семестра, а также материал, предлагавшийся для самостоятельного изучения. После экзамена производится суммирование баллов по всем видам контроля и проделанной индивидуальной работы (написание рефератов, докладов, участие в олимпиадах и т. д.).
Опыт внедрения накопительной бально-рейтинговой системы оценивания показал, что она позволяет не только диагностировать полученные знания, но и способствует формированию перечисленных выше основных умений и навыков, необходимых при дальнейшем трудоустройстве выпускника, поскольку:
1) формирует у студента умение анализировать и планировать свою деятельность. Студент своевременно оценивает состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии; осознает необходимость систематической работы по выполнению учебного плана, зная текущую рейтинговую оценку по дисциплине; в течение семестра корректирует организацию самостоятельной работы. Исключена ситуация, когда студент с относительно хорошей подготовкой в слабой группе получает более высокую оценку, по сравнению с той, которую он получил бы, обучаясь в сильной группе, т. к. четко определены баллы за каждый вид деятельности и происходит оценивание количества вложенного труда по усвоению знаний каждым студентом,
сравниваются его успехи с его же собственными, чем стимулируется включение студентов в активные формы оценочной, взаимооценочной и самооценочной деятельности;
2) поддерживает мотивацию у студента и развивает способность в постоянном обучении, т. к. одна ошибка "не отбивает руки", поскольку перевод баллов в оценку осуществляется, исходя из того, что студент набрал не какое-то конкретное число баллов, а число, попадающее в данный интервал для соответствующего среднего балла. Недостаток баллов для получения желаемой оценки может быть устранен за счет интенсивной самостоятельной работы. В результате у первокурсников легче проходят процессы адаптации к новым условиям деятельности, установленным в вузе и соответственно, вырабатываются навыки осуществления деятельности в новой ситуации. Исключается авральный подход к обучению, т. к. у студентов возникает потребность в целенаправленной и систематической работе в течение всего семестра (что позволяет избежать в конце семестра перегрузки студентов), а стимулирование в виде дополнительных баллов за систематическую работу содействует тем самым развитию способности к постоянному обучению у студента;
3) автоматически создает условия для значительного увеличения доли самостоятельной работы студентов, поскольку баллы, оценивающие этот вид деятельности, выше, чем те, которые получает студент за знания, усвоенные в результате аудиторной работы;
4) способствует формированию адекватной самооценки — профессионально значимого качества личности, связанного с проявлением ею активности и самостоятельности. Внедрение накопительной бально-рейтинговой системы оценивания, как показали наши исследования, позволяет уменьшить до минимума расхождение педагогических оценок и самооценок студентов их учебных достижений, т. к. с критерием выставления оценок студенты ознакомлены с начала учебного процесса. Данная ситуация позволяет также убрать стереотипные реакции по отношению к студентам: и успешный студент может получить плохую оценку, и слабо успевающий — хорошую. Что, в целом, стимулирует студента на достижение успеха и вложение своих сил в усвоение знаний;
5) положительно влияет на учебную дисциплину студентов, поскольку ее нарушение потребует не только затрат значительно большого времени, но и получения штрафных баллов. Это обеспечивает развитие у студента способностей эффективно организовать свою деятельность и адаптироваться к новым условиям;
6) позволяет преподавателю выявить пробелы при долговременном изучении материала, и разработать систему методической помощи (студент — преподаватель, студент — студент), ликвидирующей их. Тем самым не только осуществляется постоянный мониторинг качества знаний студентов, но и развиваются навыки коммуникации у обучающихся и формируется способность работать в одной команде студентов и преподавателя, т. е. способность к взаимопомощи, коммуникативным связям.
Таким образом, уже достаточно известная в педагогике накопительная бально-рейтинговая система способствует не только овладению студентом качественными знаниями, но и является гарантом механизма формирования востребованных на рынке труда навыков и умений, в совокупности определяющих набор компетенций, позволяющих студенту в будущем реализовать себя в профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кто несет ответственность за "провал" студента? Ш1Ь: http://www.hse.ru/news/recent/ 11719079.html. Загл. с экрана.
2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.
3. Адаптация студентов нового набора. Психологические особенности формирования студенческого коллектива. и!1Ь:ЫЛр://п;косс.ш/прк/ргш^ра§е,1,51-adaptacija-studentov-novogo-nabora.html.
Загл. с экрана.
4. Щербакова А.В. К вопросу о контроле и оцениванию результатов обучения математике в контексте обеспечения качества образования в вузе. // Вестник Тамбовского Университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2007. Т. 12. Вып. 4. С. 108-109.
Поступила в редакцию 10 ноября 2011 г.
Puchkov N.P., Shcherbakova A.V., Petrova Е.А. Some problems of forming professionally-relevant personal qualities of a specialist, higher school graduate, and approaches to their solution. The article analyzes some problems associated with forming professionally-relevant qualities of university students, the essence of these qualities, and possibilities of accumulative credit-rating assessment system in solving the indicated problems.
Key words: competence-based approach; professionally-relevant personal qualities of a specialist; accumulative credit-rating assessment system.
УДК 517.958
О ЗАДАЧЕ ДИРИХЛЕ В НЕОГРАНИЧЕННОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ Б-ЭЛЛИПТИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПО НЕСКОЛЬКИМ ПЕРЕМЕННЫМ
© А. Ю. Сазонов, Ю. Г. Фомичева
Ключевые слова: задача Дирихле; Б—эллиптический оператор; интеграл типа Пуассона.
В работе рассмотрена задача Дирихле в неограниченной области для Б — эллиптического оператора с особенностями по нескольким переменным. В явном виде получено решение этой задачи, определяемое весовым потенциалом двойного слоя. Плотность потенциала удовлетворяет интегральному уравнению с ядром, имеющим слабую особенность. Решение задачи выражается интегралом типа Пуассона.
Пусть Еп+т действительное евклидово пространство точек х = (х\, ...,хп+т). В работе рассматривается задача Дирихле вида:
Bu = 0 в облает и Х\ > 0,... ,xp > 0, xn+1 > 0,..., xn+m > 0,1 ^ p ^ n, (1)
= 0,j = n + 1,...,m,i = 1,...,p, (2)
0
Pi(x') = O(\x'\-ai), Х = (xi, ...,Xi-!,Xi+1, ...,Xn+m),ai > 0,
n d2 n+m d / d \
B = > ац——----+ > bix- l—— I x ■l—— , ki > 0,bi > 0, aj — удовлетворяют условию
^ dxidxj ^ i dxi V i dxi I
i,j=1 i=n+1
( f) du u\xi=0 = Vi(x ), dxj