УДК 37.G13.43
UDC 37.G13.43
О.М. ТАМБОВСКИМ
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра документоведения и педагогического образования, Орловский государственный университет E-mail-.tom-got@mail.ru
O.M. TAMBOVSKIY
Candidate of Pedagogics, Department of Documentation and Pedagogical Education, Orel State University E-mail:tom-got@mail.ru
НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОМ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ РФ
SOME AREAS OF RUSSIAN NATIONAL SCHOOL IN THE MODERN EDUCATIONAL AND LEGAL SPACE OF THE RUSSIAN FEDERATION
В статье анализируются идеи русской национальной школы и основные направления ее развития. Рассматриваются основные компоненты содержания образования, а также система воспитания в русской национальной школе. Особое внимание уделяется состоянию современной школы в контексте становления российского национального самосознания, намечаются пути развития русской школы начала XXI века.
Ключевые слова: русская национальная школа, ментальность, социокультурная идентификация, интернациональное воспитание, образовательно-правовое пространство.
The article analyzes the ideas of Russian national school and the main directions of its development. The main components of the curriculum, as well as the system of education in the Russian national school are considered. Particular attention is paid to the modern school in the context of the formation of Russian national identity. The ways of the development of Russian schools beginning of the XXI century are foreshadowed.
Keywords: Russian national school, mentality, socio-cultural identity, international education, educational and legal space.
Основу содержания деятельности существующих в наши дни национальных школ составляет фундаментальная идея, предполагающая формирование личности ребенка родной культурой и в родной культуре. Содержание работы современной русской школы определяют в настоящее время два основных научных направления. Первое составляют труды "основоположника" этнопедагогики Г.Н. Волкова и его учеников. Второе направление образовано благодаря учениям И.Ф. Гончарова и Е.П. Белозерцева. Представители первого направления сделали акцент на усвоении учащимися народной культуры и ее составной части - народной педагогики. В учебные планы классов таких школ введены дисциплины: родная литература, правоведение, народная педагогика, родной язык, история и краеведение, этнография родного народа, народные игры, национальное музыкальное искусство с элементами народной хореографии, прикладное искусство (вышивка, резьба по дереву). Этнопедагогическим содержанием насыщено большинство общеобразовательных и специальных дисциплин. Подобный подход к составлению учебных предметов, по данным исследований, обеспечивает глубокие знания этнической культуры.
Стержневой идеей второго направления (И.Ф. Гончаров, Е.П. Белозерцев) является познание России и русского человека через православие, национальную культуру и историю.
Отличия приведенных направлений обусловлены разными задачами, стоящими перед исследователями, и несходством методологических оснований. Практика деятельности национальных школ убеждает в необходимости синтеза этнопедагогического и культурологического подходов. Национальное самосознание наиболее активно развивается в процессе приобщения к народному искусству, философии, религии, педагогике, медицине, традициям, знакомству с бытом, нравами, обычаями народа. Гармоничное мировоззрение личности, предполагающее слияние общечеловеческих, национальных и этнических ценностей обеспечивается единством освоения национальной и мировой культуры на основе овладения ценностями народной культуры. Несмотря на разницу в подходах, нами были замечены основные признаки, характеризующие данный тип школы: масштабно и глубоко усиливается русская направленность учебного плана, всего содержания воспитания и образования. Познание России, ее истории, языков, народностей, мотивированное, разностороннее и основательное формирование русского подрастающего поколения определяются постижением на всех уроках таких идей, как дух русского народа, особенности русской нации, ее место в мировой истории, ее будущее слово.
Фундаментом русской душевности, нравственности и духовности является мир ценностей, богатая "духовная пища", просвещенность как ведущая грань очело-
© О.М. Тамбовский © O.M. Tambovskiy
вечивания и послешкольного профессионализма. В русской школе реализуется принцип пансофии, позволяющий панорамно, эпически, всесторонне открывать мир, осваивать его.
Обучение и воспитание в начальных классах призвано сформировать интерес к народной культуре, дать представление о важнейших жанрах народного искусства, познакомить с произведениями детского фольклора, обратить внимание на их нравственный, воспитательный смысл, обучить первоначальным исполнительским навыкам, дать элементарные сведения об основных направлениях прикладного искусства. Насыщенная программа начального обучения не позволяет вводить значительное число новых дисциплин. Основные сведения в области народной культуры вводятся на уроках по базовым предметам и в процессе внеклассной работы, что было свойственно русской начальной школе конца Х1Х-начала XX вв. В рамках вариативной части учебного плана рекомендуется введение учебного предмета "русский фольклор".
В средних классах основное внимание направлено на формирование представления о своей национальной принадлежности. Для этого углубляется знакомство с произведениями народной культуры, осваиваются народные игры и виды спорта, даются сведения о народных традициях, обычаях, обрядах, изучаются важнейшие исторические события, определяющие судьбу народа, происходит знакомство с жизнью и подвигами национальных героев.
Это предполагается делать в рамках учебной и внеу-чебной деятельности. В учебной работе идет использование различных интегрированных курсов: "Почитание родителей" (с курсом граждановедения), "Природные святыни России" (с курсом географии). Возможно применение других предметов в рамках вариативной части учебного плана.
Национальный компонент содержания образования в старших классах ориентирован на формирование национальной гордости и достоинства русского народа в среде национального социума РФ. Для этого глубоко изучается история родного края и всего народа, его философия, культура, народный этикет. Рассматривается значение, место национальной и народной культуры в мировой культуре, анализируются связи и отношения с другими нациями, народами, государствами. В учебной и внеклассной работе формируются навыки в различных сферах традиционной деятельности русских людей: промыслах, народных видах спорта, забавах, развлечениях, обусловленных региональными особенностями, интересами и наклонностями учащихся [1, С.10]. Эффективность освоения народной культуры предполагает использование во внеу-чебной деятельности старшеклассников традиционных форм проведения досуга, русской молодежной игры, посиделки, гадания, исполнение народных танцев, песен и других жанров фольклора.
Первым опытом возрождения русской школы явилась школа, созданная И.Ф. Гончаровым в С.Петербурге. В школе имеются обязательные предме-
ты, предметы по выбору, факультативы, которых ранее не было в истории русского просвещения. По мнению Гончарова, приобщать к ним учащихся могут лишь учителя ярко выраженной национальной направленности, одержимые познавательным поиском и склонные к педагогическим новациям.
Учебный план устанавливает состав школьных предметов и является основой для разработки программ.
Все предметы рассчитаны на профессионально экипированного и одаренного педагогическим призванием учителя и на любознательных, пытливых, умных учеников. Учителю предоставлена максимальная возможность экспериментировать, искать, творить.
Формирование русского мироощущения и русского самосознания начинается с творческого освоения родного языка. В русской школе дети изучают родной язык в россиеведческом аспекте: русскость родного языка; искусство русского слова, его изобразительная сила; отражение национальной культуры; связь с европейскими языками.
Важно открыть подрастающему поколению связь родного языка с историей и специфическим мышлением русского народа, с образно-природной стихией его бытия, национальным характером, а также показать уникальность, слабости и болезни языка.
Следующий момент деятельности школы, как было нами выяснено в исследовании, - курс «История России». Это, прежде всего, курс исторических символов России и русского человека. Ценно историософское освещение курса, дающее понятие о национальном пути, духовном своеобразии России и русского человека, о типах национальных деятелей. В курсе истории нужно «читать» людей, ярко рисовать персоны. Принцип персонификации истории должен найти прописку в школе. Здесь же учитываются элементы теории этногенеза, истории русского этноса: как мы начинались, как шли, куда пришли. Речь идет об истории русской души, о том, как она шлифовалась, какой была и какой стала сегодня. При этом важно вдохнуть веру в школьников, то есть показать, что из фазы надлома мы должны войти в духовный мир, в котором жили наши предки в лучшие периоды России.
Русская духовность являла собой массу примеров и межнациональной духовности: проявление высочайшей человечности к людям других стран во время войн, взаимопомощь и братство независимо от состава крови, патриотизм и гуманный коллективизм.
Русская духовность не может быть восстановлена и развита без опоры на религию. В школе Гончарова через курс «Православие в России: история и современность», как было нами замечено, констатируется, что религия наряду с другими факторами очеловечивания направлена на развитие в индивидууме его духовного ядра. Непревзойденная сила религии - в утверждении приоритета духовного начала. Но сама по себе религия в современном мире не в состоянии гарантировать нравственную культуру поведения, обеспечить духовное совершенствование человека. Поэтому в курсе отмеча-
ется, что религиозное знание не должно быть отвлеченным от практической жизни учащихся, оторванным от их практических дел.
За религией следует цикл «Русская культура». Здесь представлены преимущественно новые предметы: «Классические произведения и классики русской литературы», «Русский фольклор», «Русская этнография», «Святыни России», «Русское прикладное искусство».
Задачами приобщения учащихся к русской культуре являются: развитие интереса к постижению культуры и оказание помощи в обретении самостоятельного познания.
В русской школе на уроках литературы ученик должен стать, в первую очередь, суверенной личностью, идущей к писателю собственным путем, развивающий свою духовно-литературную самобытность.
Здесь важен учебный предмет «Вклад России в мировую культуру». Для восстановления чувства национального достоинства у ныне растерявшегося подрастающего поколения есть потребность в том, чтобы показать, что Россия дала миру.
Определенный интерес представляет предмет «История русской души».
Выйти школьникам из сегодняшнего оцепенения, растерянности, безверия могут помочь исторически выработанные лучшие черты национального характера. Прозорливый честный анализ качеств русской личности покажет, что мы генетически несем в себе спектр прекрасных самобытных качеств.
Лучшие национальные качества русского народа (доброта, духовность, широта натуры, терпение, сверхнапряжение в труде, религиозность, соборность) - это питательная почва для нравственного чувства подрастающего поколения и сегодняшнего взрослого общества, путь обретения специфических свойств национальной русской духовности.
Уникальным для русской школы является предмет «Светочи России» (или «Русский национальный пантеон»): знание в персонах высших проявлений духа народа лежит в потребности каждого нового молодого поколения. Сложен отбор персонажей русской истории, достойных тщательного изучения в школе. Общий критерий, по которому идет отбор, - соответствие деятельности личности прогрессивным тенденциям развития, пользе и благу России, стремление изменить жизнь к лучшему и достижение этой цели нравственными средствами. Это люди наиболее добродетельные, принесшие наибольшую пользу.
Как отмечает И.Ф. Гончаров, в русской школе учителю и ученику предстоит совместно пройти путь освоения русской культуры и истории, направленный на возрождение отечественного образования в частности и страны в целом.
Положения Ушинского о том, что школа должна готовить ребенка к жизни, творческой и полнокровной, а образование и воспитание в ней призваны вводить человека в жизнь родной страны, и нашли отражение в этой системе [2, С. 9].
В концепции русской школы педагоги исходили из того, что не следует восстанавливать и идеализировать прошлое, а, как понимал Ушинский, нужно развивать у школьников лучшие душевные качества, присущие русскому народу. Обращение к духовности, возрождение и воссоздание ее, возможности нравственного роста учащихся - таковы основные задачи русской школы.
Управление школой осуществляется на основе педагогических отечественных традиций и современной теории воспитания и образования, принципов гласности, демократии и самоуправления.
Школа закладывает основы для развития научного, нравственного и духовного потенциала школьника. Она формирует необходимые качества его поведения, создает базу для самостоятельного творческого подхода при овладении элементами приобщения к культуре, духовным ценностям.
Образование в русской школе опирается на глубинные духовные основы русского самосознания - идеи:
- единения и согласия, слаженности, гармонии народного бытия, основанного на духовных началах;
- великой Русской земли;
- исторического долга и преемственности поколений: служение отеческой вере, государству, народу;
- семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте человеческих помыслов;
- духовного служения, природного стремления к истине;
- православия, соборности, сострадания, жертвенности, служения высшим ценностям;
- святости и почитания подвижников русской земли и жизнетворчества ее народов:
- всечеловечности, всемирной отзывчивости.
Главная из задач при создании русской школы определена на все годы ее существования - воспитание у учеников качеств, присущих великому русскому народу. Знание России, ее истории и культуры, особенностей русского народа, его этноса и фольклора - основа школьного образования. Этим задачам отвечают три предмета: русский язык, российская история и отечественная литература. В школе предусмотрен расширенный объем языкового образования и воспитания, отношение к родному языку как феномену человеческой культуры.
Языковая личность, чувство слова формируются в школе при изучении произведений отечественной литературы (классики, устного народного творчества). В программу изучения вносятся элементы историзма.
Отечественная история как предмет изучения в русской школе играет главную роль среди гуманитарных дисциплин. Она проникнута любовью и бережным отношением к прошлому своего Отечества, гордостью за свой народ.
Как свидетельствует действительность, забвение национальной культуры, лучших черт своего народа активизирует стремление к массовой культуре, приводит к утрате национального самосознания, появлению негативных качеств.
Учитывая, что многими современными родителями в силу социально-исторических обстоятельств утрачены важные в жизни знания и умения в области народной культуры, развитие национальных черт целесообразно начинать с этнокультурной направленностью воспитания и образования.
Этот процесс в условиях существующего российского образовательного культурологического пространства развивается в конце 90-х годов в нескольких направлениях. Это и создание системы национальных школ в городах (русские, украинские, греческие, еврейские - г. Москва), и корректировки учебных планов и программ с учетом этнокультурной специфики, и введение в систему внеклассной и внешкольной работы системы кружков и факультативов народной направленности.
Ростки национальной культуры проявляются по-
разному. Одно из направлений - возрождение народных культурных традиций с ориентацией на художественное просвещение и эстетическое воспитание. Задача комплексного применения произведений народного искусства для воспитания учащихся сельских школ не ограничивается овладением определенным комплексом знаний. Речь идет о формировании духовного мира, эмоциональной сферы, интересов, а также об овладении системой практических действий с произведениями народного искусства.
Возрождение русской культуры не ограничивается стенами школы. В программу родительских собраний включены проблемы традиций русской семьи по воспитанию детей, приобщению их к труду, формированию нравственных привычек.
Библиографический список
1. ГончаровИ.Ф. Новый экспериментальный учебный план русской школы. С.Петербург, 1992. 21 с.
2. ЛихачевБ.Т. Философия воспитания. Специальный курс. М.: Прометей, 2005. 281 с.
References
1. Goncharov I.F. New experimental curriculum of the Russian school. St. Petersburg, 1992. 21 p.
2. LikhachevB.T. The philosophy of education. Special course. M.: Prometei, 2005. 281 p.