172
ECONOMICS / «€©LL@qyiym-j®y®MaL»#1l3îl7),2©l9
УДК 343
Курочкин Илья Александрович,
Российская Федерация, г. Иваново, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», специальность юриспруденция, студент Столяров Дмитрий Анатольевич доцент Ивановского филиала Международного юридического института, канд. ист. наук DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10407
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ И НЕВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ УСТАНАВЛИВАЕМЫХ ПРИ АДМИНИСТРАТИВНОМ НАДЗОРЕ В РОССИИ
Kurochkin I. A.,
Russian Federation, Ivanovo, of the «Ivanovo state University», specialty jurisprudence, student StolyarovD.A.
associate Professor of the Ivanovo branch of the International law Institute, candidate of historical Sciences
ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR NON-COMPLIANCE AND FULFILLMENT OF RESPONSIBILITIES INSTALLED UNDER ADMINISTRATIVE SUPERVISION IN RUSSIA
Аннотация
Данная статья посвящена понятию административной ответственности за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре.
Abstract
This article is devoted to the concept of administrative responsibility for non-compliance with administrative restrictions and non-fulfillment of duties established in the administrative supervision.
Ключевые слова: Административный надзор, административное правонарушение, административная ответственность, наказуемое деяние, административный арест, административный штраф.
Keywords: Administrative supervision, administrative offense, administrative responsibility, punishable act, administrative arrest, administrative fine.
В 2011 году был принят Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Одной из причин установления административного надзора за бывшими осужденными является то, что не все лица, после освобождения из учреждений пенитенциарной системы, встают на путь исправления и признают свои ошибки, не смотря на проводимые, администрацией исправительного учреждения (далее ИУ) уголовно исполнительной системы (далее УИС), воспитательные и профилактические мероприятия со спецконтингентом. Часть лиц, освободившихся из пенитенциарных учреждений остаются опасными людьми.
С принятием вышеуказанного закона в нынешней России был восстановлен института административного надзора за лицами, освобожденными из учреждений пенитенциарной системы. Генеральная прокуратура РФ не единожды ставила вопрос перед законодателем о важности восстановлении административного надзора в отношении некоторой категории бывших осужденных. Данный институт является эффективной мерой в деле борьбе с рецидивной преступностью. Он выступает действенной системой контроля в отношении некоторых бывших заключенных, касаемо которых
УИС не реализовала в полном объеме соответствующих осужденных в требовательности в законопослушном, социально востребованном поведении.
Обязанность по осуществлению надзора за лицами, освободившимися из ИУ ФСИН России была возложена на органы полиции. Об этом говорится в п.26 ч.1 ст. 12 ФЗ «О полиции». В указанной нами статье читаем, что «на полицию возлагаются обязанности по осуществлению контроля за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений» [1].
Одним из инициаторов установления административного надзора в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации является администрация пенитенциарного учреждения (ст. 173.1. УИК РФ)[2]. Она подготавливает и направляет в суд заявление об установлении административного надзора, в отношении лица, которое освобождается из заключения. Согласно ст. 173.1 УИК РФ [2] под административный надзор попадает «лицо, которое отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности
и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, или за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы».
При освобождении из ИУ осужденному, которому установлен административный надзор, администрация пенитенциарного учреждения под роспись вручает предписание о выезде к избранному им месту жительства (пребывания). Срок прибытия в предписании указывается с учетом необходимого времени для проезда к выбранному месту житель-ств (п.5 ст.173.1 УИК РФ) [2].
Прибыв к выбранному месту жительства бывший осужденный в течение трех рабочих дней должен явиться в орган полиции по месту жительства для постановки на учет. При постановке на учет в органах правопорядка поднадзорный, под роспись предупреждается об административных ограничениях своих прав и свобод, которые ему установил суд. Подучетному лицу разъясняют права и обязанности. Он предупреждается об ответственности за нарушение административных ограничений и не выполнение обязанностей. Предупреждение (приложение № 16 к ФЗ от 6.04. 2011 г. N 64-ФЗ) помещается в дело поднадзорного.
Организация мероприятий по осуществлению административного надзора, за бывшими осужденными, сотрудники правоохранительных органов, организуют в соответствии с требованиями приказа МВД России от 8 июля 2011 года N 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Согласно вышеуказанного приказа сотрудники полиции осуществляют наблюдение за подучетными лицами в течение всего срока административного надзора. В соответствии с требованиями нормативно- правовых актов, регламентирующие данное направление деятельности, сотрудники органов правопорядка вызывают поднадзорных в территориальный орган МВД России, для получения от бывших осужденных, состоящих у них на учете, объяснения в устной или письменной форме, а также другие сведения по вопросам соблюдения поднадзорными установленных судом административных ограничений [3].
Не все бывшие осужденные, находящиеся под административным надзором педантично выполняют установленные судом административные ограничения. Имеются случаи, когда лица, находящиеся под надзором, совершают административные правонарушения. Некоторые, совершают правонарушения однократно, другие систематически. Если в ходе осуществления административного надзора, сотрудниками полиции, будут выявлены нарушения лицами, находящимися под надзором ограничений и обязанностей, которые им установил суд, то виновные привлекаются к ответственности. Факт нарушения бывшим осужденным, дает основания полагать, что он всё ещё представляет опасность для общества. Меры ответственности, применяемые к поднадзорному лицу предусмотрены нормами разных отраслей права. В частности,
в 2001 г. в Уголовный кодекс РФ была введена ст. 314.1 УК РФ, которая предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора. В 2014 году данная статья была дополнена второй часть, которая предусматривала ответственность за неоднократное несоблюдение административных ограничений. В первую очередь за нарушение административного надзора для привлечения к ответственности применяют нормы административного права. Чаще всего к ответственности за нарушение административного надзора виновных лиц привлекают к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ [4] в которой четко указано. А именно:
1. Несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
2. Невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
3. Повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Под административной ответственностью согласно действующего законодательства, понимается форма юридической ответственности должностных лиц, и граждан, которая наступает вследствие административного нарушения (поступка). За совершение административного правонарушения к лицам, совершившим административные правонарушения (проступки) применяются должностными лицами административные наказания. К административной ответственности виновные привлекаются в соответствии с российским законодательством, действующим вовремя и по месту совершения правонарушения.
Теперь рассмотрим состав административного правонарушения ст. 19.24 КоАП РФ.
С точки зрения российского законодательства под составом административного правонарушения понимается совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Составляющими элементами административного правонарушения ст. 19.24 КоАП РФ являются:
- Объект. Объектом административного правонарушения в нашем случае является установленный порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из ИУ УИС. Правоотношения, складывающиеся между органами и должностными лицами, осуществляющими административный надзор, и поднадзорными лицами.
-Объективная сторона. Объективную сторону административного правонарушения составляет
БСОШМГСБ / <<Ш1ШМУМ~ЛШ®Мак>>#11Щ17)),2©119
174
невыполнение бывшим осужденным, обязанностей, связанных с соблюдением административных ограничений, установленных в отношении его судом. Под административным ограничением понимается временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из ИУ ФСИН России, которые установил суд. Об этом читаем в ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ от 2011 г. [5]:
1. В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
2. Обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
При рассмотрении состава административного правонарушения ст. 19.24 КоАП РФ необходимо принимать во внимание решение Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [6], в котором дается разъяснение вопросов, связанных с рассмотрением в судах дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из ИУ УИС.
-Субъект. Субъектами правонарушения являются граждане (поднадзорные лица).
-Субъективная сторона. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом. Об этом читаем в ч.1 ст. 2.2 КоАП РФ «административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или
сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично» [4].
В качестве примера хочу привести решение Ленинского районного суда г. Иваново по делу № 2а-3020/17 от 10. 10. 2017 г. Начальник Отдела МВД России по Ленинскому району г. Иваново обратился в суд с административным исковым заявлением о продлении административного надзора в отношении Фролова О.Е. Основанием для обращения в суд послужило то, что бывший осужденный, которому был установлен административный надзор на срок 3 года с административным ограничением (обязательной явкой в правоохранительный орган по месту жительства для регистрации, четыре раза в месяц), находясь под административным надзором совершил правонарушения. Решением Ленинского районного суда г. Иваново срок административного надзора ему был продлен на три месяца, оставив ранее установленные ограничения без изменения. Должных выводов фигурант не сделал и продолжал совершать правонарушения. Был привлечен к административной ответственности по ст. ст.19.24 ч.2 КоАП РФ, 20.20 ч.1 КоАП РФ. По указанным выше статьям Фролов О.Е. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 500 руб. за каждое правонарушение.
В ходе рассмотрении дела суд выслушав мнения сторон. В частности, заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление о продлении административного надзора в отношении Фролова О.Е. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В ходе судебного заседания было установлено, что Фролов О.Е. нигде не работает, проживает один на съемной квартире, по месту жительства характеризуется удовлетворительно. Имеет судимость за совершение особо тяжкого преступления. Находясь под административным надзором, с мая по июнь 2017 года по январь 2017 года совершил два административных правонарушения. А именно: по ч. 2 ст.19.24 КоАП РФ (против порядка управления) и ч. 1 ст.20.20 КоАП РФ (посягающее на общественный порядок и общественную безопасность). При установленных обстоятельствах административное исковое заявление в части продления административного надзора в отношении ответчика является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основание ч. 2 ст. 5, ст. ст. 6, 7 № 64-ФЗ 2011 г. [5], рассматривая данное административное дело суд принял решение, руководствуясь ст. ст..273, 175-180, 298 ч.5 КАС РФ, суд удовлетворил административное исковое заявление, поступившее из Отдела МВД России по Ленинскому району г. Иваново к Фролову О.Е. о продлении административного надзора, продлив срок на три месяца и установил ему административное ограничение (обязательную явку в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации, четыре раза в месяц, в дни, установленные данным органом).
Данное решение суда соответствует задачам административного надзора, предусматривающим
предупреждение совершения данным лицом преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов [7].
Подводя итог, считаем, что исполнение норм административного надзора является первостепенным инструментом в профилактике правонарушений, в т.ч. рецидивной преступности. Целесообразно, в целях защиты государственных и общественных интересов, предупреждения совершения преступлений лицами, освободившимися из заключения, ужесточить наказание за уклонение от административного надзора поднадзорными. Ужесточение наказания за данный правонарушение положительно повлияет на снижение рецидивной преступности среди лиц, освободившихся из заключения.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О полиции». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-07022011-
(дата обращения: 12.05.2019).
2. Уголовно- исполнительный кодекс РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uikod.ru/osobennaya-chast/razdel-6/glava-21/st-173-1-шк-й" (дата обращения: 12.05.2019).
3. Столяров Д.А., Курочкин И.А. Некоторые аспекты административного надзора за лицами,
освободившимися из мест лишения свободы // Вестник Международного юридического института. 2018. № 2 (65) 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://lawacademy.ru/docs/nid/Vestnik 2(65)2018.pdf , (дата обращения: 22.05.2019).
4. Кодекс об административных правонарушениях РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kodap.ru/#koaprf (дата обращения: 22.05.2019).
5. Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-06042011-n-64-fz-ob/ свободный- (26.05.19).
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www. consultant.ru/law/hotdocs/49602. html/, свободный- (16.09.18).
7. Судебные и нормативные акты РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://sudact.ru/re gular/doc/cJHvEicMfqrT/ свободный- (03.06.19).