4'2014
Пробелы в российском законодательстве
9.4. НЕКОТОРЫЕ НЕСОВЕРШЕНСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВЫЯВЛЕННЫЕ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ЛЕСОВ
Шерснева Екатерина Юрьевна, аспирант. Место учебы: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Должность: Помощник прокурора. Место работы: ЗАТО г.Зеленогорск Красноярский край. E-mail: katerina_1511@bk.ru
Аннотация: Статья посвящена пробелам и коллизиям законов, выявленных в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов об охране и защите лесов, что, по мнению автора, является одной из причин ненадлежащего соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду. Данная тематика выбрана автором не случайно и основана на важности лесов России, как для Российской Федерации, так и для мирового экологического пространства в целом.
В ходе написания данной статьи автором были использованы такие общенаучные методы, как анализ, обобщение и другие, а также был использован социологический метод анкетирования прокурорских работников по заданной теме. В статье раскрываются и комментируются имеющиеся несовершенства законодательства Российской Федерации в указанной сфере, предлагаются возможные пути устранения имеющихся пробелов и противоречий.
Данная статья подготовлена в рамках работы над диссертационным исследованием по теме «Прокурорский надзор за исполнением законов об охране и защите лесов».
Предложенные автором предложения по устранению коллизий и пробелов в законодательстве, регламентирующем охрану и защиту лесов, по совершенствованию законов в данной сфере могут быть в дальнейшем использованы в научной и практической деятельности государственных органов, в том числе органов прокуратуры.
Ключевые слова: надзор, прокуратура, организация прокурорского надзора, законы об охране и защите лесов, недостатки в организации и осуществлении надзора, направления совершенствования.
SOME IMPERFECT LEGISLATION IDENTIFIED IN THE IMPLEMENTATION OF PROSECUTORIAL SUPERVISION OF
EXECUTION OF LA WS IN THE FIELD OF PROTECTION OF FORESTS
Shersneva Ekaterina Yuryevna, postgraduate student. Place of study: Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation. Position: Assistant Public Prosecutor. Place of employment: Town of Zelenogorsk, Krasnoyarsk Territory. E-mail: katerina_1511@bk.ru
Annotation: The article is devoted to the gaps and conflicts of laws identified in the implementation of prosecutorial supervision of execution of laws on forest protection, which, in my opinion, is one of the causes of inadequate
human rights to a healthy environment. This subject is chosen by the author is not accidental and is based on the importance of forests in Russia, as the Russian Federation, and the global environmental space as a whole.
In the course of writing this article, the author has used scientific methods such as analysis, synthesis, and others, and has also been used sociological method of questioning prosecutors on a given topic. The article describes and comments available imperfection of the legislation of the Russian Federation in this area, suggests possible ways to address the gaps and contradictions.
This article was prepared as part of writing a thesis on "Prosecutorial Supervision over the implementation of laws on forest protection."
Proposed by the proponent to address conflicts and gaps in the legislation governing the conservation and protection of forests, to improve the law in this area can be further used in the science and practice of public authorities, including prosecutors.
Keywords: supervision, prosecution, organization of Prosecutor's supervision, the laws on the conservation and protection of forests, defects in the organization and supervision, areas for improvement.
Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании президиума Государственного совета «О повышении эффективности лесного комплекса Российской Федерации» 11 апреля 2013 г. «Россия - крупнейшая лесная держава. Самые мощные зелёные «лёгкие» Земли. Можно сказать, что это ключевой фактор поддержания экологического равновесия на планете. Такое глобальное значение российского леса умножает нашу ответственность по его сохранению и воспроизводству, тем более что он является экологическим каркасом для всей нашей планеты, колоссальным ресурсом для экономики, для экономического роста, для повышения благосостояния и укрепления здоровья наших граждан. При этом ключевое значение имеет охрана, защита и воспроизводство леса» [8].
Состояние лесов во многом зависит от того, как исполняются законы об их защите и охране. Иначе говоря, точное исполнение законодательства в данной сфере всеми органами, общественными организациями, должностными лицами, руководителями хозяйствующих субъектов, предпринимателями и гражданами способствует оздоровлению лесов и окружающей природной среды и повышению экологической безопасности.
Органы прокуратуры, как государственный институт, занимают особое место в механизме гарантий законности. Целью прокуратуры является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, а основной функцией - осуществление надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (от. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [3]).
При этом законодательство, регламентирующее правоотношения в сфере охраны и защиты лесов, несовершенно, что препятствует и соблюдению прав и свобод человека и гражданина, в том числе права человека на благоприятную окружающую среду, закрепленного в от. 42 Конституции Российской Федерации [1].
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов [2].
194
ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ЛЕСОВ Шерснева Е.Ю.
Что касается охраны лесов от пожаров, то следует отметить, что с февраля 2012 г. введено лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров [4]. Но законы в этой области несовершенны. Так, получение лесопользователем лицензии на тушение пожаров является не обязанностью, а правом, в то же время без лицензии он не может быть привлечен к тушению лесных пожаров, тем более на смежной территории. Действующие нормы позволяют соискателю лицензии при ее получении заявлять технику, которая фактически для тушения лесных пожаров к использованию не планируется, не определены конкретные виды и объемы сил и средств (количество техники, оборудования, противопожарного снаряжения и иных средств тушения лесных пожаров), необходимых для получения лицензии на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров, что позволяет лицензиатам произвольно определять их вид и количество. Законодательно не установлена взаимосвязь объемов имеющегося имущества с площадями лесов, на которых с его использованием допускается тушение лесных пожаров.
Кроме того, как справедливо отмечает научный сотрудник ИЗиСП М.В. Пономарев - важной проблемой является правовая охрана лесов от негативного воздействия человеческой деятельности - загрязнения лесов бытовыми отходами. Конечно, проблемы в области лесных отношений связаны не только с несовершенством самого законодательства, но и с тем, как оно применяется. Существует ряд норм, которые требуют доработки, поскольку одними только мерами юридической ответственности и правоприменительной деятельностью эту проблему не решить.
Во-первых, это норма от. 55 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой арендаторы лесных участков должны осуществлять меры санитарной безопасности на территориях этих лесных участков. Однако трудно представить, чтобы арендаторы осуществляли указанные меры без контроля со стороны уполномоченных органов. Во-вторых, это норма от. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», устанавливающая запрет на захоронение отходов только в лесопарковых зонах. Если формально толковать данную норму, то получается, что в пределах участков иных категорий лесов захоронение отходов разрешено [6].
Также, действующий Лесной кодекс Российской Федерации не предусматривает охрану лесов от незаконных рубок (от. 51). Имеется формулировка «от иного негативного воздействия». При этом, что включается в это понятие, не раскрывается. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит следующее определение негативного воздействия на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Как и большинство прокурорских работников, опрошенных в ходе проведения автором настоящего исследования, считаем, что незаконная рубка лесных насаждений является одним из ключевых негативных факторов, влияющих на состояние лесов.
На сегодняшний день Россия входит в число стран-лидеров по незаконной порубке леса наряду с Бразилией, Камеруном, Габоном, Индонезией и Малайзией.
И поэтому является необходимым принять Федеральный закон «О внесении изменения в Лесной кодекс Российской Федерации», предусматривающий внесение в от. 51 Лесного кодекса Российской Феде-
рации формулировки, предусматривающей охрану лесов от незаконных рубок, определение незаконной рубки и закрепить механизм по защите и профилактике охраны лесов от незаконных рубок.
Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает защиту лесов от вредных организмов. Следует отметить, что понятие «вредные организмы» является новеллой кодекса и включает в себя растения, животные, болезнетворные организмы, способные при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам (ч. 1 от. 54). Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию.
При этом в настоящее время отсутствует регламентация деятельности по защите лесов от вредителей. Положение о защите лесов от вредителей леса, регламентирующее деятельность по защите лесного фонда Российской Федерации от вредителей, болезней, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера, а также по осуществлению лесозащитных мероприятий, утвержденное Рослесхозом 19 марта 1998 г., утратило силу.
Таким образом, как показывает практика прокурорского надзора за исполнением законов об охране и защите лесов, законодательство, регламентирующее правоотношения в сфере охраны и защиты лесов, несовершенно и указанное может препятствовать соблюдению конституционного права человека на благоприятную окружающую среду.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 03.03.2014. № 9. Ст. 851.
2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278 (с последующими изменениями).
3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // «Российская газета». 1992. № 39.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 7. Ст. 854.
5. Гиззатуллин Р.Х. Состояние законодательства об окружающей среде как критерий эффективности экологической функции государства. // «Пробелы в российском законодательстве», 2008, №1. С. 172-174.
6. Долинина Ю.Л. Правовое регулирование использования и охраны лесов // «Журнал российского права», 2012, № 2. С. 76-79.
7. Паламарчук Н.С. Неудовлетворительная охрана лесов от пожаров в субъектах Российской Федерации как одна из самых глобально-актуальных и злободневных проблем современности: причины, пути решения // «Пробелы в российском законодательстве», 2012, № 2. С. 128-132.
8. Стенограмма заседания президиума Государственного совета «О повышении эффективности лесного
195
4'2014
Пробелы в российском законодательстве
комплекса Российской Федерации» 11 апреля 2013 г. // URL: http://www.kremlin.ru/news/17876 .
Рецензия
научного руководителя на статью Е.Ю. Шерсневой «Некоторые несовершенства законодательства, выявленные в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны и защиты лесов», подготовленную для опубликования в рецензируемом журнале, входящем в перечень ВАК Минобрнауки России
Представленная аспирантом Шерсневой Е.Ю. рукопись статьи «Некоторые несовершенства законодательства, выявленные в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны и защиты лесов» подготовлена в рамках работы над диссертационным исследованием по теме «Прокурорский надзор за исполнением законов об охране и защите лесов». Статья основана на результатах изучения автором практики осуществления прокурорского надзора в сфере охраны и защиты лесов.
В результате проведенного автором анализа практики осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны и защиты лесов в статье изложены и прокомментированы имеющиеся несовершенства законодательства регламентирующего правоотношения в указанной сфере. Приведены возможные пути устранения имеющихся коллизий и пробелов в законах. Указанное обеспечивает должную репрезентативность с учетом ограниченного объема представляемых в публикуемый журнал тезисов. Подход к анализу имеющихся противоречий в законодательстве представляется приемлемым и отражает наиболее явные из них.
Выводы автора основаны на существе исследованного материала и могут быть использованы при дальнейшем изучении проблематики и поиске путей разрешения проблем противодействия средствами прокурорского надзора правонарушений в лесной сфере.
В целом можно констатировать, что содержание и оформление статьи соответствуют требованиям, предъявляемым к подобного рода работам, уровень изложения материала отвечает критериям актуальности.
С учетом изложенного полагаю, что статья Шерсневой Е.Ю. «Некоторые несовершенства законодательства, выявленные в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны и защиты лесов» может быть рекомендована к опубликованию в рецензируемом журнале, входящем в перечень ВАК Минобрнауки России.
Научный руководитель -
главный научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор А.Ю. Винокуров
196