Каракулин Михаил Владимирович
ведущий специалист отдела взыскания Банка «Русский стандарт» г. Сочи, ул. Альпийская, д. 14, кв. 2 тел. (918) 403-56-57
Некоторые особенности участия общественности в охране правопорядка и борьбе с преступностью в России в современных условиях
В данной статье рассматривается активное привлечение к охране правопорядка граждан и общественных организаций как одно из главных условий эффективной деятельности правоохранительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений, устранению или нейтрализации криминогенных факторов, охране прав и законных интересов граждан. Выделяются основные направления развития связей правоохранительных и других государственных органов с населением, формы взаимодействия органов внутренних дел и общественных формирований правоохранительной направленности.
Ключевые слова: система профилактики правонарушений, охрана общественного порядка, негосударственные общественные формирования, добровольные народные дружины, казачьи формирования, товарищеские суды, общественные пункты охраны порядка, внештатные сотрудники милиции, общественные помощники правоохранительных органов____________
Одним из приоритетных направлений развития системы профилактики правонарушений является активное привлечение к охране правопорядка граждан и общественных организаций. В.В. Путин по этому поводу отметил: «Не подлежит сомнению - чем больше людей будет включаться в эту работу, тем успешнее она будет. Добровольные помощники способны не только снизить уровень преступности на улицах и в жилом секторе, но и заниматься ее профилактикой. Подчеркну: этот вопрос должен быть детально продуман. И местным законодательством нужно более четко определять статус общественных организаций, помогающих вести борьбу с противоправными деяниями, а для привлечения добровольцев - находить новые стимулы» [1, с. 3].
В советский период в стране был накоплен богатый опыт использования сил общественности в деятельности по предупреждению преступлений. Однако с распадом Советского Союза участие общественности в борьбе с правонарушениями потеряло организованный характер. Среди факторов, осложнивших криминальную ситуацию, определенную негативную роль сыграли ослабление воспитательно-профилактического потенциала общества и государства, свертывание предупредительной работы, разрушение связей правоохранительных и других государственных органов с населением [2].
События последних лет наглядно показали, что успешная борьба органов внутренних дел с криминальными проявлениями в обществе не может осуществляться без всесторонней помощи со стороны граждан. Поддержка со стороны населения - одно из главных условий эффективной деятельности
правоохранительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений, устранению или нейтрализации криминогенных факторов, охране прав и законных интересов граждан. И.М. Исрафилов отметил, что «в условиях формирования новых экономических структур, становления правового государства особое значение приобретает наращивание усилий правоохранительных органов, общественных формирований в деле укрепления правопорядка и законности. Это продиктовано сложностью оперативной обстановки, характеризующейся высоким уровнем преступности, нетерпимостью граждан к нарушениям их законных прав и интересов» [3, с. 44].
В научной литературе выделяются два основных направления развития связей правоохранительных и других государственных органов с населением. Во-первых, это восстановление в разумных пределах оправдавших себя прежних, традиционных форм таких связей с их определенной корректировкой, наполнением новым содержанием. Во-вторых, поиск, разработка, обоснование и внедрение в практику новых форм таких связей, соответствующих изменившимся условиям общественного бытия и сознания [4, с. 101]. А.Я. Сухарев, А.И. Алексеев, М.П. Журавлев по этому поводу совершенно обоснованно отметили: «...при формировании системы предупреждения
преступности, соответствующей современным требованиям, необходимо использовать опыт прошлого, не допуская при этом заимствования из него не оправдавших себя, отживших элементов (формализм, показуха, увлечение количественными показателями, нарушения принципа добровольности, прав человека и др.). Эта система должна строиться с учетом новых социальноэкономических условий, изменившейся роли государства, на базе демократических ценностей» [2, с. 40].
В настоящее время создание и функционирование негосударственных общественных формирований правоохранительной направленности осуществляется достаточно активно. В 2007 г. их насчитывалось 36,2 тыс. с численностью 387,7 тыс. членов. С их участием было раскрыто почти 42,6 тыс. преступлений, выявлено более 475,1 тыс. административных правонарушений.
Участие общественности в охране правопорядка и борьбе с преступностью осуществляется в следующих основных организационноправовых формах: добровольные народные дружины по охране общественного порядка; казачьи формирования; товарищеские суды; общественные пункты охраны порядка; внештатные сотрудники милиции, общественные помощники правоохранительных органов.
В разных регионах развиваются различные формы участия общественных формирований в охране общественного порядка. В г. Екатеринбурге, Тюменской, Кировской, Курганской областях - дружины по охране общественного порядка, специализированные дружины по линии ГИБДД, патрульно-казачьи дружины, студенческие отряды охраны общественного порядка; в Костромской, Архангельской, Пензенской областях -Советы общественности, добровольные народные дружины, группы поддержки участковых уполномоченных милиции в сельской местности, молодежные оперативные отряды, внештатные сотрудники милиции; в Белгородской, Томской, Воронежской, Псковской областях - добровольные народные дружины, студенческие оперативные отряды, круглосуточные посты и группы патрулирования в местах массового пребывания граждан, общественные пункты охраны порядка, советы (группы) профилактики правонарушений.
В литературе отмечается, что взаимодействие органов внутренних дел с
такими общественными формированиями, как добровольная народная дружина, общественные помощники строится на принципах взаимодействия государственной и общественной подсистем охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями, то есть с учетом: а) самостоятельности их задач; б) организационной обособленности; в) сохранения специфики государственного и общественного воздействия на общественные отношения; г) согласования их деятельности, тесного сотрудничества и взаимопомощи [5, с. 35].
Можно выделить следующие основные формы взаимодействия органов внутренних дел и общественных формирований правоохранительной направленности:
- совместный анализ и оценка оперативной обстановки;
- взаимная информация;
- совместное планирование работы, расстановка сил и средств взаимодействующих сторон;
- инструктаж и обучение;
- учет и контроль;
- обмен опытом и практикой;
- совместные мероприятия по охране общественного порядка.
Взаимодействие органов внутренних дел с общественностью
осуществляется по трем каналам: через органы местного самоуправления; участковых уполномоченных милиции; через специально созданные общественные формирования [5, с. 36].
Порядок создания и деятельности добровольных народных дружин, их задачи, обязанности и права, материально-техническое обеспечение определяются соответствующими региональными правовыми актами. В частности, деятельность добровольных народных дружин в г. Москве регламентируется Положением о Московской городской народной дружине [6].
Взаимодействие Московской городской народной дружины и ГУВД по г. Москве осуществляется по следующим основным направлением: обеспечение правопорядка на улицах и в общественных местах силами и средствами патрульно-постовых нарядов милиции совместно с народными дружинниками административных округов; планирование и проведение спецмероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений в «горячих» точках города; поддержание общественного порядка при проведении крупных культурно-массовых, общественнополитических и спортивных мероприятий в масштабах города и округов; работа в жилом секторе совместно с участковыми уполномоченными милиции; по линии обеспечения безопасности дорожного движения и т.д. [3, с. 45]
Учитывая изменение социально-экономической и политической ситуации в стране участие общественности в предупреждении преступлений нуждается в соответствующем правовом регулировании. В этом отношении в субъектах Российской Федерации ведется достаточно эффективная правотворческая работа.
За последние годы практически во всех субъектах Российской Федерации приняты нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, определяющие статус общественных формирований правоохранительной направленности, а также вопросы участия граждан в охране общественного порядка. В частности, приняты законы: «Об участии граждан в охране общественного порядка», «О добровольных народных
дружинах», «О муниципальных казачьих дружинах», «О профилактике правонарушений» (в Республике Тыва, Волгоградской области, Агинско-Бурятском автономном округе, Удмуртской Республике, Ростовской области, Сахалинской области, Республике Саха (Якутия), Саратовской области, Кабардино-Балкарской Республике, Камчатской области, Чувашской Республике, Республике Северная Осетия - Алания, Республике Дагестан, Владимирской области, Тюменской области, Республике Карелия, Пензенской области, Пермской области, Алтайском крае, Белгородской области, Республике Марий Эл, Кировской области, Калужской области, Санкт-Петербурге, Орловской области, Костромской области, Республике Мордовия, Республике Башкортостан, Курской области, Ненецком автономном округе, Читинской области и др.); постановления: «Об активизации деятельности муниципальных казачьих дружин по охране общественного порядка», «Об участии населения в охране общественного порядка», «Об утверждении положения о добровольных народных дружинах», «О мерах по усилению охраны общественного порядка» (в Волгоградской области, Астраханской области, Москве, Красноярском крае, Челябинской области, Омской области, Краснодарском крае, Республике Марий Эл, Санкт-Петербурге, Тамбовской области, Республике Мордовия и др.); положения: «О добровольных народных дружинах», «Об окружных штабах добровольных народных дружин», «О муниципальных казачьих дружинах по охране общественного порядка», «О деятельности молодежных студенческих отрядов» (в Астраханской области, Агинско-Бурятском автономном округе, Москве, Иркутской области, Краснодарском крае, Белгородской области, Ивановской области, Тамбовской области, Республике Мордовия, Псковской области и др.).
Библиографический список:
1. Профессионал. 2007. № 4.
2. См.: Сухарев А.Я., Алексеев А.И., Журавлев М.П. Основы
государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. М., 1997. С. 19; Иванова В.С., Павлухин А.Н., Эриашвили Н.Д. Предупреждение преступлений негосударственными субъектами в России. М., 2008. С.25.
3. Исрафилов И.М. Роль общественных формирований в обеспечении общественного порядка в субъектах Центрального федерального округа // Российский следователь. 2004. № 8.
4. Герасимов С.И. Организация криминологической профилактики в городе Москве (опыт и перспективы). М., 2000.
5. Вачаев Н, Жерновой М. Перспективы взаимодействия ОВД с общественными формированиями по обеспечению правопорядка // Профессионал. 2008. № 2.
6. Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2003. № 7.