Омарова И. О.
НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПУБЛИЧНЫМ ПРИЗЫВАМ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8.9. НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПУБЛИЧНЫМ ПРИЗЫВАМ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Омарова Ирина Омаровна, ассистент кафедры права и политологии; соискатель кафедры уголовного права и криминологии
Место работы: Дагестанский государственный университет
Аннотация: В статье рассмотрены социально-политические и организационно-управленческие меры профилактики публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности. Особое внимание в статье обращено нравственно-воспитательным мерам профилактики.
Предложения по совершенствованию мер противодействия публичным призывам к осуществлению экстремистской деятельности построены на основе анализа социально-политических, социально-экономических, организационно-управленческих и нравственно-воспитательных факторов, обуславливающие совершение данного деяния.
Цель: определить некоторые пути совершенствования системы противодействия публичным призывам к осуществлению экстремистской деятельности.
Использовались следующие методы: сравнительно-правовой, контент-анализ и обобщение материалов следственной и судебной практики, социологические методы (опрос, анкетирование, наблюдение). Область применения результатов. Результаты работы могут использоваться в деятельности субъектов профилактики публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности.
Ключевые слова: публичные призывы, осуществление экстремистской деятельности, меры противодействия, социально-политические меры, организационно-управленческие меры, нравственно-воспитательные меры.
SOME OF THE COUNTER-MEASURES TO PUBLIC CALLS FOR EXTREMIST ACTIVITIES
Omarova Irina O., assistant Professor of law and political science Dagestan state technical University, scientific degree applicant, Department of criminal law and criminology Work place: the Dagestan state University
Annotation: The article describes the socio-political and administrative measures for the prevention of public calls for extremist activities. Special attention is drawn to the moral-educational preventive measures .
Suggestions for improving counter- measures to public calls for extremist activities based on the analysis of the socio-political, socio-economic, organizational, managerial, moral and educational factors that contribute to the Commission of this act. Objective: to identify some ways of improving the system to counter public calls for extremist activities.
The following methods were used: comparative, content analysis and generalization of judicial and investigation practice, sociological methods (survey, questionnaire, observation). Application results. The results can be used in activity of subjects of prevention of public calls for extremist activities. Keywords: public calls, extremist activity, counter-measures, socio-political measures, administrative measures, moral and educational measures.
Создание эффективной системы профилактики публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности требует «разработки системы обязательных и альтернативных критериев (признаков), позволяющих выделить его среди иных видов социальных отклонений, создать предпосылки ... для повышения эффективности планирования борьбы с криминальным религиозным экстремизмом на всех уровнях государственного управления»1. О необходимости разработки принципиально новых подходов к вопросам противодействия преступности экстремистской направленности отмечают многие исследователи2. «Угроза национальным интересам порождает необходимость выработки не только мер защиты, но стратегической политики их реализации»3.
Система профилактики публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности состоит из двух составляющих: силовой и воспитательной, причем приоритеты должны отдаваться именно воспитанию, формированию общественного сознания. Главное это формирование в общественном сознании установок на неприятие экстремистских взглядов, установок толерантности. Одним из эффективных способов профилактики публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности является формирование в обществе климата взаимного доверия и толерантного общественного сознания. Однако толерантное сознание вырабатывается при создании механизма формирования антиэкстремистского сознания. Как правильно отмечают исследователи4, в системе противо-
1 Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: Дис. ...д-ра юрид. наук. - М., 2006. - С. 4.
2 Агабалаев М.И. Национальные интересы и угрозы общественной безопасности Российской Федерации // Уголовное право. - 2009. - № 1.
- С. 54-64; Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., Щит-М. 2008; Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: Дис. ...д-ра юрид. наук. - М., 2006; Дика-ев С.У. Терроризм: феномен, обусловленность и меры противодействия (уголовно-правовое и криминологическое исследование): Дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 2004; Зиядова Д.З. Несиловые (гуманные) меры противодействия процессу радикализации молодежи в регионах Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. - 2012.
- № 6. - С. 139-141.
3 Прохожев А.А. Методологические основы решения проблем внутренней безопасности России // Проблемы внутренней безопасности России: Материалы научно-практической конференции (15-16 февраля 2001 г.). - М., 2001. - С. 12.
4 Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., Щит-М. 2008; Зиядова Д.З., Алиева С.Ю. Виктимоло-
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
5'2016
действия преступности экстремистской направленности немаловажное значение имеют нравственно-воспитательные меры.
Возникла необходимость создания цельной научно выведенной системы противодействия публичным призывам к осуществлению экстремистской деятельности, адекватную нынешним криминальным реалиям, социальным структурам российского государства. Поэтому следует развернуть пропаганду и поощрение спонсорства, создание общественных и частных фондов, функционирующих на цели превенции. Нельзя забывать, что одной из мер профилактики публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности является привлечение общественности к работе с молодежью. Государство, как правильно отмечают ученые5, не в состоянии обеспечить действенный социальный контроль без опоры на общественность. Эффективным направлением противодействия публичным призывам к осуществлению экстремистской деятельности является установление партнерских отношений между полицией общественной безопасности и населением, общественностью. Как справедливо отмечают исследователи, в механизме формирования антиэкстремистского сознания и противодействии экстремизму особое место занимают правоохранительные органы, СМИ, образовательные учреждения и общественные организации (встречи сотрудников правоохранительных органов с населением по месту жительства, работы, в религиозных учреждениях; проведение семинаров, конференций, «круглых столов»; выступления сотрудников правоохранительных органов в средствах массовой коммуникации; опубликование итогов социологических исследований, результатов исследований ученых в СМИ). Можно поддержать предложение А.И. Долговой «о создании единой для правоохранительных органов Службы связи с населением, с общественными организациями»6.
Связь органов власти, общественных организаций с молодежью будет способствовать преодолению духовного кризиса. Проведенное исследование еще раз подтвердило, что одним из факторов публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности является духовный кризис. Как известно, в 90-х годах ХХ века внезапно возникший духовный вакуум заполнен нетрадиционной для России идеологией, в том числе экстремистского толка. «Тем более что именно ислам характерен своей внутренней неоднородностью, наличием различных, в том числе радикальных, течений. Поэтому важнейшим противодействующим фактором чуждой религиозной идеологии должен стать традиционный ислам»7.
Религия должна объединять людей, способствовать сохранению гражданского мира. «Поэтому необходимо преодолеть
гические аспекты вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2012. - № 4. - С. 61-64; Жеребченко А.В. Уголовная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010.
5 Антонян Ю.М. Особо опасный преступник. - М., 2013; Зиядова Д.З. Несиловые (гуманные) меры противодействия процессу радикализации молодежи в регионах Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 6. - С. 139-141; Фридинский С.Н. Религиозный экстремизм как идеология, используемая при совершении преступлений экстремистской направленности // Российский следователь. - 2008. - № 12. - С. 25.
6 Долгова А.И. Власть как криминологическая проблема // Преступность и власть. - М.,2000. - С.7.
7 Ахмадулин А.С. Противодействие религиозному политическому экс-
тремизму // Законность. - 2011. - № 11. - С.40-43.
структурный раскол, объединить разрозненные исламские организации в рамках одного духовного управления, ликвидировать разделение верующих по национальному признаку и субъективные противоречия мусульманских лидеров. Традиционный ислам при поддержке государства должен вытеснить чуждые для российского менталитета учения»8.
Проведенное исследование, как и исследования ученых, показало, что преступления экстремистской направленности, в том числе публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершают лица молодежного возраста, получившие религиозное образование в зарубежных вузах или молодые люди, вовлеченные «псевдорелигиозными» деятелями, в сообщества экстремистского толка. Поэтому в сфере подготовки религиозных кадров духовным управлениям мусульман регионов РФ важно разработать и представить на регистрацию в органы юстиции положение о порядке направления российской молодежи в зарубежные исламские учебные заведения. Желательно, создавать федеральные религиозные вузы, где будут готовить религиозных служителей и деятелей на территории российского государства. Так можно бороться с попытками проникновения в республики Северного Кавказа экстремистов под видом преподавателей дисциплин религиозной направленности. Обучение и воспитание собственных религиозных служителей и деятелей можно проводить в стенах организаций традиционной религии. Примером взаимодействия государства и религиозных организаций может послужить соглашение о сотрудничестве духовных лидеров религиозных конфессий с руководителями правоохранительных органов, которое заключено между министром внутренних дел Республики Дагестан, главой Центрального духовного управления мусульман России, управляющим Епархиями Русской Православной Церкви и Главным раввином РД.
Эффективность мер профилактики публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности «определяется правовой активностью рядовых граждан, большинства населения, их нетерпимостью и принципиальностью позиции к пра-вонарушителям»9. Поэтому одним из направлений по профилактике публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности является правовая пропаганда среди различных слоев населения, особенно среди молодежи.
Цель правовой пропаганды не только устрашить потенциальных преступников, но и дать правовые знания, которые могли бы повысить правовую культуру общества, выработать способность отстоять информационному экстремизму. В системе пропаганды правовых знаний весомую роль могут сыграть высшие учебные заведения юридического профиля. В целях профилактики публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности, особенно среди молодежи, следует создавать лекторские группы из числа аспирантов, магистрантов, студентов старших курсов, которые будут проводить антиэкстремистскую пропаганду под руководством преподавателей, во взаимодействии с общественными религиозными организациями. Просветительская деятельность лекторских групп (беседы, опросы, диспуты, семинары, «круглые столы») сможет помочь лицам молодежного
8 Ахмадулин А.С. Противодействие религиозному политическому экстремизму // Законность. - 2011. - № 11. - С.40-43.
9 Дикаев С.У. Терроризм: феномен, обусловленность и меры противодействия (уголовно-правовое и криминологическое исследование): Дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 2004. - С. 78.
Омарова И. О.
НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПУБЛИЧНЫМ ПРИЗЫВАМ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
возраста понять истинный смысл лозунгов и призывов экстремистской направленности, уберечь их от вовлечения в сообщества террористического и экстремистского толка. Не следует забывать, как справедливо отмечает М. Крутиков, «высокий уровень правосознания населения, особенно молодежи, предполагает уважительное отношение к праву
и закону, а также достаточную степень доверия к государ-
10
ственно-правовым институтам .
Наиболее приоритетным и перспективным направлением противодействия публичным призывам к осуществлению экстремистской деятельности является социально-экономическое развитие российского государства и в особенности республик Северного Кавказа, как субъектов Российской Федерации, где наиболее распространены публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Как отмечают ученые11, одним из основных факторов преступлений экстремистской и террористической направленности являются тяжелое материальное положение, отсутствие легальных форм получения средств для достойного проживания и слабая социальная полтика. С целью борьбы с безработицей важное значение имеет выработка и последовательная реализация программы по созданию рабочих мест путем возобновления государственных производственных предприятий, возрождения сельского хозяйства, обеспечения реальных условий для предпринимательской деятельности.
Таким образом, противодействие публичным призывам к осуществлению экстремистской деятельности, как и других преступлений террористической и экстремистской направленности, может быть успешным лишь при условии использования не одной, а только комплекса мер, взаимосвязанных и взаимодопол няющих друг друга.
Список литературы:
1. Агабалаев М.И. Национальные интересы и угрозы общественной безопасности Российской Федерации // Уголовное право. - 2009. -№ 1. - С. 54-64.
2. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. - М.: Щит-М. 2008. - 632 с.
3. Антонян Ю.М. Особо опасный преступник. - М., 2013. - 312 с.
4. Ахмадулин А.С. Противодействие религиозному политическому экстремизму // Законность. - 2011. - № 11. - С.40-43.
5. Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2006.
6. Дикаев С.У. Терроризм: феномен, обусловленность и меры противодействия (уголовно-правовое и криминологическое исследование): Дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 2004.
7. Зарипов З.С., Сысоев А.М. Уголовно-правовые аспекты противодействия экстремизму (критические заметки относительно преступлений экстремистской направленности) // Пробелы в российском за-конодател ьстве. - 2008. - № 2. - С. 263-267.
8. Зиядова Д.З. Несиловые (гуманные) меры противодействия процессу радикализации молодежи в регионах Российской Федерации
// Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 6. - С. 139141.
9. Жеребченко А.В. Уголовная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010.
10. Крутиков М. Доверие населения к современной прокуратуре // Законность. - 2012. - № 11. - С. 5.
11. Фридинский С.Н. Религиозный экстремизм как идеология, используемая при совершении преступлений экстремистской направленности // Российский следователь. - 2008. - № 12. - С. 25.
ОТЗЫВ
на статью Омаровой И.О. «Некоторые меры противодействия публичным призывам к осуществлению экстремистской деятельности»
Рукопись Омаровой И.О. «Некоторые меры противодействия публичным призывам к осуществлению экстремистской деятельности» обладает определенной научной новизной, теоретической и практической значимостью, соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам.
Доктор юридических наук, профессор, зав. лабораторией
уголовно-правовых и криминологических исследований
Зиядова Д.З.
10 Крутиков М. Доверие населения к современной прокуратуре //Законность. -2012. - №11. - С. 5.
11 Зиядова Д.З., Крючков В.Г. Криминологический анализ экстремизма среди женщин в регионах Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 6. - С. 210-213; Сиоридзе А. Т. Причины возникновения группового молодежного экстремизма // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2006. - № 2. - С. 382 -386; Фридинский С.Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности // Юридический мир. - 2008. - № 6. - С. 26.