жающей среды и изменения в соответствии с этим их поведения. Началом работы явилась разработка программы кружка, которая предусматривала различные виды учебно-воспитательной деятельности: лекционные и лабораторные занятия, экскурсии, различные виды творческих работ (написание рефератов, статей, сочинений на экологическую тему).
При изучении атмосферы Земли и её охраны после лекционной части с изложением теоретического материала следовала практическая часть: наблюдения за выделением кислорода в процессе фотосинтеза у водных растений; доказательство, что в выдыхаемом воздухе содержание углекислого газа больше по сравнению с вдыхаемым.
По теме «Гидросфера и её охрана» нами была проведена экскурсия с выходом на природные объекты с целью отбора проб воды и их последующего анализа. Во всех пробах среда оказалась щелочной, а питьевая вода из южного района города характеризуется высоким содержанием солей железа и повышенной жесткостью.
Школьники проводили также анализ почвы. Цель занятия - совершенствовать практические навыки при работе с химическими реактивами, изучить почвы по составу и структуре, уметь проводить их анализ.
Цикл занятий экологического кружка был завершен деловой игрой «Интеллектуальная ярмарка».
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПО ХИМИИ
© А.В. Малин, О.А. Жидкова
Внедрение программы О.С. Габриеляна происходит во многих областях России, к которым относится и Тамбовская область.
На сегодняшний день в Тамбове 34 школы. Из них 20 перешли на систему Габриеляна. Также все, кто занимался по Гузею, переходят на Габриеляна. 1-ая и 19-ая школы работают по Минченкову. Мучкапский, Моршанский и Бондарский районы Тамбовской области также стали работать по Габриеляну. В нашей области 27 учителей высшей категории. Большинство из них в 8-9-х классах работают по Ахметову, а в 10 и 11 классах - по Габриеляну. В связи с переходом на систему обучения по Габриеляну, особенных трудностей у учителей не возникает.
Однако замена школьных программ и учебных пособий по химии на программу и учебные пособия Габриеляна не может проходить однозначно хорошо. В этом переходе имеется два тормозящих фактора.
Во-первых, материальное состояние школ и учащихся, т.е. школы и учащиеся должны купить «не совсем дешевые» учебники. Во-вторых, адаптация программы Габриеляна под ранее изучаемые программы и пособия.
Если первая проблема решается относительно просто за счет закупки учебных пособий из фонда школы или класса, то для решения второй проблемы необходим грамотно-методический подход к переходу от ранее изучавшихся программ и учебных пособий к программе и учебникам Габриеляна.
Автор сам лично, будучи на практике в 4-ой школе, столкнулась с этой проблемой. Прежде чем приступить к изучению химии в 9-м классе по учебнику Габриеляна (до этого они изучали химию по Рудзитису), мне пришлось в условиях дефицита времени изучать тему
8 класса по Габриеляну: «Теория электролитической диссоциации», т. к. она по Рудзитису изучается только в 9-м классе. Также по Габриеляну «Скорость химической реакции и химическое равновесие» изучается в 8-м классе, а у Рудзитиса в 9-м классе.
Переход от Ахметова к Габриеляну в 9 классе осуществить легко. Весь материал, содержащийся в учебнике Габриеляна 8 класса, есть в учебнике 8 класса Ахметова.
В Гузее химическое равновесие и теория электролитической диссоциации не изучается. Этот материал рассматривается в 9 классе. При переходе на программу Габриеляна в 10 классе, т. е. те, кто работал по Рудзитису, должны совершить знакомство с органическими веществами (от углеводородов до биополимеров), т. к. в 9 классе по программе Рудзитиса с органической химией вообще не знакомятся. Переходить в 11 классе на программу Габриеляна с других программ достаточно легко. Исключение составляет программа Ахметова. Она резко расходится с другими программами, т. к. Ахметов огромное внимание уделяет неорганической химии и химическим процессам, в ущерб изучению органической химии.
Таким образом, наиболее сложным является переход с программы Ахметова на программу Г абриеляна в 11 классе, т. к. программа 10 класса Ахметова не предусматривает изучение органической химии.
С 1999 года в некоторых школах г. Тамбова и области рекомендовался переход на изучение химии в 8-9 классах по программе и учебным пособиям Мин-ченковой, который более упрощен, содержит недостаточное количество практических работ и заданий. Поэтому данный переход наиболее удобен как в 9 классе, так и в 10 классе.