176
JURISPRUDENCE / <<Ш^Ш(МиМ-ШиГМа1>>#91Ш,2©]]9
УДК 343
Курочкин Илья Александрович Российская Федерация, г. Иваново, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», специальность юриспруденция, студент DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10253 НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОДИВШИМИСЯ ИЗ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Kurochkin Ilya Alexandrovich
Russian Federation, Ivanovo, of the «Ivanovo state University», specialty jurisprudence, student
SOME OF THE FEATURES OF IMPLEMENTATION ADMINISTRATIVE SUPERVISION OVER PERSONS RELEASED FROM PENITENTIARY INSTITUTIONS
Аннотация
Данная статья посвящена вопросам приостановление, прекращение и досрочного прекращения административного надзора за лицами, освободившимся из исправительных учреждений ФСИН России. Abstract
This article is devoted to some issues of suspension, termination and early termination of administrative supervision of persons released from correctional institutions of the FSIN of Russia.
Ключевые слова: Административный надзор, поднадзорное лицо, досрочное прекращение, бывший осужденный, лишение свободы
Key words: Administrative supervision, supervised person, early termination, former convict, imprisonment
При освобождении из исправительных учреждений (далее ИУ) уголовно исполнительной системы (далее УИС) не все осужденный изменили свое поведение в лучшую сторону и отказались от совершения повторных преступлений. Существует вероятность, что часть осужденных, после освобождения из колоний совершать новые преступления. Об этом говорят следующие цифры Федеральной службы исполнения наказаний (далее ФСИН России). В 2018 году в ИУ для взрослых осужденных к лишению свободы три и более раза содержалось 166292 (2017 г.-173550 осужденных, 2016 г.-180881 осужденный). Осужденных к лишению свободы второй раз в 2018 г содержалось 83707 человек, в 2017 г. - 91108 человек, в 2016 г.-97792 человека). В 2018 году в уголовно- исполнительных инспекциях снято с учета в связи с осуждением за новые преступления 19002 человека (2017 г.- 15692 человека, 2016 г. - 10652 человека) [1].
В связи с этим в целях предупреждения совершения новых преступлений, правонарушений гражданами, которые освободились из пенитенциарных учреждений, а также оказания на них индивидуального профилактического воздействия устанавливаться административный надзор.
Под административным надзором с точки зрения российского законодательства следует понимать осуществление «органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом» [2].
Инициатором установления административного надзора, в отношении бывших заключенных, являются администрации ИУ УИС, в котором они содержатся или орган МВД. Сотрудники органов правопорядка подготавливают документы и направляют их в суд. Суд рассматривает документы и устанавливает срок административного надзора. Минимальный срок административного надзора составляет 1 год (ст. 3 ФЗ № 64-ФЗ от 06.04.2011) [3]. По заявлению органа полиции он может быть увеличен. Например, основаниями продления административного надзора может послужить неоднократное в течение года нарушения поднадзорным общественного порядка.
Для выявления нарушений гражданами, находящихся у них под надзором общественного порядка сотрудники полиции систематически осуществляют проверки по своим банкам данных. При установлении совершения бывшим осужденным, состоящим у них на учете в течение одного года двух и более правонарушений (указанные в главах 6, 19 и 20 КоАП РФ), в течение 30 дней подготавливают и направляют в суд документы о продлении срока административного надзора. Материалы о продлении административного надзора подаются по месту жительства подотчетного лица.
Действующее законодательство предусматривает досрочное прекращение или сокращение административного надзора. Инициатором в это случае может выступить поднадзорный, его адвокат, а также орган полиции. При этом бывший осужденный должен положительно характеризоваться по месту жительства, работы, педантично соблюдать административные ограничения, выполнял обязан-
<<ШУШетиМ~^®У©Ма1>#9(113)),2Ш9 / JURISPRUDENCE
ности, установленные ему в соответствии с российским законодательством. В практике имеются случаи, когда бывший осужденный по состоянию здоровья не может обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора. В таких ситуациях в суд может обратиться прокурор (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
Решение о сокращении или досрочном прекращении административного надзора принимает только суд. Он вправе отказать в досрочном прекращении административного надзора. Повторное заявление подается по истечению шести месяцев со дня вынесения решения. Порядок обжалования решения суда регламентируется нормами главы 40 ГПК РФ.
Необходимо отметить, что заявление об изменении срока административного надзора подается по истечению не менее половины установленного судом срока административного надзора. В отношении бывших осужденных, отбывавших наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего административный надзор досрочно не прекращается.
В практике имеются случаи, когда течение срока административного надзора может быть приостановлено (ст. 5 ФЗ № 64-ФЗ от 06.04.2011 г.) [3]. Законодательством предусмотрены следующие случаи:
- объявления поднадзорного лица в розыск;
- признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;
- заключения поднадзорного лица под стражу.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления срока административного надзора, его течение продолжается.
Основания прекращения административного надзора нам дает статья 9 ФЗ N° 64-ФЗ от 06.04.2011 г. [3]. В ней указан исчерпывающий перечень. Законодатель позволяет прекращать административный надзор по следующим основаниям:
-истечение срока административного надзора;
-снятие судимости с поднадзорного лица;
177
-осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания;
-смерть поднадзорного лица;
-вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим.
После прекращения административного надзора бывший осужденный снимается с учета правоохранительных органах.
Подводя итог хочу сказать, что считаю целесообразным внести в законодательство поправки, что «при сокращении срока или досрочном снятии административного надзора бывшие осужденные проходят отбор посредством проведения психофизиологического исследования. В случае отказа в прохождение проверки на полиграфе, подучетное лицо не может досрочно снято с административного надзора и ему не может быть сокращен срок административного надзора». Принятая мера с моей точки зрения положительно повлияет на процедуру государственного контроля и надзора, которые направлены на достижение целей решение задач, стоящих перед государством и обществом.
Библиографический список
1. Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ФСИН России. http ://fsin. su/structure/inspector/iao/statistika, свободный- (16.04.19).
2. Столяров Д.А., Курочкин И.А. Некоторые аспекты административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы // Вестник Международного юридического института. 2018. № 2 (65) 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lawacademy.ru/docs/nid/Vestnik_2(65)2018.pdf , (дата обращения: 20.02.2019).
Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-06042011-n-64-fz-ob/, свободный- (16.03.19).