А. В. Воронцов,
директор фундаментальной библиотеки
НА ПУТИ К РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Глобализация поставила целый ряд проблем в экономической, политической, социально-культурной сферах, в том числе и в образовании. Проблема состоит в том, как взять современные технологии, современные методики образования, все лучшее от мирового опыта, не утратив национальной идентичности. Именно система образования как стержень социализации общества является, по сути дела, единственной интегрирующей силой, которая способна сохранить традиции, обычаи, нравственные и моральные ценности народа. В этих условиях особое значение имеют сохранение и развитие национальных школ, в том числе и русской школы.
За возрождение русской национальной школы высказались многие известные писатели России. В. Г. Распутин: «Образование в России должно строиться на отечественном опыте. Русская школа воспитанию души отдавала первое место. Если мы отстоим школу, то отстоим и Россию». В. И. Белов: «Русская школа, построенная по заветам наших великих национальных учителей, на основе могучей русской культуры, позволит избавиться от современной смердяковщины, внедрившейся в Россию. Хочется верить в это. Школа русская -больше не во что верить». В. Н. Крупин: «...Сейчас, если мы не обратимся к националь-ному воспитанию в национальной школе, то Россия будет обречена». В. Н. Ганичев: «Нам
предстоит большая работа, завещанная русской классикой, по защите русского языка и участию в создании русской национальной школы. Без учителя, который подведет школь-ника к истине, к художественным ценностям, к пониманию своей Родины, мы ничего не добьемся, то есть не сохраним языка, не научим распознавать добро и зло».
Проблема сохранения духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, повышение роли школы в этом направлении приобретает сверхактуальность, если учитывать трудно восполнимые демографические потери, которые несет постсоветская Россия. Подсчитано, что за время «демократических реформ» количество русских, на языке которых говорит страна, уменьшилось со 109 млн до 99,9 млн. Если сокращение численности государствообразующего народа будет продолжаться такими же темпами, то уже в обозримой перспективе Россия окажется неспособной ни осваивать свою территорию, ни сохранять ее целостность.
Судьба русского языка решается в школе. Однако преподавание русского языка, русской литературы, русской истории и других языков народов Российской Федерации, по мнению многих ученых, не соответствует запросам времени. Оно превратилось в формальное изучение системы языка без погружения российских учащихся в
богатейшие выразительные возможности русского литературного языка и без учета вариативного использования в устной и письменной форме этих возможностей в различных жанрах и стилях социальной коммуникации.
Возвращаясь к вопросу о возрождении национальной школы, прежде всего русской школы, необходимо исходить из того, что Россия остается многонациональной страной. Русский народ как государственнообразующий имеет право на свою национальную школу как тип общего образования новых поколений, вступающих в сложную и чреватую неожиданностями жизнь.
Стратегическим ориентиром российской концепции образования должен быть последовательный переход от «безнацио-нальной» унитарной школы к этнически-дифференцированному содержанию образования и воспитания. Дореволюционная практика образования в России имеет богатый теоретический и практический опыт создания русской национальной школы. Великий русский педагог К. Д. Ушинский еще в середине XIX в. написал статью с интригующе-парадоксальным названием: «О необходимости сделать русские школы русскими». В своих социально-педагогических произведениях К. Д. Ушинский употребляет понятие «русская школа» в собирательном смысле, как синоним понятия «народная». Продолжая эту традицию, И. Ф. Гончаров полагает: «Основанием, объединяющим ее разносторонние характеристики, служат великий русский язык, русская культура, история России, ее православнонравственные традиции, а отнюдь не строго этнический признак»1. Идеологией русской национальной школы являются коллективизм, общинность, соборность, духовность, взаимопомощь в противовес западническому индивидуализму.
Концептуальные положения русской национальной школы хорошо изложены в «Энциклопедии образовательных технологий». Приведем некоторые из них.
Вхождение России в XXI век знаменуется созданием массовой регулярной школы как
национального русского организма, продукт которого — действительно просвещенные, широко образованные и преданные России люди.
Термин «русский» мы берем в обширном смысле. Мы, русские, ценим человека не по крови, а по его отношению к России, русскому человеку, русским духовным сокровищам. Для нас русский — тот, кто Россию считает своей единственной Родиной-матерью, кто предпочитает ее, самоотверженно служит ей и в случае надобности умирает за нее.
Принцип русского (российского) патриотизма. Русская школа — лучшая форма защиты национального от националистического. В настоящее время не только крупные нации (татары, башкиры, удмурты, коми, чуваши, мордва, марийцы, якуты), но и малые народности (ненцы, пермяки, эвенки, манси, хакасы, чукчи, коряки) создают свои национальные школы. И это высокоценно: различные национальные культуры, стимулы к развитию которых закладываются в национальных школах, взаимообогащают друг друга, а порой в каких-то аспектах и единятся. Единятся культуры — единятся народы.
Мы живем, восстанавливаем и строим великую державу вместе. Наш общий дом — Россия. Все народы, населяющие ее, как соборная личность, как свободное единение людей с русским народом в корню.
Все народы России — братья по государственной службе. Принцип русской школы — принцип российского патриотизма на основе государственного братства. Школа русская призвана сближать народы всей страны.
Русская школа в современных пространственно-временных (политических, экономических, социальных) координатах — средство национальной самозащиты, где только и может сохраниться великая русская культура.
Новая русская школа должна давать образование на уровне современных научных и хозяйственных технологий, и только тогда она может называться национальной. При этом она не должна быть технократи-
НОВАЯ ШКОЛА
ческой, дающей только какую-то сумму ЗУН. Она органически связана с основной идеей — спасением нации, сохранением ее в истории.
Приобщение к нравственности как первооснове человека; приоритет духовных ценностей: добра, истины, красоты, христианских идей веры, надежды, любви.
Новая русская школа вбирает в себя современные концепции экологического, планетарного, ноосферного, космического мышления, сочетает принципы патриотизма и всемирного взаимоуважения на-родов2.
Основная цель — воспитание личности, способной ответить на вечные животрепещущие вопросы бытия (в чем предназначение человека, смысл его жизни, кто он, откуда, где его корни) и на вызовы времени — быть готовым к жизни и успешному труду в новых социально-экономических условиях.
Если обобщить теоретические суждения и практический опыт энтузиастов русской национальной школы, то при всех существующих различиях можно обнаружить единство в понимании ее главных задач: формирование духовного характера русского человека высоконравственным, образованным, духовно богатым, трудолюбивым, физически развитым, способным к самообразованию и творчеству, любящим свое Отечество гражданином; возрождение традиций русского народного воспитания; глубокое освоение школьником богатого культурного наследия России и одновременное приобщение к лучшим достижениям мировой цивилизации; пробуждение русского национального самосознания, русской духовности, чертами которой являются идеи единения и согласия, понимания исторического долга и преемственности поколений, идея семьи, рода, верности,
3
стремление к истине, идея православия .
В экспериментальном проекте «Национальный стандарт образования в русской школе»4, разработанном совместными усилиями ученых РГПУ им. А. И. Герцена и Петровской академии наук и искусств, в качестве средств к достижению вышепо-ставленных целей указан перечень учеб-
ных дисциплин для школ. Среди прочих областей знания (религии, художественная культура и эстетика, национальная этика, народные ремесла и т. д.) есть и разделы «Русский язык», «Культура познания»,
«Фольклор», включающие такие курсы и спецкурсы: русский язык; искусство живого слова (риторика, культура речевого общения); русский язык как явление национальной культуры; стилистика; бытовое и деловое письмо (основы письменной речи); история русского языка; русский язык и иностранные влияния; русский фольклор; фольклор народов России; русская книжная культура (искусство русской книги); книга в России и Европе; библиотечноинформационное обеспечение читателя; источниковедение (круг чтения по русской и мировой культуре); культура чтения.
В этот учебный план, как отмечено самими авторами, включено большое количество предметов, но сделано это для того, чтобы у педагога был выбор. Современная школа при наличии в ней творчески мыслящих учителей имеет возможность свободно обращаться ко всему ценному, что накоплено национальной культурой.
Болью, надеждой и верой пронизаны строки Валентина Распутина из работы, написанной специально для журнала «Русская национальная школа»: «...Вольно или невольно, мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире. <...> Школьное образование сегодня - это служение, тяжкое, самоотверженное, до Креста»5.
Русская школа национальна и интернациональна не как наднациональная, а как национальная в дружбе с другими школами — она воспитывает в своих учениках интерес и глубокое уважение к культуре, религии, быту, традициям других народов России, родственное, братское отношение к ним, как и к народам зарубежных стран; стремление ко взаимному обогащению духовно-нравственными ценностями без утраты при этом своих корней, своего национального своеобразия. Единение, солидарность, взаимопомощь, братство — в этом
мощь страны. И в этом — важнейшая ипостась русской национальной школы6.
Русский язык стал вторым родным языком для многих писателей, деятелей науки и искусства многонациональной России. В связи с этим вспомним слова известного просветителя Абая Кунанбаева: «Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Потому что русские, узнав иные языки, приобщились к мировой культуре, стали такими, какие они есть. Русский язык откроет нам глаза на мир»7.
Башкирский писатель Я. М. Мустафин подчеркивает, что «только через русский язык наши писатели вышли на мировую арену»8. Прямо или косвенно в этих высоких оценках мы видим признание огромной роли школы. Хранительнице и популяризатору русского языка, ей принадлежит место совершенно особое. Такое, которое ничто и никто не сможет заменить.
Русскую культуру и русский язык как ее основу надо не только защищать. Они способны к самозащите. И этот потенциал необходимо использовать. На него нужно опираться. Успех придет тогда, когда нам удастся сформировать то, что следовало бы назвать культурой сопротивления. Сопро-
тивления бандитскому, рыночно-тоталитарному капитализму, сопротивления
культурному империализму нового претендента на мировое господство — США.
Культура сопротивления включает народную культуру, русскую классику, революционно-демократические традиции и ценности, духовное наследие советского периода, современную государственнопатриотическую идеологию. И, разумеется, русский язык. Взятые вместе, в единстве, они могут и должны стать духовной опорой массового движения в борьбе за будущее России.
Еще со школьной скамьи каждому памятны слова И. С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Выстраданные в раздумьях и сомнениях эти слова пронизаны глубокой верой в неизбывную силу русского языка и народа, его создавшего. В переломное, если угодно, судьбоносное наше время эта вера, осознанная и действенная, нам, гражданам России, особенно нужна.
Примечания
1. Гончаров И. Ф. Слово к читателям журнала // Русская национальная школа. 2008. № 1. С. 3.
2. Селевко Г. К. «Энциклопедия образовательных технологий. Педагогические технологии авторских школ». Модель И. Ф. Гончарова «Русская школа». М., 2005. С. 101-102.
3. Возрождение традиций русской школы // Эл. источник: Информационно-аналитический и энциклопедический портал «Русская Цивилизация» (www. rustrana. ru).
4. См.: Гончаров И. Ф. Национальный стандарт образования в русской школе. СПб., 2007.
5. Распутин В. Слово о русской школе, русском языке и литературе // Русская национальная школа. 2008. № 1. С. 12.
6. Там же. С. 4.
7. Многоязыкая лира России // Литературная газета. 2008. 20-26 февраля. С. 2.
8. Слово на рубеже времен. С. 112.