1.4. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
Хамгоков Мурадин Мухамедович, канд. юрид. наук, полковник полиции. Должность: Начальник кафедры. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра огневой подготовки.
Аннотация: Одна из острейших проблем современной России является распространение экстремизма. Все более организованным становится его характер, повышается уровень насилия, растет количество преступлений связанных с экстремизмом. Все чаще экстремизм проявляется не только во всех сферах жизнедеятельности общества, но и в политической, экономической, социальной, религиозной деятельности. Причинами распространения экстремизма являются, как общие причины, присущие преступности в целом (социальные, экономические, политические факторы), так и специфические, связанные с конкретными условиями существования и с особенностями отдельных социальных групп.
Проблема экстремизма в нашей стране долго за-малчивалась[1]. В уголовном законодательстве как хулиганство квалифицировались и проявления экстремистской направленности, в том числе на национальной и религиозной почве. Законодательно не было закреплено и понятие экстремизма, которое не давало четко квалифицировать откровенные его выходки, что позволяло, конечно, уходить от уголовной ответственности за его деяния. При распаде Советского Союза к резкому обострению экстремизма привели, в первую очередь, политические, экономические, социальные национальные и религиозные противоречия, что привело к появлению в стране новых течений, движений и группировок. Если ранее убийства совершались с применением огнестрельного оружия - это вызывало большой общественный резонанс.
Теперь же при совершении убийства проявляется высокая дерзость совершения преступления (днем, в общественных местах и т.д.), совершаются преступления с использованием высокоэффективного оружия (автоматы, гранатометы, огнеметы и т.п.), проявляются исключительная цинничность и жестокость действий преступников. В процессе несения службы многие сотрудники правоохранительных органов часто сталкиваются с такими понятиями, как «ваххабизм», «экстремизм» или «терроризм». И, к сожалению, некоторые сотрудники не имеют четкого представления их значения и довольно часто путают эти понятия. И это не удивительно. Они сравнительно недавно вошли в повседневный обиход россиян, но с каждым годом приобретают все большую значимость. Разобраться в сущности экстремистской деятельности в религиозной сфере общественной жизни в определенной степени поможет настоящая статья[2].
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, правоохранительная система, предупреждение и пресечение.
SOME PECULIARITIES OF EXTREMISM IN THE NORTH-CAUCASUS REGION AMONG YOUNG PEOPLE
Khamgokov Muradin Mukhamedovich, Police Colonel, PhD at Law. Position: Head of chair. Place of employment: Krasnodar university of MIA Russia. Branch: North-Caucasus institute of Advanced training. Department: Fire Training chair.
Annotation: Abstract: One of the most acute problems of modern Russia is the spread of extremism. His character is becoming more organized, the level of violence is increasing, the number of crimes connected with extremism is growing. Increasingly, extremism is manifested not only in all spheres of the life of society, but also in political, economic, social, religious activities. The causes of the spread of extremism are, as common causes inherent in criminality in general (social, economic, political factors), and specific, associated with specific conditions of existence and with the characteristics of individual social groups. The problem of extremism in our country was hushed up for a long time [1]. In the criminal legislation, extremism was also characterized as hooliganism, including on national and religious grounds. Legislatively, the notion of extremism was not fixed, which did not clearly define its outright antics, which, of course, made it possible to avoid criminal responsibility for its deeds. In the collapse of the Soviet Union, the sharp aggravation of extremism was led, first of all, by political, economic, social, national and religious contradictions, which led to the emergence of new trends, movements and groupings in the country. If earlier murders were committed with the use of firearms - this caused a great public response. Now, when committing a murder, a high audacity of committing a crime (in the daytime, in public places, etc.), crimes are committed using high-performance weapons (assault rifles, grenade launchers, flamethrowers, etc.), the extreme zinnity and cruelty of the criminals' actions are manifested. In the process of service, many law enforcement officers often face such concepts as "Wahhabism," "extremism," or "terrorism." And, unfortunately, some employees do not have a clear idea of their meaning and quite often confuse these concepts. And this is not surprising. They have recently entered the everyday life of Russians, but each year they are gaining greater importance. To understand the essence of extremist activity in the religious sphere of public life, this article [2] will help to a certain extent.
Keywords: extremism, terrorism, law enforcement system, prevention and suppression.
В российском законодательстве понятие "экстремистская деятельность (экстремизм)" раскрывается как:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
Хамгоков М.М.
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг[1 ].
Интересно заметить что, как таковой нацисткой атрибутики не существует. Самый распространенный знак свастики был широко распространен до гитлеровской Германии. Его использовали практически везде, даже одежды православных священнослужителей были украшены свастическим узором. Это всемирный знак, происхождение которого доподлинно не известно. Его изображение до сих пор используется во многих странах имеющих богатую древнюю культуру, например Индия, Китай. После нацисткой Германии во многих странах стал запрещенным символом, и стал ассоциироваться с экстремизмом и другими негативными понятиями. Хотя многие считают его неязыческим символом на данный момент, это не совсем верно, так как этот знак скорее являл собой не идольное значение, а очевидно был знаменем доброты и доб-ра[3].
У свастики как символа много значений, и у большинства народов они были положительны. Так, у большинства древних народов она была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия[7].
Отдельно интересен пункт, в котором говориться о публичном заведомо ложном обвинении лица, занимающего государственную должность. А интересен он тем, что не говориться так о простых людях, а только о госслужащих.
В научных исследованиях выделяют четыре основные разновидности экстремизма:
- криминальный
- военный
- политический
- религиозный
Криминальный религиозный экстремизм посягает на такие социальные ценности, как:
1) жизнь и здоровье человека;
2) физическая свобода (свобода выбора места пребывания и перемещений) человека;
3) половая неприкосновенность и половая свобода человека;
4) законные интересы семьи, права и свободы несовершеннолетних, в том числе относящиеся к реализации права на получение общего обязательного образования;
5) конституционные права и свободы человека и гражданина;
6) собственность и порядок осуществления экономической деятельности;
7) здоровье населения и нравственность;
8) основы безопасности нашего государства в части, относящейся к обеспечению равноправия граждан;
9) интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления; интересы службы в иных организациях;
10) порядок управления, связанный с обеспечением реализации гражданских обязанностей;
11) мир и безопасность человечества.
Криминальный религиозный жизненный опыт включает в себя:
- Знание различных способов совершения религиозных преступлений
- Обладание техникой, самой современной, необходимой для совершения религиозных преступлений
- Готовность следовать обычаям и традициям религиозного объединения в любой ситуации, знание жаргона сатанистов, языческих сект, древнеславянского, латинского, арабского языков, иврита (для традиционных конфессий), значение религиозных татуировок, использование в общении кличек
- Беспрекословное исполнение любого указания «гуру», священнослужителя независимо от юридической оценки деяния
- Четкое следование религиозному ритуалу, обряду, чаще всего без его осмысления
- Поклонение и повседневное следование злу, сатану, тьме
- Равнодушие к другим людям, отсутствие эмпатии к кому бы то ни было
- Внутренние условия религиозной преступности способствуют или препятствуют, укрепляют или ослабляют усвоение криминологически значимой информации, играют роль катализатора внутренней причины
Основу религиозного экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающаяся с конфессиональной демагогией. Причинами такого рода экстремизма в обществе являются: социально-экономические кризисы, деформация политических структур, падение жизненного уровня населения, подавление властями инакомыслия
и оппозиции[6], а также национальный гнет, амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач[4].
Базу экстремизма составляют слои населения, отрицающие общепринятые нормы общения, представители националистических и религиозных движений и не довольная существующим порядком часть интеллигенции и студенчества, некоторые группы военных.
Религиозный экстремизм отличается от других видов экстремизма тем, что направлен на насильственное изменение государственного строя и захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, используя религиозное учение и символы, как важный фактор привлечения людей, мобилизуя их на бескомпромиссную борьбу.
Среди причин, способствующих усилению религиозного экстремизма в России, можно назвать, как счита-
ют специалисты, нарушение прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами, а также деятельность зарубежных миссионеров, нацеленная на разжигание межконфессиональных противоречий[5].
Иногда причиной распространения экстремизма на религиозной основе считают провозглашенную в результате демократических преобразований свободу совести. Но лишь ее толкование как вседозволенности религиозных объединений (в т.ч. международных) позволило создать условия для появления в обществе экстремистских идеологий.
Экстремизм на религиозной основе тесно связан с политикой и национализмом, поэтому, часто в научной литературе используется термин «религиозно-политический экстремизм». Например, боевики исламского движения Узбекистана (ИДУ), которые с оружием в руках пересекали границу с целью захвата власти в 1999-2000 г.г., неоднократно заявляли о намерении силой ниспровергнуть политические режимы в постсоветских республиках и создать исламское государство. Между тем, сторонники экстремизма стремятся путем демагогии, организации беспорядков, актов гражданского неповиновения дестабилизировать и разрушить существующие общественные структуры для достижения своих целей. При этом широко используют силовые методы - террористические акты, партизанская война и т.д. Они в принципе отрицают переговоры, соглашения, компромиссы, основанные на взаимных уступках^].
Националистический экстремизм, выступая с позиций защиты интересов своей нации, ее прав, культуры, языка, отвергает подобные же права других национальных и этнических групп. Он органически связан с сепаратизмом, направлен на развал многонациональных государств, является источником вражды и конфликтов между народами.
Экстремизм религиозный, получивший распространение в ряде регионов и стран, проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий или жестком противоборстве в рамках одной из них.
Особую опасность в мире представляет собой распространение крайних форм мусульманского фундаментализма, в том числе проникновение в среду российских мусульман течения ваххабизма. Целенаправленная пропаганда миссионерами ваххабизма в республиках Северного Кавказа, где особенно сильна приверженность верующих к суфизму, доводит в ряде случаев до прямого конфликта.
Всем разновидностям экстремизма присущи общие черты:
нелегитимное насилие, либо угроза его использования;
фанатизм, одержимость в стремлении навязать свои принципы и взгляды оппонентам;
опора на чувства, инстинкты, предрассудки, а не на разум;
неспособность к толерантности (терпимости), компромиссам, либо игнорирование их;
создание организаций, с целью ведения политической, национальной, классовой, расовой и религиозной борьбы и стремление к превращению экстремистских группировок во влиятельные структуры политической жизни;
стремление добиться общественного резонанса своей деятельности, влияния на население, вплоть до устрашения.
Выделяется целый ряд факторов, способствующих воспроизводству экстремизма в обществе:
социально-экономические кризисы и слом сложившихся социальных структур; деформации политических институтов; падение жизненного уровня значительной части населения, безработица, ухудшение социальных перспектив ряда социальных групп;
чувство социальной нереализованности, неполноты бытия, страх перед будущим;
подавление властями оппозиции, инакомыслия, блокирование легитимной самодеятельности индивидов;
исторические обиды, религиозная рознь, дискриминация;
амбиции лидеров политических партий, стремление политических и социальных элит и лидеров использовать национальный или религиозный фактор для достижения своих корпоративных целей и личных интересов;
ориентация лидеров и факторов политического процесса на экстремальные средства политической деятельности.
В заключении следует отметить, что социальной базой экстремизма в этих условиях становятся маргинальные слои и группы общества, утратившие прежний социальный статус и не утвердившиеся в новых социальных позициях. Эти группы испытывают чувства неудовлетворенности своим положением в существующей социально-политической и экономической реальности (например, часть интеллигенции и военных), неуверенности в будущем (молодежь, студенчество), опасения за свою национальную и религиозную идентичность (представители националистических и религиозных движений) и т.п.
Список литературы:
1. Федеральный Закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".
2. Шхагапсоев З.Л., Хамгоков М.М. Нет неонацизму и неофашизму. Противодействие преступности, связанной с неонацизмом и неофашизмом на современном этапе. // Закон и право. 2015. № 11. С. 15-19.
3. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Эффективное противодействие экстремизму и терроризму как фактор национальной безопасности России. // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 2-2 (8). С. 232-233.
4. Хамгоков М.М. Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма. // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 3. С. 73-75.
5. Шхагапсоев З.Л., Хамгоков М.М. Молодежный экстремизм в современной России. // Закон и право. 2016. № 8. С. 15-17.
6. Машекуашева М.Х., Арипшев А.М. Понятие и деструктивная сущность экстремизма. // В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2015. С. 198-199.
7. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. О некоторых факторах, влияющих на распространение экстремизма в Российской Федерации. // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 3 (9). С. 329-330.
8. Машекуашева М.Х., Арипшев А.М. Понятие и деструктивная сущность экстремизма. // В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2015. С. 198-199.