М.М. Мусаев - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика предприятий» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,
M.M. Musaev - Ph.D. in Economics, associate professor of the Department of Enterprise Economics, Chechen State University;
М.Х. Хаджиева - соискатель ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова»,
M.Kh. Khadzhieva - Applicant, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ КОНКУРЕНТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК SOME FEATURES OF DEVELOPMENT OF RELATIONS OF COMPETITIVE INTERACTION OF
PROCESSING PROCESSES OF AIC
Аннотация. Ход эволюции конкурентных отношений отчетливо демонстрирует возрастающую конкурентную борьбу, наступление эры гиперконкуренции и всего подобного, что крайне осложняет отношения между товаропроизводителями. Бесспорно, такое положение с целью достижения устойчивости формирования конкурентных преимуществ вынуждает товаропроизводителей налаживать тесную связь и непрерывно взаимодействовать друг с другом.
В специальной литературе имеется немало научных гипотез об образовании в пределах текущей фазы рыночной экономики новых систем взаимоотношений между предприятиями, в т.ч. в области взаимного согласования своих действий для обеспечения совместных выгод, налаживания специфических организационно-экономических контактов между участниками подобных отношений. [3,7,12,17]
Надо признать, что это взаимодействие способствует мягкому превращению жесткой гиперконкурентной борьбы в эффективное конкурентное взаимодействие, в ходе которого различные сетевые бизнес-структуры (например, региональный агропромышленный кластер) позволяют не только создавать дополнительную добавленную стоимость, но и производить ее справедливый раздел с учетом взаимных интересов и заключенных договоров.
Вышеизложенное позволяет нам рассматривать конкурентное взаимодействие в виде целенаправленного процесса, в котором группа независимых участников сетевых бизнес-структур кооперируется путем задействования формальных и неформальных правил и совместно создает дополнительную добавленную стоимость на принципах ее взаимовыгодного раздела.
Однозначно, что подобное комплементарное (взаимодополняемое) соединение кооперативных начал позволяет объединить все усилия предприятий данной сетевой структуры для наращивания дополнительной добавленной стоимости.
На наш взгляд, уникальность двух рассматриваемых тенденций (конкуренция и кооперация) состоит в том, что они не только не противоречат друг другу, но и имеют локальную точку соприкосновения - опыт потребителя от обращения к продукту и формируют условия для более вовлеченного участия потребителя в управлении цепочкой ценности.
Annotation. The course of the evolution of competitive relations clearly demonstrates the growing competitive struggle, the onset of an era of hypercompetition and all that, which extremely complicates the relations between producers. Undoubtedly, such a situation in order to achieve the sustainability of the formation of competitive advantages forces producers to establish close ties and continuously interact with each other.
In the specialized literature there are many scientific hypotheses about the formation within the current phase of the market economy of new systems of relations between enterprises, including in the field of mutual coordination of their actions to ensure joint benefits, establishing specific organizational and economic contacts between participants in such relations. [3,7,12,17]
It must be admitted that this interaction contributes to the soft transformation of tough hyper-competitive struggle into effective competitive interaction, during which various network business structures (for example, the regional agro-industrial cluster) allow not only creating additional added value, but also making it a fair division taking into account mutual interests and concluded contracts.
The above allows us to consider competitive interaction in the form of a focused process in which a group of independent participants in network business structures cooperates through formal and informal rules and together creates additional added value based on the principles of its mutually beneficial section.
It is clear that such a complementary (complementary) connection of cooperative principles allows us to combine all the efforts of enterprises of this network structure to increase the added value.
In our opinion, the uniqueness of the two considered trends (competition and cooperation) lies in the fact that they not only do not contradict each other, but also have a local point of contact - the consumer's experience of accessing the product and create conditions for more involved consumer participation in the chain management values.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентные отношения, конкурентное взаимодействие, АПК, сетевые бизнес-структуры.
Keywords: competition, competitive relations, competitive interaction, agribusiness, network business structures.
Анализ специальной литературы позволяет утверждать, что сформировать более эффективный экономический механизм можно лишь в случае убежденного согласия всех участников новых экономических отношений касательно безукоснительного соблюдения взаимосогласованных правил и норм взаимовыгодного сотрудничества.
Так, в работе [12] предлагается под конкуренцией понимать конкурентное взаимодействие предприятий, являющихся участниками создания цепочки ценностей. Здесь цитируемый автор конкурентную модель рассматривает в виде колеса конкурентного взаимодействия, состоящего из нескольких ступеней.
При этом акцент делается на удовлетворение потребностей потребителя. Действительно, этот подход можно рассматривать, как надежный фундамент обеспечения устойчивости спроса и гарантированного сбыта продукции, ибо наибольших возможностей удовлетворения потребностей потребителя можно добиться лишь в ходе длительного положительного опыта от обращения к продукции именно этого производителя. [4,6]
На ранней фазе развития предприятия сами определяли, какие продукты им нужно производить и даже каким образом они будут удовлетворять потребности потребителей. При этом роль потребителя сводилась к образу всеядного и пассивного плательщика...
На втором этапе стало очевидным, что наилучшее удовлетворение потребностей потребителей обеспечивается только в ходе тесного и плодотворного контакта производителей с потребителями. И это естественно, ибо нельзя лишать потребителей возможности предъявлять свои потребности товаропроизводителям, т.к. в противном случае производитель будет не в состоянии предпринять необходимые действия, чтобы учесть запросы потребителей. [1,8,14]
Все это, однозначно, закономерно образует вторую стадию колеса конкуренции - стадию совместного создания ценности.
Также бесспорно и то, что если потребители стали заинтересованы, чтобы продукция имела новые определенные качественные характеристики, то товаропроизводители однозначно будут вынуждены подчиниться этим новым требованиям (пожеланиям) и уже производить продукцию, соответствующую требуемым качественным параметрам.
Как видно из вышесказанного, речь идет о рыночной власти потребителей над товаропроизводителями. Этот процесс особенно отчетливо проявляется в АПК в отношениях сельхозпроизводителей (продавцов сырья) и промышленных перерабатывающих предприятиях (потребителей сырья). [2,15,16]
Вместе с тем, мы не разделяем такой подход, основанный на отсутствии возможностей вступления в диалог с потребителем. Более того, на наш взгляд, было бы более справедливым и соответствующим ценностям XXI века, если бы наиболее сильный партнер деловых отношений сделал бы навстречу первый шаг зависящему от него во многом партнеру для построения цивильных отношений совместного создания ценностей.
Надо отметить, что большая часть совокупности стандартных маркетинговых исследований, различных опросов и т.п. не позволяют сформировать достоверную и объективную информационную базу.
В нынешних реалиях надо исходить из того, что в процессах совместного создания ценности необходимо предусмотреть обязательное участие потребителя. Только при таком подходе потребитель может четко и доступно сформулировать свои потребности и пожелания товаропроизводителю. И уже можно говорить, что с каждым годом растет количество товаропроизводителей, предоставляющих право потребителям в самостоятельном выборе формы, тары, консистенции и т.д. продукции.
На следующей стадии рассматриваемого так называемого колеса конкуренции идет формирование корпоративной социальной ответственности бизнеса.
Здесь очень важно тщательно изучить опыт продвинутых зарубежных компаний аграрно-ориентированных стран касательно формирования и развития корпоративной социальной ответственности. Примечательно, многие биржи Европейского союза не допускают к процедурам листинга тех компаний, которые игнорируют требования корпоративной социальной ответственности.
На наш взгляд, современный бизнес должно отличать его социальная ответственность в отношении потребителей, сотрудников...
Уместно вспомнить М. Портера, который отмечал, что в компаниях, где корпоративная социальная ответственность является повседневной нормой деятельности, в принципе, располагают гораздо большими шансами для благоприятного прохождения посткризисного тяжелейшего периода времени. [13]
Следующая стадия исследуемого колеса конкуренции названа «культурные традиции». Она сопряжена с необходимостью учета традиционных факторов (культура, исторические особенности и т.п.), что, бесспорно, также имеет существенную значимость при формировании корпоративной стратегии на конкретных региональных рынках. Это осуществляется, в частности, посредством смешивания культурных традиций или кросс-культурного подхода и т.д.
Эксперты отмечают, что успешность совместного управления цепочкой ценности зависит и от состояния партнерских отношений внутри самой цепочки ценности. Как правило, нельзя считать, что все предприятия, участвующие в создании цепочки ценности, имеют одинаковые права, ибо их значимость в операциях внутри технологического цикла для конечного продукта сильно разнится.
Но тем не менее, как показывает опыт крупных производственных агроформирований, деловое выстраивание партнерских отношений для совместного управления цепочкой ценности выгодно всем, и даже доминирующему экономическому субъекту внутри технологического цикла - так называемого - ядра кластера (центрального предприятия внутри сетевой бизнес-структуры). [6,10]
Эксперты отмечают, что само доминирующее предприятие может и не иметь прямого экономического интереса исполнять функции, которые, в принципе, реализует не доминирующее периферийное предприятие. Но доминирующее предприятие понимает, что участие периферийного предприятия - объективный фактор, ибо это предприятие в силу разных обстоятельств более эффективно реализует свои функции и тем самым увеличивает добавленную стоимость в продукте для потребителя.
Глубина воздействия на процессы формирования конкурентного взаимодействия и саму конфигурацию цепочек ценности зависит от типа производства и сопряженной с ними эластичности спроса на товар по цене.
Действительно, в обыденной повседневной практике требуется не только налаживание некоего взаимодействия между участниками регионального агрокластера в процессе создания продукции от получения сырья до доведения готового продукта до потребителя и утилизации отходов, но и непрерывного изучения потребностей потребителей и даже задействования их в технологические процессы. Как вытекает из сказанного, здесь также можно отметить еще один очень важный эффект, связанный с изменением типа производства в соответствии с эластичностью спроса по цене.
Говоря о механизме управления цепочкой ценности, надо сказать и такой базовой стратегии как стратегия дифференциации. В этом случае все усилия фокусируются на таких потребностях потребителей, для коих цена не выступает в качестве первостепенного фактора предпочтения продукта. В подобных случаях акцент делается на максимизации возможностей удовлетворения потребностей потребителя.
Данный вид стратегии управления цепочкой ценности особо популярен в таких отраслях как фармацевтическая, косметическая; в таких видах деятельности как инвестиционная, банковская, аудиторская и др.
Нам представляется, что превалирование стратегии дифференциации над другими базовыми стратегиями можно расценивать как показатель роста благосостояния населения. Действительно, только при условии роста личных доходов потребителя появляются возможности быть более требовательным к качеству продукта и сопутствующим условиям его потребления (сервис, доп. опции и т.д.)
Наращивание ассортимента агропромышленной продукции, активное сегментирование рынков с указанием дорогих сегментов требует подготовки сырья именно соответствующего качества, ибо в противном случае закупка не состоится.
Подобная ситуация очень часто встречается на перерабатывающих предприятиях АПК, где в промпереработку идет сельхозсырье только соответствующее требуемому качеству (заданных технико-технологических свойств). [9,11]
Безусловно, гиперконкуренция сегодня обострила конкурентную борьбу за клиента и качество продукции (услуг).
С другой стороны, такое положение вынуждает товаропроизводителей, независимо от их желания, переориентировать массовое производство и дифференцировать продукцию на серийное и даже единичное производство.
Опыт западноевропейских стран показал, что сетевые формы организации бизнеса экономически очень стойки и перспективны. Европейские инициативы касательно опыта развития кластерной агропромышленной политики убедительно говорят о том, что создание кластеров под «нажимом сверху», как правило, имело неудачные последствия. Но этот опыт также подтвердил, что агрокластеры в состоянии эффективно формироваться и продвигаться, когда эти инициативы идут «снизу» - непосредственно от бизнес-сообщества.
В ходе нашего исследования регионального АПК депрессивных аграрноориентированных республик Северного Кавказа нам пришлось констатировать, что опыт европейских инициатив по созданию агрокластеров в современной региональной кластерной агропромышленной политике полностью игнорируется.
Источники:
1. Акерлор Дж., Шиллер Р. Как человеческая психология управляет экономикой. - М.: Альпина Бизнес Букс,2011
2. Балабанов В.С., Репкина О.В. Предпринимательство в условиях модернизации национальной экономики по инновационному типу // Путеводитель предпринимателя. - 2012. - №15. - С. 044-052
3. Бетрозов М.Х., Мисаков В.С., Черкесов С.Х. Государственное регулирование и стратегические приоритеты обеспечения экономической безопасности //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2014. - № 3 (59). - С. 72-77.
4. Маевский В.И. Воспроизводство основного капитала и экономическая теория // Вопросы экономики. - 2010. - №3. - С.78-89
5. Мисаков В.С. Анализ конкурентоспособности фирмы. - М., 1998.
6. Мисаков В.С. Методологические проблемы функционально-стоимостного анализа в условиях перехода к рыночной экономике. - Нальчик, 1995.
7. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ в строительстве. - М., 1986.
8. Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Факторы и условия, способствующие возрастанию угроз экономической безопасности региональной экономики //Terra Economicus. - 2012. - Т. 10. - № 4-3. - С. 169-172.
9. Мисаков В.С., Галачиев О.Т., Шардан С.К. Государственная политика формирования перспективной структуры экономики регионального АПК //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2009. № 1 (71). С. 108-114.
10. Мисаков В.С., Ковалева И.Н., Мисаков А.В. Моделирование системы устойчивого развития региональных экономических кластеров. - Нальчик, 2014.
11. Мисаков В.С., Хапаева Ж.Б. Анализ качества и объема аудиторской выборки //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. -2013. - № 5 (55). - С. 121-127.
12. Осипов В.С. Колесо конкуренции как новый инструмент стратегического управления фирмой //Вопросы экономики и права. - 2013. №8. - С. 87-98
13. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Бизнес Букс,2007
14. Стерликов Ф.Ф., Гуськова М.Ф. Экономическая теория ценности //Экономическая наука. - 2006. - №6
15. Темрокова А.Х., Мисаков В.С. Современное состояние и анализ организации предприятий пищевой промышленности АПК Кабардино-Балкарской республики // Вопросы экономики и права. - 2012. - № 44. - С. 56-60.
16. Шевлоков В.З., Ашибоков Б.А., Мисаков В.С. Лизинг как форма инвестиций в аграрном секторе экономики //Экономические науки. - 2011. -№ 85. - С. 182-185.
17. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д»,2001
Sources:
1. Akerlor J., Schiller R. How human psychology governs the economy. - M .: Alpina Business Books, 2011
2. Balabanov V.S., Repkina O.V. Entrepreneurship in conditions of modernization of the national economy by the innovative type // Entrepreneur Guide. - 2012. - No. 15. - S. 044-052
3. Betrozov M.Kh., Misakov V.S., Cherkesov S.Kh. State regulation and strategic priorities for ensuring economic security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - No. 3 (59). - S. 72-77.
4. Mayevsky V.I. Reproduction of fixed capital and economic theory // Problems of Economics. - 2010. - No. 3. - S.78-89
5. Misakov V.S. Analysis of the competitiveness of the company. - M., 1998.
6. Misakov V.S. Methodological problems of the functional-cost analysis in the transition to a market economy. - Nalchik,
1995.
7. Misakov V.S. Functional-cost analysis in construction. - M., 1986.
8. Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Factors and conditions conducive to increasing threats to the economic security of the regional economy // Terra Economicus. - 2012. - T. 10. - No. 4-3. - S. 169-172.
9. Misakov V.S., Galachiev O.T., Shardan S.K. The state policy of the formation of a promising structure of the economy of the regional agro-industrial complex // Scientific and Technical Sheets of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. 2009. No. 1 (71). S. 108-114.
10. Misakov V.S., Kovaleva I.N., Misakov A.V. Modeling the system of sustainable development of regional economic clusters. - Nalchik, 2014.
11. Misakov V.S., Khapaeva Zh.B. Analysis of the quality and volume of the audit sample // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. - No. 5 (55). - S. 121-127.
12. Osipov V.S. The wheel of competition as a new tool for strategic management of a company // Issues of Economics and Law. - 2013. No. 8. - S. 87-98
13. Porter M. Competitive Strategy. Methods of analysis of industries and competitors. - M .: Alpina Business Books, 2007
14. Sterlikov F.F., Guskova M.F. Economic theory of value // Economic science. - 2006. - No. 6
15. Temrokova A.Kh., Misakov V.S. The current state and analysis of the organization of food industry enterprises in the agro-industrial complex of the Kabardino-Balkarian Republic // Issues of Economics and Law. - 2012. - No. 44. - S. 56-60.
16. Shevlokov V.Z., Ashibokov B.A., Misakov V.S. Leasing as a form of investment in the agricultural sector of the economy // Economic sciences. - 2011.-№ 85. - S. 182-185.
17. Yudanov A.Yu. Competition: theory and practice. - M.: Publishing House "GNOM and D", 2001
А.Б. Нагоев - профессор кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова», д.э.н., [email protected],
A.B. Nagoyev - Professor, Department of Management and Marketing, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova ", Doctor of Economics;
И.А. Карданова - доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова», к.э.н., [email protected],
I.A. Kardanova - Associate Professor, Department of Management and Marketing, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekova ", Ph.D.;
А.Р. Исламова - аспирант, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университете», [email protected],
A.R. Islamova - Postgraduate Student, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Russian State Social University".
К ВОПРОСУ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СФЕРЫ УСЛУГ TO THE QUESTION OF POPULATION EMPLOYMENT IN THE FIELD OF SERVICES
Аннотация. Рассмотрены проблемы занятости в отраслях сферы услуг наиболее проблемных регионов. Российской Федерации. Отмечается авторами, что на сегодняшний день приходит понимание того, что данная