- переход от конфронтации к сотрудничеству и интеграции, демократизации и придание высшего приоритета общечеловеческим ценностям.
Все это, в конечном счете, должно изменить сам характер государств и обеспечить формирование соответствующего новому миропорядку открытого общества. Широкое распространение в последнее время понятия «открытое общество» явилось результатом начавшегося в конце XX века бурного процесса глобальных изменений общественно-политического и социально-экономического характера, которые потребовали нового подхода к внутригосударственным и межгосударственным отношениям, для обеспечения устойчивого развития, как отдельных государств, так и всего мирового сообщества.
В современных условиях понятие «открытое общество» относится к характеристике нового типа демократического государства, формирующегося под воздействием происходящих в мире преобразований и установления нового миропорядка. Оно предполагает органически взаимосвязанное и взаимозависимое сочетание определенных особенностей государства, общества, экономики и положения человека. Поэтому можно говорить о государстве - открытом обществе, которое опирается на выполнение определенной совокупности взаимосвязанных общественно-политических и социально-экономических условий. Для России их реализация является важнейшей задачей. Эти условия можно рассматривать как требования и целевые установки по преобразованию экономики и системы общественных отношений для формирования в государстве открытого общества, а также как критерии или признаки, одновременное наличие которых позволяет характеризовать рассматриваемое государство как открытое общество. К таким критериям или признакам открытого общества в современных условиях относятся:
• достижение сопоставимого с передовыми странами мира качества жизни граждан России на основе реализации эффективных общественно-политических и социально-экономических преобразований;
• формирование гражданского общества и правового государства на основе демократизации и гуманизации;
• гармонизация отношений человека, общества и государства с природой, обеспечивающая охрану и экологическую реабилитацию окружающей среды;
• всестороннее межгосударственное и международное экономическое и политическое сотрудничество в интересах прогрессивного развития страны.
Выполнение критериев и реализация требований, обеспечивающих формирование в стране открытого общества, возможно в современных условиях на основе:
• передовых достижений научно-технического прогресса;
• создания развитой, сбалансированной рыночной экономики;
• интеграции страны и ее научно-производственно-экономических структур в мировую экономику и международное разделение труда.
Осуществление этих процессов в России создает предпосылки для формирования в ней открытого общества и может дать дополнительные шансы в стремлении занять достойное место в мире.
Важнейшим механизмом, способствующим переходу России к открытому обществу, является продвижение к сбалансированному цивилизованному рынку, направленному на стимулирование производства и инвестиций, повышение эффективности экономики на основе ее серьезнейшей структурной перестройки, включающей:
• создание конкурентоспособной на мировом рынке продукции;
• переход с импорта на экспорт машин, оборудования, товаров народного потребления (а не только топливно-сырьевых ресурсов);
• переход на наукоемкую промышленную, а не только топливносырьевую специализацию в мировой экономике, т.е. на геоэкономи-ческую (производственно-инвестиционную) модель международного экономического сотрудничества;
• налаживание добрососедских и взаимовыгодных отношений со странами СНГ;
• активизация интеграционных процессов на основе участия России в создании и деятельности транснациональных и международных научно-технических, производственно-экономических и финансово-промышленных структур и корпораций.
Одним из эффективных механизмов такой структурной перестройки является создание свободных (особых) экономических зон в России - недаром их называют «открытыми окнами во внешний мир».
Литература:
1. Рожков Г.В. Региональные зоны роста инновационной экономики. М.: МАКС Пресс, 2008.
2. Рожков Г.В. Социологические аспекты и формирование особых экономических зон в условиях инновационной экономики. М.: МОФ-ПУ «Научная перспектива», 2008.
3. Рожков Г.В. Социологические принципы и формы особых экономических зон. М.: РАН, ФПУ «Научная перспектива», 2006.
коммерческий расчет как основа экономического управления ПРЕДПРИЯТИЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Изабакаров А.И., соискатель Дагестанского государственного технического университета
Рассматриваются основные инструменты экономического управления предприятиями общественного питания. Показано, что внедрение коммерческого расчета является одним из основных факторов эффективного функционирования предприятий сферы услуг в условиях рынка.
Ключевые слова: предприятие общественного питания, экономические принципы управления, коммерческий расчет
COMMERCIAL CALCULATION AS BASE of ECONOMIC MANAGEMENT ENTERPRISE PUBLIC FEEDING
Izabakarov A., competitor Dagestanskogo state technical university
The main instruments of economic management enterprise public feeding are Considered. It Is Shown that introducing the commercial calculation is one of the main factor of the efficient operation enterprise spheres of the services in condition market.
Key words: enterprise of the public feeding, economic principles of management, commercial calculation.
К основным инструментам хозяйственного механизма экономического управления предприятиеми общепита можно отнести: коммерческий расчет, внутрифирменное планирование, ценообразование и финансы, кредит, маркетинг и стимулирование эффективной хозяйственной деятельности.
Наиболее важную роль для повышения эффективности управления предприятием играет коммерческий расчет, как важнейший способ хозяйствования, синтезирующий в себе, как функции управления, так и экономические рычаги и механизмы, направленные на исследование затрат и результатов, а также обеспечение
прибыльности предприятия общепита.
Организация коммерческого расчета на предприятии общепита может быть основана на следующих общих принципах эффективного хозяйствования в условиях рынка[1]:
- окупаемость затрат на производство и реализацию продуктов питания и рентабельность процесса обслуживания посетителей;
- оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность в распоряжении производственными ресурсами с ориентацией производства продуктов питания на удовлетворение рыноч-
ного спроса на выбранном сегменте потребителей полуфабрикатов и готовых продуктов питания;
- материальная заинтересованность в эффективном ведении хозяйства всех работников предприятия общепита;
- финансовый контроль со стороны руководства предприятия над ходом и результатами хозяйственной деятельности.
В этом случае коммерческий расчет является динамично и постоянно развивающейся системой хозяйствования. При незыблемости основных принципов коммерческого расчета по мере изменения качества оказываемых услуг и развития рыночных отношений меняются его формы и методы, а также раздвигаются границы хозяйственных отношений.
При этом, предприятие общепита определяет какую продукцию ему производить на основе анализа спроса и расчета экономической выгоды, т.е. оно формирует свою производственную программу строго согласно своим коммерческим интересам и обоснованно принятым хозяйственным решениям.
Таким образом, коммерческий расчет представляет собой методологию рационального ведения хозяйства в условиях ограниченных ресурсов на уровне отдельного предприятия общепита, как субъекта рыночных отношений, и является предпосылкой к переходу предприятия на более эффективные формы хозяйствования, проявляющиеся в виде различных форм внутрифирменного предпринимательства.
Самостоятельность предприятия общепита в своем содержании должна выражаться в необходимости осуществления им определенных функций в производстве и реализации продуктов питания, а также в удовлетворении социальных потребностей своих работников и всего коллектива, в целом. Это касается организации управления внутри предприятия, планирования им своей деятельности, определения направлений и темпов научно-технического прогресса, экономического и социального развития, производства и реализации продуктов питания, распределения и использования доходов, фонда оплаты труда и фондов экономического стимулирования, организации производства и труда, его оплаты и т.д.
Однако, самостоятельность предприятия, как в целом, так и по каждому из направлений его деятельности объективно не может быть абсолютной и всеобъемлющей. Деятельность предприятия осуществляется в определенных общественных пределах, и ограничение его самостоятельности имеет объективную причину. В условиях все углубляющегося общественного разделения труда оно находится в непосредственной производственно-технологической зависимости от поставщиков и потребителей. Ни одно решение не может быть принято без учета возможностей поставщиков и требований потребителей. Следовательно, эта зависимость отражается на хозяйственной самостоятельности предприятий общепита и его отдельных подразделений. При этом производственные связи с поставщиками, в условиях коммерческого расчета, предприятие устанавливает самостоятельно. Но в определении и решении задач своего развития оно вынуждено считаться с состоянием и уровнем развития партнеров, их интересами и возможностями.
Границей хозяйственной самостоятельности предприятия общепита выступает удовлетворение потребностей конкретных потребителей в продукции высокого качества. Помимо этого, непосредственное влияние на деятельность предприятия, особенно, на его перспективу развития, оказывает проводимая государством научно-техническая, экономическая и социальная политика.
В этих пределах коллектив предприятия общественного питания самостоятельно вступает в экономические отношения, осуществляет свою деятельность под воздействием объективных экономических законов, обеспечивающих реализацию рыночных производственных отношений во всей деятельности и в каждом конкретном действии предприятия и его подразделений. Отношения коммерческого расчета, как система производственных отношений и экономических законов, не только обуславливают сущность механизма хозяйственного управления, но и определяют структуру этого механизма, его основные черты и принципы функционирова-ния[3].
Сущность отношений коммерческого расчета и механизмов его реализации характеризуются принципами планомерности, экономической заинтересованности, экономической ответственности, самоокупаемости, самофинансирования, самоуправления и экономического соревнования или конкуренции. Разграничение этих основных принципов, в известной мере, условно, т.к. они внутренне взаимосвязаны и находятся в диалектическом взаимодействии.
Однако, каждый из них имеет свое экономическое содержание и конкретные формы реализации.
Таким образом, основной задачей коммерческого расчета является обеспечение соответствия (баланса) между результатами деятельности предприятия в процессе индивидуального производства и ресурсами, полученными им на новый производственный цикл после реализации произведенной продукции. Коммерческий расчет обеспечивает эту эквивалентность на основе своего хозяйственного механизма (цен, прибыли, товарно-денежных отношений).
Важный узловой момент перехода к коммерческому хозрасчету связан с тем, что все отношения коммерческого расчета по своей природе являются нормативными отношениями. Например, сущность коммерческого расчета, выражающая необходимость соответствия ресурсов и результатов деятельности строительных предприятий и его подразделений, включает в себя именно нормативные соотношения результатов и затрат. На такой основе должны формироваться заработанные предприятием средства. Напряженный план есть, по сути, тоже норматив выхода результата с единицы ресурса. Своеобразным нормативом затрат в хозяйственной деятельности является также договорная цена и т.д.
Нормативная основа свойственна отношениям коммерческого расчета и на стадии распределения полученного результата между предприятием, его подразделениями и бюджетом. Вознаграждение работников предприятия в зависимости от конечных результатов деятельности по существу есть нормативная связь. Известно, что формальному коммерческому расчету такая связь не присуща. Поэтому важнейшей задачей перехода к полному коммерческому расчету является восстановление и укрепление нормативного принципа ввода в производство различных видов ресурсов. Эта задача может эффективно решаться путем введения и развития системы самофинансирования.
Однако, переход к самофинансированию, построенному на широком использовании нормативов, лишь общее принципиальное решение вопроса. Остается и актуализируется проблема теоретического обоснования и последующего практического применения величины, уровня используемых экономических нормативов. Другими словами, важно определить, чем руководствоваться при установлении размеров ресурсов для удовлетворения всех потребностей в условиях индивидуального воспроизводства.
Одной из важнейших функций, реализуемых системой управления предприятием общепита на основе коммерческого расчета, является совершенствование внутрифирменного планирования. Ни одно предприятие общепита не может эффективно работать в условиях рынка, не разработав планов развития своих производственных мощностей, с учетом имеющихся у него потенциальных возможностей и спрогнозированных перспектив развития спроса на оказываемые им услуги. Система прогнозов, долгосрочных и краткосрочных, перспективных и текущих планов должна предусматривать меры по достижению всех основных целей развития предприятия общепита.
Основной задачей внутрифирменного планирования является разработка оперативного, среднесрочного и стратегического бизнес-плана развития предприятия общепита. При этом решаются подзадачи, связанные с определением перспектив развития внешнего окружения предприятия и связанного с ним изменения потока посетителей, формулируются основные и вспомогательные цели и подцели, разрабатываются альтернативные стратегии развития, выделяются наиболее важные проблемы, а также формируется план действий, связанный с их достижением. После утверждения плана коммерческой деятельности определяются в цифрах его основные показатели, и на этой основе формируется бюджет предприятия общепита.
Важным элементом хозяйственного механизма управления в условиях коммерческого расчета является цена и финансы, определяющие характер взаимодействия предприятия общепита с внешней средой. Цена создает экономические условия для функционирования финансов, кредита и заработной платы. Финансовое воздействие на процесс производства блюд проявляется, прежде всего, в распределении и перераспределении стоимости. Однако финансы не только определяют характер процесса распределения, но и оказывают активное воздействие на изменение стоимостных пропорций [2].
Современные цены на различные блюда питания должны последовательно отражать общественно необходимые затраты на их
производство и реализацию, учитывать потребительские свойства, соотношение спроса и предложения. Важным требованием при обосновании общественно-необходимых затрат является учет расходов на воспроизводство трудовых ресурсов и продуктов. Цены должны активно стимулировать развитие предприятия общепита, применение ресурсосберегающих технологий, снижающих энергоемкость кулинарного производства. Механизм ценообразования следует организовать таким образом, чтобы он способствовал сокращению необоснованных перераспределительных процессов, сбалансированности материальных и стоимостных пропорций воспроизводства.
Финансовый механизм должен способствовать переходу предприятия общепита на путь интенсивного развития и экономии продуктов, используемых в производстве блюд. Финансовая система призвана ускорить социально-экономическое развитие предприятия общепита, неуклонный рост получаемой прибыли и других финансовых ресурсов, улучшить взаимоотношение предприятия с бюджетом на основе налогов, призванных укрепить механизм коммерческого расчета, обеспечить действенный финансовый контроль над процессами воспроизводства.
Важную роль в развитии вышеуказанного механизма может сыграть переход предприятия общепита на проведение эффективной политики по самоокупаемости и самофинансированию, поставив уровень доходов своего коллектива в прямую зависимость от эффективности его работы.
В условиях интенсификации производства и перехода к коммерческим принципам хозяйствования на основе самоокупаемости и самофинансирования существенно повышается роль денег, финансов и кредита. Это обусловлено тем, что деньги, финансы и кредит являются составными частями единого экономического хозяйственного механизма. Без их активизации невозможно создание целостной, эффективной и гибкой системы управления, обеспечивающей полную реализацию возможностей рынка, ускорения социально-экономического развития предприятия общепита. В этом случае принципиально важно то, что стоимостные категории неразрывно связаны с внутрифирменным коммерческим расчетом и служат активным проводником экономических отношений. Особенно это относится к кредиту. Кредит вообще, а банковский, в частности, целиком и полностью базируется на коммерческом расчете, оказывая, в свою очередь, стимулирующее влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности.
Важным элементом, обеспечивающим информацией коммерческий расчет и экономический механизм управления в условиях рынка, являются маркетинговые исследования. Маркетинг позволяет провести глубокий анализ складывающейся на рынке ситуации и управление ею с помощью экономических рычагов воздействия. В общем случае маркетинговые исследования включают:
а) сбор информации на потребительских рынках или рынке полуфабрикатов и готовых продуктов питания;
б) оценку рыночных возможностей предприятия общепита;
в) отбор целевых рынков распространения продукции;
г) разработку комплекса мер по периодическому изменению ассортимента блюд, системы цен и методов привлечения клиентов.
Претворение в жизнь разработанных маркетинговых мероприятий требует включения их в общую систему стратегического планирования, коммерческого и контроля деятельности предприятия общепита.
Важную роль при проведении маркетинговых исследований играет правильная сегментация рынка. Она представляет собой разбивку рынка на четкие группы потребителей, для каждой из которых могут потребоваться свои блюда или свой маркетинг предлагаемых блюд. Позиционирование полуфабрикатов и готовой продукции позволяет определить ее место на рынке и сегментах рынка по отношению к конкурирующим предприятиям и разработать для того или иного потребителя собственный маркетинг.
Опыт показывает, что практическую реализацию обоснованных, напряженных и поддающихся отчетности, бизнес-планов необходимо направлять и поддерживать определенной системой моральных и экономических стимулов. Совершенно очевидно, что производство более востребованных блюд, требующих более сложного труда и профессионализма, дополнительных затрат рабочего времени и более качественных продуктов питания должно стимулироваться и оплачиваться выше, чем производство продукции с относительно низкими потребительскими свойствами.
В настоящее время в общепите может быть так же использована такая система рычагов и стимулов, как заработная плата, премии, прибыль, цена, кредит и др.
Литература:
1. Кристофер Э-Т. Ресторанный бизнес. - М.: Росконсульт, 1999.
2. Усов В.В. Организация обслуживания в ресторане. - М.: Высшая школа, 1990.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Кандаурова А.А., соискатель Дагестанского государственного технического университета
Проводится анализ различных принципов организации систем управления строительным предприятием. Показаны основные достоинства и недостатки рассмотренных методов и определены перспективы их дальнейшего развития.
Ключевые слова: методы управления, строительное производство, экспертная система.
PARTICULARITIES OF THE USING DIFFERENT PRINCIPLE MANAGEMENT AT CONSTRUCTION OBJECT SACIALINOGO PURPOSES
Kandaurova A., competitor Dagestanskogo state technical university
It Is Conducted analysis different principle to organizations managerial system building enterprise. They Are Shown main value and defect of the considered methods and is determined prospects their further development.
Key words: methods of management, building production, expert system.
Функционирование предприятий занимающихся строительством объектов социального назначения является сложным процессом, в котором принимают участие не только исполнители, непосредственно работающие на строящихся объектах, но и ряд других организаций, тем или иным образом связанных со строительным производством: заказчики, проектировщики, поставщики материалов и изделий. Следовательно, строительный процесс следует рассматривать как совокупность взаимодействующих во времени и пространстве подсистем, подчиненных единой цели функционирования и связанных между собой определенным образом. Эти связи неоднородны и нестабиль-
ны. Характер и интенсивность взаимодействия элементов производства весьма изменчивы во времени, причем изменяются состояния, как отдельных ее частей, так и состояния всей системы в целом. Поэтому строительство, как объект управления, должно рассматриваться как сложная динамическая система.
Обычно для сложных динамических объектов применяются иерархические системы управления, а задачи управления разделяются на стратегические и оперативные.
Стратегическое управление, или руководство строительным предприятием, связано с прогнозированием и планированием производственных процессов, проводимых с учетом имеющихся