НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н, Н. Мелькина, зав. кафедрой экономики и управления на предприятии Мордовского государственного университета им. 77. 77. Огарева
Автором обосновывается актуальность инженерно-экономического образования. Определяются перспективы его развития в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения.
Уровень развития науки и техники, как известно, является базой динамичного экономического роста, одним из главных факторов формирования центра силы в современном мире. При всей очевидности данного тезиса очень сложно обеспечить опережающее развитие фундаментальных исследований и базовых отраслей материального производства. Многие государства не в состоянии вкладывать в развитие науки и наукоемких отраслей огромные денежные средства, так как отдача от них наступает не сразу, а спустя 5—7 лет или не гарантирована совсем. В результате низкие темпы роста внутренних инвестиций и модернизации промышленного оборудования постепенно приводят к утрате преимущества над конкурентами по таким важным экономическим показателям, как объем функционирующего капитала, фондовооруженность, прирост капитальных вложений.
До недавнего времени подобная ситуация была характерна и для России. В силу неэффективного государственного регулирования экономики отечественные предприниматели и другие участники рынка сосредоточили свою деятельность в тех сферах бизнеса, где можно было получать «быстрые» деньги, — в торговле, банковском деле, экспорте природных ресурсов. Таким образом, из-за попустительства государственных чиновников, в погоне за сиюминутной максимальной прибылью был нарушен один из основных экономических законов укрепления государства — об определяющей роли материального производства в общественном развитии и необходимости его
постоянного инвестирования. В результате наша страна «скатилась» к производству технически устаревшей, неконкурентоспособной продукции, превратилась в полигон для сбыта «морально» устаревших технологий, машин, оборудования и товаров экономически мощных государств.
Произошедшие в последнее время положительные изменения в российской экономике: рост ВВП, снижение инфляции, обусловленные благоприятной конъюнктурой на мировых рынках углеводородного сырья и вооружения, — создают возможности для регулирования отраслевой структуры экономики и выхода России из затяжного системного кризиса, в котором она оказалась с началом так называемых экономических реформ. Тенденции развития мировой экономики, высокий уровень конкуренции, борьба отечественных предприятий за выживание стимулируют ускорение темпов развития российского бизнеса.
Сегодня в России накоплен определенный производственно-экономический потенциал, который позволяет развивать фундаментальные научные исследования, высокие технологии, капиталоемкие отрасли, одним словом, созданы условия для ускорения научно-технического прогресса и развития промышленности как основы материально-технической базы экономики. Реализация новых стратегических ориентиров социально-экономического развития страны выдвигает в число приоритетных блок задач, связанных с повышением качества образования, усилением роли научных исследований и разработок, ростом темпов про-
1 II. Н. Мелькина, 2006
мышленного производства. Рынок труда реагирует на это изменением структуры потребностей в специалистах, в частности возрастает потребность в инженерах и специалистах рабочих профессий. Кстати, уже в настоящее время ощущается острая нехватка работников данного профиля.
Особенности рыночной экономики предъявляют новые требования и к подготовке менеджеров. Чтобы увеличить долю продаж компании на рынке, им приходится заключать множество сделок, убеждать потребителей в целесообразности использования тех или иных комплектующих и продукции, а для этого они должны знать технологическую совместимость, спецификацию изделий и ряд других технических особенностей производимой продукции.
Таким образом, в современных условиях появился спрос на высококвалифицированных специалистов, интегрирующих в себе знания как инженерных, так и экономических наук. Это означает, что экономист должен знать технику, технологию, организацию конкретного производства, а инженер — уметь оценивать издержки и рассчитывать экономическую эффективность.
Об актуальности подготовки специалистов, обладающих знаниями как в области инженерных и производственно-технологических дисциплин, так и в области экономики и управления предприятием, можно судить по перечню должностей руководителей и специалистов, требующих инженерно-экономического образования, приведенных в «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1988 г. № 37). Среди должностей руководителей названы генеральный директор предприятия, главный диспетчер, заместитель директора по коммерческим вопросам, начальники отделов организации и оплаты труда, автоматизированной системы управления производством, комплектации оборудо-
вания, материально-технического обеспечения, маркетинга, сбыта, планово-эко-номического отдела, производственного отдела. К должностям специалистов, требующих инженерно-экономического образования, отнесены: инженеры по автоматизированным системам управления производством, комплектации оборудования, нормированию и организации труда, подготовке кадров, по подготовке производства, инженер-программист и т. д.
Для решения в комплексе задач инженерной и экономической подготовки специалистов в 2000 г. на светотехническом факультете Мордовского государственного университета была открыта специальность 080502 — «Экономика и управление на предприятии машиностроения». Ее учебный план имеет традиционную структуру и включает такие блоки дисциплин, как гуманитарные и социально-экономические, математические и естественно-научные, общепрофессиональные, специальные и факультативные. По содержанию он отличается от учебных планов экономических специальностей, подготовку которых осуществляет экономический факультет Мордовского университета, не только блоком инженерно-технологических дисциплин, но и рядом учебных курсов экономического профиля, актуальных для делового образования экономиста-менеджера. Среди них есть такие, как системный анализ в управлении предприятием; управление затратами; экономика недвижимости; экономическая оценка инвестиций; экономика, организация и нормирование труда на предприятии; управление проектами; управление информационно-логистическими системами на предприятии и т. д.
Для закрепления навыков владения высокими технологиями в обработке информации, а также профессиональных знаний и умений студентов учебный план специальности «Экономика и управление на предприятии машиностроения» предусматривает широкий спектр практик:
ознакомительную, по информатике, информационным технологиям в экономике, технологии отраслевого производства, производственно-профессиональную и преддипломную. При подготовке экономистов-менеджеров факультет и выпускающая кафедра экономики и управления на предприятии тесно сотрудничают со многими предприятиями машиностроительного комплекса Республики Мордовия. Основными базами практики студентов являются ОАО «Лисма», ОАО «Сарэкс», ОАО «Станкостроитель», ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Орбита», ОАО «Авторемзавод „Саран-ский“», ОАО «Саранский приборостроительный завод» и др.
Преимущества новой специальности очевидны. Во-первых, она весьма востребована на рынке труда, так как рынок пока не насыщен специалистами данной квалификации и ожидается, что в связи с ускорением темпов роста отечественной промышленности потребность в них будет возрастать. Во-вторых, она позволяет будущему молодому специалисту быстрее адаптироваться на предприятии, так как он имеет квалификацию, включающую две важные для любого предприятия и производственного процесса составляющие —технологию производства и экономику. В-третьих, знания по материаловедению, конструированию и проектированию изделий, по технологии производства, с одной стороны, и владение методами экономического анализа и стратегического планирования, нормирования труда, расчета производственных мощностей, заключения сделок с партнерами по бизнесу — с другой, позволяют такому специалисту принимать эффективные решения с точки зрения как инженера, так и экономиста. В-четвертых, эта специальность логично «вписывается» и удачно дополняет перечень экономических специальностей, подготовку которых уже осуществляет экономический факультет Мордовского государственного университета. В-пя-тых, выпускник специальности «Эконо-
мика и управление на предприятии машиностроения» сможет работать не только экономистом, менеджером, но и бухгалтером, финансистом, налоговиком. Это достигается благодаря модульному построению учебного плана специальности и достаточно большому количеству часов на блоки дисциплин бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности, финансов и кредита, налогообложения.
Таким образом, обучение по специальности «Экономика и управление на предприятии машиностроения» дает биз-нес-образование высокого качества, востребованное всеми отраслями экономики и государственного управления. Оно отвечает требованиям ГОС ВПО и запросам своих потребителей — промышленных предприятий, но вместе с тем должно и дальше развиваться и совершенствоваться.
В общей сложности инженерно-эко-номическая специальность в России существует 78 лет и за это время претерпела некоторые преобразования. Так, с началом реформ системы высшего профессионального образования в стране была прекращена подготовка инженеров-экономистов и инженеров — организаторов производства, но сохранена специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», которая обеспечивала подготовку специалистов с квалификацией экономиста-менеджера. Данная специальность по содержанию основной образовательной программы (см. ГОС ВПО от 14.04.95) осталась единственной в группе «Экономика и управление», обеспечивающей подготовку экономических кадров для производства с учетом глубоких знаний в области экономики управления, техники,технологии и организации производства соответствующих отраслей.
При разработке ГОС ВПО второго поколения (см. ГОС ВПО № 238 эк/сп от 17.03.2000) подготовка специалистов по данной специальности также была сохранена. Более того, в государствен-
ном стандарте в рамках этой специальности было разрешено присваивать выпускникам квалификацию как экономи-ста-менеджера, так и инженера-экономи-ста. Такое положение стало возможным вследствие того, что в стандарте удалось сохранить элементы инженерно-технологической подготовки.
Структура учебного плана второго поколения значительно отличается от структуры предыдущих учебных планов инженерно-экономических специальностей. Основным недостатком объединенной специальности является существенное снижение инженерной подготовки — с 21 до 12 %, что отрицательно сказывается на профессиональном уровне специалистов.
Модернизация и глобализация экономики, активное включение России в мирохозяйственные отношения требуют переориентации структуры и содержания российского высшего образования на международные стандарты. С одной стороны, бизнес-среда, промышленные предприятия и компании предъявляют заказ на усиление практической составляющей в подготовке специалистов, с другой — открытая экономика повышает мобильность использования рабочей силы, в связи с чем требования к ее профессиональной подготовке должны быть стандартизированы. Этим и объясняется подписание Россией Болонского соглашения, в соответствии с которым высшее образование предполагает двухуровневый подход, и в частности подготовку бакалавров и магистров.
Концепция модернизации российского образования, связанная с адаптацией национальной системы высшего образования к целям Болонского процесса, предусматривает подготовку специалистов в области производственного менеджмента по многоступенчатой системе: бакалавров и магистров — по направлению «Производственный менеджмент», специалистов — по специальности «Экономика и управление на предприятии (по видам производственной де-
ятельности)» с присвоением квалификации инженера-экономиста или экономис-та-менеджера.
Реализуя утвержденную правительством концепцию о переходе на многоуровневую подготовку, УМО по образованию в области производственного менеджмента рекомендует рассматривать ее как комбинацию 4 + 1 + 1 + 3:
4 года — бакалавр производственного менеджмента (обязательный уровень);
1 год — специалист (инженер-эконо-мист) (сокращенная подготовка);;
1 год — магистр по управлению производством;
3 года — аспирантура.
Проекты государственных образовательных стандартов имеют единую структуру циклов дисциплин: общие гуманитарные и социальные дисциплины, общепрофессиональные и специальные дисциплины. В целом внутри каждого цикла соблюдается единообразие названий дисциплин федерального компонента.
В предлагаемой УМО концепции подготовка бакалавра производственного менеджмента является базовой и составляет 8 910 ч. Подготовка специалиста (инженера-экономиста) должна вестись на основе бакалаврской подготовки по сокращенной программе (один год). Объем часов по ней, включая программу подготовки бакалавра, составляет в сумме 10 746, при этом удельный вес инженерной подготовки (8,0 + 16,2 = = 24,2 %) в общей структуре подготовки повышается. Планируется, что объем часов магистерской подготовки по производственному менеджменту, включая программу подготовки бакалавра, достигнет 13 770 ч.
Основные виды профессиональной деятельности бакалавра и магистра производственного менеджмента, а также специалиста, подготовленного по специальности «Экономика и управление на предприятии (по видам производственной деятельности)», весьма широки. Это прежде всего организационно-управлен-
ческая, производственно-экономическая, планово-экономическая, аналитическая, социально-управленческая, проектноэкономическая, маркетинговая, а также внешнеэкономическая деятельность. Бакалавры, магистры и специалисты должны обладать общепрофессиональными знаниями в области основ общего и стратегического менеджмента, маркетинга и управления продажами, управления инновационной деятельностью, организационного поведения и управления человеческими ресурсами, финансов, основ права.
УМО по производственному менеджменту разработало компетентностные модели многоступенчатой подготовки специалистов ГОС ВПО третьего поколения.
Модель бакалавра производственного менеджмента представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких профессиональных функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его подготовленности к выполнению конкретных функций на производственном предприятии с учетом особенностей выпускаемой продукции и технологии ее производства.
Компетентностная модель специалиста по экономике и управлению на предприятии по видам производственной деятельности должна включать следующие характеристики: компетенции бакалавра производственного менеджмента; углубленную подготовку для выполнения основных производственных фун-
кций в экономике и управлении предприятием по соответствующим специализациям. Компетентностная модель магистра производственного менеджмента базируется на компетенциях бакалавра и специалиста и развивает их.
Компетентностные модели бакалавра и магистра производственного менеджмента отличаются друг от друга уровнями подготовленности, причем для магистра характерно выполнение конкретных видов деятельности с большим набором компетенций, чем для бакалавра. Компетентностная модель магистра, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда. Это обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда.
Таким образом, высшая школа, инже-нерно-экономическое образование переживают ответственный момент, связанный с преобразованием высшего профессионального образования в соответствии с требованиями Болонской декларации. С одной стороны, мы понимаем, что мир должен быть открыт, что студенты должны получать стандартное европейское образование, которое гарантирует им свободный выбор места работы благодаря их беспрепятственному перемещению из одной страны в другую. С другой стороны, на наш взгляд, должны быть учтены национальные особенности. Важно, чтобы, переходя на европейские стандарты, мы не потеряли фундаментальность советско-российской системы высшего образования.
Поступила 23.10.06.