Научная статья на тему 'Некоторые особенности информации, полученной в процессе оперативно-розыскной деятельности'

Некоторые особенности информации, полученной в процессе оперативно-розыскной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
895
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВА / ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ / THE OPERATIVE INFORMATION / PROMOTLY-SEARCH ACTIVITY / PROOFS / SOURCE OF THE INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фролова Елена Валерьевна

Рассматривается оперативная информация как средство конструирования доказательств в уголовном судопроизводстве, а также особенности такой криминалистически значимой информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE INFORMATION RECEIVED DURING PROMOTLY-SEARCH ACTIVITY

In present clause the operative information as means of designing of the proof in criminal legal proceedings, and also feature such the сriminalistics significant information is considered

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности информации, полученной в процессе оперативно-розыскной деятельности»

Е. В. Фролова,

кандидат юридических наук

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ В ПРОЦЕССЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ SOME FEATURES OF THE INFORMATION RECEIVED DURING PROMOTLY-SEARCH ACTIVITY

Рассматривается оперативная информация как средство конструирования доказательств в уголовном судопроизводстве, а также особенности такой криминалистически значимой информации.

In present clause the operative information as means of designing of the proof in criminal legal proceedings, and also feature such the сriminalistics significant information is considered.

Определяющее значение в успехе расследования преступного посягательства на криминалистически значимую компьютерную информацию имеет своевременный и квалифицированный осмотр места происшествия, методика которого будет отличаться от традиционного осмотра места происшествия по своим подходам, задачам и способам.

И здесь возникает ряд проблем организационнотехнического и методического характера. Дело в том, что при совершении такого, например, преступления, как противоправный доступ к компьютерной информации, мест происшествий может быть не одно, а несколько. Местом происшествия в данном случае может выступать, во-первых, само рабочее место, где обрабатывалась компьютерная информация, ставшая предметом преступного посягательства, во-вторых, то место, где хранилась или находилась в резерве информация, например сервер или стример. Местом происшествия может быть и то место, где использовались технические средства с целью противоправного доступа к компьютерной информации. При этом оно может совпадать или не совпадать с рабочим местом получения, обработки и передачи информации, например при постороннем взломе с целью проникновения в компьютер путём внешнего удалённого сетевого доступа.

Поэтому в физическом плане место происшествия может находиться в одном помещении, где стоит компьютер и хранится информация, или в целом ряде помещений, находящихся в разных местах В последнем случае местом происшествия могут быть все места подготовки преступного посягательства, например разработки вирусных программ, программ взлома, подбора паролей, перехвата информации, или место её использования — копирования, распространения или искажения. Такая информация может быть получена с машинных

носителей или непосредственно с ЭВМ путём противоправного к ней доступа.

Еще до того как следователь приступит к осмотру места происшествия, он должен будет решить целый ряд организационно-тактических вопросов, а именно:

1) выяснить количество и тип компьютерной техники, вид программного обеспечения, нахо -дящихся на месте совершения преступления и подлежащих осмотру;

2) выяснить характер взаимодействия (соподчинения) компьютерных устройств;

3) установить наличие аппаратных и программных средств защиты информации от противоправного к ней доступа.

В данном случае необходимо подчеркнуть, что при проведении не только осмотра места происшествия, но и других следственных действий, связанных особенно с исследованием ком -пьютерной техники, ее изъятием, с получением при выемке криминалистически значимой компьютерной информации, с самого начала целесообразно привлечение специалиста в области компьютерных технологий: программиста, сис-темного аналитика, инженера по средствам связи или сетевому обслуживанию.

Разумеется, профиль специалиста выбирается исходя из следственной ситуации, целей и за -дач следственных действий, а также подлежащей осмотру компьютерной техники и ее программного обеспечения. Кроме этого следователь до осмотра должен получить всю документацию по компьютерной технике, подлежащей осмотру, и ее программному обеспечению, подобрать понятых, которые бы разбирались в компьютерах и могли подтвердить результаты осмотра такого специфического места происшествия.

Успеху расследования преступлений и установлению истины по уголовному делу способствуют не только сведения, имеющие доказательственное значение и полученные процессуальным путем, но и информация, получаемая, в частности, в результате оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой органами дознания, то есть непроцессуальным путем. Дело в том, что и доказательственная, и оперативная информация о преступлении, как отражение реальности, объективны и едины по своей природе. Они возникают в процессе познания изменений, которые являются результатом взаимодействия преступника с окружающей его средой. Это единство заключается в содержании информации, в её выражении, что отнюдь не исключает различий между приведенными её видами, сущность которых состоит в различных формах получения информации — оперативной и следственной.

Согласно ст.1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», эта деятельность представляет собой такой вид деятельности правоохранительных органов, которая осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями указанных органов, уполномоченных на то названным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [1].

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ст. 2 ФЗ).

Федеральный закон «Об оперативнорозыскной деятельности» даёт исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий, в результате проведения которых оперативные работники получают необходимую информацию, а именно: 1) опрос граждан; 2) наведение справок;

3) сбор образцов для сравнительного исследования;

4) проверочная закупка; 5) исследование документов и предметов; 6) наблюдение; 7) отождествление личности; 8) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; 9) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; 10) прослушивание телефонных переговоров; 11) снятие информации с технических каналов связи; 12) оперативное внедрение; 13) контролируемая поставка; 14) оперативный эксперимент (ст.6 указанного закона).

В соответствии со ст.11 ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности» результаты такой ра-

боты могут быть в дальнейшем использованы для проведения следственных и судебных действий, оперативно-розыскных мероприятий, а также могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

Однако для придания оперативной информации процессуального статуса доказательства необходимо, чтобы документы, в которых она отражена, были «легализованы», приобрели надлежащую процессуальную форму, что обеспечило бы приобретение ими свойства допустимости. Такая «легализация» оперативной информации осуществляется путем её представления оперативным органам или следователю, или в органы дознания, или в суд на основании постановления руководителя оперативно-розыскного органа. Однако материалы, содержащие оперативную информацию, могут быть не только представлены следователю и в суд, но и истребованы ими из оперативных подразделений по их инициативе.

Следует согласиться с предложениями Л.Д. Кокорева и Н.П. Кузнецова о том, что «подобным указанием было бы целесообразно дополнить ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Кроме того, по их мнению, порядок представления и истребования оперативных материалов необходимо закрепить в УПК [2].

Основания превращения оперативной информации в форму доказательства заложены в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (см. ст.ст. 3, 4, 5 и др.).

Полученные оперативным путем фактические данные должны быть определенным образом документированы, то есть закреплены в опе -ративно-служебных документах. В соответствии со ст. 10 указанного выше закона при наличии оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий заводятся дела оператив -ного учета, в которых фиксируются все оперативно -розыскные мероприятия и их результаты для принятия соответствующих решений.

В целях получения оперативной информации в соответствии со ст. 6 ФЗ «Об оперативно -розыскной деятельности» используются различ -ные технические средства, такие, например, как информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие ин-формационно-технические средства, приемы и методы, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. Применение всех этих средств также спо -собствует получению объективной, оперативной информации и ее последующему использованию в качестве доказательств по уголовному делу.

При этом, однако, надо иметь в виду, что при решении вопроса о доказательственном значении информации, добытой с помощью различных оперативно-розыскных мероприятий, необходим дифференцированный подход с точки зрения законности ее получения.

Не вдаваясь в подробное рассмотрение данного вопроса, выходящего за рамки нашего исследования, заметим лишь, что любая оперативная информация должна быть получена закон -ным путем, например опросом, но не допросом, граждан о совершённом преступном деянии и иных обстоятельствах, который должен вестись с их добровольного согласия, без записей, без предупреждения об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, без письменных объяснений и с соблюдением других требований закона.

Использование оперативной информации в качестве доказательства может быть осуществ-лено только после того, как будет установлен ис -точник ее происхождения. Без этого условия оперативная информация не может иметь никакой доказательственной ценности. Если же источник оперативной информации, хотя и извес -тен, но засекречен, не подлежит разглашению, полученные от него фактические данные также не имеют доказательственного значения. Эти сведения могут быть использованы в качестве доказательственного значения лишь в случае его официального допроса как свидетеля.

Однако при этом нужно иметь в виду положение ст. 12 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» о том, что сведения о таких лицах состав -ляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Причем предание гласности этих сведений допускается лишь с письменного согласия указанных лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

С процессуальной точки зрения, при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как, например, контроль почтовых отправ-лений, могут быть обнаружены объекты, имеющие определенную информационную ценность для расследования уголовного дела, которые при надлежащем процессуальном их оформлении также становятся документами или веществен -ными доказательствами. Если же в материалах оперативной проверки оказались различные официальные документы, то они также могут быть использованы в качестве доказательств в случае истребования их или передачи следовате -лю из оперативного подразделения и приобщены к материалам уголовного дела.

Таким образом, информация, имеющая определенную криминалистическую значимость, полученная хотя и непроцессуальным путем при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, частного сыска, который в настоящее время имеет место в практике борьбы с преступностью и т. п., которая сама по себе не является доказатель -ством, может использоваться как средство конструирования доказательств в случае ее получения следователем, органом дознания и судом закон-

ными способами (представление, истребование, производство следственных действий) и должного процессуального закрепления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. — М.: Книга сервис, 2003. — С.3.

2. Кокорев Л.Д. Уголовный процесс: доказа -тельства и доказывание / Л.Д .Кокорев, Н. П.Кузнецов. — Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1995. — С. 157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.