НЕКОТОРЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ
Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей личности осужденных за преступления, совершенные за нарушения правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств, повлекшие по неосторожности смерть человека. Исследование проводилось с учетом рекомендаций редколлегии журнала «Прикладная юридическая психология» в номере 1 за 2015 г. (см. И. Блинникова «Вступительная статья зам. главного редактора»). «Резонансные» дорожно-транспортные происшествия (ДТП) последнего времени, когда явная и грубая опрометчивость водителя, находившегося в момент аварии в состоянии опьянения, влечет за собой гибель двух и более человек, обусловили появление предложения усилить ответственность за подобные деяния, совершенные виновниками дорожно-транспортных преступлений. В 2015 г. вступает в силу Закон, определяющий уголовную ответственность водителей за управление автотранспортом в состоянии опьянения. Одним из существенных недостатков действующей правоприменительной практики был формализованный подход к учету внутренних факторов преступного поведения личности. При вынесении приговора не учитывались истинные причины правона-рушаюшего поведения делинквентов.
С. А. Красненкова, Е. А. Щелкушкина
В связи с обновлением законодательства, возрастанием количества понятий и правовых положений, имеющих психологическое содержание, актуальность вопроса, связанного с их применением, существенно возросла. Наибольшую значимость эти вопросы имеют на стадии предварительного расследования и вынесения приговора.
В статье предложена криминологическая и индивидуально-психологическая характеристика личности осужденного за совершение дорожно-транспортного преступления в состоянии алкогольного опьянения, отбывающего уголовное наказание в исправительном учреждении. Сделан вывод о том, что дорожно-транспортное преступление, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, — закономерное следствие поведения «аварийщика»-делинквента, отличающегося сформированной криминальной предиспозицией, скорее, типичной для лиц, совершивших умышленные преступления с тяжкими последствиями.
Выявление криминологических и индивидуально-психологических особенностей личности осужденных указанной категории позволит определить лиц, склонных к совершению преступлений, разработать меры по их предупреждению и определить средства правового индивидуально-профилактического воз-
действия на конкретного осужденного. В этом заключается актуальность проведенного авторами исследования.
Надеемся, что статья не только будет интересна пенитенциарным психологам, но и в определенной степени поможет повысить качество проведения предварительного расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в состоянии опьянения.
Ключевые слова: дорожно-транспортное преступление, алкогольное опьянение, делинквентность, личность преступника, осужденный, эмпирическое исследование, индивидуально-психологические особенности, криминологические особенности личности.
Повышенное внимание к проблеме обеспечения безопасности дорожного движения имеет серьезные основания: российские показатели смертности населения в ДТП находятся на неприемлемо высоком уровне. По официальным статистическим сведениям Госавтоинспекции МВД России, за 12 месяцев 2014 г. на российских дорогах произошло более 181 тыс. ДТП. В дорожных авариях погибло свыше 24 тыс. человек. Основной причиной аварий остаются нарушения, допущенные в ходе активных действий водителей, создающих опасную обстановку на дороге. Среди показателей состояния безопасности дорожного движения не снижается количество дорожно-транспортных преступлений, совершенных водителями в состоянии опьянения [9].
В целях борьбы с нетрезвыми водителями уже с 1 июля 2015 г. введено ужесточение наказания за повторную езду в пьяном виде. Это предусмотрено Федеральным законом от 31 де-
кабря 2014 г. № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения». Уголовная ответственность последует, если водитель будет задержан госавтоинспектором во второй раз либо повторно откажется от медицинского освидетельствования. Сумма штрафа возрастет, а также в качестве наказания добавятся обязательные работы до 480 часов или принудительные работы до двух лет. Помимо перечисленных мер, пьяному водителю транспортного средства будет грозить лишение свободы на срок до двух лет.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается увеличение минимального размера наказания за нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека либо смерть двух или более лиц. При наличии одной человеческой жертвы пьяный водитель может оказаться в местах лишения свободы на срок от 2 до 7 лет, а при нескольких жертвах — от 4 до 9 лет. В связи с этим важной задачей является научная оценка, анализ ситуации аварийности на дорогах, а также исследование индивидуально-психологических и криминологических особенностей виновников ДТП с целью разработки теоретических подходов к прогнозированию уровня аварийности и организации превентивных мероприятий, позволяющих повысить безопасность дорожного движения.
Уголовная ответственность по ст. 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) наступает при причинении тяжкого вреда здоровью либо по неосторожности смерти человека, если указанные последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Специфика данной статьи состоит в том, что преступление предполагается неосторожным, и даже несмотря на то, что его последствием иногда становится смерть, общественная опасность его невелика. Соответственно лица, совершившие дорожно-транспортные преступления, отнесены к категории неосторожных преступников.
Сохраняется мнение о том, что «аварийщики», как и остальные лица, совершившие преступления по неосторожности, являются социально-интегрированными личностями, для которых не характерны дефекты правового и нравственного сознания. Субъект неосторожного преступления, как отмечает П.С. Дагель, не сознает общественно опасного характера деяния: он не только не желает (или не допускает) причинения вреда обществу, но либо вообще не предвидит возможности причинения этого вреда, либо уверен в его предотвращении. Отсюда вытекает особенность, характеризующая субъектов неосторожных преступлений: если субъекты умышленных преступлений прямо или косвенно противопоставляют свою волю интересам общества, то социально-психологической причиной неосторожных преступлений являются невнимательность, безответственность [3]. Высказаны мнения [5] в от-
ношении «аварийщиков» как особой, неиспорченной, всегда случайной категории преступников.
Видным российским криминологом Ю.М. Антоняном выделены два типа личности неосторожных преступников, к которым ученый относит и «аварийщиков»: у одних в поведении превалируют самонадеянность и легкомыслие, для них характерны авторитарность, самоуверенность, бравада, безапелляционность. Второму типу присущи такие личностные свойства, как небрежность, стремление минимизировать собственные интеллектуальные, волевые и физические усилия в процессе жизнедеятельности. Ю.М. Анто-нян отмечает, что среди неосторожных преступников, включая совершивших дорожно-транспортные преступления, меньше лиц с типичными для преступников чертами. По мнению автора, неосторожным преступникам свойственны как фундаментальные черты личности склонность к возникновению тревоги, неуверенность в своих силах, склонность к волнениям при стрессе и избыточный самоконтроль [1, с. 488].
По мнению ряда отечественных пенитенциарных психологов, лица, совершившие неосторожные преступления, являются относительно однородной категорией по своим психологическим особенностям. Их личностный профиль по тесту ММИЛ (прототип — ММР1) определяется выраженным пиком по шкале «тревожности» (7): фиксация тревоги и ограничительное поведение, при этом подъем по данной шкале свойствен практически каждому из неосторожных преступников. Повышение профиля по 7-й шкале при нормативном разбросе говорит о пре-
обладании пассивно-страдательной позиции. Сделан вывод о том, что такое психологическое качество, как тревожность, является для указанных преступников фундаментальным и ведущим. Для них характерны интрапуни-тивные реакции, то есть возложение вины за произошедшее на себя, неуверенность в себе, склонность к волнениям при стрессе и избыточный самоконтроль [8, с. 155].
Многолетний опыт практической работы, связанный с изучением криминологических характеристик и индивидуально-психологических особенностей личности осужденных, совершивших преступления, предусмотренные ст. 264 УК РФ, в состоянии алкогольного опьянения,позволяетотме-тить, что ДТП с тяжкими последствиями — не просто стечение различных неблагоприятных обстоятельств в жизни законопослушного гражданина. Совершенное «аварийщиком» в состоянии алкогольного опьянения преступление — это закономерное следствие, итог формирования его личностной готовности, предрасположенности к нарушению закона, то есть криминальной предиспозиции [6].
Чтобы подтвердить данную гипотезу, в рамках исследовательской функции психологической службы УИС в ноябре 2014 г. сотрудниками психологических лабораторий пенитенциарных учреждений Воронежской области проведено эмпирическое исследование личности осужденных, отбывающих наказание за совершение преступлений по ст. 264 УК РФ (ст. 264.2, 264.3, 264.4, 264.5, 264.6). Исследование проводилось на базе исправительных колоний (ИК) № 2, 3, 9, колонии-
поселения № 10 УФСИН России по Воронежской области.
Контент-анализ материалов личных дел осужденных, сбор независимых характеристик, наблюдение, психодиагностическое изучение личностных качеств и степени криминальной зараженности, а также беседа в виде не-стандартизированного интервью позволили нам подготовить портрет осужденного указанной категории.
Составляющей частью исследования стало углубленное изучение личностных особенностей осужденных за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее за собой по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть человека (двух или более лиц), «аварийщиков» мужского пола, со 100%-ным охватом испытуемых указанной категории в масштабе УИС Воронежской области.
При обследовании личности осужденных нами использовался в качестве теста краткий мужской вариант стандартного опросника СМИЛ — стандартизированного многофакторного метода исследования личности (КСМИЛм): 399 стимулов, 13 шкал, 3 варианта ответа; автор-разработчик и автор адаптации — Л.Н. Собчик; прототип — ММР1, СМИЛ [10, с. 72]; направленность — интегральная, клиническая. Тест относится к категории вербальных количественных методов оценки параметров личности. Обоснованием для выбора методов исследования явился факт возможности получить многогранную информацию об индивидуальности испытуемых. Процедура обследования носила стандартный характер. До уча-
стия в настоящем исследовании испытуемые опыта обследования по данному тесту не имели. Благодаря автоматизированному способу обработки данных и построения личностного профиля зависимость результатов обследования от субъективности и опыта экспериментатора была исключена.
Эмпирическую выборку составили 94 осужденных мужского пола, отбывающих наказание за совершение преступлений по ст. 264 УК РФ (ст. 264.2, 264.3, 264.4, 264.5, 264.6). Из них в отдельную группу были выделены осужденные в количестве 55 человек, отбывающие наказание за совершение преступлений по ст. 264.2, 264.4, 264.6 УК РФ (в состоянии опьянения). Объем выборки обусловлен исследовательскими задачами и ограниченным количеством осужденных интересующей нас категории, отбывающих наказание в исправительных учреждениях УИС Воронежской области, пол испытуемых — с устойчивым неравным соотношением мужчин и женщин как среди водителей транспортных средств, так и осужденных, отбывающих наказание за совершение преступлений по ст. 264 УК РФ.
Типичный социально-психологический и криминологический портрет личности осужденного, отбывающего наказание за совершение преступлений по ст. 264.2, 264.4, 264.6 УК РФ, получился следующим. Мужчина, совершивший преступление, находится в возрасте от 20 до 50 лет, чаще — от 25 до 35 лет (56 %), имеет водительский стаж от 5 до 15 лет (47 %) либо более 15 лет (31 %), относительно невысокий образовательный уровень, чаще среднее специальное (47 %) или среднее (34 %) образование, занят низкоквалифици-
рованным трудом (водитель, слесарь, сантехник, токарь, механик, охранник) — 48 %, неквалифицированным трудом (разнорабочий) — 19 %, либо не имеет рода занятий (33 %).
Службу в Вооруженных Силах Российской Федерации проходили 60 % испытуемых, не проходили службу 40 %, из них по причине заболевания — 27 %.
Семейное положение оказалось следующим: 53 % осужденных в браке не состояли.
Анализ личных дел осужденных показал, что большинство испытуемых отрицательно (30 %), либо удовлетворительно (25 %) характеризовались по месту работы или жительства.
Среди «аварийщиков» указанной категории все лица до осуждения за нарушение правил дорожного движения ранее привлекались к административной ответственности (100 %), из них были лишены права управления транспортным средством на срок от 2 до 3 лет 82 %, на срок от 1 года до 2 лет — 18 %. Ранее были осуждены, в том числе условно, 12 %. Не имели права управлять транспортным средством 20 %, по причине лишения водительских прав либо их отсутствия (11 %).
Отношение к совершенному преступлению: по приговору суда вину признали 92 %, в содеянном раскаялись 96 %. В то же время часть осужденных недооценивает опасность содеянного, считает аварию случайностью, а себя невиновными или виновными «не в полной мере», признавая вину частично (7 %), перекладывают вину на кого-то или какие-либо обстоятельства. Из лиц, признавших свою вину в ДТП, более 70 % причиной называют личную самоуверенность, самонадеянность. И если
по приговору суда раскаялись в содеянном 96 %, то во время беседы о том, что раскаялись, заявили лишь 89 %, но свое прошлое не осуждают. Наказание считают несправедливым 60 %, в период пребывания в пенитенциарном учреждении обращались в различные судебные инстанции с апелляцией 60 %.
На вопрос о возможных последствиях аварии в связи с нарушением правил дорожного движения 3/4 осужденных ответили, что об этом не задумывались, рассчитывали на авось и на то, что в ДТП не попадут. Большее число респондентов сожалеет о том, что причинили страдание собственной матери, половина сожалеет и о трагедии в семье потерпевшего. Однако, как нам представляется, действительно искренним сожаление было лишь у лиц, виновных в смерти собственных родственников, близких друзей, погибших в аварии. В остальных случаях сожаление на подсознательном уровне относилось к самим осужденным, неожиданному повороту собственной судьбы,пребыванию в местах лишения свободы.
Отвечая на вопросы, касающиеся вероятности амнистии и условно-досрочного освобождения, считали трудной свою ситуацию те, кто имеет решительных противников со стороны потерпевших, так как в соответствии с недавними изменениями в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации суд обязан извещать их о дате судебного рассмотрения ходатайства. Осужденные, имеющие непогашенные иски (60 %), желая быть освобожденными досрочно, в беседе говорили о том, что могли бы компенсировать причиненный вред, но гарантии освобождения нет, поэтому иск пога-
шать не спешат. Важно, что во время судебного следствия большинство оспаривали сумму морального вреда или не соглашались с ним, что, на наш взгляд, свидетельствует об отсутствии раскаяния.
Несмотря на то что 1/3 респондентов считали причиной аварии собственное состояние опьянения («был пьяный за рулем», «отвлекся от дороги, расслабился» и пр.), остальные осужденные не рассматривали употребление алкоголя за рулем в небольших дозах как фактор риска, а около 10 % вообще не считали употребление алкоголя препятствием к управлению транспортом.
Таким образом, социально-демографические характеристики позволяют сделать вывод о том, что образ жизни «аварийщиков», совершивших преступление в состоянии опьянения, нельзя назвать социально благополучным. Многолетнее систематическое правонарушающее поведение, злостное нарушение правил дорожного движения, связанное с преступлением, свидетельствуют о том, что совершенное преступление вовсе не является случайным событием в жизни, а отрицание субъектом своей вины, поиск оправдывающих доказательств тяготеют к предумышленной мотивации. При этом характер самоуверенного поведения близок к умышленному, поскольку виновниками признан факт нарушения норм и правил.
Особенности поведения в местах лишения свободы: дисциплина неустойчивая, за добросовестное отношение к труду и хорошее поведение имеет поощрения (50 %), за нарушения установленного порядка отбывания наказания имеет взыскания (50 %);
ю о
1234567890
Графическое изображение усредненных профилей СМИЛ личности осужденных по ст. 264 УК РФ (ст. 264.2, 264.4, 264.6 и 264.3, 264.5]
водворялись в запираемые помещения (штрафной изолятор) (13 %). Большинство осужденных (80 %) обладает положительной социальной установкой, в то же время 17 % — отрицательной социальной установкой без выраженных задатков лидерства.
Контроль эмоций и поведения в целом удовлетворительный, однако как поведенческий фактор риска отмечаются повышенная импульсивность и эмоциональная несдержанность (у 15 %). Склонность к аутоагрессии не выявлена.
Психологические особенности личности. Усредненный профиль СМИЛ осужденных по ст. 264.2, 264.4, 264.6 УК РФ расположен в пределах 40 до 70 Т-баллов, отличается повышениями по шкалам 8 — «индивидуалистичность», 4 — «импульсивность», 2 — «пессимистичность». При кодировании по Уэл-шу профиль выглядит следующим об-
разом: 84219-3675/0: F-LK/
Усредненный профиль СМИЛ осужденных по ст. 264.3, 264.5 УК РФ расположен также в пределах от 40 до 70 Т-баллов, но несколько отличается от предыдущего: отмечаются повышения в первую очередь по шкалам 4 — «импульсивность», 2 — «пессимистичность», 8 — «индивидуалистичность». При кодировании по Уэлшу профиль выглядит следующим образом: 428169357/0: F-LK/
Графическое изображение описанных усредненных профилей СМИЛ личности осужденных по ст. 264 УК РФ (ст. 264.2, 264.4, 264.6 и по ст. 264.3, 264.5) представлено нами на рисунке.
Типичными для личности «аварийщиков», совершивших преступление в состоянии алкогольного опьянения, в наибольшей степени являются некая индивидуалистичность, своеобразие поступков, оригинальность суждений,
субъективизм в оценке происходящего, противопоставление своих субъективных взглядов и суждений окружению, импульсивность, нетерпеливость, склонность к риску, легкость в принятии решений и непродуманность поступков.
Характерно сочетание разнонаправленных тенденций: высокой поисковой активности и динамичности процессов возбуждения, с одной стороны, и выраженной инертности и неустойчивости, с другой. Психологически это проявляется сочетанием высокого уровня притязаний с неуверенностью в себе, высокой активности с быстрой истоща-емостью, что при неблагоприятных социальных условиях становится почвой для алкоголизации личности и аддик-тивного поведения.
Выявляются завышенная самооценка, склонность быстро принимать решение, нередко не задумываясь о последствиях своих поступков, самоуверенность, эгоцентризм как неспособность индивида принять чужую точку зрения, снисходительное отношение к своим промахам и недостаткам. Гибкие установки по отношению к социальным нормам, низкое чувство вины, пренебрежение правилами, слабый интерес к общественным стандартам свидетельствуют о склонности к деструктивному поведению.
Полученные нами данные в корне не противоречат ранее проведенным исследованиям относительно характеристики личности осужденных интересующей нас категории, а представленный портрет отчасти согласуется с социально-психологическими характеристиками, составленными в разное время специалистами в области криминологии и юридической психологии.
В.В. Ивановой отмечено, что «аварийщикам» свойственны эгоизм, черствость. Особенно заметны отрицательные качества личности при анализе действий преступников: стремление избежать ответственности, оставление места происшествия, неоказание помощи пострадавшему [4]. Л. Вишки пришел к выводу о том, что дорожно-транспортные преступления имеют общие черты с классическими преступлениями, и нет оснований утверждать, что человек, совершивший транспортное преступление, не является преступником [2]. А.И. Чучаев указывал на то, что предшествующее поведение 55-60 % осужденных свидетельствует о стойкой антиобщественной установке личности, и лишь 2-3 % согласно результатам его исследований приходятся на осторожных, случайных «аварийщиков» [11].
Исследуя психодинамику личности осужденных за неосторожное убийство без проявления агрессии к жертве, Е.А. Щелкушкина пришла к выводу о том, что у этих лиц лживость, присущая всем осужденным, выражена в еще большей мере, чем у умышленных убийц. Причина в том, что некоторые слои бессознательного не позволяют осужденным осознать вину и заставляют постоянно возвращаться в беседах с психологом к тому, как им не повезло в жизни. Сформулирован вывод о похожем симптомокомплексе личностных свойств «аварийщиков» и убийц. По мнению автора, группа осужденных за убийство по неосторожности без агрессии, а к этой категории относятся и осужденные по ст. 264.4, 264.6 УК РФ, является совершенно особым типом преступников, хотя они больше похожи на обычных убийц [12].
Действия водителей, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, часто не были обусловлены сложной обстановкой на дороге. Напротив, они ее формировали, то есть не ситуация вынуждала виновного к определенным действиям,а личность превалировала над ситуацией, что более характерно для умышленных преступлений [7, с. 193].
Таким образом, указанные обстоятельства заставляют критически отнестись к высказанным мнениям в отношении «аварийщиков» как особой, неиспорченной, всегда случайной категории преступников и позволяют сформулировать следующие выводы.
«Аварийщиков», совершивших преступление в состоянии алкогольного опьянения, отличает антисоциальное поведение, скорее, типичное для лиц, совершивших умышленные преступления с тяжкими последствиями. Для большинства обследованных нами осужденных ДТП стало закономерным следствием их жизнедеятельности, отражением личностных асоциальных ценностно-нормативных установок, что привело к нарушению закона и свидетельствует о формировании криминальной предиспозиции. Криминальная предиспозиция выражается: в доминировании над ситуацией, предшествующей ДТП; умышленном обострении этой ситуации и создании угрозы для жизни и здоровья людей; психофизиологическом состоянии водителя (алкогольное опьянение), при котором стала реальной возможность причинения вреда жизни и здоровью других лиц; правовом состоянии водителя, свидетельствующем о юридическом нигилизме (безразличном отношении к за-
кону); индифферентном (безразличном) и даже пренебрежительном отношении к жизни и здоровью других людей.
Проведенное нами психологическое исследование позволило прийти к выводу о том, что ДТП с тяжкими последствиями, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, — это не просто стечение различных неблагоприятных обстоятельств в жизни человека, при исчезновении которых он перестает отличаться от большинства законопослушных граждан, а закономерное следствие, итог формирования предрасположенности, личностной готовности к нарушению закона, антисоциальной направленности личности.
Проведенное исследование имеет прикладное значение. Его результаты, а также изучение следственно-судебной и пенитенциарной практики позволяют говорить о том, что случаи, когда виновный в ДТП водитель находился в состоянии опьянения, свидетельствуют не о преступном легкомыслии, а об убийстве общеопасным способом с косвенным неконкретизированным умыслом. В случае использования виновным транспортного средства в состоянии опьянения нельзя автоматически переводить вопрос уголовно-правовой оценки содеянного в плоскость ДТП и расценивать как деяние, совершенное по неосторожности.
Надеемся, что представленный в статье материал поможет разобраться в причинах и условиях, способствующих совершению ДТП, дать принципиальную и объективную оценку виновным и особенно лицам, совершившим преступление в нетрезвом состоянии, а также принять исчерпывающие меры по предупреждению происшествий, связанных
с гибелью граждан. При этом изучение криминологической и индивидуально-психологической характеристики лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления в состоянии алкогольного опьянения, позволит повысить объективность предварительного расследования и вынесения приговора.
Литература
1. Антонян Ю.М. Криминология : учеб. для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 523 с.
2. Вишки Л. Транспортные преступления и криминологические теории личности. М.: Фонд ВНИИ безопасности дорожного движения МВД России. СР-775. С. 36.
3. Дагель П.С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы. М.: Юрид. лит, 1977. С. 8.
4. Иванова В.В. Предупреждение уголовно наказуемых нарушений правил безопасности дорожного движения : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. С. 144.
5. Коробеев А.И. Транспортные преступления. — СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2003. С. 325.
6. Красненкова С.А. Изучение личностных особенностей виновников дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями // Гуманитарный вектор. 2015. № 1 (41). С. 111-117.
7. Механизм преступного поведения / под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1981. 248 с.
8. Рабочая книга пенитенциарного психолога : пособие / под ред. А.И. Мокрецова, В.П. Голубева, А.В. Шамиса. М.: ВНИИ МВД России, ГУИН МВД России, 1997. 208 с.
9. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. Сведения за 12 месяцев 2014 г. [сайт]. URL: www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения : 07.05.2015).
10. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. — М: ИПП-ИСП, 2000.С. 72-125.
11. Чучаев А.И. Транспортные преступления: проблемы квалификации и наказания : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990. С. 24-25.
12. ЩелкушкинаЕ.А. Психодинамика личности осужденных за убийство: дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2011. С. 118.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ И ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
П. Н. Казберов
Аннотация: в статье рассматриваются характеристики криминальной субкультуры, занимающей особое место среди различных вариаций субкультур как составляющих культуры в целом в силу значимости отрицательных характеристик последствий ее проявлений. Автор отмечает, что достаточно часто криминальная субкультура определяется не иначе как антикультура, но при этом она не является чем-то монолитным и единообразным. Дифференциацию составляющих ее элементов мож-
но определить в том числе при анализе характеристик осужденных, отбывающих наказания за различные виды преступлений. В данном случае речь идет о лицах, осужденных за совершение преступлений экстремистской направленности. В ходе реализации научно-исследовательской работы автора в 2013-2015 гг. по проблематике противодействия распространению экстремизма в исправительных учреждениях пенитенциарной системы выявлены существенные различия как в поведенче-