Библиографический список
1 Анчаров М. Самшитовый лес. - М., 1981.
2. Барт Р. Избр. работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - С. 375.
3. Бриггс Э. Сколько культур // Высшее образование в Европе, 1989. - Т. 14. - №9 1. - С. 27.
4. ДистервегА. Избранные педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 237.
5. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы.
Ценности. - М., 1986. - С. 164-171.
6. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997. - С. 177.
7. Пассов Е.И. Сорок лет спустя, или Сто и одна методическая идея. - М., 2006. - С. 23.
8. Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек: Функции художественной деятельности. - М., 1985. - С. 9, 160, 198, 212, 268, 290, 381.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - С. 288.
УДК 73.01 Г.А. ГУЩИНА
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИВНОДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ
ЭКОНОМИСТОВ В ВУЗЕ
В данной статье раскрыта проблема формирования активности при обучении будущих экономистов, как аспекта их профессиональной подготовки, обосновано применение рефлексивно-деятельностного подхода при работе со студентами, показаны методы и приемы при формировании рефлексивных навыков учащихся вузов.
Ключевые слова: методы, рефлексивные навыки, обучение экономистов, профессиональная деятельность, рефлексивно-деятельностный подход.
Новая образовательная парадигма, основывающаяся на приоритете личности, ее запросов, нужд и потребностей в образовании, выдвинула на первый план расширение академических свобод учебных заведений и личности. Реакцией на это стало развитие многих видов образования как создание условий для выбора каждой личностью собственной образовательной траектории из многообразия возможных образовательных путей. Однако сами условия не решают полностью вопроса развития образовательных потребностей личности, а лишь создают возможности для удовлетворения уже сформированных потребностей.
В учебном процессе будущих экономистов в ряду различных противоречий одним из главных является противоречие, заключающееся в следующем: студент, выбрав себе специальность, т.е. профессионально определившись, тем не менее, не только недостаточно активен в учебном про-
цессе, но подчас пренебрегает им, стараясь сдать экзамен с помощью шпаргалки, избегает выполнения всех предписанных заданий.
Как нужно организовать процесс подготовки будущих экономистов, чтобы сформировать у них активное отношение к учебно-профессиональной деятельности исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределения? Какие подходы могут оказать в этом отношений наиболее эффективное воздействие?
Разрабатывая рефлексивно-деятельностный подход применительно к подготовке будущих экономистов в вузе, мы выделили для изучения такие группы методов, как создание условий для свободы выбора в учебном процессе опережающая самостоятельная работа, побуждение к рефлексии - самоанализу учебной и профессиональной деятельности, выявлению собственных затруднений и ошибок, обучение профессиональ-
92
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
© Г.А. Гущина, 2009
Некоторые методы ... рефлексивно-деятельностного подхода при подготовке экономистов ...
ным умениям и навыкам путем «погружения» в профессиональную деятельность, психологическая поддержка в самоопределении.
Отправной при рассмотрении данной проблемы является позиция о целостности педагогического процесса, которая обусловлена не набором логико-когнитивных элементов (учебных предметов, тем, понятий, операций), а полнотой и уровнем личностных проявлений (функций) субъектов учебного процесса - избирательности, рефлексивности, внутренней свободы и ответственности, потребности в поиске смысла, творчества в личностно значимой деятельности [1].
При этом образовательный процесс должен не только учитывать способности и возможности обучающихся, но и, опираясь на них, максимально способствовать развитию личности. Усвоение учебного материала рассматривается как двусторонний процесс, в котором результатом является усвоение нормативной системы знаний и умений, но не менее важно и овладение способами деятельности, и здесь уместно говорить о предоставлении студентам свободы выбора [2].
Предоставление свободы выбора будущим экономистам, на наш взгляд, полезно, потому что способствует созданию условий, направленных на развитие профессиональной готовности, заключается в следующем: готовности владеть системой знаний и умений и творчески их использовать в профессиональной деятельности и самообразовании; квалифицированно и независимо решать профессиональные задачи, самостоятельно формулировать проблемы, выбирать способы и средства их решения; самостоятельно строить и корректировать свою профессиональную деятельность; выбирать наиболее эффективные в применении к конкретной профессиональной ситуации решения; осуществлять саморефлексию для дальнейшего профессионального, творческого роста и социализации личности.
Предоставление свободы выбора важно в воспитательном отношении будущих специалистов, так как способствует развитию активности личности в профессиональной деятельности, формированию познавательных интересов, творческих способностей, формированию отношения к другому как к безусловной ценности, умения оценивать и соизмерять свои индивидуальные способности и возможности, проявлять инициативность, самостоятельность, реализовывать личностный потенциал.
Свобода выбора, по мнению Л.Е. Буевой, не предполагает дилеммы между «делать» или «не делать», а предполагает выбирать варианты изучения содержания, разнообразие форм учебных занятий и контроля, методов и приемов обучения, которые создают образовательное пространство; свобода выбора - это возможность выбрать наиболее личностно значимые и существенные для будущего профессионала в данный отрезок времени способы учебной работы, ситуации, в которых могут быть реализованы его способности и возможности, личностный опыт, достигнуты наиболее высокие результаты учебной деятельности, профессиональной подготовки и развития активности, самостоятельности, инициативности, творчества [3].
Студентам может быть предоставлена свобода выбора содержания (учебных дисциплин взаимозаменяемых тем, разделов, вопросов, учебной и дополнительной литературы); форм учебных занятий (лекции, диалоговая лекция, лекция с элементами беседы; семинар, семинарско-практическое занятие, коллоквиум; экскурсии, диспуты, деловые или философские игры и т.д.); методов обучения (творческие задания, монологические, диалогические, письменные ответы, работа в микрогруппах, написание рефератов, эссе и т.д.); форм промежуточного (отметочная, зачетная, рейтинг) и итогового (билеты, собеседование, защита реферата) контроля. При задании по выбору преподаватель должен самостоятельно разработать технологию обучения с учетом специфики предмета и особенностей контингента и определить ее эффективность на основе наблюдений, бесед со студентами, рефлексии, анкетирования, контрольных заданий.
Во время наблюдений преподавателю рекомендуется учитывать: эмоциональную реакцию на предложенные задания (охотно выполняют, неохотно, спокойно воспринимают или негативно, или эмоционально положительно); степень подготовленности к выбору (растерянность, непонимание, большое количество вопросов, спокойствие, выдержка, понимание и т.д.) и уровень самостоятельности при выборе (полная или нацеливание извне); степень познавательной и волевой активности (интерес, возникновение познавательных вопросов, стремление высказать свое мнение, участвовать в дискуссии, выбор более сложных заданий, доведение до конца взятой на себя задачи, желание отличиться, получить поло-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009
93
жительную оценку преподавателя и т.д.); степень активности каждого на фоне группы. Во время беседы преподавателю желательно определить: отношение студентов к содержанию курса (есть ли интерес; если нет, то в чем причина); отношение к методам и приемам по предоставлению свободы выбора (положительное, отрицательное, непонимание, безразличие), включая их осознанность; настроение на предмет и конкретную тему или задание (радостное, безразличное, чувство страха, неуверенности, спокойное состояние и его причины); трудности, которые испытывают студенты при изучении (в терминологии, в фактическом объеме материала, в способности перенести на современную действительность и на себя лично) при выборе предлагаемых методов и приемов, отношение к выбору форм и системе промежуточного, рубежного и итогового контроля.
Во время заданий по рефлексии студентами собственной деятельности преподавателю необходимо установить, совпадает ли оценка студентом своей подготовленности с результатами работы, каковы уровень его самооценки (адекватный, завышен, занижен) и степень самокритичности (имеет место, отсутствует, осуществляется при поддержке преподавателя или других участников учебного процесса).
Наблюдения за изменением активности студентов в связи с предоставлением свободы выбора желательно проводить систематически, результаты фиксировать на основе вопросов, заданий рефлексивного характера, проявлений в поведении, контрольных срезов знаний и умений. Рефлексивно-деятельностный подход предполагает изучение и учет личностного опыта студентов, восприятие обучаемого как субъекта обучения, а не как объекта; стремление установить доверительно-уважительную атмосферу занятий.
Для изучения личностного (субъектного) опыта можно использовать такие приемы, как наблюдения, индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование. Они должны помочь преподавателю определить запас знаний, представлений, предпочтений каждого студента, его возможности в осуществлении учебной деятельности, эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы).
Использование данных приемов требует от преподавателя умения быстро и гибко перестраиваться в процессе учебной деятельности; выявлять и показывать духовную и практическую цен-
ность изучаемого материала, его общеинтеллектуальную, нравственную, эстетическую, мировоззренческую значимость.
Побуждение будущих экономистов к рефлексии очень важный момент их подготовки в вузе. Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия как понимание и знание студентом самого себя и выяснение того, как другие знают и понимают его личные особенности - важное личностное качество человека, развивающееся на протяжении жизни в процессе деятельности. Рефлексивные способности и навыки выступают как источник и обязательное условие развития и повышения активности личности в учебном процессе. Развитие рефлексивных навыков будущих экономистов значительно повышает их общий интеллектуальный и личностный уровень, способствует развитию критичности мышления.
Рефлексия как часть самопознания необходима будущему специалисту любой профессиональной области, а особенно экономисту, чтобы обнаружить свои слабые стороны и раскрыть имеющиеся потенциальные возможности для дальнейшего саморазвития и профессионального роста. Важным моментом учебной деятельности является управление преподавателем рефлексией студентов. Работа по развитию рефлексивных способностей и навыков может осуществляться на курсах обучения в высшем учебном заведении, на занятиях как по предметам общегуманитарного. общепрофессионального и специальных циклов дисциплин. При этом могут использоваться следующие методы: анкета-рефлексия; анализ студентами собственной деятельности; ответ на вопрос, побуждающий к рефлексии; оценка студентом собственного состояния в процессе работы, самооценка и др.
Анкета-рефлексия может состоять из вопросов, которые составляет работающий со студентами преподаватель. Содержание вопросов зависит от того, что именно нужно выяснить преподавателю и над чем он хочет заставить задуматься студентов. Этот метод может помочь первокурсникам осознать себя субъектом учебной деятельности. Можно проводить такую работу по мере изучения тем и в конце учебного курса. Анкетирование дает преподавателю возможность иметь реальную и подробную обратную связь с каждым студентом, а студенту - возможность поразмышлять над собой, над своей деятельнос-
94
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
Экономическое поведение человека как капитала ...
тью, над правильностью выбора профессии. При повторном анкетировании можно проследить динамику происходящих изменений (и преподавателю, и студенту), изменение мотивации к выбранной профессии, и, даже иногда выявить причины положительных и отрицательных результатов.
Это помогает студентам учиться видеть свою деятельность с разных сторон, под разным углом. Метод можно использовать уже на I курсе и на последующих курсах, применять в процессе практики. От анализа работы специалиста студентам будет легче перейти к анализу своей работы на практике. Могут быть разработаны различные алгоритмы анализа. Может идти поэтапная работа над профессиограммой будущего специалиста.
Трудности при организации работы по развитию рефлексивных навыков обычно возникают в самом начале работы, когда это для студентов ново и непривычно, а когда они начинают получать результаты своей работы, это уже становится привычным делом. Важно, чтобы резуль-
тат появился как можно быстрее и был положительным.
Таким образом, использование рефлексивнодеятельностного подхода в при подготовке будущих экономистов в вузе, побуждает студентов к активности, развивает навыки самоконтроля, помогает найти пути совершенствования личного и профессионального роста, что в целом способствует формированию способности осознавать стоящие перед ними задачи, анализировать свои затруднения и достижения, устанавливать связи, находить пути новых достижений в процессе профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991. - 234 с.
2. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - СПб., 1994. - 253 с.
3. Буева Л.Е. Социальная среда и формирование гармоничной личности. - М., 1979. - 179 с.
УДК 159.99 И.Н. СЕМЕНОВ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК КАПИТАЛА И РАЗВИТИЕ ЕГО РЕФЛЕКСИВНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИИ
(При поддержке Гранта Научного Фонда ГУ ВШЭ).
1. Поликультурное образование и человеческий капитал
Содержание современного поликультурного образования включает в себя не только корпус общенаучных знаний, накопленных человечеством в разных странах на различных этапах своего культурного развития, но и компендиум специально-практических умений, необходимых для осуществления различных видов профессиональной деятельности. Одними из наиболее ныне во-
стребованных ее видов являются экономическая и управленческая деятельность бизнесмена и менеджера, которые зачастую хотя и принадлежат к различным национальностям и конфессиям, но работают вместе в сложноорганизованных учреждениях и фирмах. Наиболее наглядным примером тому служат межгосударственные организации (относящиеся к ООН, ЮНЕСКО, СНГ, ЕС и т.п.) или наднациональные корпорации и холдинги, где сотрудничают специалисты раз-
© И.Н. Семенов, 2009
95