Е.С. Карташова
Особенности формирования социально-экологической устойчивости личности школьника в процессе преподавания химии
В статье рассматриваются особенности формирования социальноэкологической устойчивости личности школьника, выступающей важнейшим личностным качеством, определяющим нормативное взаимодействие с окружающей природной средой в настоящем и будущем. Приводятся примеры формирования социально-экологических знаний, умений, навыков, а также эффективного использования разнообразных форм, методов, средств обучения на уроках химии и во внеурочное время.
In article are considered the feature of formation of social and ecological stability of the identity of the school student acting as the major personal quality, defining standard interaction with surrounding environment in the present and the future.
The author gives examples from experience of formation of social and ecological knowledge, abilities, skills at lessons of chemistry and after hours, and also effective use of various forms, methods, tutorials.
Ключевые слова: социально-экологическая устойчивость личности школьника, особенности формирования в процессе преподавания химии.
Key words: socially-ecological stability of the personality of a pupil, features of formation in the course of chemistry teaching.
Человечество вступило в третье тысячелетие, имея огромное количество экологических проблем. И с каждым годом ситуация в мире только усугубляется. Поэтому сегодня важное значение имеет экологическое образование населения, подрастающего поколения. Одним из основных направлений экологического образования является социально-экологическое, которое, по мнению А.М. Галеевой, представляет собой психолого-педагогический процесс воздействия на человека с целью формирования у него знания научных основ природопользования, необходимых убеждений и практических навыков, нравственных принципов, определенной ориентации и активной социальной позиции в области охраны окружающей среды и рационального использования
© Карташова Е.С., 2013
природных ресурсов [4]. В.С. Шилова определяет социальноэкологическое образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания личности, подготовленной к установлению оптимальных для данных условий взаимосвязей с природной средой [12]. Формирование социально-экологической устойчивости личности школьника является важным звеном в социально-экологическом образовании.
Анализ научной литературы позволил нам выявить сущность и сформулировать определение социально-экологической устойчивости личности школьника, под которой в общем виде мы понимаем интегральное образование (свойство) личности, отражающее сформиро-ванность ее нормативного отношения к окружающей природной среде. Изучение проблемы формирования социально-экологической устойчивости личности школьника позволило нам выделить ее структуру, которая включает в качестве основных потребностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивный и деятельностный компоненты.
В учебно-воспитательном процессе школы значительное место отводится формированию социально-экологической устойчивости личности школьников на уроках естественных наук (химии, биологии, географии, экологии). Остановимся на особенностях формирования социально-экологической устойчивости личности в процессе обучения химии.
Мы проанализировали учебные программы курсов химии (Н.Н. Га-ра, И.Г. Остроумова, А. С. Боева, О.С. Габриеляна) [1, 5] и учебников Р.Г. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана, Н.Е. Кузнецовой, Р.Г. Ивановой, О.С. Габриеляна [2, 3, 7-11]. Анализ учебных программ и учебнометодических комплексов показал, что в программах важное место отводится познанию законов природы, материальной жизни общества, решению глобальных проблем человечества, формированию научной
V V п
картины мира, а также воспитанию экологической культуры людей. В них уделяется внимание оцениванию поведения учащихся в окружающей среде.
Однако в учебных программах и пособиях недостаточно представлена информация о природных условиях и ресурсах, их охране, не рассматриваются вопросы контроля за уровнем загрязненности окружающей среды, а также норм природопользования, процессов самоочищения, мероприятий по борьбе с загрязнением природы, влияние загрязнений природной среды на здоровье человека.
В связи с этим возникла необходимость включения социальноэкологических знаний в содержание курса химии. Например, при изу-
чении металлов и неметаллов (УМК Г.Е. Рудзитиса, УМК Н.Д. Кузнецовой) приводятся сведения о природных ресурсах, однако не раскрывается антропогенное влияние на них. Вопросы производства отражены в неорганической химии, но практически не рассмотрены в органической химии. Изучение темы «Топливо. Способы сжигания» (8 кл.) позволяет учащимся ознакомиться с процессами переработки топлива, но в ней не раскрыт материал о вреде веществ, выбрасываемых в воздушную среду, не обсуждаются вопросы обезвреживания данных веществ, в то время как исследование процессов химических производств веществ позволяет устанавливать оптимальные пути утилизации вредных веществ, что будет способствовать сохранению окру-
V V п
жающей природной среды, сохранению здоровья человека. В теме «Минеральные удобрения» ни в одном учебно-методическом комплексе не рассматривается их роль в сельском хозяйстве, влияние на почву, растения, живые организмы завышенных доз внесенных удобрений. Вопросы взаимоотношений человека, общества и окружающей среды поверхностно изучаются в разделах общей, неорганической и органической химии. Так, в теме «Углеводы» не раскрыта практическая и эстетическая роль растений в жизни человека, таких понятий, как «парниковый эффект», «кислотные дожди», «озоновые дыры», не рассмотрены причины их возникновения, химическая основа этих явлений; их последствия и возможности предотвращения.
В учебной программе И.Г. Остроумова, А.С. Боева подчеркивается мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного усвоения смежных предметов. Авторы справедливо считают, что межпредметная интеграция способствует формированию единой естественно-научной картины мира уже на начальном этапе изучения химии (химия и география, химия и биология). Однако в учебных пособиях интеграция выражена слабо. Если в программах есть вопросы о здоровье человека, проблемах, связанных с применением лекарственных препаратов, то в учебниках этот материал отсутствует.
В учебном пособии по химии Р. Г. Ивановой «Химия - 9 класс» в качестве приложения введен дополнительный материал об отношениях, складывающихся между человеком и природой на различных исторических этапах природопользования. Однако этот материал не является обязательным для изучения и практически не используется учащимися и учителями в процессе обучения.
В учебных пособиях информация о влиянии загрязняющих веществ на здоровье человека, распознавании содержания вредных веществ в продуктах питания представлена слабо.
Вместе с тем включение в школьные курсы химии основных социально-экологических ключевых понятий будет способствовать усвоению учащимися социально-экологических знаний, умений, которые послужат основой для формирования нормативного отношения школьников к окружающей природной среде.
Проанализировав УМК О.С. Габриеляна [2, 3], мы изучили возможности включения в отдельные разделы курса химии рассмотрение социально-экологических вопросов на практике. Например, при изучении раздела «Металлы» темы «Железо» (9 кл.) рассматриваются вопросы о получении, применении, свойствах данного металла. С целью формирования социально-экологической устойчивости личности школьников мы включаем вопросы о положительном и отрицательном влиянии железа на организм человека (дефиците и избытке), процессах утилизации отходов железа и его сплавов при производстве. В ходе изучения темы «Алюминий» с учащимися обсуждались вопросы о предельно допустимых концентрациях и токсичности изучаемого вещества, попадании металла в природные воды естественным путем при растворении глин и алюмосиликатов, а также в результате вредных выбросов отдельных производств (электротехническая, авиационная, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение, строительство, оптика, ракетная и атомная техника) с атмосферными осадками или сточными водами. Ученики отвечали на вопросы, подтверждая свои ответы примерами из повседневной жизни, полученных из средств массовой информации, дополнительной литературы. На занятиях школьники ознакомились с возможностью поражения электрическим током, высокой температурой и вредными газами при производстве алюминия, а также с мероприятиями по сохранению здоровья людей в данных случаях.
Анализируя учебный материал раздела «Неметаллы» (тема «Галогены») можно отметить, что в учебном пособии встречается информация о биологической роли галогенов, но отсутствуют сведения о положительной и отрицательной роли элементов и их соединений на организм человека. При изучении темы «Соединения серы» рассматриваются вопросы о производстве серной кислоты, возникающих экологических проблемах, негативных воздействиях на окружающую среду,
здоровье человека. С целью формирования социально-экологической устойчивости мы включаем для рассмотрения вопрос о возможностях решения данной проблемы: обезвреживания отходов и выбросов серных соединений, защите людей, животных от губительных последствий влияний соединений серы. Данный вопрос вызывает интерес у учащихся, так как он связан с повседневной жизнью школьников.
Для того чтобы обсуждаемые темы были интересны для учащихся, целесообразно предусмотреть на уроке смену видов деятельности школьников. Поэтому на уроках большое внимание уделяется не только рассмотрению и обсуждению теоретических вопросов социальной экологии, но и выполнению практических заданий, позволяющих проверить полученные социально-экологические знания, умения на практике, способствующих формированию социально-экологической устойчивости личности школьника.
Анализ действующих программ и учебников по химии позволил нам разработать интегрированную программу курса «Нормативное природопользование», включить в разделы основные социальноэкологические знания и умения. В рамках данного курса обеспечивается взаимосвязь химии, экологии, географии, биологии. Он предназначен для учащихся 9-10 кл. Именно в этом возрасте, по мнению И.А. Зимней, старшеклассники начинают строить жизненные планы, задумываться над выбором профессии. Учебная деятельность учащихся направлена на систематизацию индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой информации. Содержание учебной деятельности развивает самостоятельность, творческий подход к решениям, умение принимать решения, анализировать и конструктивно осмысливать их [6]. Курс «Нормативное природопользование» проводился во внеурочное время. Цель курса - формирование социально-экологической устойчивости, связанной с бережным отношением к природной среде, соблюдением норм рационального природопользования. В его содержание входят следующие разделы: «Природа в жизни человека», «Правовые основы охраны природы», «Химическое загрязнение природы и здоровье человека», «Природопользование в Белгородской области». Программа курса включает 16 лекций, два семинара, практические занятия (16). Практические работы направлены на применение социально-экологических знаний учащимися в лабораторных условиях и повседневной жизни. Основная тематика практикумов: определение дозировки внесения минеральных удобре-
ний, жесткости воды и проведение мер по устранению ее, исследование качества питьевой воды, установление химического загрязнения воздуха на основе анализа атмосферных осадков, ознакомление и проведение простейших методов обезвреживания газообразных веществ, содержащихся в воздухе, исследование содержания вредных веществ в пищевых продуктах и способов обезвреживания их, выявление признаков отравления человека вредными веществами (нитратами, нитритами, щелочами) и оказание первой медицинской помощи, определение вредных пищевых добавок в продуктах питания, изучение пищевых ароматизаторов и их влияния на здоровье человека, выявление запыленности атмосферного воздуха весной, проведение анализа шумового загрязнения местности, изучение влияния факторов среды на здоровье и продолжительность жизни человека.
В процессе формирования социально-экологической устойчивости личности используются следующие организационные формы: урок, конференция, практические занятия, деловая игра.
Из методов обучения в учебно-воспитательном процессе используются следующие: рассказ, беседа, элементы проблемного обучения, практические работы. Методы обучения применяются совместно со средствами обучения. В нашем исследовании средствами обучения являются визуальные средства: природные объекты, карты, компьютерные презентации, учебно-лабораторное оборудование, учебные и аудиовизуальные пособия: звуковые видеофрагменты.
Ниже мы приводим примерное сочетание методов, средств и форм при изучении курса «Нормативное природопользование» для формирования социально-экологической устойчивости личности школьника.
Настоящий курс «Нормативное природопользование» направлен на формирование социально-экологической устойчивости личности школьников, которая раскрывается в социально-экологических знаниях, умениях, мотивах отношения к природе. В процессе обучения учащиеся не только приобретают знания в области социальной экологии, охраны природы, но и знакомятся с законодательными актами, являющиеся правовой основой охраны природы в России. Учащиеся овладевают социально-экологическими умениями и навыками по определению содержания вредных веществ в воздухе, воде, почве, пищевых продуктах в лабораторных и домашних условиях, проведению
первичных мероприятий по охране, восстановлению окружающей природной среды.
Содержание курса Методы Формы Средства
Природа в жизни человека Метод анкетирования, наглядные и словесные (рассказ, беседа) методы обучения Урочная Фотографии, компьютерная презентация, рабочая тетрадь для учащихся
Правовые основы охраны природы Словесные методы (объяснение, беседа), элементы проблемного обучения, практические работы (по определению дозы внесения минеральных удобрений, вида жесткости воды, качества воды, допустимых норм загрязненности атмосферного воздуха, рН воды, химического загрязнения воздуха, ознакомлению с методами обезвреживания газообразных веществ в воздухе и др.), наблюдение, сравнение, методы компьютерного тестирования Урочная (уроки, практические занятия) Реактивы, лабораторное оборудование, образцы минеральных удобрений, пробы воды: питьевой, атмосферных осадков, рабочая тетрадь для учащихся
Химические загрязнения и здоровье человека Словесные (рассказ, беседа), элементы проблемного обучения, практические работы (по определению содержания вредных веществ в продуктах питания, по изучению признаков отравления человека нитратами, нитритами, щелочами, по ознакомлению со свойствами эфирных масел, с пищевыми добавками, ароматизаторами, по определению качества меда и др.), деловая игра Урочная (уроки, практические занятия, деловая игра) Реактивы, лабораторное оборудование, продукты питания, компьютерная презентация, фотографии, рабочая тетрадь для учащихся
Природопользование в Белгородской области Словесные (рассказ, беседа), практические работы (по определению запыленности воздуха, шумового загрязнения, по выявлению факторов среды, влияющих на продолжительность жизни человека и др.) Урочная (уроки, практические занятия) Рабочая тетрадь для учащихся
Социально-экологическое образование является важной составной частью экологического образования. Оно направлено на подготовку подрастающих поколений к нормативному взаимодействию со всеми элементами среды жизни и деятельности. В.С. Шилова отмечает необходимость социально-экологического образования школьников, которая обусловлена потребностью общества в людях, способных устанавливать оптимальные отношения со средой с позиций упорядоченного и сознательного регулирования взаимодействия и поддержания восстановительных способностей природы и социумов, обеспечения культурных условий для их устойчивого развития [12]. Формирование социально-экологической устойчивости личности школьников в учебно-воспитательном процессе является важной составляющей в социально-экологическом образовании подрастающего поколения.
Список литературы
1. Боев А.С., Остроумов И.Г., Габриелян О.С. Химия. Прогр. общеобразов. учреждений, 8-9 кл. - М.: Просвещение, 2006. - 57 с.
2. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 4-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2001. - 224 с.: ил.
3. Габриелян О.С. Химия. 10 кл. Базовый уровень. - 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2007. - 192 с.
4. Галеева А.М. Методологические основы системы социальноэкологического образования и воспитания // Материалы 1-й Всерос. конф. «Проблемы социальной экологии». - Львов, 1987.
5. Гара Н.Н. Химия. Прогр. общеобразоват. учреждений. 8-9 классы. 10-11 кл. Базовый уровень. - М.: Просвещение, 2009. - 56 с.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
7. Иванова Р. Г. Химия 8-9 класс: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2002. - 288 с.
8. Иванова Р.Г. Химия: учеб. для 10 кл. общеобразов. учреждений / Р.Г. Иванова, А.А. Каверина. - М.: Просвещение, 2001. - 287 с.
9. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия: 9 кл.: учеб. для уч-ся общеобразоват. учреждений / под ред. Н.Е. Кузнецовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. -288 с.
10. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: неорган. химия: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с.
11. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Органическая химия: учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 160 с.: ил.
12. Шилова В. С. Социально-экологическое образование школьников: теория и практика: моногр. - Белгород, БелГУ, 1999. - 244 с.