осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» от // СЗ РФ. - 2003. - № 24. - Ст. 2327).
5. Постановление Правительства РФ от 10 августа 2007 г. № 505 «О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества» // СЗ РФ. - 2007. - № 34. - Ст. 4239.
6. Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» // СЗ РФ. - 2007. - № 17. - Ст. 2046).
7. Российская газета. - 24 февр. 2010.
8. СЗ РФ. - 2006. - № 31. - Ст. 3434.
9. СЗ РФ. - 2010. - № 10. - Ст. 1084.
10. Указ Президента РФ от 9 декабря 1996 г. №1660 «О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации» // СЗ РФ.
- 1996. - № 51. - Ст. 5764.
11. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ. - 2002. -№ 4. - Ст. 251.
12. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // СЗ РФ. - 2005. - № 30. - Ст. 3126.
13. Федеральный закон от 30 июня 2008 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 108-ФЗ // СЗ РФ. - 2008. - № 27.
- Ст. 3126.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕРШЕНИЕ АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ
© Мотрович И.Д.*
Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск
Предупреждение и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в употребление алкогольных напитков существенно влияет как на предупреждение совершения ими административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ, так и иных
* Адъюнкт.
правонарушений на почве употребления алкогольных напитков. В свою очередь, это позитивно сказывается и на состоянии правопорядка в общественных местах. Одной из мер предупреждения и пресечения указанных случаев выступают меры административной ответственности. Однако их полноценное применение затрудняется некоторыми проблемами, связанными с административно-деликгным законодательством в указанной сфере, которые и рассматриваются в данной статье.
Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних составляет одно из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации. Основы правового регулирования деятельности по реализации данного направления устанавливает федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее -закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ) [1].
В качестве одной из основных задач деятельности по профилактике правонарушений и безнадзорности указанный закон выделяет предупреждение, выявление и пресечение случаев их вовлечения в систематическое употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, одурманивающих веществ [1, ч. 1 ст. 2]. Для реализации этой задачи законодательством Российской Федерации предусмотрен целый комплекс правовых средств. Среди них наиболее выделяются такие меры государственного принуждения, как меры административной ответственности, нашедшие воплощение в ст. 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2]. Вместе с тем наличие правовой нормы, предусматривающей ответственность за указанные деяния, еще не означает, что она адекватно учитывает современные реалии, а также изменения в законодательстве, направленные на защиту интересов несовершеннолетних. Поэтому необходимо провести как сам анализ содержания указанной правовой нормы, в том числе и в соотношении с другими правовыми нормами КоАП РФ, иными нормативными правовыми актами, так и анализ административно-деликтного законодательства в исследуемой области зарубежных стран.
При анализе ст. 6.10 КоАП РФ становится ясно, что законодатель предусмотрел административную ответственность физических лиц только за действия, которые связаны с вовлечением несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ. Вместе с тем, как следует из содержания ст. 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» [3], спиртные напитки являются одним из видов алкогольной продукции. Кроме того в указанном законе, помимо алкогольной продукции, упоминается и спиртосодержащая продукция. Тем самым вне данного
состава правонарушения, как и вне административно-деликтного законодательства, оказались действия физических лиц по вовлечению несовершеннолетнего в употребление питьевого этилового спирта и вина, спиртосодержащей продукции.
По этому поводу весьма примечательно, что в законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ в определении антиобщественных действий и иных его положениях длительное время также использовались слова «спиртные напитки». Изменения в него, в виде замены указанных слов на слова «алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе», были внесены только 22 апреля 2005 г. федеральным законом № 39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [4]. Принятие указанного закона, как известно, было обусловлено принятием федерального закона от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (далее закон от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ) [5].
При этом стоит отметить, что изменения в закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, в связи с принятием закона от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ были внесены достаточно оперативно, чего нельзя сказать о Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Внесение изменений в него последовало лишь 5 декабря 2005 г. [6], и то в том варианте, о котором мы уже упомянули, сохранившемся в неизменном виде вплоть до настоящего времени. Следует отметить, что в Уголовном кодексе Российской Федерации статья 151 вообще осталась в неизменном виде и предусматривает ответственность за: «Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста» [7]. Как видно вне состава указанного преступления, как уголовного законодательства, оказались действия лица, достигшего восемнадцатилетнего возраста, по вовлечению несовершеннолетнего не только в систематическое употребление этилового спирта и вина, спиртосодержащей продукции, но и пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Помимо сказанного можно обратить внимание, что вст. 6.10 КоАП РФ вид и размер административного наказания разграничивается в зависимости от того в употребление какого вида алкогольного напитка вовлекался несовершеннолетний. Сравнивая ст. 6.10 и ст. 20.22 КоАП РФ, в последней такое разграничение отсутствует. Ответственность по ст. 20.22 КоАП РФ наступает независимо от того, какой алкогольный напиток или спиртосодержащую продукцию употребил несовершеннолетний. Данное обстоятельство тем более примечательно, поскольку изменения в ст. 6.10 и 20.22 КоАП РФ были внесены одновременно [6].
Вместе с тем, общеизвестно, что подростковые годы характеризуются интенсивным физическим развитием, большими психологическими сдвигами, глубокими качественными изменениями в деятельности личности, в восприятии ею жизненных явлений. В этом возрасте интенсивно происходит социальное развитие: формируется мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и идеалы, система оценочных суждений. Раннее же употребление несовершеннолетним алкогольных напитков, отрицательно сказывается на его развитии, способствует прививанию искаженных ценностей, формированию низкой самооценки личности, облегчает процесс вовлечения его в антиобщественные действия. К тому же в возрасте от 13 до 18 лет в результате систематического употребления алкоголя клинические проявления алкоголизма развиваются быстрее, чем у взрослых, а болезнь протекает более злокачественно [8, с. 33]. Поэтому абсолютно никакого значения не имеет то, какие алкогольные напитки, какую спиртосодержащую продукцию употребил или вовлекался в их употребление несовершеннолетний, поскольку это в любом случае негативно сказывается на его физическом, интеллектуальном, психическом, духовном и нравственном развитии.
По этому поводу весьма примечательно административно-деликтное законодательство в исследуемой сфере зарубежных стран. Так, в нормативных правовых актах стран СНГ и бывших в составе СССР республиках указанного разграничения вида и размера административного наказания в зависимости от вида алкогольного напитка, в употребление которого вовлекался несовершеннолетний, нет.
Более того, в указанных странах предусмотрена административная ответственность и за покупку алкогольных напитков несовершеннолетнему, чего нет в российском законодательстве. Так, ст. 17.4. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в упот-ребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ [9]. Ст. 152 Кодекса об административных правонарушениях Эстонской Республики предусматривает административную ответственность за покупку алкогольных напитков для несовершеннолетних или лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения [10]. В то же время Кодекс республики Казахстан об административных правонарушениях (ст. 163-4) [11], Кодекс Украины об административных правонарушениях (ст. 180) [12], Кодекс об административных правонарушениях Эстонской Республики (ст. 151) [10] предусматривают административную ответственность родителей и иных лиц не за вовлечение несовершеннолет-
него в употребление алкогольных напитков, а за доведение его до состояния опьянения, как это было ранее в российском законодательстве.
Таким образом, указанные обстоятельства отнюдь не способствуют как защите несовершеннолетних от вредного воздействия на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, так и эффективности деятельности органов внутренних по профилактике правонарушений несовершеннолетних, в частности административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ. Поэтому мы полагаем, что в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях усиления защиты интересов детей, эффективности профилактики правонарушений несовершеннолетних и, соответственно, укреплению правопорядка в общественных местах необходимо внести следующие изменения:
I. В ст. 6.10, изложив ее в следующей редакции:
«Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ
1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, - влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Примечание. Под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, в части 1 настоящей статьи, части 4 статьи 14.16, части 1 статьи 20.20 и статье 20.22 настоящего Кодекса следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта».
II. Дополнить главу 6 статьей 6.10.1 следующего содержания:
«Статья 6.10.1. Покупка пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции для несовершеннолетнего.
1. Покупка лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции для несовершеннолетнего, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены
обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, - влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей».
III. часть 1 статьи 23.2 после слов «6.10» дополнить словами «6.10.1».
IV. пункт 1 части 5 статьи 28.3 после слов «6.10» дополнить словами «6.10.1».
Соответственно необходимо внести и изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации: в части 1 статьи 151 слова «спиртных напитков» заменить словами «алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе».
Список литературы:
1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1.
3. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» // СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4553.
4. Федеральный закон от 22 апреля 2005 г. № 39-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. - 2005. -№ 17. - Ст. 1485.
5. Федеральный закон от 7 марта 2005 г. № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» // СЗ РФ. - 2005. - № 10. - Ст. 759.
6. Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 156-ФЗ) // СЗ РФ. - 2005. - № 50. - Ст. 5247.
7. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
8. Шабанов П.Д. Основы наркологии. - СПб.: Лань, 2002. - С. 33.
9. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-3.
10. Кодекс об административных правонарушениях Эстонской Республики от 8 июля 1992 г. // Ведомости Эстонской Республики. - 1992. -№ 29. - С. 396.
11. Кодекс республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. № 155-II.
12. Кодекс Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 г. № 8074-X.