УДК: 339.97
ББК: 65.5
Ахмедова Э.С.
НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСЛАМСКОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
Akhmedova E.S.
SOME OF THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF THE ISLAMIC
ECONOMIC MODEL
Ключевые слова: исламская экономика, социальная справедливость, homo economicus, исламские финансы, исламский налог.
Keywords: Islamic economics, socialjustice, homo economicus, Islamic finance, Islamic tax.
Аннотация: в статье рассматриваются отдельные аспекты формирования исламской экономической модели, её адаптации в современных реалиях с учетом сохранения религиозной идентичности и соблюдения всех требований Шариата к ведению производственной и предпринимательской деятельности. Анализируются мнения некоторых экспертов в области исламского права, приводятся веские аргументы в пользу введения линейки исламских финансовых продуктов в привычную систему финансовых инструментов.
Abstract: the article considers some aspects of the formation of the Islamic economic model and its adaptation to modern realities including the preservation of religious identity and compliance with all requirements of Shariah to conduct production and business activities. Analyzes the opinions of some experts in Islamic law, makes a strong case for a range of Islamic financial products in the usual system of financial instruments.
Вопросы законности тех или иных процессов в государстве имеют фундаментальный характер. Не исключение в данном случае и правовая регламентация экономических процессов. Проводя аналогию, можно сказать, что учёные-физики, к примеру, считают, что законы физики существуют как абсолютность и «ждут», пока их откроют, а не придумают. В исламской экономической модели также основной упор делается на религиозные убеждения мусульман, поскольку отталкиваются они именно от Шариата - свода законов от Аллаха, а значит обязанность верующего - изучать и применять законы Шариата, но никак не изобретать их. Сегодня назревает всё большая необходимость быть сведущими в реальной истории Ислама и знать содержание исламского права. В целом необходимо не просто владеть основами политикоэкономической теории, но и уметь применять их на практике.
Ошибочно предполагать, что ислам имеет свою собственную экономическую теорию, которая никоим образом не связана с имеющими место различными научными
направлениями и школами в мировой экономике.
Ислам, как религия, воспринимает человечество с присущими недовольством и обидами как единое целое, то есть берет во внимание необходимость создания условий для нормальной жизнедеятельности человека. Поскольку ислам нацелен на ориентирование человечества в сторону прогресса и цивилизованности, то там же предусматривается и набор соответствующих инструментов и методов, способствующих реализации всех этих целей.
Рассматривая место и роль человека в общественной жизни, стоит отметить и тот факт, что с точки зрения Ислама каждый индивидуум находится под влиянием двух различных элементов. Первый - это эго человека, внутренний элемент, который контролирует поведение человека, управляет его мыслями и, в конечном счете, формирует его индивидуальность. Человеческие инстинкты, настроения, желания и есть внутренняя составляющая.
Второй элемент связан с внешней средой человека: семья, работа, соседи, родст-
венники, друзья и другое. Здесь проводится большая часть жизни, что непременно отражается на нашем мировоззрении, мироощущении.
Важно признать, и Ислам это признает, что человек по своей природе не может обойтись без одного из двух этих элементов. Они связаны между собой, и на них построено человеческое общество. И именно на этих взаимосвязях и формируется исламская модель экономического порядка. В ней изложены основы для успешной жизни человека и общества, когда ни та, ни другая стороны не претендуют на не принадлежащее им, а каждая строит свое индивидуально, тем самым помогая друг другу, причем чаще всего незаметно для каждого. Эта польза не может быть достигнута иначе, чем учитывая и индивидуальность человека и коллективизацию окружающего нас с вами общества, но не только с материалистической точки зрения, а с учетом и моральных, и психологических, и юридических, и гражданских основ.
В Исламе человек рассматривается как некий опорный блок, который и формирует общество, и мы должны осознавать свою ответственность не только перед собой, но и перед всем обществом. Это положение является и свойством веры человека, качественным её проявлением. Важное значение канонической стороны исламской экономической модели объясняется тем, что вера призывает быть духовно чистыми, развивать тело и дух, рационализировать ум, воспитывать эго, и уже исходя из этого, человек организует свою экономическую и социальную жизнь, да и все другие аспекты общественной деятельности. И это, в конечном счете, определяет степень здоровья нации. Развитые морально-этические основы, высокая нравственность сыграют хорошую службу и в бизнесе, и не заставят человека жертвовать общечеловеческими принципами ради выгоды.
При этом Ислам не отрицает само понятие «личность», никоим образом не отвергается и понятие собственности, более того, это противоречит природе человека. Так же не отметаются и различные инстинкты, которые мотивируют людей на свершение благих дел, а зарабатывать доз-
воленным образом себе на жизнь - это стремление благое и поощряемое. С другой стороны, Ислам порицает излишние претензии на индивидуальность, когда накопленное богатство становится чрезмерно «моим». При этом мусульмане не забывают и главный постулат веры, а именно, что каждая копейка, которая зарабатывается, принадлежит Аллаху и возможность заработать тоже дается только по милости Всевышнего. Этот аспект чрезвычайно важен и играет существенную роль в социализации исламской экономической модели. То есть когда богатые становятся ещё богаче, а бедные ещё беднее - это процесс, который грозит искоренить любые благородные аспекты человеческой совести и чувства, на которых строятся взаимоотношения в семье и обществ. И в Исламе есть механизмы, препятствующие возникновению таких проблем, достаточно вспомнить о закяте, который является просто уникальным механизмом перераспределения дохода в пользу малообеспеченных слоев населения.
Чтобы достичь максимального расцвета общества, мы должны защищать свое право на личную деятельность и доходы, которые мы можем получить от неё. Но в то же время, необходимо помнить и об ограничителях, например, о неприемлемости давления на других людей, их эксплуатации ради собственной наживы, и мы должны помнить о том, что если мы хотим зарабатывать, то таким же правом и желанием обладают другие, и стараться если не помогать, то по крайней мере не мешать им в осуществлении этой идеи.
Ислам признает право собственности и наследования, уважает семейные отношения, рассматривая их в качестве фундаментальной основы общественной жизни. Все запреты, которые существуют в Исламе относительно эксплуатации труда, судного процента, рискованных сделок, несправедливого распределения доходов и наследства
- все это нацелено на изначальное искоренение возникновения зависти, неприязни, ненависти и других отрицательных чувств, которые возникают вследствие установления границ между имущими и неимущими.
Ислам ставит человека, будь то индивид или член общества, в определенные
рамки, давая ему возможность вести свою деятельность в гармонии с окружающим его миром.
Говоря о современных экономических реалиях, то каким бы свободным ни был рынок, он нуждается в регулировании, и прежде всего в законодательном. Коран применительно к исламской экономической модели является при этом главным регламентирующим «документом», в котором признаются и производство, и свободная торговля. Однако, не призывая к аскетизму, всё же настоятельно рекомендуется соблюдать умеренность в вопросах потребления. То есть в Коране не просто одобряются определённые правила ведения бизнеса, они там четко установлены.
Исламская экономическая модель нацелена на защиту собственности. Существовало всего несколько чётко продуманных и прописанных налогов, государственное вмешательство в экономику ограничивалось, за исключением тех ситуаций, когда требовалось разоблачить мошенничество, наказать за воровство или растрату, и самое главное - для недопущения распространения риба (взимание процентов).
В последующем, отклонение от курса, намеченного величайшими учёными Ислама, резко затормозило развитие исламской юриспруденции и склонило к иным ценностям, зачастую навязанным. И как результат мы имеем сегодня ряд существенных проблем, в частности, вопросы собственности до конца не разрешены, земельные вопросы считаются едва ли самыми болезненными, налоговая система - имеет нестабильный, а главное не совсем эффективный характер.
С точки зрения исламского права, пишет Умар Чапра, ведущий экономист в Саудовской Аравии, «экономический рост -существенный, но не достаточный фактор достижения реального благополучия чело-века"1. Мы в большей мере зависимы от степени духовного состояния человеческого сознания, от справедливости и честности во всех проявлениях человеческого бытия. Многие ученые сегодня полагают, что именно исламская экономическая модель
имеет более широкую точку зрения на бизнес-процессы, в отличие от традиционной. Привычная картина экономики, так называемой «homo economicus», ориентированная на излишнюю рациональность, признание лишь собственной выгоды дегуманизирует людей, отрицая божественность нашего происхождения. Особенность исламской экономики ещё и в том, что она призывает изменить потребительские предпочтения, выдвигая на первый план предметы первой необходимости, и уже потом рассматривать возможность, а главное необходимость предметов роскоши и прочих излишеств.
Шариат предполагает наличие обязательных этических составляющих, которым должна соответствовать любая исламская политическая, социальная, правовая или экономическая система. Фундаментальные морально-этические и нравственные принципы, изложенные в Коране, становятся рамками, при которых и функционируют исламские государства, при этом исламское право не должно интерпретироваться из собственных политических воззрений или адаптироваться по принципу уместности и удобства. За основу берется убеждение, что тот же самый Бог, который ниспослал Коран, создал и все остальные законы: социальные, экономические, политические, гражданские, уголовные и прочие, по которым сегодня формируется и развивается любое государство. При возникновении, чаще всего по причине нашего непонимания, разногласий решаться они могут и должны путём мотивированного обсуждения и исследования, а не политического принуждения.
Хотя в Исламе отводится огромная роль семье и обществу, в которых воспитывается и развивается человек, и требуется чёткое и честное выполнение своих обязательств перед ними, всё же в Коране первое место отводится самому человеку: там сказано, что изменить общество можно только посредством изменения самого себя. Ислам апеллирует к морали, а не к принуждению, которое категорически запрещено в Коране.
В Исламе, а не в Древней Греции, закон был выдвинут на первые позиции, то есть имел верховенство. В древнегреческом государстве правитель был выше закона, который являл собой свод правил, подчи-
няться которым должны были другие, но не верховные правители. Сегодня мы знаем и понимаем, что правовые нормы должны применяться ко всем одинаково, не исключая королей и парламентариев. Приведём в пример речь праведного халифа Абу Бакра, которую он произнёс, когда его избрали на эту должность: «Это правда, что я был избран вашим амиром (правителем)... Если я прикажу сделать вам что-либо в соответствии с Кораном и Сунной Пророка (мир ему и благослововение), повинуйтесь мне. Но если мои слова будут расходиться с ними, вы не должны слушать меня, вы должны меня исправить. Правда - это истина и справедливость, а ложь - это предательство». Эти слова чрезвычайно важны, ибо в них избранный правитель показывает суть различий между древней системой управления и адекватностью принятия решений в соответствии с законом. Древняя форма закона - это когда человек просто отдаёт команды для других человеческих существ.
После падения Советского Союза критически стали рассматриваться такие понятия, как «командная экономика» и «правовая экономика». Сейчас многие утверждают, что в СССР действовала именно древняя система права и управления, когда правительство направляло директивы по нисходящей к исполнению. В правовой же экономике действует единый набор законов или правил, посредством которых регулируется процесс принятия решений, и люди работают не на основе команды, а основываясь на собственном свободном выборе в рамках закона. Именно на этом основана и исламская система управления.
Разбирая вопросы моделей построения государственности, сталкиваешься с проблемой отнесения исламской экономики к одной из них. В этой связи непонятна уже ставшая аксиомой фраза о том, что Ислам ближе к социализму, чем к капитализму. Это утверждение не выдерживает никакой критики. Социализм при всех его возможно положительных показателях, в конце концов, сводится к установлению практически тотальной государственной собственности на всё. Шариат же никоим образом не оправдывает и не приветствует абсолютную государственную собственность на средства
производства. Возможно, что схожесть между Исламом и социализмом возникла в связи с исламским институтом закята (обязательного налога в размере 2,5 % от чистой стоимости активов в год) и запрет на риба. Но тут стоит оговориться, что целью закята является «очищение» богатства, а не его конфискация или присвоение. Ставка закята слишком мала, чтобы лишить богатых их имущества, и достаточна (если все будут исправно платить), что помочь бедным поднять уровень своих доходов.
Мы знаем, что в различных налоговых системах в мире применяются следующие методы налогообложения: равный, пропорциональный, регрессивный, прогрессивный.
При равном налогообложении устанавливается одинаковая сумма налога для каждого налогоплательщика без учёта налогооблагаемой базы, имущественного положения налогоплательщика и т. п. Данный метод более широко применялся в прошлом, когда, например, устанавливалась одинаковая сумма сбора для всех жителей государства при необходимости выкупа короля из плена.
Пропорциональное налогообложение характеризуется одинаковой налоговой ставкой для каждого налогоплательщика, и размер её не зависит от роста или уменьшения налоговой базы, чего нельзя сказать о сумме налога, которая соответственно изменению налоговой базы возрастает или уменьшается. Сегодня метод пропорционального налогообложения применяется в отношении доходов физических лиц: вне зависимости от размера дохода подоходный налог взимается по ставке 13 %.
Существование прогрессивного метода налогообложения обусловлено существенной несправедливостью предыдущего, пропорционального метода по отношению к низкообеспеченным слоям населения по сравнению с лицами, имеющими более высокий доход. Дело в том, что доля дохода, употребляемого на удовлетворение первоочередных потребностей, у этих двух категорий существенно отличается. Так, лица с низкими доходами зачастую всю заработную плату пускают на приобретение продуктов питания, в то время как более обеспеченные слои затрачивают на эти цели не
более 5 % дохода. Поэтому уплата налога с одинаковой налоговой ставкой более обременительна для первых, чем для последних. Для устранения этой несправедливости применяется прогрессивный метод налогообложения, суть которого заключается в увеличении ставки налога с ростом налоговой базы. С учётом этих положений установить метод, по которому взимается закят, достаточно трудно, особенно если взять в расчёт условия и обстоятельства, по которым определяются плательщики и получатели. Факт остаётся фактом: закят никоим образом не ограничивает достаток - ставка не меняется, даже если уровень богатства растёт. Тут есть схожесть с пропорциональным налогообложением - увеличивается сумма налога в соответствии с увеличением базы обложения. В закяте отсутствуют и признаки регрессии, поскольку неимущие закят не платят.
Продолжая тему социалистического Ислама, в качестве аргумента приводят коранический запрет на риба. Если заглянуть вглубь вопроса, то увидим, что непринятие ссудного процента - это антикапитализм. Тут же следует принять во внимание, что капитализм, основанный, в том числе на зарабатывании денег посредством ренты, не есть рыночная экономика. Сущность рынка
- это торговля, предпринимательство в чистом виде. И именно торговля, а не банковский сектор, является основой рыночной экономики, главным его воплощением. Однако мы наблюдаем сегодня смещение акцентов не в пользу развития рынка как такового. Говоря о рынке, мы на первый план выдвигаем именно финансовый сектор: банки, страхование, биржи. Да, всё это имеет значение, но в качестве инфраструктуры, то есть способствующего, вспомогательного элемента, но никак не доминанты.
Давайте не будем забывать и сущность денег: это всеобщий эквивалент, они имеют свойство заменяемости. Деньги можно сравнить с жидкостью, которая обогнёт любые препятствия, выросшие на её пути. Запрет на процент, а значит запрет на кредитную деятельность, в понимании многих экономистов подобен смерти бизнеса, однако смею предположить, что это мнение навязанное. На самом деле - непринятие кре-
дита с процентами всего лишь способ сообщить денежному потоку большую скорость работоспособности, направив его в правильное русло, то есть инвестируя в реальный сектор, а не отправляя в своеобразную «спячку» в банк.
Конечно, возникает вопрос: а как же быть, если своих ресурсов нет и требуется у кого-нибудь позаимствовать, а Ислам запрещает обращаться в банк за кредитом? Пожалуй, тут стоит обратиться к опыту развитого капитализма, рыночной экономики, в условиях которых нормальное функционирование возможно только при наличии альтернативы. Должны констатировать, что сегодня альтернативы в виде исламского банкинга нет. И это значительно упущение, поскольку исламский банк предлагает людям колоссальный набор финансовых инструментов, способных удовлетворить потребности в средствах как для юридических, так и для физических лиц.
«Учитывая ограничения, представители исламской экономической модели действительно не могут участвовать в привычных кредитных операциях или ипотечном кредитовании», - объясняет Самуэль Хейс, почетный профессор по инвестиционному банкингу в Гарварде. «Там нет ни производных банковских продуктов, ни прямых кредитов. И нет сомнений в том, что исламские банки пережили кризис гораздо лучше, чем стандартные, именно в силу отсутствия процентов по займам»1.
Среди линейки исламских продуктов, безусловно, лидерами являются именно банковские услуги. Представители исламских банков очень оптимистичны в своих речах, применяя наряду с финансовыми терминами, перемежая их арабскими и английскими словами из словаря международных финансов, аяты Корана, внушая помимо материальных благ ещё и довольство Всевышнего, если они избавят свои сбережения от влияния процентов, запрещенных в Исламе. Некоторые экономисты считают, что приставка «ислам» в банковской сфере всего лишь рекламный бренд, чтобы занять свободную нишу на рынке исламских стран.
Но даже если предположить что это так, разве нет и в этом положительного исхода событий?! В глобальном масштабе главный принцип исламского банкинга - распределение рисков между участниками сделки -означает пусть медленный, но защищенный рост для вкладчиков.
Возможно сегодня, когда мир нуждается в скором, творческом и сильном разрешении последствий каскадного кризиса, такая финансовая субкультура вполне могла бы стать жизнеспособной альтернативой. Экономист Университета Дьюка Тимур Кьюран делает осторожные заявления: "Я думаю, что пройдет год - два, прежде чем мы будем иметь достаточно данных, чтобы действительно заявить о том, что исламские банки проводят операции безопаснее и почему». «Так или иначе, - говорит Билл Морер, антрополог Калифорнийского университета в Ирвине, изучающий альтернативные экономические модели, - это очень интересный этап в развитии исламского банкинга» 1.
Исламские банки начали появляться в 1970-х годах, но сама их концепция возникла чуть раньше, в середине прошлого столетия в странах Южной Азии и Ближнего Востока. Мусульмане, проживающие там, уже независимые от европейских правил, стремились к исламской идентичности, которая пронизывала бы все аспекты жизни, государственные и частные. Первые банки представляли собой небольшие партнерские отношения, основанные большей частью на частной инициативе. В 1975 году был основан Исламский банк развития, объединяющий 23 мусульманские страны (сейчас 56), в чем то повторяющий Всемирный банк, а именно выдачей беспроцентных кредитов странам-участницам. Нефтяной бум в том же десятилетии стал катализатором для нового развития исламских коммерческих банков, особенно в районе Персидского залива. В 80-х годах Пакистан, Судан и Иран прилагают усилия для исла-мизации всей экономики. В последние годы рост промышленности в этих странах зна-
1 Imad-ad-Dean Ahmad, Ph.D., Minaret of Freedom Institute, Bethesda, MD USA Islam, Market Economy and the Rule of Law // Second International Symposium on Liberalism in Ankara, Turkey, 18-19 May 1996
чителен. Индекс Доу Джонса уже предлагает так называемый «исламский индекс» для отслеживания деятельности халяль-предприятий. Продолжает расти линейка исламских продуктов, такие, как например, такафул - страхование, сукук - облигации, ставшие одним из источников финансовой подпитки строительного бум в странах Персидского залива государств.
Исламские банки открываются и в нетрадиционных для мусульман местах проживания, но, тем не менее, занимающих ведущие позиции по количеству диаспор, например, в Лондоне, Пасадене и Калифорнии. Даже крупные традиционные банки испытывают на себе влияние исламского банкинга. Citicorp, Deutsche Bank, HSBC и многие другие открыли свои филиалы, соответствующие шариату. В последнее время британское правительство все чаще заявляет о готовности выпустить свои собственные исламские облигации - сукук.
Тем не менее, Британия отказалась от этих планов, сославшись на нестабильный спрос, что усугубило и без того шаткое положение на финансовых европейских рынках. Но эксперты сочли страх англичан неуместным, поскольку если бы правительство решило все же провести выпуск сукук, это определенно помогло бы британскому рынку. Это придало бы рынку импульс и привело бы к усилению интереса к исламским финансам в Лондоне и [континентальной] Европе. Финансовые эксперты высказывают и свое мнение относительно подобных мер. Они полагают, что со стороны правительства было ошибкой не возвращаться к идее исламских государственных облигаций. Причиной этому послужили опасения британского правительства по поводу ценообразования и спроса, однако по словам все тех же экспертов, британский долговой рынок - это «тихая гавань». И можно с уверенностью утверждать, что на этот продукт возник бы сильный спрос, поскольку он соответствовал бы Исламу и был бы выражен в фунтах стерлингов, а инвесторы хотят как раз этого, поскольку в еврозоне накопилось слишком много проблем.
При этом важно подчеркнуть, что исламский банк не предусматривает простую раздачу денег без всяких условий, они есть,
и достаточно серьезные, главное их отличие - это человеческий фактор, вернее его учет при выстраивании отношений с заёмщиками. Для сравнения скажем, что в традиционном кредитном договоре нет пункта, к примеру, «войти в положение клиента», а в исламском банкинге такое понятие есть. При исламских кредитных отношениях важное значение придается точности и определенности, то есть сумма, установленная сверх займа, всегда определяется при заключении договора, и не меняется вплоть до завершения срока его действия. Более того, и та, и другая сторона готовы, в случае убытка, разделить его между собой. Тут мы должны снова обратиться к присутствию в исламской экономической модели понятия морали, поскольку есть требование Шариата, что нельзя зарабатывать на тяготах другого человека - это принесет прибыль, но при этом беднеет душа.
Конечно, нельзя абсолютно утверждать, что если банк исламский, то он однозначно будет успешным. Развитие экономики (или наоборот, её ослабление) как правило, оказывает влияние на всех представителей хозяйствования. Также нужно, на наш взгляд, учитывать один очень важный момент. Если страна, пусть даже мусульманская, имеет развитый финансовый бизнес, основанный на традиционном представлении, ее всегда будут преследовать сомнения, что внедрив шариатские постулаты в свою деятельность, она потеряет свою клиентуру, и как следствие, свой бизнес. И именно из-за таких случаев, большинство наблюдателей сомневаются, что исламские финансы в ближайшее время смогут усилить свою привлекательность. Но, по словам Мухаммада Исмаиля, Директора по глобальному маркетингу исламского направления HSBC, это может измениться. Он утверждает, что более половины клиентов его банка на азиатском рынке -китайцы, не мусульмане. И приходят они, вовсе не следуя исламу, а потому, что это один из видов финансовых продуктов, представляющий для них интерес в бизнесе, и только.
Сегодня многие, включая банкиров и политиков, признают реализм исламской экономики, и банкинга в частности. Воз-
можно, они испытывают некий скепсис относительно элементов механизма исламского кредитования и традиционного, приводя пример с мурабаха, когда банк приобретает для клиента нужный ему товар и перепродает его с наценкой, разбив платежи на этапы. Это торговая сделка, когда продавец продает свой товар по той цене, которую считает достаточной для обеих сторон и на тех условиях, которые приемлемы и для него и для клиента. Многие усматривают в этом привычную схему потребительского кредита, однако, спешу возразить, при потребительском кредите в привычном его понимании клиент, как правило, никогда не знает во что выльется ему эта покупка, и сколько он заплатит за неё в конечном счете, ислам же отвергает неясность - клиент исламского банка всегда знает сколько он заплатит за нужный ему товар и эта сумма никогда не поменяется (исключение составляют лишь экстремальные ситуации - болезнь, недобросовестность самого клиента и т.д.).
Многие аналитики уверенно заявляют о том, что есть чему поучиться из опыта организации финансов по-исламски, и что именно кризис стал благодатной почвой для этого. Мнения о том, что ипотечное кредитование, ставшее по оценкам экспертов ключевой причиной кризиса, также можно основать на исламских принципах, обеспечивая безопасность, прозрачность и диверсификацию рисков, становятся все оптимистичнее и увереннее.
Сегодня исламский банкинг изолирован, поскольку к его услугам прибегают только мусульмане, проигрывая в конкурентной борьбе традиционным банкам, пожалуй, в силу только политических причин. Так или иначе, отрицать сегодня наличие серьезной альтернативы в виде исламской экономической модели, по меньшей мере, неразумно. Диалог цивилизаций, включение этических и моральных составляющих в существующие финансовые модели, работа над религиозными фобиями - это сейчас должно становиться во главу угла, в первую очередь при решении экономических задач, поскольку здоровая экономика формирует здоровое общество.
Хотим подчеркнуть, что важность действующих экономических законов никоим образом не отметается в исламской модели экономического порядка, однако на первое место выдвигается именно духовная составляющая. Действует правило, что нельзя просто изменить экономическую систему, для начала нужно изменить человеческое мышление, мировоззрение.
Шариат не запрещает справедливое распоряжение всеми ресурсами на земле, в подтверждение этому есть многочисленные аяты из Священной книги мусульман Корана, а также примеры из жизни Пророка Мухаммада. А значит, от того, как и на каких принципах будет построена модель мирового порядка, зависит в конечном итоге буду-
щее нашей страны, всего мирового сообщества.
Мы не можем улучшить благосостояние общества без нашего права собственности. Многие исламские ученые-экономисты исходят из высказывания Пророка Мухаммада: «Вы все братья, и вы не можете взять у вашего брата то, что он не дарует вам». А в Коране сказано: «Нет принуждения в религии». Исходя из всего вышеизложенного, возникает вывод о необходимости конструктивного диалога между всеми представителями власти и религии, чтобы действительно дать толчок развитию нашего региона, страны, мира.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Nathan Schneider. Can Islam Save The Economy? 1/29/2009 - Economic Social Religious.
2. Chapra, M.U. What is Islamic Economics& - Jeddah, 2001.
3. Imad-ad-Dean Ahmad, Ph.D., Minaret of Freedom Institute, Bethesda, MD USA Islam, Market Economy and the Rule of Law // Second International Symposium on Liberalism in Ankara, Turkey, 18-19 May 1996.
4. Беккин, Р.И. Исламская экономическая модель и современность / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. дом Марджани, 2010. - 352 с.