Научная статья на тему 'Исламская экономическая модель: концептуальные и теоретические основы'

Исламская экономическая модель: концептуальные и теоретические основы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
4671
691
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ISLAM / ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИКА / ISLAMIC ECONOMICS / ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ISLAMIC ECONOMIC MODEL / ШАРИАТ / SHARIA / ЗАКЯТ / ZAKAT / РИБА / RIBA / ГАРАР / GHARAR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахтямов Нияз Саубанович

В статье рассматриваются основные особенности исламской модели экономики, их влияние на экономическую, правовую и хозяйственную деятельность субъектов исламского бизнеса. Автор анализирует правомерность использования понятия «исламская экономика», обосновывает корректность этого понятия в трактовке «исламская экономическая модель» и рассматривает практические аспекты применения исламских законов (шариата) в экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Islamic economic model: Conceptual and theoretical foundations

The main purpose of this paper is to familiarise the reader the basic concepts of the economic paradigm based on relevant Islamic canons and laws, to point out the importance of studying Islamic model of economic relations as one of the most important factors in the developmentof modern economic theory. This article discusses the basic definitions and concepts of Islamic economy, its impact on the economic, legal, and economic activity of Islamic business. The author analyses the validity of using the concept of “Islamic economics”, proves the validity of that concept in the treatment of the “Islamic economic model” and considers the practical aspects of the application of (Islamic law (Sharia) in economic activity.

Текст научной работы на тему «Исламская экономическая модель: концептуальные и теоретические основы»

Н.С. Ахтямов

ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

В статье рассматриваются основные особенности исламской модели экономики, их влияние на экономическую, правовую и хозяйственную деятельность субъектов исламского бизнеса. Автор анализирует правомерность использования понятия «исламская экономика», обосновывает корректность этого понятия в трактовке «исламская экономическая модель» и рассматривает практические аспекты применения исламских законов (шариата) в экономической деятельности.

Ключевые слова: ислам, исламская экономика, исламская экономическая модель, шариат, закят, риба, гарар.

Возникновение исламской экономической мысли связывают с именами Аль-Газали (рубеж Х1-Х11 вв.), Ибн Таймийи и Ибн Кайима Джаузия (рубеж ХШ-Х1У вв.), Ибн Халдуна (рубеж Х1У-ХУ вв.). Эти ученые не были экономистами, а потому экономика затрагивала в их сочинениях лишь богословские и юридические вопросы. В теории Аль-Газали экономическая деятельность рассматривалась как угодная Богу, как часть исполнения религиозного долга1.

Начало нового этапа в развитии исламской экономической мысли условно датируют серединой века (1940-1960-ми годами). Сам термин «исламская экономика» впервые упомянут в 1947 г. в труде мусульманского ученого индийского происхождения С.М.А. Гилани «Исламская экономика»2. В ней он описывал некую идеальную экономическую модель, полностью соответствующую шариату.

Однако только через 15 лет в мире появились первые исламские финансовые институты. В 1963 г. в Египте был открыт первый

© Ахтямов Н.С., 2013

исламский банк «Мит Гамр Бэнк» (Mit-Ghamr Bank). Тогда же, в 1963 г., в Малайзии появилась «Сберегательная корпорация для мусульманских паломников», а в 1965 г. в Пакистане была учреждена «Кооперативная инвестиционная и финансовая корпорация», но все эти организации просуществовали недолго.

В 1970-1980-е годы были попытки реализовать разрешенные Кораном принципы ведения хозяйственной жизни в сфере экономики. В разработке экономической модели принимала участие Организация исламская конференция (ОИК, в 2011 г. она переименована в Организацию исламского сотрудничества, ОИС).

Следует признать, что в научном сообществе вопрос о правомерности употребления термина «исламская экономика» является дискуссионным. Ряд исследователей полагают, что такие дополнения к термину «экономика» (в смысле «национального хозяйства»), как «исламская», «буддистская» или «католическая», следует считать некорректными.

Также при упоминании об «исламской экономике» возникает ассоциация с национальными экономиками мусульманских государств. Однако следует признать, что это не совсем правомерно, поскольку в экономике большинства стран, считающихся или считающих себя мусульманскими, или тех из них, в государственной символике или в названии которых присутствует слово «ислам», присутствуют совершенно запрещенные с позиции мусульманского права финансовые институты, использующие ссудный процент. Лишь в трех государствах - членах Организации исламского сотрудничества (Иране, Судане, Пакистане) были предприняты не вполне успешные попытки реализовать полноценные исламские экономические модели в масштабах всего народного хозяйства.

Как отмечает саудовский экономист индийского происхождения Мухаммад Умар Чапра:

Ряд исторических фактов послужил причиной образования широкой пропасти между шариатом и образом жизни исламских стран. Мусульманские государства не отражают дух ислама, и в действительности среди их подавляющего большинства не существует даже осознания необходимости перемен, требующихся мусульманскому обществу3.

Мы полагаем, что понятие исламской экономики как совокупности производственных отношений имеет право на существование, так как мусульманское право предлагает вариант построения

таких взаимоотношений, основываясь на специфических механизмах и инструментах. Однако, на наш взгляд, уместнее использовать термин «исламская модель экономических отношений» или «исламская экономическая модель». Специфика исламской экономической модели как совокупности производственных отношений не ограничивается ее этической направленностью. В отличие от приоритетов рыночной экономики, где максимизация прибыли является главной целью всего процесса производства, воспроизводства, распределения и прочее, в исламской модели экономики важным и необходимым условием ее функционирования являются методы достижения этой прибыли. Существует один важный момент, отличающий ее от традиционной экономической системы, - это морально-нравственная направленность, которая основана на этических ограничениях религии. Главным критерием при этом выступает соответствие шариату.

Во-первых, сфера деятельности мусульманских бизнесменов ограничена разрешенным бизнесом, то есть не только запрещено заниматься, например, игорным бизнесом или бизнесом по производству алкогольной, наркотической или табачной продукции, но и использовать имущество и доходы от такого рода деятельности. То есть оценка имущества в исламе поставлена в зависимость от религиозных критериев.

Во-вторых, с позиции исламского права экономическое поведение участников рыночных отношений должно соответствовать принципу наивысшей добросовестности. Это явление предполагает обязательное фиксирование предмета, условий и обязательств договора, запрет на принуждение при заключении договорных отношений, обязательность в соблюдении условий договора, готовность контрагентов к добросовестному сотрудничеству, свободный доступ к рынку участников торговли, честность в торговых отношениях, наличие полной и достоверной информации о ценах, качестве, количестве товаров и условиях торговли. Вне закона оказываются такие негативные факторы, как мошенничество, спекуляция, демпинг и монополия.

Под термином «исламская экономическая модель» или «исламская экономика» понимается стандартная хозяйственная система, отличающаяся тем, что соответствующее вероучение (ислам) выступает регулятором правовых и экономических отношений в обществе. В Коране и хадисах приведен обширный комплекс указаний и запретов, регламентирующих общественные экономические отношения, в том числе использование правил и принципов ведения бизнеса, предписанных шариатом. Безусловно, это не упразд-

няет базовые экономические законы, по которым функционирует и развивается исламская экономика, так же как и любая другая.

Исламская экономическая модель, основанная на исламских ценностях и мировоззрении, является лишь частью всей исламской системы, где больше преобладают этические нормы, через которые экономическая деятельность интегрирована в социальную жизнь и стандарты установлены для оперативных правил социального поведения. Эти нормы контролируют и регулируют социально-экономическое поведение человека и доминируют в экономике, а не наоборот. Эта система не только объясняет социально-экономические явления, но и корректирует экономическое поведение.

В основе исламской экономической модели лежит принцип работы, базирующийся на реальных активах, отказ от ростовщичества, деривативов и других спекулятивных инструментов. Отсутствие этих инструментов позволяет избегать кризисных ситуаций. В традиционной системе много элементов, которые помогают надувать финансовый пузырь: надстройки деривативов позволяют на долгах делать долги, одним из основных элементов современной западной экономической модели является теория процента. В исламе процент строго запрещен.

Данный запрет позволяет справедливо распределять долговую нагрузку, определяя долг либо как материальную помощь на возвратной основе, либо как инвестицию в широком смысле этого слова. Можно говорить о принципах социальной справедливости при реализации различных инвестиционных инструментов. Многие теоретики исламской экономической модели (Хайдар Баш, Судин Харон, Зети Ахтар Азиз и другие) в своих исследованиях доказывают, что экономика не может быть по-настоящему эффективной, если она не будет строиться на принципах социальной справедливости и ответственности4,5.

Особенность исламской экономической модели выражается не столько в каких-то количественных показателях, уровне доходов и расходов, объеме импорта и экспорта и другой экономической статистикой. Она больше обусловлена морально-этическими императивами, запретом на занятие определенными «неправедными» направлениями бизнеса, запретом на пользование доходами от этих направлений, ограничения по модели экономического поведения (запрет на обман клиентов и партнеров, запрет на взимание и уплату процента, выплата закята и другое). То есть, помимо максимизации прибыли, критическим условием являются методы достижения прибыли.

Шариат устанавливает следующие базовые понятия и принципы, определяющие институциональные особенности исламской экономической модели.

1) Закят - своего рода налог на капитал в пользу некоторых категорий нуждающихся мусульман; входит в перечень важнейших обязанностей мусульманина, пяти столпов ислама (аркан аль-ислам хамса). Обязанность давать закят закреплена в Коране: «Совершайте салят, давайте закят и преклоняйте колени вместе с пре-клоняющими»6.

2) Риба (с арабского - «приращение, излишек, ростовщичество») - запрет на ссудный процент, ростовщичество и любое неоправданное приращение капитала при осуществлении торговых и финансовых операций. Фактически под понятие «риба» подпадает любая заранее определенная ставка, зависящая от сроков и величины займа и не зависящая от успешности инвестиций.

Выделяются два вида риба:

- риба ан-наси'а - выдача денег в долг под проценты;

- риба аль-фадль - обмен одинакового товара разного качества с надбавкой. Несмотря на запрет процентной ставки, в целях получения прибыли ислам разрешает и поощряет вкладывать во что-либо свои капиталы. Для достижения социальной справедливости ислам требует, чтобы процесс создания и накопления капитала в экономике отражал развитие ее реального сектора.

3) Гарар (с арабского «опасность») - запрет на использование элемента неопределенности, случайности или неясности в предмете и условиях договора, в том числе в цене - в общем все то, что может повлечь риск спекулятивного заработка. Под определения «гарар» подпадают «майсир» - всякого рода лотереи, казино, азартные игры.

С точки зрения шариата наличие избыточного «гарар», в контракте приводит к его компрометации и аннулированию, однако до сих пор не выработаны четкие единые критерии для определения степени «гарар», достаточной для расторжения договора.

Указанные выше ограничения, независимо от морально-этической оценки, с точки зрения сугубо экономической ведут к закономерному увеличению издержек и в условиях свободной конкуренции ставят исламский бизнес в заведомо неравное и невыгодное положение. Однако куда более серьезное ограничивающее воздействие исламской экономической модели связано с приводимыми ниже, без сомнения базисными представлениями, относящимися к сфере исламского понимания отношений собственности.

Можно выделить в Коране основные постулаты, в которых описана идеальная модель экономических отношений в мусульманском обществе:

- осуждение чрезмерного богатства (сура 104, сура 102);

- осуждение ростовщичества и ссудного процента (сура 3 айят 130; сура 2 айяты 275-278);

- поощрение торговли (сура 11 айят 85; сура 17 айят 35);

- отношения собственности (сура 2, сура 5);

- право наследования (сура 4 айяты 7-12,176);

- имущественные отношения супругов (сура 4 айяты 127-129);

- милостыня и риба (сура 2 айяты 263-281);

- контрактные обязательства (сура 2 айяты 282-283);

- расходование накопленного (сура 2 айяты 274-281).

В шариате все запреты, связанные с использованием частной собственности в ущерб интересам общины (уммы), ограничивают не саму собственность, а цели и способы ее использования.

Для соблюдения упомянутых выше принципов в исламском мире выработан комплекс операций, механизмов и инструментов ведения хозяйственной деятельности.

1) Бай' (с арабского - «продажа») - договор купли-продажи, по условиям которого продавец обязуется передать товар и перенести право собственности на покупателя. В обязанности покупателя входит уплата оговоренной цены и принятие приобретенной вещи или предмета.

2) Бай'ас-салам - договор купли-продажи товаров с отсроченной поставкой, по условиям которого покупатель платит согласованную цену за тот или иной товар в качестве предоплаты, товар затем доставляется покупателю продавцом в заранее оговоренное время в будущем. Количество и свойства передаваемого товара, а также время его поставки покупателю должны быть определены. При этом согласованная цена за товар должна быть выплачена полностью во время действия контракта. Предметом договора бай' ас-салам в основном является движимое имущество, которое может быть оценено по качеству, количеству и вложенному в его производство труду, за исключением золота, серебра и других товаров, могущих заменить деньги. Существенное отличие бай' ас-салам от истисна' - то, что плата за товар предоставляется в виде авансовой разовой оплаты, а не поэтапно.

3) Бай' бисаман аджил (с арабского «продажа по отсроченной цене») - договор купли-продажи по отсроченной цене. Согласно условиям данного договора, продавец приобретает товар и продает его покупателю по согласованной цене, включающей издержки, по-

несенные продавцом. Деньги за товар выплачиваются в будущем целиком или частями.

4) Мудараба - долевое партнерство, при котором одна из сторон (как правило, исламский банк) предоставляет капитал, а другая - свои предпринимательские способности и навыки. Прибыль партнеры делят согласно оговоренным условиям. В случае возникновения убытка инвестор несет все риски, связанные с потерей инвестированных денег, кроме доказанных случаев умышленного сокрытия прибыли со стороны предпринимателя.

5) Мушарака (с арабского «товарищество, партнерство») - договор о партнерстве между двумя и более сторонами, когда каждый партнер вносит определенную долю денежных средств или материальные активы, что дает каждому партнеру право участвовать в проектах, используя активы этого фонда на условиях распределения прибыли. Убытки каждый партнер несет в соответствии со своим вкладом в акционерный капитал.

6) Мурабаха (с арабского «перепродажа») - разновидность мушарака, договор купли-продажи товаров между продавцом и покупателем по согласованной цене, которая включает прибыль от реализации товара. Продавец (например, банк) покупает сырье или оборудование от имени покупателя (клиента) и впоследствии перепродает ему же, но по повышенной цене. Покупатель выплачивает требуемую сумму либо целиком, либо в виде частичных платежей. Продавец несет все расходы, связанные с реализацией товара, а также все риски, пока товар не будет доставлен покупателю. Отличие мурабаха от обычных банковских операций сводится лишь к тому, что доход банка в данном случае выступает как торговая прибыль, а не как процент за предоставленный кредит.

7) Иджара (с арабского «аренда») - в «исламском банкинге» -аналог лизинговой операции, разновидность договора найма. Согласно договору иджара одна сторона по требованию клиента приобретает материальный актив, а затем сдает его клиенту в аренду. Продолжительность аренды и размер арендной платы согласуются сторонами при заключении контракта и не подлежат изменению во времени. Право собственности и все риски, связанные с этим, остаются у первой стороны, клиент же приобретает право пользования активом и доходами от него.

8) Истисна' (с арабского «изготовление по заказу») - вид договора купли-продажи, предмет которого не существует в момент заключения соглашения. Производитель товара изготовляет товар специально по требованию заказчика. Необходимыми условиями

действительности истисна' являются заранее оговоренные цена производимого товара и его основные характеристики. При этом плата за товар предоставляется поэтапно, по мере выполнения работы производителем товара. Используется прежде всего для финансирования долгосрочных проектов.

9) Кард аль-хасан (с арабского «добрый заем») - беспроцентная ссуда, предоставляемая как в благотворительных целях, так и для кратковременного финансирования потенциально доходных проектов. заимодатель предоставляет клиенту ссуду на определенный срок без взимания какого-либо вознаграждения. В качестве гарантии, что долг будет возвращен, может быть потребован залог. Если же для заимодателя очевидно, что заемщик заведомо не в состоянии возвратить долг, то средства, предоставленные в виде кард хасан, могут рассматриваться как добровольное или обязательное пожертвование (садака, закят).

10) Такафул (с арабского «взаимное предоставление гарантии») - исламское страхование. Система, основанная на принципах солидарности и взаимопомощи, в рамках которой участники договора обеспечивают взаимную поддержку друг друга в случае ущерба, причиненного любому из них (включая, прежде всего, денежное возмещение). Такафул делится на два вида:

- общий такафул, практически аналогичный коммерческому имущественному страхованию. Общий такафул затрагивает сферу имущественного страхования, при этом страхователи могут претендовать на часть прибыли страховщика от инвестирования уплаченных средств за вычетом издержек;

- семейный такафул, включающий личное страхование, но обладающий характерными отличительными чертами. Семейный такафул представляет собой личное страхование, которое существенно отличается от традиционного. Именно с этим видом страхования исламские правоведы в первую очередь связывают наличие элемента рибы. Годовой процент от инвестирования резервов по страхованию жизни гораздо ниже 100%, что, по мнению большинства правоведов ислама, вполне вписывается в установленные нормы шариата. Таким образом, накопительное страхование жизни является вполне допустимым для мусульман. Размещение резервов также строго регламентировано: страховщикам запрещается получать доход от правительственных бондов и акций компаний, вовлеченных в производство оружия, игорного, ресторанного и гостиничного бизнеса, а также занимающихся производством алкоголя и т. д.

11) Сукук - долговое финансовое свидетельство, документирующее права держателей на определенный реальный актив. Некоторые специалисты считают, что сукук ближе к паям инвестиционных фондов, нежели к облигациям. Сукук не может быть связан со ссудным процентом и всегда обеспечен активами: его часто называют исламской секьюритизацией активов (замена нерыночных займов и/или потоков наличности на ценные бумаги, свободно обращающиеся на рынках капиталов)7.

Можно отметить, что исламская модель экономики сочетает в себе позитивные аспекты рыночной экономики и плановой социально ориентированной экономики при минимизации их негативных последствий. Западная модель экономики, основанная на частной собственности и рыночных механизмах, весьма эффективна в эксплуатации ресурсов и создании прибавочной стоимости, но она ориентирована, в первую очередь, на получение прибыли, и принципы социальной справедливости почти не фигурируют в этой системе. Плановая командно-административная экономика является характерной чертой стран с социалистическим строем, которые декларируют свою приверженность принципам социальной справедливости, реализуя их через механизмы государственного распределения общественных благ и нормирования потребностей населения, но время показало неэффективность данной системы. Исламская экономическая модель опирается на рыночные механизмы, капитал и институт частной собственности и при этом, руководствуясь морально-этическими нормами и правилами ведения бизнеса, которые поддерживают сами участники рынка, обеспечивает перераспределение общественных благ (например, через отчисление закята) от держателей активов и избыточного капитала к менее имущим слоям населения. Между тем очевидно, что исламская экономическая модель в своей идеальной форме может быть реализована только в странах, где значительная часть населения исповедует ислам и государство выстраивает нормативно-правовую базу в соответствии с принципами шариата. Тем не менее исследования в этой области представляют научный и практический интерес с точки зрения анализа вариантов дальнейшего мирового экономического развития.

Примечания

1 Беккин Р.И. Исламская экономическая модель: перспективы реализации в мусульманском и немусульманском сообществах. М.: Изд. дом «Шанс», 2004. 15 с.

2 Sayyid Manazir Ahsan Gilani. Islami Maashiyat. Hyderabad, 1947.

Российский бизнес на рубеже веков..

261

Chapra M.U. Islam and the economic challenge. Leicester, 1992. P. 9. (Islamic Economic Series. № 17).

Хайдар Баш. Модель национальной экономики - новая экономическая система / Пер. с турецкого под ред. Х.Л. Шайдуллина. Казань, 2011. С. 160. Су дин Харон, Зети Ахтар Азиз. Исламские финансы и банковская система: Философия, принципы и практика. Казань: Линова-Медиа, 2012. С. 536. Коран. Сура 2, айят 43.

Шариатский стандарт № 17. Сукук: Пер. с англ.; ред. совет: Р.Р. Вахитов и др. М.: Исламская книга, 2010. С. 40.

4

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.