ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НИВЕЛИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РИСКОВ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
А. А. БАСКАКОВ
В статье на основе выделенных общих (форма начальной организации бизнеса; локальная конкурентная среда) и специфических (факторы сезонности, территориальности; фондоемкость собственной инфраструктуры и принципиальная значимость материально-технического оснащения, высокая зависимость от внутриотраслевых и межотраслевых хозяйственных связей) условий ведения предпринимательской деятельности в гостиничном хозяйстве предложены превентивные направления нивелирования хозяйственных рисков.
Ключевые слова: предпринимательство, хозяйственный риск, гостиничный бизнес.
Гостиничный бизнес - это часть туристической сферы, несущая в себе значительный потенциал для российского рынка и пополнения бюджетов. В то же время он является системообразующей отраслью, создающей сложный комплекс финансово-хозяйственных отношений между хозяйствующими субъектами различного направления, и представляет собой крупнейшее, высокодоходное, широко и динамично развивающееся направление мирового хозяйствования.
Начинающему предпринимателю любой условной сферы деятельности в первую очередь следует решить, каким именно путем он хочет получить бизнес: будет ли это покупка готовой компании «под ключ», франшизы, будет ли это приобретением действующего коммерческого предприятия или же стоит пройти все этапы с нуля и самостоятельно создать новое неформатный бизнес-проект. Каждый вариант имеет как достоинства, так и недостатки на фоне осуществления гостиничного предпринимательства. Покупка франшизы может снять расходы на позиционирование гостиницы и большинство рисков, однако необходимость соблюдения стандартов лишит этот род деятельности индивидуальности. Покупая функционирующий гостиничный комплекс, стоит помнить, что порой действительно случается так, что владельцы вынуждены продавать устойчивое, высокодоходное дело, но это бывает нечасто. Покупка организации «под ключ» стандартной комплектации чревата тем, что порой на необходимые доработки и перемены уходит больше времени, чем на создание компании с нуля. Строительство собственного гостиничного
объекта в обрамлении нестабильной флуктуирующей российской рыночной экономики и политической ситуации весьма рискованное, низколиквидное капитальное вложение, чистые денежные потоки которого могут не перекрыть порог окупаемости. Из чего следует, что организационный аспект выбора формы приобретения бизнеса в контексте гостиничного хозяйства весьма значим, он должен базироваться на мониторинге и аналитических изысканиях текущего состояния малоустойчивой предпринимательской среды, прогнозных значениях будущего экономико-политического положения локализации (в частности, на антиципации деловой и туристической активности местности для предварительной оценки уровня сбыта гостиничного продукта).
Отсутствие анализа деятельности конкурентов потенциально способно привести к выбору неприбыльного профиля работы и обострению конкурентных отношений. Множество гостиничных предприятий могут «ужиться» в интервале расстояний менее километра в случае четкой совместной дифференциации продукта. Чем более популярно-стандартным является предложение (мини-отель, мини-гостиница, предоставляющие услуги краткосрочного проживания; в обратном порядке - полифункциональные гостиничные комплексы), тем большее значение приобретает удобное расположение здания и отсутствие прямого конкурентного соперничества поблизости. В случае, если компания решает заниматься симметрично противоположной монофункциональной уникальной линией (лечебный пансионат -кардиологический санаторий), снижаются риски
прямой конкуренции, но возникает риск полной зависимости от поставляющей стороны (преимущественно на практике это туроператоры и тура-генты, лечебные учреждения), которая в любой момент по той или иной причине может приостановить формирование туров и направлений в выбранную страну, отдельный регион, что детерминирует убыточный характер выбранной специализации, крупные затраты при перепрофилировании и порождает риски заданного курса предпринимательской деятельности в гостиничном секторе экономики обособленного территориального образования.
Разделяя точку зрения современных исследований по вопросам развития гостиничного бизнеса, в частности, О. Ю. Тарасовой и С. Е. Мачал-кина, согласно которой «... итоговой проблемой развития гостиничного бизнеса в России является статичность в области нейтрализации недочетов, вызванных современными тенденциями и экономико-политической обстановкой» [2], представляется важным, наряду с этим, учитывать и специфические условия предпринимательской деятельности в названном секторе.
Так, еще на этапе бизнес-планирования следует заложить значительный процент вероятности потерь в основание элемента сезонности гости-
ничного бизнеса, от которого фатально страдает большинство начинающих и опытных предпринимателей данного сектора экономики.
Вне сезона отпусков гостиничное предприятие может завершить отчетный период убыточно: эти затраты необходимо планировать. С сезонностью также следует связывать момент открытия гостиницы: лучше, если он придется на летний период, когда представится возможность сразу покрыть первичные расходы и реинвестировать прибыль в развитие или реконструкцию объекта во временной фазе минимального спроса. В случае реализации негативного рискового события, приостанавливающего прием постояльцев, на стадии прогрессирующей потребности в гостиничном обслуживании недополученная прибыль невосполнима в межсезонье, является издержками упущенных возможностей и может привести к дополнительным расходам (покрытие независящих от оборота условно-постоянных издержек: заработная плата рабочих, включая суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников; амортизационные отчисления; суммы процентов по банковским кредитам; суммы налоговых отчислений; арендные платежи) или банкротству на начальных этапах жизненного цикла фирмы (рис. 1 ).
Благоприятный сезон
Неблагоприятный сезон
Сокращение объемов прибыли
Стадия I: процесс новообразования гостиничного предприятия (конструкторские разработки, строительство, формирование организационного менеджмента, выход на рынок)
Стадия II: наращивание объемов деятельности (рост количества обслуживаемых лиц, высокий информационно-технический уровень оснащения основных фондов, достижение показателей окупаемости проекта, максимизация прибыли)
Стадия III: постепенный спад деловой активности (растущий износ конструкций, зданий и сооружений; снижение качества предоставляемых услуг, стагнация спроса, сокращение кадров, минимизация доходов, уход с рынка)
1
Рис. 1. Схема влияния негативного рискового воздействия на начальных этапах жизненного цикла функционирования гостиничного предприятия (с учетом элемента сезонности)
Соответственно, составляющая сезонности в индустрии гостеприимства может также играть роль универсального синергетика каждого типа хозяйственного риска, сопутствующего гостиничной деятельности, усугубляя эффект последствий его реализации. В связи с этим процесс анализа и долговременного планирования тенденций деятельности гостиничных предприятий должен учитывать закономерности проявления указанной совокупности факторов, принимать во внимание статистику сезонных колебаний и отклонений разновременных показателей эффективности функционирования от эталонных и среднегодовых значений. Среднемесячный уровень сезонных колебаний может рассчитываться как взвешенная арифметическая средняя отношений месячных доходов к общей сумме в рамках расчетного периода.
Выбор коммерческого партнера для бизнес-структур индустрии гостеприимства - это задача, требующая действительно серьезного подхода. Решению вопроса может помочь посещение специализированных выставок, на которых представлены услуги ведущих туроператоров и турагентств по всем направлениям, установление стабильных посреднических деловых контактов с устойчивыми и опытными компаниями на рынке путешествий.
Территориальное расположение гостиничного объекта достаточно значимый аспект привлечения дополнительных клиентов. Под привлекательной для потребителей локацией следует понимать приближенность к местам отдыха и иным целевым направлениям поездок обслуживаемых лиц (доступность транспортной инфраструктуры в зоне нахождения гостиничного комплекса). Гостиничное предприятие, расположенное на окраине, может потерять до 80 % численности комитентов, одни из которых самостоятельно отдадут предпочтение центральным гостиницам, не объезжая периферийные территории, другие не решатся приобрести, например, турпутевку с размещением в отеле, который имеет малоудобное базирование. Указанные обстоятельства формируют внутренние и усиливают внешние факторы, порождающие территориальные риски в экономической деятельности собственника гостиничного бизнеса, детерминирующие риск дефицита спроса. Инструментами нивелирования территориальных рисков могут служить яркая, интуитивно понятная система вывесок, внутреннее обрамление (интерьер), спектр предложения факультативных фирменных уникальных инновационных услуг, гибкая ценовая политика и т. д.
Согласно статистике принятие решения потребителем о заселении / не заселении зависит не
только от пространственной геометрии, внутренней оснащенности, но и на 40-50 % может быть продиктовано впечатлением о менеджере гостиницы. Персонал непременно должен обладать знанием предлагаемого продукта, умением общаться с клиентом, предоставлять ему необходимую информацию, быть вежливыми и терпеливыми.
Трудоемкость во взаимоконтактах, сложных физико-психологических отношениях, высокая роль человеческого капитала, конъюгированная в современном гостиничном предпринимательстве с предельным удельным весом основных средств и автоматизации, требующими установленного уровня квалификации штата, могут быть форсированы непостоянством и изменчивостью как состояния самого предпринимательского кластера, так и ценза сервисного обслуживания ввиду активных взаи-мообуславливающих преобразований в гостиничном секторе. Ключевой причиной вариативности может быть временная неустойчивость спроса (типично, реализация фактора сезонности), вариабельность которого «расслабляет» административный состав гостиничного предприятия и делает проблематичным сохранение занятых позиций в момент его скачкообразного роста. Все это снижает качество предоставления гостиничных услуг как одного из значимых конкурентных преимуществ, провоцирует минимизацию потребительской активности и совокупной доходности на фоне неизбежного падения ценовой категории.
Во избежание отрицательных материальных последствий, вызванных недостаточным профессионализмом кадрового комплекта, при подборе персонала в крупный гостиничный комплекс, ориентированный на сегмент рынка высокого класса, рекомендуется пользоваться компетентными услугами рекрутинговых агентств.
Фондоемкость собственной инфраструктуры обусловливает ее учет как принципиально значимого фактора в функционировании гостиничного хозяйства. В структуре гостиничного продукта традиционно выделяют «...высокую долю зданий, сооружений и передаточных устройств, обусловливающую необходимость адекватного соответствующего ухода, содержания их в надлежащем состоянии, что предполагает определенные финансовые издержки, требующие тождественной перспективы денежной, популяризационной (при эффективной компании позиционирования технологических новинок и комфортабельных условий гостиницы) отдачи и роста совокупного экономического потенциала» [1].
Принципиальная значимость идеального материально-технического оснащения гостиницы дик-
тует приоритетность имущественной резервации, соответственно, допускает серьезную уязвимость гостиничного предприятия от имущественных рисков, характеризующихся вероятностью потери фирмой части движимого и недвижимого имущества, его порчи и недополучения доходов в процессе осуществления воспроизводственной деятельности и ремонтных работ.
С позиции государственного страхования объектами имущественного риска в гостиничном секторе экономики могут быть образцы имущественных фондов, ценные при выполнении базовых обязательств в рамках предложения потенциальным потребителям:
здания, сооружения, принадлежащие и/или арендуемые помещения;
- внутренняя отделка зданий и помещений;
- инженерные коммуникации и структуры (трансформаторные, газораспределительные, тепло-подстанции, трубопроводы наружного размещения, тепло- и электрокабельные коллекторы и иное подобное оборудование);
- внешние сооружения (шлагбаумы, навесы, решетки на окнах, ограждения и заборы, сооружения КПП и иные подобные объекты);
- внешнее и внутреннее остекление (в том числе остекление оконных проемов, дверей, стеклянные перегородки, витражи, зеркала);
технологическое и иное оборудование (автоматические группы входных дверей, лифты, эскалаторы, травелаторы);
электронное оборудование (в том числе компьютерная техника и оргтехника, телефонные станции и аппараты, прочее телекоммуникационное оборудование, кассовые аппараты);
- мебель, инструмент, инвентарь; наличные деньги, находящиеся на хранении в сейфе, специальных хранилищах, бронированных помещениях, а также в кассовых аппаратах;
- технические носители информации компьютерных и аналогичных систем;
- рекламные установки, указатели и т. д. [3].
Факторы имущественного риска в гостиничном бизнесе доступно представить в форме синтеза контролируемых (внутренних) и автономных (внешних) обстоятельств:
- взрыв технологического оборудования, газа, бытовые аварии;
- злоумышленные действия третьих лиц (противоправное незаконное безвозмездное изъятие имущества; умышленное уничтожение или повреждение имущества, хулиганство, повреждение имущества вследствие террористических
актов);
пожар, удар молнии, стихийные бедствия.
Следует отметить, что деятельность предприятий индустрии размещения, помимо потенциальной возможности причинения вреда собственно имущественному комплексу, неотъемлемо связана с объективной вероятностью нанесения ущерба имуществу и здоровью третьих лиц, персонала. В данной интерпретации возникает обратная редакция имущественного риска перед постояльцами, посетителями и работниками в силу гражданского законодательства, что является специфичным в концепте гостиничного хозяйствования и дополняет «семантику» критерия имущественного риска в деятельности гостиничного объекта. Например, в гостиничной индустрии существует риск источника повышенной опасности: конструктом данного риска являются надежность эксплуатации опасных приборов перемещения, имеющихся в зданиях (например, пассажирские лифты и эскалаторы). Согласно закону № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» страхование данного вида риска производится в обязательном порядке и служит залогом имущественной ответственности.
Высокая зависимость от внутриотраслевых и межотраслевых хозяйственных связей. Допустим, в условиях максимальной загрузки номерного фонда непредвиденная задержка рейса постояльцев вынуждает пролонгировать их проживание в гостинице, что при наличии последующих заказов влечет смещение ритмичности внутриорганизационных моментов работы предприятия, а также может стать причиной изменения сроков размещения иных клиентов (в данной обстановке они могут отказаться от заезда), нарушения договорных обязательств перед заказчиком, что, в свою очередь, повлечет гражданско-правовую, материальную ответственность и в результате приведет к экономическому ущербу в процессе реализации финансового риска, в том числе у партнеров-контрагентов. Указанная взаимосвязь подчеркивает существенное значение рисков гостиничного предприятия в общей системе рисков.
В рамках решения задачи оптимального дифференцирования хозяйственных рисков гостиничного предприятия предлагается структурировать все рисковые факторы-мотиваторы на управляемые, неуправляемые, частично управляемые и соотнести их с аналогичными позициями по рассмотренным ранее классическим видам риска в предпринимательстве (таб. 1).
Имманентные виды хозяйственных рисков гостиничного предприятия в корреляции с унифицированной типологией рисков предпринимательских структур (с указанием факторов-предпосылок комплектования)1
Таблица 1
юлг
& ^ 3 В я а В & Я
М щ S
S и Я t S я s 8 ^ & ^ о с я :S и >
% Р.
и я
Ь я
i
с! 2 S
2
U о
-Q — Я
& Е ю
В
-I-1-I-—
& а:
^ m „ п
К"
КО
и
s i
В
a
a
- дестабилизация внутри-
и внешнеполитической ситуации '
- неоднозначное отношение правительства к субъектам предпринимательства различного масштаба (правовые барьеры, отсутствие поддержки)2)
- сепаратистские тенденции в региона V 3)
- возможность кардинальной корректировки правил ведения внутри- и внешнеэкономической деятельности ц
- введение официальных ограничений на движение капитала2'
- устранимые / неустранимые ошибки персонала налоговых, таможенных, страховых и иных служб 3)
н
S
m
- возможность возникновения локальных этно-политических конфликтов и гражданских беспорядков (крайне напряженная социально-политическая нестабильность в регионе расположения гостиницы)
национализация, деприватизация или экспроприация для нерезидентов (ликвидация иностранных гостиничных марок, экспансирующих российский рынок)'-1
- «замедленная реакция» на метаморфозы в мировом экономическом сообществе (диссонанс подъема / спада предпринимательского тонуса в соприкосновении с иными отраслями народного хозяйст-
- ужесточение процедуры стандартизации, сертификация и лицензирования гостиничной деятельно-сти3)
- форс-мажорные обстоятельства экономико-политического характера в географическом секторе рынка сбыта гостиничных услуг 1) 2) 3)_
КО
И
Si i
В
0
1
- изменение региональной (национальной, международной) экологической обстановки - природные катаклизмы / катастрофы ц
- ужесточение на территории хозяйствования предприятия (на государственном уровне согласно международным стандартам системы экологического менеджмента ISO 14000) экологических требований2)
- введение ограничений на использо-
к
m
вание местныгх природныгх ресурсов
3)
изменение региональной (национальной, международной) экологической обстановки - природные катаклизмы / катастрофы ц
эскалация воздействия некоторых рисковых факторов сезонной составляющей гостиничной деятельности как природным эколого-географическим стрессором риска ц - развитие бюрократических проволочек при оформлении соответствия гостиничного предприятия санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим и экологическим требованиям 3)
появление у конкурентов новой технологии производства с меньшими издержками, что делает их предложение более привлекательной ценовой катего-рии2)
- появление нового лучше технологически оснащенного производителя товара или услуги в секторе традиционного продукта предприятия2)
- освоение конкурентами производства
- долговременный сбой в системе интернет-представительства гостиницы: недостаток информирования целевого потребителя и позиционирования относительно отелей-конкурентов, отсутствие возможности опШте-бронирования номеров '-1
- внезапная дестабилизация гостиничной отрасли: технологический прорыв в других сферах деятельности, который обесценил готовые наработки, рецепты и инновационные начала2'
- ускоренное копирование конкурентами технологий информационных процессов за счет коммерче ского шпионажа2'
товара-аналога
нарушение коммуникативных связей между предприятиями и физическими лицами как субъектами хозяйствования: непредвиденные изменения условий перемещения товарных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов ' - затруднение использования ИКТ в качестве дополнительных услуг 3)_
Рейтинг тяжести последствий реализации фактора риска; ступени напряженности, порождаемой конфигурацией риска (субъективная оценка):
1) катастрофический;
2) критический;
3) допустимый.
Классическая группировка хозяйственных рисков в предпринимательской деятельности Типичные факторы воздействия на бизнес-структуры Характерная группировка хозяйственных рисков в гостиничном секторе экономики Специфичные факторы воздействия на гостиничный бизнес Действенность превентивных мер и эффективность методов сглаживания факторов риска (возможность нивелирования)
ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СРЕДА Управленческие риски ц неадекватная формулировка собственных стратегических целей предприятия1' неверная оценка стратегического потенциала ц - ошибочный прогноз развития конъюнктуры рынка 2) - открытые возможности для экономических злоупотреблений и преступле-ний2) низкоэффективная организационная структура управления персоналом 3) Функциональные (управленческие) риски 11 - неадекватная формулировка собственных стратегических целей; неверная оценка стратегических резервов гостиничного объекта, конъюнктуры рынка1' ошибочный прогноз перспективности рыночного потенциала основного гостиничного продукта: предпочтение убыточной специализации, пренебрегая разносторонними альтернативами ц - неверный выбор формы приобретения гостиничного бизнеса (предприятие «под ключ», франшиза, строительство с нуля) 2) - низкоэффективная организационная структура управления персоналом, недостаточное качество «административного актива»3) - лабильность функций системы операционного и стратегического менеджмента гостиничных цепей3) - тавтология ведения внутрихозяйственных расчетов при составлении консолидированной отчетности (для многофилиальных гостиничных комплексов) 3) УПРАВЛЯЕМЫЕ ФАКТОРЫ-МОТИВАТОРЫ
Риски основной деятельности предприятия ц - аварии (долговременные простои) основного оборудования ц - перебои в серийности работы по вине неосновных обслуживающих вспомогательных подразделений2) - нарушение трудовой дисциплины штатным составом 3) Риски основной деятельности гостиничного предприятия ц - нерентабельное предоставление гостиничных услуг (нерезультативная методика ценообразова-ния)1' перебои в серийности работы по вине неосновных обслуживающих вспомогательных подразделений (в благоприятный сезон) ц - фактор загрузки номерного фонда: снижение доли предоставляемых услуг в директивном сегменте рынка (упрощенная популяризационная кампания)2' - снижение уровня конкурентоспособности в «твердой» точке сбыта 2)
Риски обеспечивающей деятельности предприятия 11 - неполадки в системе обработки информации, утечка конфиденциальных сведений'' - недостаточная патентная защищенность ц - переполнение складских мощностей Риски вспомогательной деятельности ц (для гостиничного предприятия она же является обеспечивающей) аварии (долговременные простои) вспомогательного оборудования (вентиляционные устройства, водо- и пароснабжение)ц - удлинение сроков ремонта активной и пассивной части основных фондов по сравнению с нормативными 2) - систематическая задержка поставок и нехватка энергоснабжения 2) УПРАВЛЯЕМЫЕ ФАКТОРЫ-МОТИВАТОРЫ
ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СРЕДА Риски вспомогательной деятельности предприятия 2) аварии (долговременные простои) вспомогательного оборудования (вентиляционные устройства, водо- и паро-снабжение)1' - удлинение сроков ремонта активной и пассивной части основных фондов по сравнению с нормативными2' - систематическая задержка поставок и нехватка энергоснабжения 3) Риски контактной аудитории 2) - неоднозначность клиентурных связей, недобросовестность туроператоров и турагентств как оптовых посредников в продаже продукта2' - банкротство или самоликвидация постоянных предприятий-контрагентов2) - привлечение внимания нежелательной аудитории (рейдеры и т. д.) 2) нарушения типовых контрактных договоренно-стей3' - отсутствие интереса благотворной, искомой аудитории (спонсоры, органы государственной власти и местного управления, СМИ) 3)
Риски в сфере обращения 2) - немотивированный отказ оптовых потребителей приобрести или оплатить сбываемую готовую продукцию или услугу - невостребованность ц - банкротство или самоликвидация постоянных предприятий-контрагентов2) - нарушения типовых контрактных договоренностей 3) Кадровые риски 2) - отток квалифицированной рабочей силы ц - масштабная текучесть сотрудников (замещения должностей, требующих специальной подготовки) 2) - динамика мобильности кадрового состава 3) «расслабление» персонала гостиничного предприятия элементом сезонности 3)
Классическая группировка хозяйственных рисков в предпринимательской деятельности Типичные факторы воздействия на бизнес-структуры Характерная группировка хозяйственных рисков в гостиничном секторе экономики Специфичные факторы воздействия на гостиничный бизнес Действенность превентивных мер и эффективность методов сглаживания факторов риска (возможность нивелирования)
Риски воспроизводственной сферы деятельности предприятия 3) - отток квалифицированной рабочей силы2' неверная оценка необходимого периода подготовки и переподготовки кадров3) - проектные неточности в нише инвестиционной активности 3) Территориальные риски 2) - строительство гостиницы в пространственной точке с высокой частотой поражающих факторов '-1 - периферийная локация 2) недоступность транспортной инфраструктуры в районе нахождения гостиничного комплекса 2)
ДУАЛИЗМ ПЕРВОЭЛЕМЕНТА ФОРМИРОВАНИЯ РИСКА Коммерческие риски ц - снижение объемов реализации в результате погредиентного падения спроса или потребности в продукте ц - повышение закупочной цены, непредвиденное сокращение закупок исходного материала 2) повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредусмотренных пошлин и отчислений 3) Имущественные риски ц утрата гостиничным предприятием части движимого и недвижимого имущества, его порчи (недополучение доходов в процессе осуществления воспроизводственной деятельности и ремонтных работ)'-1 - нанесение ущерба имуществу и здоровью третьих лиц, персонала в процессе осуществления гостиничной деятельности (в дополнение, негативное отражение на репутации)2) - невыплата страхового возмещения за уничтоженную и поврежденную собственность гостиницы 2) ЧАСТИЧНО УПРАВЛЯЕМЫЕ ФАКТОРЫ-МОТИВАТОРЫ
Финансовые риски ц - отсутствие средств для своевременного погашения долгосрочной и краткосрочной кредиторской задолженностей; недобросовестность дебиторов, неблагоприятная «теневая» кредитная история (невозможность оформления займа) - кредитный риск 1)1 - неудачное крупное инвестиционное вложение - инвестиционный риск2' - вероятность финансовых потерь в результате деформации курса валют -валютный риск 3) Финансово-экономические риски ц - снижение объемов размещения в результате погредиентного падения спроса или потребности в гостиничном продукте '-1 - дефицит собственного оборотного капитала (свободных денежных средств), депонирование дебиторской задолженности, минимальная кредитоспособность, финансовая неустойчивость 1) - повышение суточный цены за номер в результате скачкообразного роста коммунальных тарифов2) - неудачное крупное инвестиционное вложение в рамках расширения сетевого бизнеса2) - повышение операционных издержек по сумме выплаты штрафов, непредусмотренных пошлин и отчислений 3)
Отраслевые риски 2) - изменения в законодательном обеспечении отраслевой активности2) - неустойчивое положение отрасли по отношению к экономике страны в целом2' коловратность связей с представителями смежных отраслей в условиях их константной необходимости 3) Отраслевые риски гостиничной индустрии 2) - изменения в законодательном обеспечении отраслевой активности2' - неустойчивое положение отрасли по отношению к экономике страны в целом2' - коловратность связей с представителями смежных отраслей в условиях их константной необходимости (туристская индустрия) 2) - недостаточное развитие организационных средств доступа и инфраструктуры комфорта3' - регресс международных прибытий3) - рискованность гостиничного франчайзинга3' - столкновение итеративности и дивергентности рисковых факторов 3)
Социально-демографические риски 2) - девальвация реальных доходов населения2) - убыль урабанизационных тенденций и ухудшение экологической обстановки в крупных населенных пунктах сосредоточения гостиниц и аналогичных средств размещения2) - сокращение массива свободного времени3) ЧАСТИЧНО УПРАВЛЯЕМЫЕ ФАКТОРЫ-МОТИВАТОРЫ
Классическая группировка хозяйственных рисков в предпринимательской деятельности Типичные факторы воздействия на бизнес-структуры Характерная группировка хозяйственных рисков в гостиничном секторе экономики Специфичные факторы воздействия на гостиничный бизнес Действенность превентивных мер и эффективность методов сглаживания факторов риска (возможность нивелирования)
Инновационные риски 2) - многократно превосходящие ожидания издержки на опытно-конструкторские разработки2) - неполное освоение новшества, уступка «ветви первенства» в инновационном конфликте 2) - невостребованность инновационного продукта (услуги)2) - экономико-правовые барьеры к распространению инновации 3) Транспортные риски 2) - остановка транспортного сообщения (возможно только в условиях глобальной или национальной катастрофы)ц - ответственность за жизнь и здоровье лиц, перемещаемых на собственных транспортных средствах гостиницы2' имущественные потери в результате транспортировки мебели и иного конструкторского оснащения гостиничного предприятия 3)
Транспортные риски 3) - утеря товарной стоимости в процессе транспортировки; различное направление ответственности - собственно предприятие, поставщик, посредник, конечный покупатель, третьи непредвиденные лица 3) 1 1 Н | 1 IV II VI 1 V || 1(1 экономки инновации не носят фундаментального характера; это в большей степени исклю- - неполное освоение новшества, уступка «ветви первенства» в инновационном конфликте3' - невостребованность инновационного продукта (услуги) 3) - экономико-правовые барьеры к распространению инновации '
СИНЕРГЕТИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РИСКОВЫХ ФАКТОРОВ
Ранжирование хозяйственных рисков в гостиничном бизнесе на основе критерия управляемости позволит оптимизировать их нивелирование в корелляции с возможностями субъекта предпринимательства в кратко- средне- и долгосрочной перспективе.
Литература
1. Мачалкин С. Е. Гостиничный бизнес как объект предпринимательской деятельности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 4.
2. Тарасова О. Ю., Мачалкин С. Е. Некоторые особенности развития гостиничного бизнеса в экономике России // Вестник Тамбовского университета. Се-рия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. № 9 (113). С. 65-77.
3. Страхование гостиничных комплексов (ОСАО «Ингосстрах»). URL: http://www.ingos.ru
* * *
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF LEVELLING OF ECONOMIC RISKS OF HOTEL BUSINESS
A. A. Baskakov
In article, on the basis of the allocated general (form of the initial organization of business; local competitive environment) and specific (factors of seasonality, territoriality; capital intensity of own infrastructure and basic importance of material equipment, high dependence on intra branch and interbranch economic communications) conditions of conducting business activity in a hotel economy the preventive directions of leveling of economic risks are offered.
Key words: business, economic risk, hotel business.