Научная статья на тему 'Некоторые особенности регулирования наследственных отношений в мусульманской правовой системе'

Некоторые особенности регулирования наследственных отношений в мусульманской правовой системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1090
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
наследование / мусульманское право / завещание / наследники / 0ариат. / inheritance / Muslim law / wills / the heirs / Shariah

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмед Хидирович Рамазанов, Асият Хабибовна Алиева

В данной статье авторы иссёедуют особенности регулирования наследственных отно­ шений в мусульманском праве. Цеёь исследования — определить очереди наследования и различия в наследовании по завещанию и по 0ариату. Отмечается значение 0ариата как важнейшего источника наследственного права дёя мусульман.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of the regulation of inheritance relationships in Muslim legal system

in this article, the authors explore the features of the regulation of inheritance relationships in Islamic law. The aim of the study is to determine the queue inheritance and differences in inheritance, bequest and the Shariah. Highlights the importance of Sharia law as an essential source of inheritance law for Muslims. Keywords: inheritance, Muslim law, wills, the heirs of the Shariah. Abstract: in this article, the authors explore the features of the regulation of inheritance relationships in Islamic law. The aim of the study is to determine the queue inheritance and differences in inheritance, bequest and the Shariah. High­ lights the importance of Sharia law as an essential source of inheritance law for Muslims.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности регулирования наследственных отношений в мусульманской правовой системе»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10093

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В МУСУЛЬМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

Ахмед Хидирович РАМАЗАНОВ, профессор Юридического института Дагестанского государственного университета, доктор исторических наук

Асият Хабибовна АЛИЕВА, магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: [email protected]

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.01 — теория и история права

и государства; история учений о праве и государстве

Аннотация. В данной статье авторы исследуют особенности регулирования наследственных отношений в мусульманском праве. Цель исследования — определить очереди наследования и различия в наследовании по завещанию и по шариату. Отмечается значение шариата как важнейшего источника наследственного права для мусульман.

Ключевые слова: наследование, мусульманское право, завещание, наследники, шариат.

Annotation: in this article, the authors explore the features of the regulation of inheritance relationships in Islamic law. The aim of the study is to determine the queue inheritance and differences in inheritance, bequest and the Shariah. Highlights the importance of Sharia law as an essential source of inheritance law for Muslims. Keywords: inheritance, Muslim law, wills, the heirs of the Shariah. Abstract: in this article, the authors explore the features of the regulation of inheritance relationships in Islamic law. The aim of the study is to determine the queue inheritance and differences in inheritance, bequest and the Shariah. Highlights the importance of Sharia law as an essential source of inheritance law for Muslims.

Keywords: inheritance, Muslim law, wills, the heirs, Shariah.

Статья 35 Конституции Российской Федерации предусматривает, что, «каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им...». В российском гражданском праве возможно наследование по завещанию и наследование по закону. В мусульманском праве также предусматриваются два основания наследования — по закону и по завещанию. Мусульманское право довольно четко регулирует основания и процесс наследования, порядок и очередь наследо-

вания, а также четко устанавливает доли наследников.

Отметим, что наследственное право — это отрасль права, которая непосредст-венно отражена в тексте Корана. Именно это объясняет неизменность и особую значимость наследственного права в мусульманской правовой системе.

Наследственное право имеет разные названия на арабском, а, следовательно, и на русском языке, и все они схожи по смыслу: наука о на-

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

следстве ('ильм альмирас); наука о долях ('ильм аль-фараид); наука об имуществе ('ильм ат-та-рикя). Но первый вариант более полно передает необходимый смысл, чем другие, хотя они тоже правильны, так как все эти названия имеют одну цель — распределение имущества между наследниками.

Так что же такое наследственное право в исламе? Наследственное право — это совокупность правовых норм, регулирующих пределы и порядок перехода имущества умершего к его наследникам, позволяющая узнать долю каждого заслуживающего наследство.

В отличие от светского наследственного права, где источником наследственного права является государственное установление, мусульманское наследственное право основано на неизменном Божественном Откровении, представленном в виде аятов Корана. Однако в некоторых случаях основанием для правовых заключений наследственного права служит умозаключение, основанное на проведенных аналогиях (кияс) с описанным в Коране или Сунне.

Наследственное право состоит из обязательных условий, отсутствие которых неприемлемо для наследования.

Условия наследования по мусульманскому праву:

1. Наследодатель — это человек, умерший или считающийся умершим, после смерти которого осталось его имущество или его права. В некоторых ситуациях по решению судьи человек может числиться мертвым, хотя сам таковым не является, как, например, без вести пропавший или вероотступник (муртад). Под правами человека подразумевается ряд прав, которые переходят по наследству, например, право на возмездие (кысас) или право на арест товара по причине неуплаты.

2. Наследник — это человек, который жив или числится живым в момент смерти наследодателя и заслуживает наследство по одной или нескольким причинам.

В некоторых случаях наследником может быть не только физическое лицо, но и юридическое: например, казна, по мнению некоторых богословов, наследует при полном отсутствии наследников. Под человеком, который числится живым, подразумевается ребенок, находящийся в утробе матери в момент смерти наследодателя.

3. Наследство — это имущество или право, оставленное после смерти наследодателем, которое может быть унаследовано. Некоторые

вещи не могут быть унаследованы, так как они не считаются имуществом, например, свинина или вино.

4.1. Смерть наследодателя, которая может быть действительной, официальной или предположительной.

4.2. Жизнь наследника после смерти наследодателя, которая может быть действительной или предположительной.

4.3. Знание законов распределения наследства.

В действительности эти знания не являются условием наследования, однако они крайне необходимы для правильного распределения наследства, так как наследник может наследовать по разным причинам (родство, супружество и др.). Каждая причина имеет свои, отличные от других правила распределения наследства, без знания которых правильное распределение невозможно.

Основанием для наследования является существование одной или нескольких причин, делающих кого-либо наследником. Наследственное право в мусульманской правовой системе называет пять причин наследования.

Три причины наследования, признанные всеми богословами:

1. Родство — это связь между людьми, имеющими общих близких или дальних предков. Наследники, наследующие по причине родства, бывают трех видов: наследники восходящего родства (усуль), наследники нисходящего родства (фуру') и наследники бокового родства (ха-ваши).

2. Супружество — это связь двух людей, которая была закреплена и узаконена соответствующим образом.

Причиной считается сам акт бракосочетания, если он был заключен правильно и оставался действительным в момент смерти наследодателя. Именно поэтому муж наследует от жены, а жена от мужа, если даже она находится в периоде ожидания ('идда) после отзывного развода (талак радж'и). Если же муж, будучи здоровым, дал своей жене окончательный развод (талак ба-'ин), то в случае его смерти она не наследует от него, если даже находится в после разводном периоде ожидания ('идда), а если он был предсмертно болен, давая ей окончательный развод, — наследует.

Относительно двух причин наследования богословы расходятся во мнениях:

1. Казна. Шафииты и маликиты считают, что казна при определенных условиях является

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

наследником. Ханафиты и ханбалиты считают, что казна ни при каких условиях не получает наследство.

2. Договорная преданность — это связь между двумя неродственными людьми, которые поклялись помогать друг другу и наследовать друг от друга. Большинство богословов, кроме имама Абу Ханифы, считают, что эта причина аннулирована и не имеет правовой силы.

Подчеркнем, что мусульманское наследственное право не допускает полного лишения наследников права на наследование. Более того, в случаях, когда имущество завещается в вакф, то может быть истребована только 1/3 состояния. Для истребования в вакф остальной части наследства требуется разрешение наследников.

Важнейшей чертой наследственного права в мусульманской правовой системе является тот факт, что родители не имеют права лишать наследства своих детей или ограничивать количество наследников. Иными словами, в соответствии с мусульманским наследственным правом отец не имеет права лишать одного из своих детей наследства, т.е. при наличии нескольких детей (сыновей и дочерей) каждый из детей получает свою долю наследования.

Еще одной особенностью мусульманского наследственного права является то, что по шариату существуют три группы наследников. При этом в мусульманском наследственном праве установлено жесткое правило, в соответствии с которым при наследовании все имущество получают только наследники первой очереди наследования, а наследники второй и третьей очередей не получают ничего. Лишь при полном отсутствии наследников первой очереди наследники второй очереди получают право наследования. Наследники третьей очереди получают право на наследование имущества только в случае полного отсутствия наследников первой и второй очередей.

В мусульманском праве наследниками первой очереди признаются отец, мать и дети покойного (в случае смерти детей — внуки). Наследниками второй очереди являются дед, бабушка, братья и сестры покойного (в случае смерти братьев и сестер их дети). Наследниками третьей очереди являются двоюродные братья, дяди, тети покойного.

В мусульманском наследственном праве у мусульманина отсутствует обязанность написания завещания (васыя). Однако даже при довольно жесткой системе регулирования наследственных отношений в мусульманском праве существует множество нюансов, затрудняющих абсолютно объективное распределение наследственной массы, поэтому считается желательным для каждого мусульманина написание нотариально заверенного завещания (Аль-Мирас).

Соответственно, написав нотариально заверенное завещание (Аль-Мирас), мусульманин выполняет свой долг верующего и обеспечивает законную защиту интересов своих родственников.

Таким образом, подводя итог исследованию особенностей регулирования наследственных отношений в мусульманском праве, отметим, что мусульманская правовая система четко регулирует отрасль наследственного права и позволяет верующим в полной мере учесть интересы всех наследников, не допуская при этом ущемления прав ни одного из родственников наследодателя.

Библиографический список

1. Конституция РФ (действ. ред.) // СПС «Консультант Поюс»

2. Гуреев В.А. Наследственное право России: Учебник. § 4. Мусульманское наследственное право // https://law.wikireading.ru/3634

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.