НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РИСКОВ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ
А. А. БАСКАКОВ, А. П. ЖИДКОВА
В статье, на основе анализа содержания гостиничного бизнеса как особой сферы предпринимательской деятельности выделены специфические характеристики его хозяйственных рисков и детерминанты, их формирующие. В качестве ключевого детерминанта специфики хозяйственных рисков предпринимательской деятельности гостиничного бизнеса авторами обоснована уникальность конъюнктуры (внешних и внутренних рисков, а также рисков неоднозначного происхождения). Предложена систематизация хозяйственных рисков в гостиничном бизнесе на платформе критериев доминанты возможного влияния предприятия на конечный результат и последствий наступления. В результате базовой особенностью хозяйственного риска гостиничного бизнеса установлена большая, нежели у предпринимательских структур иных отраслей хозяйствования чувствительность к влиянию внешних факторов флуктуирующей предпринимательской среды (вызывающих острые последствия, детерминирующие тенденции последующего направления деятельности).
Ключевые слова: предпринимательство, хозяйственный риск, гостиничный бизнес, специфики.
Гостиничная индустрия - динамично развивающаяся отрасль сферы обслуживания в разрезе международной практики, при условии оптимальной поточной организации и параметров позиционирования способная приносить многомиллионные прибыли в масштабах отдельного государства как части всемирного глобализирующегося хозяйства. Доминируя как отделение «туристического мира», гостиничный бизнес несет в себе значительный потенциал для непроизводственного сектора российского рынка, пополнения консолидированного и региональных бюджетов; в то же время является системообразующей отраслью, создающей сложный комплекс отношений финансово-коммерческого спектра между хозяйствующими субъектами различного уровня и направления.
На протяжении последнего десятилетия в российском экономическом пространстве прослеживается стремительное развитие предпринимательства в отрасли гостеприимства. По данным DISCOVERY Research Group последние десять лет российский гостиничный рынок ежегодно расширяется на 15-20 % (преимущественно за счет увеличения малых отелей от 10 до 100 номеров). В сентябре 2011 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка гостиниц в России. В первом полугодии 2011 г. объем рынка гостиничных услуг составил 56 млрд
руб. (с учетом оценки стоимости бизнеса), что на 3,4 % выше аналогичного показателя предыдущего года [1].
Вместе с тем, современной экономической наукой недостаточно изучены теоретические и методические вопросы, связанные с исследованием аспектов управления хозяйственными рисками на предприятиях гостиничного бизнеса, выявлением особенностей данного вида рисков, характерных именно для предприятий гостиничного типа.
В условиях все нарастающего объема оказания платных услуг рынком гостиниц и аналогичных средств размещения особенно важным становится научный поиск и освоение на практике механизма управления хозяйственными рисками, ориентированного на повышение эффективности гостиничного бизнеса, что труднореализуемо в отсутствии детализации спецификаций хозяйственных рисков гостиничной индустрии.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная научная проработка предметно хозяйственных рисков в гостиничном бизнесе послужили основанием для формулировки темы настоящей статьи и определения базовых направлений исследования заявленной проблематики. Кроме того, одним из основных путей развития современного управления предпринимательскими структурами является поэлементное изучение
теоретической и аналитической компоненты хозяйственных рисков в гостиничном предпринимательстве.
Согласно правовому содержанию Российской Федерации, гостиничная деятельность - это деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обладающих или наделенных в установленном порядке хозяйственной самостоятельностью и имущественными правами на какое-либо коллективное средство размещения по непосредственному распоряжению и управлению им для предоставления услуг размещения и обслуживания граждан, а также иная деятельность по организации и оказанию гостиничных услуг, включая их реализацию.
Особенности гостиничного предпринимательства отмечены и оговорены в законодательстве РФ. Так, Гражданский кодекс РФ раскрывает содержание договора найма жилого помещения, многократно касается вопросов организации сферы обслуживания населения [2].
Следовательно, комплексное изучение особенностей хозяйственных рисков в индустрии гостеприимства невозможно без выявления их уникальных свойств и их систематизации. Решение проблемы классификации хозяйственных рисков занимает важное место в изучении их природы, причин возникновения и разработке ме-
тодик минимизации. Обоснованность классификации рисков дает возможность четкого определения места разновидности риска в экономической системе, его уровня в градации рисков по степени негативного воздействия на предпринимательские структуры и предоставляет почву для создания более эффективных методов и приемов управления, их практической реализации.
В контексте тематики текущего обзора систематизирование целесообразно осуществить на фундаменте разработанных классификаций хозяйственных рисков, при этом более продуктивной является типизация по нескольким классификационным критериям.
Существует множество современных подходов к группировке хозяйственных рисков, обозначающих в качестве основополагающих следующие признаки классификации: природа возникновения, этап решения проблемы, масштабность, сфера возникновения, возможность страхования, вид предпринимательской деятельности (хозяйственные риски в гостиничном бизнесе не исследуются), действенность диверсификации и др.1 Наиболее полной, детализированной и обстоятельной представляется классификационная характеристика хозяйственных рисков, представленная И. Е. Макаровской, основополагающие условия которой лаконично обозначены в таблице 1.
Таблица 1
Виды хозяйственных рисков2
Классификационный признак Виды риска Характеристика риска
По природе возникновения Субъективный (связанный с личностью предпринимателя) Неразвитые способности к риску: недостаток опыта, образования, профессионализма; необоснованные амбиции; нарушение правил поведения на рынке; недостаточное понимание сделки
Объективный Недостаток информации: стихийные бедствия, неожиданное изменение конъюнктуры рынка, уровня информации, законодательства, условий кредитования, налогообложения, инвестирования
В зависимости от этапа решения проблемы На этапе принятия решения Ошибки в применении методов определения уровня риска из-за недостатка информации, либо ее низкого качества, использования дезинформации
На этапе реализации решения Ошибки в реализации правильного решения, неожиданные изменения условий
По масштабам Локальный (на уровне индивидуального производства) Особенности отдельной фирмы (компании, ее структурных звеньев)
Отраслевой Специфика отрасли
Региональный Особенности территориальных субъектов РФ, экономических районов страны
Национальный Неожиданные изменения в политике, законодательстве, кредитовании, налогообложении на уровне макроэкономики
Международный (меж-страновой) Изменения в конъюнктуре мирового рынка, взаимоотношений между странами
1 См. труды О. А. Грунина, В. М. Гранатурова, Н. П. Ващекина, М. И. Дзлиева, А. Д. Урсула и др.
2 Составлено по материалам литературного источника [4].
Классификационный признак Виды риска Характеристика риска
По сфере возникновения Внешний Неожиданные изменения в экономической политике, условиях производства: стихийные бедствия на больших территориях, валютные изменения, изменения конъюнктуры на мировом рынке и т. п.
Внутренний Особенности специализации и областей деятельности предприятия
По возможности страхования Страхуемый Возможность количественного определения
Не страхуемый Невозможность количественного определения или масштабность риска (форс-мажорные или масштабные риски)
Как было отмечено, в классическом варианте исследование экономического явления хозяйственных рисков в предпринимательстве предпочтительно базируется на доминанте возможного влияния предприятия на конечный результат (в условиях наступления рискового события, либо вне его), т. е. выделяют внешние факторы предпринимательской среды (за пределами контроля собственника бизнеса) и внутренние факторы (функциональные организационные характеристики работы предприятия).
Набор определенной категории факторов-условий единой природы возникновения формирует «опредмеченное поле» хозяйственного риска (разновидность), эвентуально реализуемого в рамках функционирования самостоятельных субъектов хозяйствования. Так, к рискам, детерминированным внешними факторами бесконтрольной предпринимательской среды, относят:
- политические риски (факторы: внутри- и внешнеполитическая ситуация; стабильность правительства; сепаратистские тенденции в регионах и т. д.);
социально-экономические риски (факторы: возможность кардинальной корректировки правил ведения внешнеэкономической деятельности; введение официальных ограничений на движение капитала; ошибка персонала налоговых служб и т. д.);
- экологические риски (факторы: изменение региональной экологической обстановки; ужесточение в регионе хозяйствования предприятия экологических требований; введение ограничений на использование местных природных ресурсов и т. д.);
научно-технические риски (факторы: появление у конкурентов новой технологии производства с меньшими издержками; появление нового производителя товара или услуги в секторе традиционной продукции предприятия; освоение конкурентами производства замещающего товара и т. д.).
К рискам, порожденным внутренними коллизиями предпринимательской деятельности, общепризнанно причисляют:
- риски основной деятельности предприятия
(факторы: прерывания циклов работы по вине неосновных подразделений; аварии основного оборудования; нарушение персоналом организационной дисциплины и т. д.);
- риски вспомогательной деятельности предприятия (факторы: аварии вспомогательного оборудования (вентиляционные устройства, водо-и пароснабжение); удлинение сроков ремонта по сравнению с нормативными; перебои энергоснабжения и поставок топлива и т. д.);
риски обеспечивающей деятельности предприятия (факторы: переполнение складских мощностей; неполадки в системе обработки информации и утечки конфиденциальных сведений; недостаточная патентная защищенность и т. д.);
риски воспроизводственной сферы деятельности предприятия (факторы: отток квалифицированной рабочей силы; неверная оценка необходимого периода подготовки и переподготовки кадров; проектные неточности в нише инвестиционной активности предприятия и т. д.);
риски в сфере обращения (факторы: нарушение условий контракта; немотивированный отказ потребителей приобрести или оплатить сбываемую готовую продукцию или услугу - невостребованность; банкротство или самоликвидация предприятий-контрагентов и т. д.);
- управленческие риски (факторы: неадекватная формулировка собственных стратегических целей предприятия; неверная оценка стратегического потенциала; ошибочный прогноз развития внешней хозяйственной среды и т. д.).
К смешанным формам риска согласно первоисточнику происхождения (могут быть аккумулированы как внутренними, так и внешними обстоятельствами) следует отнести:
- коммерческие риски (факторы: снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на продукт; повышение закупочной цены; непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными; утеря товарной стоимости; повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринима-
теля и т. д.);
- транспортные риски (факторы: порча товара в процессе транспортировки, различное направление ответственности - собственно предприятие, поставщик, посредник, конечный покупатель, третьи непредвиденные лица и т. д.);
- финансовые риски (факторы: вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют - валютный риск; недобросовестность заемщика, получившего кредит; ухудшение конкурентного положения конкретной предпринимательской фирмы, получившей коммерческий или банковский кредит; неблагоприятная экономическая конъюнктура - кредитный риск; неудачное инвестирование денежных средств - инвестиционный риск и т. д.);
- отраслевые риски (факторы: изменения в экономическом состоянии отрасли - законодательные аспекты; устойчивость отрасли по сравнению с экономикой страны в целом; динамика показателей деятельности фирм отрасли, а также смежных отраслей и т. д.);
инновационные риски (факторы: неудачное вложение средств в производство новых товаров и услуг, которые могут не найти ожидаемого спроса на рынке, полностью не освоены предприятием, иметь экономико-правовые барьеры к распространению, освоены конкурентами и т. д.).
Помимо вышеприведенных классификаций, каждый типовой фактор риска следует дополнительно разделять по последствиям реализации:
- катастрофический риск - риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия; потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасно-
стью для жизни людей или возникновением экологических катастроф;
критический риск - это риск, при котором предприятию грозит потеря выручки; т. е. зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и, в крайнем случае, могут привести к потере всех средств, вложенных предприятием в единичный проект;
- допустимый риск - это риск решения, в результате неосуществления которого предприятию грозит потеря прибыли. В пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т. е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемого дохода в долгосрочной перспективе.
Перечисленные подходы к классификации и представленная образцовая группировка, на наш взгляд, слабо соотносятся с параметрами хозяйственных рисков в условиях работы гостиничного предприятия, не являются оптимально структурированными в разрезе освещаемой проблемы: каждый вид рисков предстает в качестве автономных метафизичных реалий рыночной экономики, отсутствует иерархия критериев и привязка к конкретной области деятельности (в значительной мере унифицированы).
Хозяйственные риски в гостиничном бизнесе имеют особые черты, отчасти связанные с тем, что гостиничная индустрия является структурной составляющей непроизводственной сферы российской экономики с высокой степенью интеграции в мировую туристическую отрасль. С нашей точки зрения, рискованность гостиничного предпринимательства скоординирована следующими особенностями (рис. 1):
1. «замедленная реакция» на глобализационные экономико-политические модификации (макро-факторы риска);
2. усугубление эффекта рискового события элементом сезонности;
3. высокая зависимость от динамики рынка информационных технологий (научно-технические риски);
4. весомость отношений с туроператорами и турагентами как поставщиками потребителей" (риски контактной аудитории);
5. первостепенность территориального расположения и кадровой обеспеченности (территориальные, кадровые риски);
6. существенная роль рисков убыточной специализации;
7. значимость формы приобретения бизнеса;
8. лабильность функциональных рисков гостиничных цепей; ^
9. приоритетность имущественных рисков;
10. конфликт итеративности и дивергентности хозяйственных рисков для отдельного гостиничного предприятия;
11. синергетизм формирования рисковых факторов.
Рис. 1. Особые характеристики гостиничного бизнеса, формирующие специфику предпринимательских рисков
Конкретизация хозяйственного риска субъекта гостиничного сектора экономики достигается посредством выявления специфики коммерческой деятельности гостиничного объекта, в остальном все составные компоненты комплекса хозяйственных рисков тождественны рискам предпринимательских структур произвольной коммерческой инициативы.
Внешние факторы предпринимательской среды могут оказывать как прямое, так и косвенное влияние на развитие хозяйственных рисков. В настоящее время одной из главных экзогенных переменных остается наложение последствий мирового финансового кризиса на предпринимательские структуры, а также реализуемые на различных уровнях иерархии экономических систем методы и пути преодоления этих последствий.
Гостиничный бизнес представляет собой отрасль экономики, которая одной из последних ощутила на себе воздействие мирового финансового кризиса. Подобная отложенная реакция обусловлена тем, что с началом кризиса, в первую очередь, пострадали финансовые компании и организации, затем негативное следствие пришлось испытать фирмам реального сектора.
В разработке стратегии деятельности гостиничных предприятий одну из основных проблем составляет вопрос прогнозирования и распределения количественной загрузки отелей.
Сезонность - это склонность пассажиропотока концентрироваться в рамках относительно небольшого периода в году. В современной пространственной картине мира сезонность определена набором причин-мотиваторов: теоретическая характеристика указывает на их первичный и вторичный характер. Первичные - предельно значимые, сформированные под влиянием природно-климатических ограничений, развитости инфраструктуры, природно-географических условий.
Сущность вторичных причин сезонных колебаний основана на экономических, демографических, психологических, материально-технических, технологических, политических и международных преобразованиях общества, в то же время являющихся внешними факторами предпринимательской среды, формирующими предпосылки претворения в жизнь групп неконтролируемых хозяйственных рисков, что позволяет обозначить сезонность как характеристический внешний фактор хозяйственного риска гостиничного бизнеса.
Следующим серьезным внешним фактором предпринимательской среды, оказывающим воздействие на развитие гостиничного сектора, а также опосредованно влияющим на хозяйствен-
ные риски в данной области, является, на наш взгляд, то, что настоящий этап общественного прогресса характеризуется интенсивным совершенствованием рынка информационных ресурсов, продуктов, услуг и возможностей глобальных сетей. Для гостиничного бизнеса выделены следующие направления использования информационных технологий: создание интернет-представительства с целью информирования целевого потребителя о предоставляемых основных и дополнительных услугах, развитие возможностей оп-Н^-бронирования номеров, позиционирование гостиницы относительно отелей-конкурентов, использование ИКТ в качестве дополнительных услуг.
Бизнес-процессы в рамках гостиничного комплекса, коэффициент полезного действия которых напрямую зависит от уровня используемых ГГ-технологий:
- производственные - управление бронированием номеров; управление регистрацией и размещением гостей; предоставление биллинго-вых услуг; сбор информации о состоянии гостиничных номеров; компоновка списка гостей и просмотр служебных комментариев по каждому гостю;
- маркетинговые - ведение статистики доходности и загрузки номерного фонда; изучение емкости рынка; мониторинг изменений численности и структуры потребителей; мониторинг изменений в позициях конкурентов, оценка перспектив их развития, прогнозирование возможности появления новых конкурентов; изучение возможности дифференциации предоставляемых услуг (по качеству и комфорту, территориальная);
- финансовые - формирование счетов к оплате; расчеты с целевыми потребителями гостиничных услуг в интерактивном режиме; расчет и начисление заработной платы;
- кадровые - подбор, отбор и обучение персонала; разработка системы морального и материального поощрения сотрудников; стажировка сотрудников в зарубежных странах и т. д. [3].
Поскольку туроператорские и турагентские компании в большинстве своем выполняют роль своеобразного посредника в продаже гостиничного продукта (являются оптовой целевой контактной аудиторией), их репутация и устойчивость на рынке косвенно отражается на имидже гостиничного предприятия и наоборот.
С позиции оценки угрозы хозяйственного риска, проблемы, возникающие у туроператора или турагента (к примеру, срывы договоров с принимающей стороной при полной предоплате),
могут отразиться на субъектах хозяйствования в гостиничном секторе экономики в форме снижения единицы маржинального дохода (разница между первоначальной ценой предложения и конечной ценой продажи - налоговые платежи + фиксированные затраты) либо его приведения к минимальному валовому значению (постоянные издержки функционирования гостиничного объекта) ввиду того, что как часть непроизводственной сферы гостиничный бизнес характеризуется невосполнимостью убытка: в отличие от осязаемого изделия продукт гостиничного предприятия не может быть складирован, соответственно, не существует (находится в прострации) до момента восприятия его потребителем. Следовательно, отсутствие дохода от единовременной продажи номера гостиницы невозобновимо и откладывает отпечаток на годовой показатель рентабельности основной деятельности.
Специфической чертой гостиничного бизнеса, субъективно, также является многозначительность качественного и количественного содержания людских ресурсов, определяющая восприимчивость к управленческим и кадровым рискам в контексте их реторсии на организационную эффективность функционирования предприятия.
Функциональный риск имеет отношение к процессу создания всякого товара или оказания услуги и ему подвержена деятельность каждого коммерческого субъекта. Функциональные риски в гостиничном бизнесе возникают вследствие невозможности своевременно и в полном объеме контролировать финансово-хозяйственный процесс, собирать и анализировать соответствующую информацию. Они предпочтительно детерминированы внутренними факторами, опасны не в меньшей степени, чем иной род риска, но их труднее идентифицировать и определить количественно.
В ряде типичных ситуаций функциональные риски предпринимательской активности в гостиничном секторе обусловлены субъективными и объективными причинами, а также системными сбоями в функционале менеджмента:
- операционные функциональные риски -вероятность возникновения убытков в результате несоответствия характера и масштабов текущей деятельности гостиничного предприятия требованиям действующего законодательства, регламентированным внутренним порядкам и процедурам гостиничного сервиса, их нарушения служащими и (или) иными лицами (вследствие некомпетентности, непреднамеренных / умышленных действий или бездействия); несоразмерности (недоста-
точности) функциональных возможностей (характеристик) эксплуатируемых гостиничным комплексом информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования); реже в результате кратко- и среднесрочного воздействия внешних событий;
- стратегические функциональные риски -допустимость возникновения убытков в результате ошибок (недостатков), допущений при принятии решений, определяющих стратегию развития гостиничного предприятия в долгосрочной перспективе (стратегическое управление) и выражающихся в неучете или недостаточно эффективном прогнозировании возможных опасностей, которые могут угрожать конститутивной деятельности средств гостеприимства (миссии фирмы); неправильного или недостаточно обоснованного определения перспективных направлений оптимизации, в рамках которых гостиничный объект может достичь преимущества перед конкурентами (недоступность реализации стоимостной модели «снятия сливок»); отсутствия или наличия не в полном объеме необходимых бизнес-ресурсов (финансовых, материально-технических, людских в предикате коммерциализации гостиничных услуг) и организационных мер (управленческих навыков), которые должны обеспечить достижение стратегических установок, оговоренных в уставе предприятия и иных учредительных документах.
Оценивая осуществимость развития гостиничного бизнеса, расширения объемов предпринимательской деятельности до уровня системы гостиничных цепей, нельзя исключать возможность конверсии общих функций (изменение типа специализации отдельных предприятий, параметров позиционирования и т. д.), приобретения новых связок сетевой целостности при относительной стабильности внутренних характеристик каждого сетевого объекта, т. е. их состава и структуры. Перманентное внедрение новшеств неизменно сопряжено с модификациями в концепции руководства организацией: такое явление характеризует понятие лабильности функций системы управления. Все возрастающий масштаб деятельности приводит к опасности несвоевременности и фрагментарности контроля финансово-хозяйственных процессов, сбора и анализа отчетной информации, что обуславливает прогрессирующую вероятность сбоя в инструктивных положениях операционного и стратегического менеджмента либо неактуальной их реализации: формирование «благоприятной почвы» для образования и непосредственного воздействия обновленных (лабили-зированных) факторов функционального риска.
В конечном итоге систематическая лабилиза-ция функциональных рисков индустрии размещения (преимущественно, в рамках гостиничных цепей) также регулярно приводит к новым угрозам финансовых потерь. Как правило, субъекты гостиничного хозяйства стремятся минимизировать функциональные риски путем развития внутреннего аудирования, совершенствования документооборота, разработки внутренних методик и технико-экономического обоснования отдельных коммерческих мероприятий и логических импликаций совершенствования работы гостиницы, а также планирования потенциала обеспечения собственных контролируемых операций (последнее касается главным образом материально-технической и кадровой составляющих как основополагающих детерминант в осуществлении гостиничной деятельности).
Представленное диагностирование специфики хозяйственных рисков гостиничного бизнеса не в полной мере учитывает дуалистичность данного рода предпринимательства: «с одной стороны, как сектора непроизводственной сферы, специализирующегося в обеспечении базой временного проживания лиц, въезжающих на определенную территорию с различными целями; с другой, как спектра предприятий, оснащенных комплексом основных фондов, доминирующих в совокупных активах и являющихся системообразующим ресурсом в целевой первоочередной хозяйственной деятельности.
Таким образом, на степень рискованности гостиничного предпринимательства непосредственным образом влияют как факторы внешней среды, так и внутренние условия гостиницы, при этом можно утверждать о наличии так называемого обратного синергетического эффекта, когда общее увеличение хозяйственных рисков вызвано сочетанием конгломерата факторов внутренней и внешней природы формирования: вариативность параметров внешней предпринимательской среды в позитивном или негативном векторе неизбежно вызывает коррективы регламента функционирования предприятия гостиничного бизнеса в части операционной, финансовой, маркетинговой и иной практик.
Исходя из приведенной систематизации хозяйственных рисков в гостиничном бизнесе очевидно, что гостиничная индустрия в большей мере чувствительна к влиянию вешних факторов флуктуирующей предпринимательской среды (вызывают острые последствия, детерминирующие тенденции последующего направления деятельности), нежели коммерческие субъекты иных
отраслей хозяйствования. Внутренние факторы-предпосылки хозяйственного риска определены спецификой гостиничной отрасли.
Таким образом, анализ содержания и особенностей хозяйственного риска гостиничного бизнеса позволяет представить данное явление современного рыночного предпринимательского пространства как вероятность потери дохода от гостиничной деятельности, обусловленную недостаточностью информации о влиянии факторов внешней среды, их неопределенностью, равно как несовершенством внутренних условий гостиницы.
Исследование разрозненных классификационных структур хозяйственных рисков, реализуемых в коммерческой среде, на предмет детекции оптимальной группировки разновидностей риска, имманентных гостиничному сектору, сводится к вычленению классических типов риска, их разграничению по признаку природы происхождения (внешние, внутренние, конгломератной формы), на основе которых, в соответствии с отличительными чертами индустрии гостеприимства, возможно установить следующие особенности хозяйственных рисков субъектов гостиничного бизнеса:
уникальность конъюнктуры внешних рисков: «замедленная реакция» на глобализационные экономико-политические модификации (макрофакторы риска); усугубление эффекта рискового события элементом сезонности; высокая зависимость от динамики рынка информационных технологий (научно-технические риски);
- уникальность конъюнктуры внутренних рисков: весомость отношений с туроператорами и турагентами как поставщиками потребителей (риски контактной аудитории); первостепенность территориального расположения и кадровой обеспеченности (территориальные, кадровые риски); существенная роль рисков убыточной специализации; значимость формы приобретения бизнеса; лабильность функциональных рисков гостиничных цепей;
уникальность конъюнктуры рисков неоднозначного происхождения: приоритетность имущественных рисков; конфликт итеративности и дивергентности хозяйственных рисков для отдельного гостиничного предприятия; синергетизм формирования рисковых факторов.
Фундамент лоцированных уникальных характеристик позволяет идентифицировать наиболее существенные виды хозяйственных рисков в рамках функционирования гостиничного предприятия, соотносящиеся с консервативным набором хозяйственных рисков предпринимательских структур (политические, социально-экономичес-
кие, экологические, научно-технические, риски основной предпринимательской, вспомогательной, обеспечивающей деятельности; финансовые, отраслевые, инновационные, транспортные) и отличные от него (функциональные, риски контактной аудитории, кадровые, территориальные, имущественные, социально-демографические), а также пофакторно присвоить уровень тяжести последствий реализации в субъективной оценке.
Литература
1. Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC). URL: http://www.wttc.org
2. Макаровская И. Е. Классификация рисков в предпринимательстве // Проблемы современной экономики. 2008. № 1 (25).
3. Тэпман Л. Н. Риски в экономике. М., 2002. С. 9-10.
* * *
SOME FEATURES OF ECONOMIC RISKS IN HOTEL BUSINESS
A. A. Baskakov, A. P. Zhidkova
In article, on the basis of the analysis of the content of hotel business as the special sphere of business activity, specific characteristics of its economic risks and determinants, them forming are allocated. As a key determinant of specifics of economic risks of business activity of hotel business authors proved uniqueness of an environment (external and internal risks, and as risks of an ambiguous origin). Systematization of economic risks in hotel business on a platform of criteria of a dominant of possible influence of the enterprise on the end result and approach consequences is offered. As a result the basic feature of economic risk of hotel business is bigger, than enterprise structures of other branches of managing have a sensitivity to influence of external factors of the fluctuating enterprise environment (causing the serious consequences determining tendencies of the subsequent activity).
Key words: business, economic risk, hotel business, specifics.