Взгляд. Размышления. Точка зрения
теневым и криминализированным секторам экономики достигнуть могущества, соизмеримого с государственным. Спохватившаяся власть оказывается на десятилетия втянутой в жестокое прямое противостояние с мафией, образующей государство в государстве. Экономическое благополучие становится задачей не только недостижимой, но даже второстепенной на фоне других проблем. Постоянная политическая нестабильность увеличивает шансы установления диктатуры на волне борьбы с коррупцией, а вслед за этим становится вероятен переход к африканской модели. Весь мировой опыт де-
монстрирует: история борьбы с коррупцией расчищает путь диктатурам. Парадокс в том, что, установившись, диктатура еще больше раскручивает коррупцию, увеличивая ее масштабы и разлагая власть. Наконец, общества, находившиеся в переходном состоянии от тоталитаризма (или долговременной диктатуры) к демократии, носят в себе вирус тоталитарного реванша под лозунгом борьбы с издержками демократии, среди которых коррупция - в числе первых.
УДК 343.85
Михаил Васильевич Жерновой,
начальник филиала по Приморскому краю (г. Владивосток) НИЦ 6 Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, кандидат медицинских наук, доцент, капитан милиции
Александр Владимирович Бутков,
заместитель начальника Всероссийского научно-исследовательского института МВД России по кадрам (г.Москва), кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Общая интернационализация и тенденции транснациональности преступности обусловливают необходимость изучения зарубежного опыта профилактики и предупреждения правонарушений. В последние два десятилетия в западноевропейских странах, США, Канаде, Японии, Великобритании активно развивается теория и практика профилактики правонарушений. Причем это касается как преступлений,
характеризующихся высокой степенью общественной опасности, так и незначительных нарушений закона.
Для координации деятельности по профилактике правонарушений во многих странах созданы соответствующие органы, основными функциями которых являются сбор информации, планирование, выполнение и оценка программ по профилактике правонарушений; координация деятельности полиции и других органов, работающих
Г | Вестник Сибирского юридического института МВД России
в этой сфере; обеспечение участия населения в организации правопорядка и общественной безопасности; сотрудничество со средствами массовой информации, научно-исследовательская работа; сотрудничество с законодательными органами, определяющими политику в области борьбы с преступностью; учебная подготовка.1
В практической деятельности полиции западноевропейских стран и США широко пропагандируется тезис о том, что преступления совершаются чаще всего тогда, когда потенциальные преступники встречают уязвимую, неохраняемую жертву и объект. Поэтому меры профилактического воздействия должны быть направлены либо на преступника, либо на систему безопасности, либо на потенциальную жертву2 - таким образом, осуществляются индивидуальная, общая и виктимологическая профилактика соответственно.
Особый интерес в данном случае вызывают методы виктимологической профилактики правонарушений, поскольку их использование в деятельности заинтересованных служб и организаций в Российской Федерации неоправданно минимизируется. Основным направлением виктимологической профилактики за рубежом является выявление особенностей жертв правонарушений и создание определенных ограждающих факторов.
Исследования, проводимые на данном направлении в ФРГ, показали, что жертвами нападения преимущественно являются мужчины (их доля составляет 70%). Противоположна картина в случаях совершения разбоев, ограблений, где чаще жертвой становится женщина. Наибольшую долю потерпевших составляют лица в возрасте 21-30 лет. Вероятность стать жертвой краж со взломом выше у лиц в возрасте 60 лет и старше. Лица в возрасте 17-30 лет чаще всего становятся жертвами сексуального принуждения.3
Мероприятиями, проводимыми в рамках виктимологической профилак-
тики в США, установлено, что повышенной виктимностью обладают мужчины в возрасте 16-25 лет. Наименьшее количество правонарушений совершается в отношении возрастной группы старше 60 лет. Кроме того, в США проводится виктимологический анализ по расовой и национальной принадлежности, социальному и семейному положению и т.д.4
Затрагивая виктимологические меры профилактики правонарушений, следует указать, что в настоящее время разработана концепция пассивной и активной защиты. К пассивной защите стали относить использование бронированных автомобилей, наем телохранителей, ношение бронежилетов, охрану многоквартирных домов и т.д. Под активной защитой понимается самозащита, создание условий уменьшения вик-тимности (дополнительное освещение улиц, передвижение по безопасным районам и т.д.), в крайнем случае пресечение нападения другими людьми.
Заслуживают внимания прикладные виктимологические разработки американских ученых последних лет. Они содержат вполне реализуемые в нашей стране рекомендации гражданам относительно поведенческой линии в той или иной ситуации («вы впервые в незнакомом городе», «ночная прогулка», «самообладание» и т.д.).
Сущность подобных рекомендаций базируется на том, что реальная оценка вероятной криминальной ситуации позволяет не только правильно действовать при чрезвычайных ситуациях, но и делает граждан более осторожными и предотвращает образование криминогенных ситуаций.
Значительное место в виктимологической профилактике занимает деятельность по реабилитации лиц, пострадавших от преступлений. В США, например, в соответствии с Законом «О жертвах преступлений» организуются специальные программы по профилактике повторной виктимности. Финансирование этих программ (в США их
Взгляд.
насчитывается более 2000) осуществляется из средств федерального фонда, а также средств, перечисляемых органами власти отдельной административно-территориальной единицы, на которой проживает жертва правонарушения.
Таким образом, государственная программа виктимологической профилактики в США и европейских странах заключается, с одной стороны, в предоставлении гражданам специальной информации, с другой - в финансировании специальных программ по обеспечению дополнительной защищенности граждан от преступности.
Начиная с 1980-х гг. полиция большинства зарубежных стран стала широко практиковать целенаправленную работу с общественностью. К примеру, в Великобритании на добровольной основе функционируют подразделения «добровольной стражи», численностью около 5 млн. человек. На этих людей, невооруженных и без униформы, возлагается обязанность по патрулированию и поиску сигналов о правонарушениях.
В Дании, Франции, Нидерландах, Швеции и Германии существуют так называемые общественные советы по профилактике правонарушений. Их основные задачи - уточнение картины преступности за счет выявления латентного криминала и вскрытие ее причин и носящих локальный характер тех факторов, на которые можно эффективно воздействовать на местном уровне, а также оказание материальной и психолого-педагогической помощи нуждающимся.
В Австрии, Бельгии, Ирландии, Италии и Швейцарии функционируют специальные комиссии по координации полицейских и административных мероприятий, направленных на профилактику правонарушений.
По примеру европейских стран в американских городах общественность стала оказывать помощь в противодействии преступности. Одна из эффективных форм взаимодействия - несение гражданами пешей патрульной
Размышления. Точка зрения
службы. Например, на взаимовыгодных условиях к патрулированию привлекаются студенты. За 90 часов патрулирования полицейский департамент оплачивает их годовое обучение в колледже.
Для стимулирования участия граждан в охране правопорядка применяются различные способы: выдача бесплатной униформы, организация бесплатного питания, денежные премии, упоминание в средствах массовой информации и т.п.
В ЮАР для общественного патрулирования привлекаются за умеренную плату безработные, то есть одной из самых криминогенных социальных групп предлагается исполненение антикриминальной роли. Этот положительный опыт изучается в США, муниципальные службы рассматривают возможность его внедрения в американскую практику борьбы с преступностью.
Новым и достаточно интересным является так называемое архитектурное направление в практике профилактики правонарушений. Было установлено, что в высотных жилых домах регистрируются в семь раз больше правонарушений, чем в малоэтажных жилищах. Оказалось, что архитектурный стиль больших городов в целом нередко инициирует преступления и облегчает их совершение. Эти факторы стали учитывать в практике градостроительства при осуществлении таких работ, как расширение объема строительства малоэтажных коттеджей; сокращение количества тупиков, проходных дворов, подвалов, подземных переходов; снос домов, определяющих «криминогенный ландшафт».
В Западной Европе и США огромное внимание уделяется превентивным мерам, направленным на предупреждение насилия в обществе. Так, при участии администрации президента США была принята федеральная программа нравственного оздоровления американского общества. Основные элементы этой программы заключаются в следующем: формирование ненасильственных уста-
Г I Вестник Сибирского юридического института МВД России
новок и навыков у подрастающего поколения; поддержка местных общин в предотвращении насилия; пресечение расовой и культурно-национальной розни; ограничение распространения оружия среди американских граждан; идеологическое и материальное стимулирование оздоровления семейного образа жизни; рекомендации СМИ по сокращению рекламы насилия и проведение пропаганды, благоприятствующей сокращению насилия; выявление условий, в которых предупреждение преступлений осуществляется наиболее успешно.5
Следует отметить, что программа борьбы с насилием разрабатывается в рамках двух основных направлений предупреждения преступлений, принятых в США: социального реформирования и клинической криминологии. Кроме этих моделей в практике предупредительной деятельности в последние годы достаточно популярными становятся меры, связанные с реформой полицейской системы и использованием достижений науки. Многочисленные комиссии, проверяющие деятельность полицейских ведомств США, пришли к выводу, что эта структура изолировалась от населения и не в состоянии контролировать развитие криминогенной обстановки в стране. Новая стратегия стала называться общественной политической деятельностью. В соответствии с ней главной задачей полиции является активная деятельность по профилактике правонарушений, а не реагирование на сообщения о них. Главный акцент стал делаться на демонстрацию присутствия полицейских в жилых районах. При этом полицейские в значительной мере отказались от использования автомобилей, чтобы быть ближе к людям. С этой же целью они стали пользоваться велосипедами либо патрулировать пешком.
Значительную роль в повышении эффективности профилактики престу-
плений играет использование достижений науки. Особенно перспективными признаются применение лазерной и другой оптической техники в целях контроля движения транспорта, наркотиков, оружия и т.д.; усовершенствование методик составления социально-психологического портрета преступника по характерным признакам преступления и обстановки на месте его совершения; повышение уровня информационного обеспечения предотвращения и пресечения преступлений. В США созданы национальный центр информации о преступлениях, унифицированные системы учета и регистрации преступлений и автоматизированные системы идентификации отпечатков пальцев. Достаточно распространенной мерой наказания становится домашний арест с электронным мониторингом, что является эффективным средством предупреждения рецидива преступления. Из нетрадиционных методов предупреждения преступлений, практикуемых в США, следует отметить попытки применении гипноза и медитации (групповые сеансы гипноза и антикриминогенной медитации).
В целом изучение моделей, форм и методов предупреждения преступлений, используемых в зарубежных странах, позволяет сделать вывод о постоянном совершенствовании реализации принципов системности, адекватного обеспечения, гуманизма и участия всех членов общества в профилактике правонарушений.
1 Губанов, А.В. Полиция зарубежных стран / А.В.Губанов. - М., 1999. - С. 43.
2 Жданов, Ю.Н. Европейское уголовное право. Перспективы развития / Ю.Н.Жданов, Е.С.Лаговская. - М., 2001. - С. 157.
3 Police. - 2001. - February. - P. 22-23.
4 The Police Journal. - 2005. - V.LXXII. - №2. -April-June. - P. 118.
5 Решетников, Ф.М. Правовые системы мира : справочник / Ф.М.Решетников. - М., 1993. - С. 12.