процессе усвоения лексики при обучении второму языку. Анализ показал, что в одних программах подвижные игры либо отсутствуют, либо встречаются эпизодически, следовательно, занятия по данным программам носят статический характер и лишены динамики, что отражается на общем состоянии детей. Подвижные игры включены в разделы лишь при изучении глаголов, остальные же разделы не предусматривают наличие двигательной активности. Только одна программа Н. В. Чанчиковой содержит в себе разработанную систему подвижных игр по всем разделам обучения иностранной лексики дошкольников. Разнообразие и смена видов деятельности на занятии способствует наиболее эффективному усвоению лексических единиц детьми старшего дошкольного возраста.
Таким образом, проанализировав ряд психолого-педагогической литературы, необходимо отметить, что рациональное использование двигательной активности в процессе обучения детей иностранному языку позволяет повысить эффективность восприятия и усвоения информации. Использование физических нагрузок в сочетании с умственной деятельностью должно носить систематический характер и распределяться в зависимости от структурных элементов занятия. В методиках не достаточно учитывается фактор динамики в процессе обучения. На наш взгляд активное введение и использование подвижных игр, увеличение динамического элемента на занятиях будет иметь эффективное положительное влияние на эмоциональное состояние дошкольников. Что в свою очередь, увеличит уровень заинтересованности и в дальнейшем отразится на качестве обучения детей.
Литература
1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1993.- № 6. с. 62-76.
2. Гергель А. Ф. Ходiмо з нами. Англшська мова для початшвщв. У.М.К.- К.: Освгга, 1995. - 75с.
3. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.:1991.- 180с.
4. Эльконин Д. Б. Психология игры - М.: Педагогика, 1978. - 304с.
Некоторые особенности техники толкания ядра спортсменов-разрядников Якубович С. К.
Якубович Сергей Константинович / Yakubovich Sergei Konstantinovich - старший
преподаватель,
кафедра теории и методики физического воспитания, факультет физического воспитания, Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина, г. Брест, Республика Беларусь
Аннотация: в статье представлены данные, отражающие особенности техники толкания ядра спортсменами II разряда и I юношеского разряда. Приведены количественные значения отдельных кинематических параметров в фазах скачок и финальное усилие у спортсменов массовых разрядов.
Abstract: the article presents data reflecting the peculiarities of the techniques of shot put athletes II level I and Junior level. The quantitative values of the individual kinematic parameters in the phase jump and the final effort of the sportsmen of the mass categories.
Ключевые слова: толкание ядра, спортсмены-разрядники, скачок, финальное усилие, скорость и ускорение ядра.
Keywords: shot put, athletes-arresters, surge, final force, velocity and acceleration of the nucleus.
Постановка проблемы. Общеизвестно, что достижение высоких спортивных результатов возможно при условии не изолированного, а комплексного проявления различных сторон подготовки: физической, технической, тактической, психологической, теоретической. Причем в процессе спортивной тренировки каждая из сторон направлена на решение определенных задач.
Одной из важнейших задач является освоение техники избранного вида спорта, в частности техники толкания ядра, отвечающей определенным требованиям. Знание закономерностей, состава и структуры двигательного действия позволяет управлять процессом формирования двигательного навыка, что, в свою очередь, сказывается на оценке техники соревновательного упражнения. Поэтому исследование биомеханических особенностей конкретного физического упражнения ориентировано на поиск рациональной техники, на совершенствование их кинематической и динамической структуры [11].
Анализ последних публикаций. Вопросами изучения техники толкания ядра занимались многие специалисты. В разные годы были проведены исследования, касающиеся анализа соревновательного упражнения двумя способами: линейная техника (линейный мах) и вращательный способ (круговой мах, «способ А. Барышникова»). Описаны фазы и особенности их выполнения в структуре целостного двигательного действия [9, 10, 14, 15]. Кроме того, исследователями приведены кинематические и динамические характеристики техники толкания ядра. Рассматриваемые показатели, как правило, были получены при анализе техники сильнейших спортсменов [12, 13, 17]. Например, в 60-80-х годах прошлого столетия известный специалист в толкании ядра Заслуженный мастер спорта СССР, Заслуженный тренер РСФСР О. Я. Григалка проанализировал ряд выполнений соревновательного упражнения сильнейшими толкателями того времени [1-8]. В своих исследованиях он детально рассмотрел каждую из фаз в толкании ядра и дал описание особенностей их выполнения конкретным спортсменом.
Однако анализ специальной литературы показал, что имеется незначительное количество работ по изучению кинематических характеристик соревновательного упражнения, выполняемого толкателями массовых разрядов. Это и послужило предпосылкой к проведению исследований в данном направлении.
Актуальность. Важность исследований по изучению внешней картины рассматриваемого упражнения обусловлена еще и тем, что изучение техники на начальных этапах обучения имеет первостепенное значение. Именно в это время происходит формирование ее основы. И от того, насколько будет создано правильное представление о технике двигательного действия, зависит результат в дальнейшем. Поэтому исследование биомеханических параметров имеет принципиальное значение.
Цель исследования: анализ некоторых биомеханических параметров техники толкания ядра (линейная техника) спортсменов-разрядников.
Задачи работы:
1. Определить кинематические параметры техники выполнения толкания ядра спортсменами II разряда и I юношеского разряда.
2. Изучить характер изменения скорости и ускорения ядра в фазах скачок и финальное усилие в соревновательном упражнении толкателей, выполненного спортсменами II разряда и I юношеского разряда.
Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие толкатели ядра в количестве десяти человек (пять спортсменов II разряда и пять спортсменов I юношеского разряда). Спортсмены выполняли толкание ядра массой 5 кг (II разряд) и 4 кг (I юношеский разряд). Была проанализирована техника соревновательного упражнения.
В работе применялись следующие методы: высокоскоростная видеосъемка, биомеханический анализ.
Видеосъемка проводилась фотокамерой «Casio EX-F1» с частотой 300 кадров в секунду в соответствии с общепринятыми рекомендациями [16]. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью программ Adobe Photoshop, RasChT.exe и MS Excel.
Результаты исследования. При анализе техники толкания ядра выделяют следующие элементы:
- держание ядра;
- подготовительная фаза к разбегу (скачку - линейный мах, повороту - круговой мах);
- разбег скачком (поворотом);
- финальное усилие;
- фаза торможения или удержания равновесия [10].
Держание ядра и подготовительная фаза к разбегу создают условия для эффективной реализации основных действий в последующих фазах.
Разбег является важной фазой в толкании ядра. Начинается он с махового движения левой ноги, которая, разгибаясь в тазобедренном и коленном суставах, направляется в сторону сегмента. Заканчивается фаза двухопорным положением.
Главной фазой в толкании ядра, от которой зависит результативность, является финальное усилие. Именно в этой фазе происходит сообщение начальной скорости вылета снаряда под оптимальным углом [10].
В результате решения первой задачи были получены следующие данные. Весь процесс толкания от скачка до вылета ядра у спортсменов II разряда длится около 1 c. При этом на разбег-скачок затрачивается около 0,7 с, а на финальное усилие около 0,3 с. Длина скачка достигает 0,75-0,8 м. Как показали исследования, длина приложения силы к ядру в финальном усилии составляет 1,7 м.
У спортсменов I юношеского разряда по результатам измерений можно отметить, что суммарное время скачка и финального усилия составляет около 1,1 с (разбег-скачок - 0,75 с и финальное усилие - 0,35 с). Длина скачка при этом достигает 0,650,7 м. В результате произведенных расчетов оказалось, что длина приложения силы к ядру в финальном усилии составляет 1,6 м.
В процессе решения второй задачи были найдены скорость ядра и ускорение в фазах скачок и финальное усилие. На протяжении этого периода времени наблюдается увеличение скорости ядра, являющейся следствием разбега и усилий метателя, прилагаемых к ядру. При этом характер изменения скорости несколько отличается у спортсменов представленных разрядов (рисунок 1). В момент выпуска снаряда скорость ядра у спортсменов II разряда составила более 10 м/с, а у спортсменов I юношеского разряда 9 м/с.
14,00
12,00 10,00
TJ"
> &,00 &,00 4,00
.ü Ь о
OL О О
2,00 0,00
0,01/ 0,0hl 1 sso'o 0.1 '14 о,ъз 0.1В7 0,221 St СП Kl к О CD 0,323 äs о о л о СП £ о 0.493 0.527 0.561 1Л и LT О а ю о 0,663 0,69/ 0./31 0, /6Ь 0.799 о.аээ 0,86/ ö (Л о" СП о
Вр-емл, t (с
1 разряд
Рис. 1. Динамика скорости ядра в фазах скачок и финальное усилие у спортсменов
различных квалификаций
Анализируя динамику ускорения ядра, можно отметить, что у спортсменов данных разрядов наблюдается несколько пиков (рисунок 2). Так, у спортсменов II разряда до момента соответствующего 0,493 с фаз скачок и финальное усилие происходило нарастание ускорения. После этого ускорение уменьшалось. Наибольшее же его значение составило более 300 м/с2 и наблюдалось в момент выпуска ядра.
У спортсменов I юношеского разряда динамика ускорения была несколько иной (рисунок 2). Максимальное ускорение было зафиксировано на 0,544 с и составляло более 250 м/с2. После чего ускорение также уменьшалось и в конце фазы финального усилия снова увеличилось. Таким образом, в момент выпуска снаряда характер изменения ускорения отличался у спортсменов обоих разрядов.
ооооооооооооооооооооооооооо
Время, 1 (с) I (ОН. разряд - II разряд
Рис. 2. Динамика ускорения ядра в фазах скачок и финальное усилие у спортсменов
различных квалификаций
Выводы: 1. В результате проведенного исследования были получены количественные показатели техники соревновательного упражнения толкателей ядра. Так, длительность фаз скачок и финальное усилие больше у спортсменов I юношеского разряда. Длина же скачка и приложения силы к ядру в финальном усилии, напротив, больше у спортсменов II разряда.
2. По динамике скорости и ускорения также имеются различия. Наибольшее значение скорости, сообщаемой ядру у спортсменов обоих разрядов, наблюдается в конце фазы финального усилия. Однако величины их отличаются и составляют у спортсменов II разряда более 10 м/с, а у спортсменов I юношеского разряда 9 м/с. Максимальное ускорение у спортсменов II разряда отмечено в момент выпуска ядра, а у спортсменов I юношеского разряда в фазе скачка.
Литература
1. Григалка О. «Почерк» рекордсмена мира / О. Григалка // Легкая атлетика. - 1965. -№ 11. - С. 16-17.
2. Григалка О. Успех Эдуарда Гущина / О. Григалка // Легкая атлетика. - 1967. - № 1.
- С.16-17.
3. Григалка О. Ядро толкают Р. Матсон, Э. Гущин и Д. Хоффман / О. Григалка // Легкая атлетика. - 1969. - № 8. - С. 16-17.
4. Григалка О. Ядро толкают Э. Гущин и В. Войкин / О. Григалка // Легкая атлетика.
- 1971. - № 5. - С. 16-17.
5. Григалка О. Ядро толкает Владислав Комар / О. Григалка, В. Папанов // Легкая атлетика. - 1973. - № 7. - С. 22.
6. Григалка О. Техника толкания ядра: состояние, перспективы / О. Григалка // Легкая атлетика. - 1980. - № 1. - С. 10-14.
7. Григалка О. Ядро толкает Янис Боярс / О. Григалка, В. Папанов // Легкая атлетика. - 1983. - № 2. - С. 16-17.
8. Григалка О. Ядро толкает Эдвард Саруль / О. Григалка, В. Папанов // Легкая атлетика. - 1984. - № 2. - С. 16-17.
9. Григалка О. Я. Толкание ядра / О. Я. Григалка / под ред. В. В. Садовского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 72 с.
10.Жилкин А. И. Легкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 464 с.
11. Загревский В. И. Биомеханика физических упражнений: учеб. пособие / В. И. Загревский. - Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. - 140 с.
12. Кевин Т. МакГилл. Пристальный взгляд на победный результат Риса Хоффа на чемпионате мира 2007 года / Кевин Т. МакГилл // Легкая атлетика. - 2010. - № 56. - С. 27-29.
13. Ланка Я. Е. Биомеханика толкания ядра / Я. Е. Ланка, Ан. А. Шалманов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 72 с.
14. Легкая атлетика: учебник / М. Е. Кобринский [и др.]; под общ. ред. М. Е. Кобринского, Т. П. Юшкевича, А. Н. Конникова. 2-е изд. - Минск : Тесей, 2011. -336 с.
15. Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. - Изд. 4-е, доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 671 с.
16. Сотский Н. Б. Практикум по биомеханике / Н. Б. Сотский, В. Ю. Екимов, В. К. Пономаренко; Бел. гос. ун-т физ. культуры. - Минск: БГУФК, 2010. - 68 с.
17. Тутевич В. Н. Теория спортивных метаний / В. Н. Тутевич. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 312 с.
Организация учебного процесса в вальдорфской школе Долганова Н. В.
Долганова Наталья Вячеславовна /Dolganova Natalia Vyacheslavovna - старший
преподаватель, кафедра профессиональной языковой подготовки, Владимирский юридический институт ФСИНРоссии, г. Владимир
Аннотация: в статье описаны основополагающие идеи педагогики, основанной Рудольфом Штайнером. Рассматривается процесс обучения и воспитания в вальдорфской школе.
Abstract: this article describes the basic ideas of pedagogy, founded by Rudolf Steiner. It deals with the process of training and education in the Waldorf school.
Ключевые слова: вальдорфская школа, эвритмия, антропология, свободное воспитание.
Keywords: Waldorf School, eurhythmy, anthropology, free education.
Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 г. в немецком городе Штутгарте. Инициатива ее создания принадлежала Эмилю Мольту (1876-1936) - директору и совладельцу сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория». Мольт обратился к Рудольфу Штайнеру (1861-1925) - немецкому философу и ученому - с просьбой создать школу