Экономика, управление и организация строительства
VESTNIK
MGSU
УДК 336:338.465
А.В. Чернышев, А.Ю. Бутырин, К.П. Грабовый
ФГБОУВПО «МГСУ»
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА
В современных рыночных условиях цель формирования финансового механизма жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) должна заключаться в обеспечении эффективного функционирования процесса оказания жилищно-коммунальных услуг При построении финансового механизма развития ЖКХ ограничиваются такими критериями, как цель и принципы деятельности организаций. Таким образом, главной целью исследования является установление прозрачного механизма отражения ценовой политики в сфере обслуживания жилья, а также контроля за размером платы при содержании и ремонте объектов ЖКХ.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, финансовые инструменты, механизмы управления ЖКХ, организационно-экономическая система, реформирование, финансирование жилищно-коммунального хозяйства, жилищно-коммунальные услуги.
В условиях перехода к рыночной модели функционирования сектора жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) требуется четкая оценка и анализ существующего финансового механизма в сфере жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и путей его модернизации и оздоровления.
Анализ тенденций развития сферы ЖКХ за последние десятилетия показал, что начиная с 1999 г. сохраняется негативная тенденция роста дебиторской и кредиторской задолженностей. Так, в середине 1999 г. объемы кредиторской и дебиторской задолженностей на предприятиях ЖКХ примерно уровнялись и составили порядка 260 млрд. р. Такая ситуация негативно сказалась на многих предприятиях отрасли и привела к росту взаимозадолженностей и перекрестному субсидированию.
На сегодняшний день структура финансового механизма ЖКХ в укрупненном виде может быть представлена в виде схемы, приведенной на рисунке.
Анализируя представленную схему, можно сделать вывод, что основной способ взаимодействия, сложившийся на рынке ЖКУ, — воздействие финансовых взаимоотношений государства и поставщиков услуг на процесс обеспечения потребителей ЖКУ, что является недостаточно эффективным по причине несовершенства финансовых механизмов.
По мнению авторов, решение проблемы формирования эффективного финансового механизма функционирования ЖКХ должно осуществляться по следующим направлениям:
1) формирование единого механизма ценообразования в ЖКХ;
2) проведение экспертизы тарифов на ЖКУ;
3) формирование системы мониторинга и путей повышения платежеспособности предприятий коммунальной сферы;
ВЕСТНИК
МГСХ-
2/2014
4) повышение энергоресурсосбережения на предприятиях ЖКХ;
5) внедрение системы страхования предприятий ЖКХ.
ФИ ПЛИСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ЖКХ
ЭЛЕМЕНТЫ
МЕТОДЫ
ИНСТРУМЕНТЫ -
ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Тарифная поди- Тарифы на
нальнон сфере услуги
1
Политика иет> Цена на жилищные
образовании в услуги"
сфере содержа-
ния жилья Б]аджстю.1е
средства
1
Фн1 е нейрона 11ие Внебюджетные
средства
1
Кредитование Частные средства
1
Инвестирование Гоеударс! ненно-
частнос
партнерство
П рогдазирова пне
Финансовая политика
Г
ФИНАНСОВОЕ Гехнико-»кономнческое 11орм ы*
ПЛАНИРОВАНИЕ нормативы, ставки
бюджетирование Расходы, доходы, денежные потоки
Самоокутсмос-
1Ь
ние
Гоин-.ш: финансовых резервов
Мотищиля деятельности
К;ч!|1 хинирован ность
Структура финансового механизма развития ЖКХ
Рассмотрим более детально каждое из приведенных направлений. 1. Формирование единого механизма ценообразования в ЖКХ. На сегодняшний день складывается ситуация, когда реальное финансирование сферы ЖКХ не совпадает с требуемым. Величина несоответствия достигает 70 % от федерального стандарта стоимости ЖКУ. Действие существующих тарифов в ЖКУ должно учитывать:
наличие субсидий и льгот для соответствующей категории граждан; существование дотаций на имеющиеся регулируемые тарифы. На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что предприятиям ЖКХ невыгодно снижать тарифы на ЖКУ, так как это связано с уменьшением величины прибыли, получаемой ими от своей финансово-хозяйственной деятельности. Все это приводит к росту издержек и повышению тарифной ставки на услуги. Законодательная база также не позволяет проводить эффективные мероприятия по ценообразованию в сфере ЖКХ. Совокупность этих проблем объясняется, в т.ч. и следующими причинами:
Экономика, управление и организация строительства
VESTNIK
MGSU
себестоимость услуг фактически отличается от нормативных. Это вызвано в первую очередь высокой степенью изношенности основных фондов;
недостаточно эффективно применяются поправки на социально-экономические и природные особенности регионов;
в тарифной сетке неэффективно учтена реальная потребность конкретного действующего предприятия;
при расчетах используются нормативные данные, а не фактические, что приводит к некорректному формированию финансовой отчетности.
Существует, по мнению авторов, несколько направлений по повышению эффективности применяемых в ЖКХ тарифов. Среди них можно выделить: создание предпосылок привлечения частных инвесторов в ЖК сферу; формирование механизма учета реальных потребностей предприятия; мотивация предприятий в повышении энергоресурсоэффективности; дифференциация стоимости услуг;
создание предпосылок к заинтересованности предприятий в модернизации своих основных фондов.
2. Проведение экспертизы тарифов на ЖКУ. Негативный опыт функционирования предприятий ЖКХ показывает, что на сегодняшний момент отсутствуют эффективные механизмы учета и планирования затрат. Затраты, отраженные в соответствующей отчетности, представляют собой нечто среднее между нормативными и фактически понесенными затратами. Все это в свою очередь приводит к некорректности отчетности и, как следствие, статистики. В связи с этим, предлагается ввести систему обязательного аудита в сфере ЖКХ. Целью аудита является подготовка специалистами-экспертами рекомендаций по повышению эффективности процессов, протекающих на предприятиях жилищно-коммунального комплекса. В ходе экспертизы тарифов экспертная группа должна предоставить рекомендации:
по оптимизации затрат на предприятиях; формированию достоверных тарифов; контролю за ценами и пенообразующими факторами; оптимальному соотношению доходной и затратной части.
3. Формирование системы мониторинга и путей повышения платежеспособности предприятий коммунальной сферы. Одним из путей вывода предприятий коммунальной сферы из финансового кризиса является формирование системы бизнес-планирования, позволяющее не только осуществлять прогнозирование результатов производственно-хозяйственной деятельности, но и учитывать потребности предприятий ЖКХ в денежных средствах.
Данная система бизнес-планирования позволила бы не только осуществлять мониторинг в реальном времени, но и прогнозировать изменения финансового состояния на последующие периоды в зависимости от возникающих экономических и финансовых ситуаций.
4. Повышение энерго-ресурсосбережения на предприятиях ЖКХ дает возможность осуществить перевод экономики страны на энерго- и ресурсосберегающие мероприятия, что позволит предприятиям:
улучшить экологическую обстановку;
повысить уровень надежности и бесперебойности снабжения конечных потребителей;
повысить инвестиционную привлекательность предприятий ЖКХ;
снизить финансовое бремя по оплате за утилизацию;
повысить конкурентоспособность предоставляемых населению услуг
5. Внедрение системы страхования предприятий ЖКХ. Существенные преобразования, проводимые в сфере ЖКХ, определяют новый подход к организационно-правовому и финансово-экономическому отношению предприятий отрасли к своим основным фондам.
На сегодняшний день ввиду недостаточного бюджета в ЖКХ и наличия значительного числа отказов оборудования предприятия столкнулись с необходимостью страхования своих основных фондов — как единственного механизма их воспроизводства. Однако внедрение повсеместной системы страхования затруднено отсутствием правовых основ страхования.
Вывод. Финансовый механизм функционирования предприятий ЖКХ не достаточно эффективен и для его совершенствования необходим прозрачный подход к социально-экономической политике в условиях перехода к рынку.
Библиографический список
1. Смолина Л.Ф. Научные аспекты разработки организационно-экономического механизма реформирования жилищно-коммунальной политики регионов Крайнего Севера // сб. науч. тр. Воронеж : ВГУРУ, 2005. С. 32—38.
2. Руководство по оценке экономической эффективности инвестиций в энергосберегающие мероприятия / А.Н. Дмитриев, И.Н. Ковалев, Ю.А. Табунщиков, Н.В. Шилкин. М. : АВОК-ПРЕСС, 2009.
3. Костышак М.М. Капитальный ремонт жилищного фонда как элемент экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 9 (66). С. 16—20.
4. Рубцов Ю.Ф., Хузягалиев А.Х. Факторы, определяющие финансовую инвестиционную политику в жилищно-коммунальном хозяйстве // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2009. № 5. С. 28—31.
5. Руткаускас Т.К. Исследование конкурентной среды рынка жилищно-коммунальных услуг // Экономика строительства. 2005. № 9. С. 11—19.
6. Ряховская А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Тарифная политика в сфере ЖКХ в начале XXI века // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2008. № 10. С. 10—16.
7. Ряховская А.Н., Таги-Заде Ф.Г. Тарифная политика в жилищной сфере // Жилищное и коммунальное хозяйство. 2009. № 2. С. 27—33.
8. Симионова Ю.Ф. Экономика жилищно-коммунального хозяйства. Ростов н/Д : МарТ, 2004.
9. Круглик С.И. Инвестиции в ЖКХ: выбор пути. // Национальные проекты. 2007. № 9. С. 38—39.
10. Иванова Ю.В. Развитие жилищно-коммунального комплекса: аспект экономико-математического моделирования. // Экономика строительства. 2006. № 3. С. 2—13.
11. Hammer M., Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifestó for Business Révolution. N. Y. : Harper Collins, 1994.
12. Kerzner H.R. Project Management: а System Approach to planning, Scheduling and Controlling. N.Y., 1995.
13. Kliem R.L., Ludin I.S. Project management practitioner's book. N.Y. : American Management Association, 1998.
Экономика, управление и организация строительства VESTNIK
_MGSU
Поступила в редакцию в феврале 2014 г.
Об авторах: Чернышев Алексей Валентинович — аспирант кафедры организации строительства и управления недвижимостью, Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8(499)183-85-57, [email protected];
Бутырин Андрей Юрьевич — доктор юридических наук, профессор кафедры организации строительства и управления недвижимостью, Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8(499)183-85-57, [email protected];
Грабовый Кирилл Петрович — доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры организации строительства и управления недвижимостью, Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8(499) 183-85-57, [email protected].
Для цитирования: Чернышев А.В., Бутырин А.Ю., Грабовый К.П. Некоторые подходы к формированию финансового механизма эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства // Вестник МГСУ 2014. № 2. С. 219—224.
A.V. Chernyshev, A.Yu. Butyrin, K.P. Graboviyy
SOME APPROACHES TO THE FORMATION OF THE FINANCIAL MECHANISM OF EFFICIENT HOUSING AND UTILITY SERVICES FUNCTIONING
In modern market conditions the purpose of the financial mechanism formation of housing and utility services has to consist in ensuring efficient functioning of rendering services of this complex. While creating the financial mechanism of housing and utility services development, only such criteria are considered as purpose and operating principles of organizations. Thus, the main goal of this research is to establish the transparent mechanism of reflection of the price policy in housing services industry, and also the payment size control at the contents and repair of objects of housing and utility services. The financial mechanism formation has to be carried out within the principles of the finance management. Also, considering various points of view of the scientists on the quantity and essence of the principles, the authors discuss such of them, which are most specific to the sphere of housing and utility services.
Many economists put as a basis of housing and utility services financial mechanism such purpose as creating favorable conditions for social development, which means compliance with the interests and requirements of the population.
Key words: housing and utility services, financial instruments, mechanisms for housing and utility services management, management and economic system, reforming, housing and utility services financing.
References
1. Smolina L.F. Nauchnye aspekty razrabotki organizatsionno-ekonomicheskogo mekh-anizma reformirovaniya zhilishchno-kommunal'noy politiki regionov Kraynego Severa [Scientific Aspects of Management and Economic Mechanism Development for Reforming Housing and Utility Policy of the Far North Regions]. Sbornik nauchykh trudov [Collection of Scientific Works]. Voronezh, VGURU Publ., 2005, pp. 32—38.
2. Dmitriev A.N., Kovalev I.N., Tabunshchikov Yu.A., Shilkin N.V. Rukovodstvo po ot-senke ekonomicheskoy effektivnosti investitsiy v energo-sberegayushchie meropriyatiya [Guidance for Estimating Economic Efficiency of Investments into Energy Saving Measures]. Moscow, AVOK-PRESS Publ., 2009.
3. Kostyshak M.M. Kapital'nyy remont zhilishchnogo fonda kak element ekonomicheskoy bezopasnosti [Major Repairs of the Housing Stock as an Element of Economic Security]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National Interests: Priorities and Safety]. 2010, no. 9 (66), pp. 16—20.
4. Rubtsov Yu.F., Khuzyagaliev A.Kh. Faktory, opredelyayushchie finansovuyu investitsi-onnuyu politiku v zhilishchno-kommunal'nom khozyaystve [The Factors Determining Financial Investment Policy in Housing and Utility Services]. Zhilishchnoe i kommunal'noe khozyaystvo [Housing and Utility Services]. 2009, no. 5, pp. 28—31.
5. Rutkauskas T.K. Issledovanie konkurentnoy sredy rynka zhilishchno-kommunal'nykh uslug [Research into the Competitive Environment of the Housing and Utilities Market]. Eko-nomika stroitel'stva [Construction Economics]. 2005, no. 9, pp. 11—19.
6. Ryakhovskaya A.N., Tagi-Zade F.G. Tarifnaya politika v sfere ZhKKh v nachale XXI veka [Pricing Policy in the Sphere of Housing and Utility Services in the Beginning of the 21st Century]. Zhilishchnoe i kommunal'noe khozyaystvo [Housing and Utility Services]. 2008, no. 10, pp. 10—16.
7. Ryakhovskaya A.N., Tagi-Zade F.G. Tarifnaya politika v zhilishchnoy sfere [Pricing Policy in the Housing Sphere]. Zhilishchnoe i kommunal'noe khozyaystvo [Housing and Utility Services]. 2009, no. 2, pp. 27—33.
8. Simionova Yu.F. Ekonomika zhilishchno-kommunal'nogo khozyaystva [Housing and Utility Services Economy]. Rostov on Don, MarT Publ., 2004.
9. Kruglik S.I. Investitsii v ZhKKh: vybor puti [Investments into Housing and Utility Services: Way Choice]. Natsional'nye proekty [National Projects]. 2007, no. 9, pp. 38—39.
10. Ivanova Yu.V. Razvitie zhilishchno-kommunal'nogo kompleksa: aspekt ekonomiko-matematicheskogo modelirovaniya [Housing and Utility Complex Development: Aspect of Economic and Mathematical Modeling]. Ekonomika stroitel'stva [Construction Economy]. 2006, no. 3, pp. 2—13.
11. Hammer M., Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution. N.Y., Harper Collins, 1994.
12. Kerzner H.R. Project Management: a System Approach to Planning, Scheduling and Controlling. N.Y., 1995.
13. Kliem R.L., Ludin I.S. Project Management Practitioner's Book. N.Y., American Management Association, 1998.
About the authors: Chernyshev Aleksey Valentinovich — postgraduate student, Department of Construction and Property Management, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, 129337, Moscow, Russian Federation; +7 (499) 183-85-57; [email protected];
Butyrin Andrey Yur'evich — Doctor of Juridical Science, Professor, Department of Construction and Property Management, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, 129337, Moscow, Russian Federation; +7 (499) 183-8557; [email protected];
Grabovyy Kirill Petrovich — Doctor of Economical Sciences, Professor, Department of Construction and Property Management, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, 129337, Moscow, Russian Federation; +7 (499) 183-8557; [email protected].
For citation: Chernyshev A.V., Butyrin A.Yu., Grabovyy K.P. Nekotorye podkhody k formirovaniyu finansovogo mekhanizma effektivnogo funktsionirovaniya zhilishchno-kommunal'nogo khozyaystva [Some Approaches to the Formation of the Financial Mechanism of Efficient Housing and Utility Services Functioning]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2014, no. 2, pp. 219—224.