Научная статья на тему 'Инженерно – управленческое образование как национальный приоритет'

Инженерно – управленческое образование как национальный приоритет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАКАЛАВРЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ИНЖЕНЕРНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗНАНИЙ / МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОТРАСЛЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленцова Л. С., Воронцов В. Б.

В статье обосновывается необходимость и значимость разработки нового направления в российской образовательной сфере – инженерно-управленческого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерно – управленческое образование как национальный приоритет»

Таким образом, возможны два, не исключающих друг друга, сценария развития отраслевого образования:

1. Развитие в рамках направления «Менеджмент», предполагающее расширение спектра профилей и разработку образовательных программ в рамках этих профилей.

2. Открытие нового инженерно-управленческого направления, требующее разработку ФГОС нового направления, профилей и учебных планов и установления более прочных связей с работодателями и отраслевыми УМО.

Л. С. Зеленцова В. Б. Воронцов

ИНЖЕНЕРНО - УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость и значимость разработки нового направления в российской образовательной сфере - инженерно-управленческого образования.

Ключевые слова: бакалавры, государственный образовательный стандарт, инженерно-управленческое направление, инновационное развитие, интеграция инженерных и управленческих знаний, модернизированная система образования, отраслевое образование.

Исторически сложилось, что наш университет явился первопроходцем инженерно-экономического образования, став затем первым и базовым вузом по образованию в области управления. В сложный для страны период, связанный с переходом к рыночной экономике, Государственный университет управления одним из первых перестроил образовательный процесс, существенно скорректировав методы и критерии подготовки специалистов нового типа, оказав определяющее влияние на формирование модернизированной системы образования в стране. Так, учебно-методическое объединение (УМО) по образованию в области менеджмента, созданное на базе ГУУ, провело колоссальную работу по разработке образовательных стандартов, учебных планов, типовых образовательных программ и установлению норм и правил нововведений в процесс обучения для вузов Российской Федерации, избравших для себя линию рыночно-ориентированного образования. Цель заключалась в том, чтобы подготовить критическую массу менеджеров, которые, влившись в различные сферы реальной экономики, способствовали бы активизации рыночных преобразований. Бурный интерес молодого поколения к специальностям менеджерского, экономического и юридического профиля, а также спад промышленного производства в 90-е годы привели к снижению престижа инженерных профессий, и резко сократилось число выпускников средних школ, поступающих на инженерные программы. Не смотря на то, что многие вузы предприняли попытки реанимировать инженерные программы на основе социализации и гуманизации их содержания и введения расширенного цикла дисциплин управленческо-экономического характера, молодежь все же отдает предпочтение бизнес - образованию. Следовательно, необходимо с иных позиций подходить к совершенствованию и развитию управленческого образования. В частности, целесообразно рассмотреть возможность увязки управленческих и инженерных вопросов в рамках отраслевых образовательных программ.

Следует отметить, что Концепция инновационного развития экономики РФ требует от сферы образования незамедлительных действий в плане интеграции инженерных, экономических и управленческих знаний. Изменения в современном мире

© Л.С. Зеленцова, В.Б. Воронцов, 2013

Раздел IV. Управление человеческими ресурсами. Перспективы развития отраслевого...

происходят с непредсказуемой быстротой, поэтому сфера образования должна реагировать еще быстрее.

В условиях, когда резко усилилось влияние процессов инновационной модернизации на систему образования, изменения характера процессов формирования и передачи знаний в условиях смены технологических укладов и сближения естественно -научных, инженерных и гуманитарных знаний, которые формируются как единое целое, на основе взаимосвязанных и взаимосогласованных моделей что может предпринять Государственный университет управления?

Один путь, на наш взгляд наиболее простой, заключается в создании альянсов с техническими университетами и колледжами, чтобы их выпускники - бакалавры -поступали к нам на управленческие магистерские программы. Аналогичный путь реализует бизнес-школа «Сколково». Таким образом, как бы «убиваются два зайца»: мы имеем профессиональных менеджеров, подготовленных для работы в конкретной отрасли. Однако в условиях нехватки выпускников инженерных профилей такой подход не даст искомого результата.

Второй путь - это развитие отраслевого образования в рамках направления 080200 - «Менеджмент» за счет расширения спектра профилей, заточенных под конкретные отрасли. Этот путь в достаточной степени является подготовленным, поскольку университет не утратил ту учебно-методическую и материально-техническую базу, которая необходима для реализации подобных программ, и профессорско-преподавательский состав.

Что касается третьего пути, то в сложившейся ситуации это самый трудоемкий, но в то же время самый надежный подход - разработка нового направления - инженерно-управленческого - образования, сочетающего в себе равноценные циклы дисциплин по инженерной, управленческой и экономической подготовке, а также блоки социально-гуманитарных, математических и естественно - научных дисциплин. Учитывая, что суть инженерно-управленческой деятельности заключается в сочетании функций организационно-технического обеспечения производства и административного управления людьми, университетская подготовка должна носить комплексный характер, интегрируя, как фундаментальные инженерные и управленческие знании, так и профессиональные навыки в сочетании с экономической бизнес-компонентой.

В этой связи, разработка нового направления в образовании должна базироваться на сопряжении теории инженерных наук с моделями и теориями экономических и управленческих учений. На практике этот процесс следует начать с разработки нового образовательного стандарта с учетом имеющегося в стране опыта по всем трем направлениям (рис.).

Необходимо также определиться в масштабах страны с сущностью и содержанием инженерно-управленческой деятельности ее социальным статусом, а это означает, что потребуется разработка и утверждение в Министерстве труда и социальной защиты профессионального стандарта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». На основании профессионального стандарта будут осуществляться: разработка должностных инструкций, тарификация работ, присвоение тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также формирование работодателями кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников [2].

Особого внимания требуют такие функции инженерно-управленческой деятельности, как функция принятия решений и организационная функция, которые, с одной стороны, обеспечивают стабильность коллектива, прогнозирование и удовлетворение потребностей в кадрах, с другой - создают условия для непрерывного и эффективного хода технологических, экономических и социальных процессов в организации.

Ц

\ И

для формирования инженерно- g управленческого и отраслевого образования

- > rN

ФГОС по направлениям образования

-3ZF-

Инженерное образование

Инженерно-экономическое образование

■>

Подготовка специалистов для определённой отрасли техники и л ром ы щл ен н ости, изучивших: как теорию, практику и экономику, так и основные общеинженерные и теоретические науки

ч>

Подготовка инженеров по экономике и организации производства для от дельных отраслей пром ы шл ен н ости, энергетики, строительства и транспорта

Образование в

области менеджмента

WЛWЛWvWvVvVvWv

О

Подготовка специалистов по

управлению производством и обращению товаров,

обладающих организаторскими и аналитическими способна ст л м и, гибкостью поведения и ИР-

-1

■Л «г

I

к

ш

Л

R *г

I

Рис. Три источника и три составных части инженерно-управленческого образования

Не менее важны функции: интегративная, информационная, мобилизационная, оптимизирующая, познавательная, производственно-экономическая, оптимизация санитарно-гигиенических условий труда, коммуникационная, регулятивная, социально-психологическая, воспитательная, организационная (стабилизационная) и др., связанные с необходимостью насыщения образовательного процесса соответствующими дисциплинами и новейшими технологиями для их изучения и усвоения. Многоплановость и разносторонность инженерно-управленческой деятельности делает ее не только сложной, но интересной и притягательной для людей с активной жизненной позицией, творческими способностями, стремлением овладеть человековедческими технологиями на фоне глубокого и высококвалифицированного знания отраслевой специфики производства.

Очевидно, что выведение инженерно-управленческой деятельности на уровень, соответствующий требованиям рыночных отношений, сопряжено с необходимостью не только изменения государственного статуса и отношения к ней, но и повышенной требовательности к квалификации специалистов такого уровня.

И здесь уместно, на наш взгляд, воспользоваться опытом США, относящимся к подготовке инженерно-технических кадров высшей квалификации для новой экономики, когда она была объявлена национальным приоритетом. Тогда появилось понятие «профессиональный инженер» и профессия инженера была отнесена к разряду регулируемых, что предполагает обязательное получение официального сертификата, выдаваемого уполномоченным органом, и регистрацию. Профессиональным стал называться инженер, который имел право индивидуально предлагать инженерные услуги на открытом рынке и отвечать за результаты своих действий в соответствии с законом. При этом процедура сертификации предполагает:

Раздел IV. Управление человеческими ресурсами. Перспективы развития отраслевого...

- наличие высшего образования по указанной специальности. Раньше требовалось образование не ниже бакалавра, теперь требования повышаются до магистратуры;

- интернатура;

- сдачу экзаменов по дисциплинам: «Основы инженерного дела» и «Принципы и практика инженерного дела», которые проводятся советами по лицензированию инженерной деятельности штатов и длятся по восемь часов с одним перерывом;

- опыт практической работы от 2-х до 4-х лет (по различным штатам требования к стажу работы различны);

- американское гражданство;

- несколько отзывов от сертифицированных инженеров;

- детальный перечень выполненных проектов, подтверждающий практический опыт успешной работы [1].

После сертификации и регистрации профессиональный инженер должен получить лицензию.

В настоящее время в США уже остро поставлен вопрос о «профессиональных менеджерах», что предполагает модернизацию так называемой новой (американской) модели бизнес - образования, которая уже завоевала мир, а профессия менеджер до сих пор вызывает необычайно большой интерес. Можно предположить, что по аналогии с «профессиональным инженером» к отраслевым менеджерам будут предъявлены такие же требования и к содержанию подготовки и к сертификации и лицензированию.

Таким образом, если в России использовать подобный подход к реализации инженерно-управленческого направления, то, представляется, престиж данного профиля будет оценен достаточно высоко и будет востребован в промышленных организациях. Подтверждением тому являются мнения многих руководителей промышленных предприятий, а также факт неутешительной статистики относительно выпускников инженерных специальностей. Так, например, в сибирских городах лишь примерно 20% выпускников технических вузов остаются работать по специальности. Во многом это связано, в частности с тем, что дается глубокая инженерно-техническая подготовка, но недостаточно управленческих и экономических знаний и навыков. Получается, что назрела необходимость подготовки специалистов интегрированного знания.

Представляется целесообразным, по аналогии с американским опытом, но с учетом специфики вызовов времени, возвести в ранг национального приоритета инженерно-управленческую подготовку, которая позволит сформировать модель специалиста нового типа, в равной степени владеющего управленческими, инженерно-техническими и экономическими знаниями.

В структуре подготовки бакалавров должны преобладать дисциплины инженерно-технического профиля, а также основы управленческих и экономических знаний, при этом квалификация может быть - «Бакалавр в области отраслевого менеджмента», а в скобках указывается отрасль. В магистратуре - доминируют уже управленческие и экономические аспекты. Квалификация в этом случае - «Магистр в области профессионального менеджмента». Возможность интернатуры также представляется вполне естественной и даже необходимой для сертификации. Лицензирование, также как и в США, должно предназначаться для специалистов, предлагающих самостоятельно свои услуги на рынке. В организации можно работать и без лицензии, но сертификация обязательна.

Таким образом, открытие нового, инженерно-управленческого, направления в сфере образования представляется вызовом нашего времени и могло бы стать серьезным прорывом в формировании специалистов нового типа. В этой связи, разработка данного образовательного направления имеет государственное значение и призвано стать национальным приоритетом.

Литература

1. Кочетков Г. Инновационная экономика и инженерный корпус. Опыт США и уроки для России. Режим доступа: http://chelt.ru/2008/6-08/ko4etkov-608.html

2. Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/445360/

А.Ю. Истратий Е.Г. Козлова

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье предложена методика формирования эффективной системы мотивации и стимулирования персонала предприятий авиационной промышленности и определены ключевые проблемы обоснования и использования материального и нематериального стимулирования персонала на предприятии. Авторами разработана процедура формирования эффективной системы мотивации и стимулирования персонала состоящая из девяти ключевых последовательных этапов. Для каждого этапа рассмотрена методика анализа управленческой ситуации и ключевых проблем, способных повлиять на результаты кадровых решений.

Ключевые слова: процесс формирования системы мотивации и стимулирования персонала; структура системы стимулирования персонала; обоснование использования материального и нематериального стимулирования персонала.

Процедуру формирования и развития систем мотивации и стимулирования персонала предприятий авиационной промышленности можно разделить на девять этапов, начиная с анализа существующей системы мотивации и стимулирования персонала организаций авиационной промышленности и заканчивая регламентированием и закреплением новых методов, форм, элементов систем мотивации и стимулирования во внутриорганизационных нормативных документах.

Рассмотрим содержание каждого этапа подробнее.

1 этап. На данном этапе необходимо провести анализ существующей системы мотивации и стимулирования персонала организаций авиационной промышленности для получения информации о ее недостатках, возможных направлениях развития или целостного формирования.

Мониторинг существующих в организациях авиационной отрасли систем мотивации и стимулирования персонала необходимо проводить с помощью специально разработанной анкеты, учитывающей особенности авиационного производства, состава персонала и т.д., и последующей обработкой полученной информации. Целью диагностики является исследование мотивационной структуры и удовлетворенности персонала, выявление степени готовности организации и ее работников к возможным изменениям. Следует отметить, что одним из наиболее предпочтительных видов стимулирования остается материальное, в частности размер заработной платы, премий и других денежных выплат; не маловажным фактором стимулирования деятельности является наличие в организации социальных программ и проведение социальных мероприятий; улучшение мотивационного климата связывается также с введением

© А.Ю. Истратий, Е.Г. Козлова, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.