Научная статья на тему 'Некоторые экономические аспекты государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей'

Некоторые экономические аспекты государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КОСВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / МЕТОДЫ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / СУБСИДИИ / ДОТАЦИИ / КРЕДИТОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СТРАХОВАНИЕ / STATE REGULATION / STATE SUPPORT / INDIRECT STATE SUPPORT / METHODS OF DIRECT INFLUENCE / SUBSIDIES / GRANTS / CREDITING / TAXATION / INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепик Ольга Викторовна

Механизм государственного регулирования сельского хозяйства является со-ставной частью системы регулирования экономики страны. Становление рыночных от-ношений в АПК не привело к стабилизации производства. Отсутствует единая про-грамма государственного регулирования сельского хозяйства, необходимость которой определяется спецификой отрасли. Направления по субсидированию сельскохозяйст-венных предприятий не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Необходимо сфор-мировать новую систему планирования и прогнозирования, обеспечить оперативность и предсказуемость размеров бюджетной поддержки сельского хозяйства, обоснование объемов поступления импортной и отечественной продукции на агропродовольствен-ный рынок и наличие социальных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of state regulation of agriculture is considered as the composite part of state regulation system of state economy. The growing of market relations in agroindustrial complex didn't led to the stabilization of production. The united program of state regulation of agriculture is absent, but its necessity is determined by the branch specificity. The directions to subsidies of agricultural enterprises don't conform to this day requirements. It's necessary to form a new system of planning and forecasting to provide the efficiency and foretelling of sizes of the budget support of agriculture. It's important to substantiate the volumes of import and patriotic production's entrance to the agroproduct market and the availability of social standards.

Текст научной работы на тему «Некоторые экономические аспекты государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей»

О. В. Чепик

НЕКОТОРЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Аннотация

Механизм государственного регулирования сельского хозяйства является составной частью системы регулирования экономики страны. Становление рыночных отношений в АПК не привело к стабилизации производства. Отсутствует единая программа государственного регулирования сельского хозяйства, необходимость которой определяется спецификой отрасли. Направления по субсидированию сельскохозяйственных предприятий не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Необходимо сформировать новую систему планирования и прогнозирования, обеспечить оперативность и предсказуемость размеров бюджетной поддержки сельского хозяйства, обоснование объемов поступления импортной и отечественной продукции на агропродовольствен-ный рынок и наличие социальных стандартов.

Annotation

The mechanism of state regulation of agriculture is considered as the composite part of state regulation system of state economy. The growing of market relations in agroindustrial complex didn’t led to the stabilization of production.

The united program of state regulation of agriculture is absent, but its necessity is determined by the branch specificity.

The directions to subsidies of agricultural enterprises don’t conform to this day requirements. It’s necessary to form a new system of planning and forecasting to provide the efficiency and foretelling of sizes of the budget support of agriculture. It’s important to substantiate the volumes of import and patriotic production’s entrance to the agroproduct market and the availability of social standards.

Ключевые слова

Государственное регулирование, государственная поддержка, косвенная поддержка, методы прямого воздействия, субсидии, дотации, кредитование, налогообложение, страхование.

Key words

State regulation, state support, indirect state support, methods of direct influence, subsidies, grants, crediting, taxation, insurance.

Государственное регулирование представляет собой деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, поли-

тической деятельности, а с другой стороны, - деятельности по формулированию политического курса.

Что касается непосредственно определения «регулирование», то оно проявляется через регулятивную функцию, которая реализуется в организации эффективного развития экономики и социальной среды общества, его поли-

тической системы и социальных взаимодействий между индивидами и их общностями (территориальными, национальными, профессиональными и

др).

Данная функция государственного управления и регулирования проявляется в некоторых аспектах (табл. 1)

Таблица 1. Функции государственного управления АПК

№ Функции

1 Лоббирование интересов отрасли

2 Разработка и реализация стратегии и программ развития АПК

3 Регулирование ассортимента и объемов производства

4 Формирование внутриотраслевого баланса

5 Политическая и административная поддержка

б Финансовая поддержка, страхование

l Обеспечение кадрами, создание условий для их закрепления на селе

B Защита внутреннего рынка, развитие внутренней конкуренции

9 Поддержание равновесия на рынке (закупки, интервенции)

1Q Развитие аграрной науки, распространение лучших в мире технологий

По мнению ряда авторов, организационно-экономический механизм государственного регулирования сельского хозяйства является составной частью системы регулирования экономики страны. Исторически в любом обществе при любой общественно-политической и социально-экономической системе агропромышленный комплекс в той или иной степени регулировался государством. Механизмы государственного регулирования изменялись в обществе по мере развития производительных сил и производственных отношений, науки, уровня общественного сознания и культуры.

Следует отметить, что аграрный сектор - важная составная часть экономики страны, с которой связана деятельность почти трети отраслей народнохозяйственного комплекса. Кроме того, развитие АПК определяет уровень продовольственного обеспечения населения и социально-экономическую ситуацию. Как показывает практика, становление рыночных отношений в агро-

промышленном комплексе не привело к стабилизации производства. Отсутствует единая программа государственного регулирования сельского хозяйства, необходимость которой определяется спецификой отрасли. К специфике можно отнести: медленный оборот капитала; слабые позиции многочисленных и разрозненных сельхозтоваропроизводителей на рынке; высокая степень предпринимательского риска, связанного с погодными условиями; необходимость поддержки развития аграрного сектора в регионах с худшими природными и экономическими условиями для сохранения социального контроля над сельскими территориями и ряд других.

Систему государственного регулирования АПК следует рассматривать как совокупность методов формирования рыночного механизма и государственной поддержки в отрасли. Что касается формирования рыночного механизма, то следует обратить внимание на закупочные и товарные интервенции, таможенные квоты, координацию цен,

формирование инфраструктуры рынка, систему бирж, законы и постановления разных уровней государственной власти.

В то же время государственную поддержку предприятий АПК можно представить следующей схемой:

Рис.1. Методы государственной поддержки предприятий АПК

Рассматривая основные направления государственного регулирования, можно выделить основные из них, в частности:

- формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

- защиту интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

- развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

- развитие социальной сферы села.

Отсюда вытекают задачи государственного регулирования агропромышленного производства:

- стабилизация и развитие агропромышленного производства,

- обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации,

- улучшение продовольственного обеспечения населения,

- поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики,

- сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности,

Таблица 2.Финансовое положение сельских товаропроизводителей в России

(до 1995 года - РСФСР)

Показатели 1970г. 1980г. и 0 9 1995г. и о 0 2 '4001 2003г. 2005г. 2006г. 2007г. и 8 о 0 2

Число сельскохозяйственных организаций, тыс.ед. 22,3 23,8 25,8 26,9 27,6 24,8 24,2 22,1 20,6 19,0 16,9 15,2

Среднегодовая численность работников, млн. человек 10,9 1> С*" СП 00* 1> Ю |> 00 сп^ СП сп^ «О, *4

Рентабельность, убыточность (-) всей хозяйственной деятельности, % 26,0 о ,9 1 37,0 О, о, о, ,0 о, о, 3, О, ,0 о, оо' 10,0 о, ,6

Число убыточных сельскохозяйственных организаций, тыс.ед. 16,8 1> о" 15,4 14,1 11,4 13,3 10,8 Ю СП 3,

в % от общего числа сельскохозяйственных организаций О, ,3 71,0 о, 3, О, ,7 1Л 51,0 О, ,6 о, ,5 1Л 49,0 о, ,5 СП о, ,0 о, ,2 СП 22,0

- защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Следует обратится к финансовому положению сельскохозяйственных товаропроизводителей в России (таб.2). Число сельскохозяйственных организаций за исследуемый период сократилось на 32%, численность работников на 83%, рентабельность производства уменьшилась с 26% до 16%, (для ведения расширенного воспроизводства в отрасли уровень рентабельности должен составлять не менее 30%) число убыточных хозяйств составляет 22% от об-

щего числа сельскохозяйственных организаций.

Что касается сельскохозяйственных предприятий Рязанской области, то государственная помощь и поддержка осуществляются в регионе по таким направлениям (табл. 3). Как показывают исследования, стабильными на протяжении последних лет в Рязанской области остаются субсидии на поддержку элитного семеноводства, рост составил 54,3%.

Таблица 3.Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий _________Рязанской области, тыс. руб.__________________________________

Показатели 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2009г. в % к 2004г.

Субсидии: - на поддержку элитного семеноводства 6652 10772 15819 25131 23247 10266 154,3

- уплату части страхового взноса (страхование урожая) 621 4035 18164 19953 38240 36284 в 58 раз

- закладку и уход за насаждениями 17360 10717 13150 7763 5361 4492 25,9

- другие 29592 43142 - - - -

Итого по растениеводству 54225 68666 47133 52847 66848 51042 94,1

Господдержка программ в животноводстве 12544 124072 145362 206624 645398 406370 В 32,4 раза

Племенное животноводство 12544 38655 48441 66018 90403 81616 В 6,5 р.

Субсидии на молоко - 85417 96921 140606 471954 274488 -

Субсидии на возмещение части затрат по % за кредит 40169 132860 22693 139906 647274 1109453 В 27,6 Раза

Федеральная целевая программа повышения плодородия почв 48639 183390 67972 76146 251981 221790 В 4,6 Раза

Федеральная целевая программа социального развития села 35430 72000 47259 116674 - - -

Финансирование капитальных вложений 219425

Субсидии на возмещение убытков по чрезвычайным ситуациям 94808 160 153649 - - - -

Субсидии на топливо - - 100797 137126 137126 163015 67819

Также значительно возросли субсидии на уплату части страхового взноса по страхованию урожая сельскохозяйственных культур с 621 тыс. руб. в 2004г. до 36284 тыс. руб. в 2009г. Однако резко сократились субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями на 74,1%. Кроме того, наблюдается рост государственной поддержки по компенсации части затрат при приобретении минеральных удобрений по

Федеральной целевой программе повышения плодородия почв в 4,6 раза. С 2006 года сельскохозяйственным товаропроизводителям компенсируется часть затрат по приобретению дизельного топлива. Однако следует отметить, что в затратах на производство продукции доля субсидий и государственной поддержки составляет только около 6% (табл.4).

Таблица 4.Выручка и затраты при производстве продукции _________в сельскохозяйственных предприятиях Рязанской области, тыс. руб.

Показатели 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2009 в % к 2004г.

Всего затрат по растениеводству 2147090 2665290 329BB37 4056373 6304547 5994170 279,2

Всего затрат по животноводству 3672156 3965691 419939B 4576040 604B997 6462437 176,0

Итого затрат 5B19246 66309B1 749B235 B632413 12353544 12456607 214,1

Выручка от продажи продукции растениеводства 1455B76 1B616B4 2221577 3635730 4799356 5083560 349,2

господдержка и субсидии 102B64 252056 215902 266119 4B1B44 340651 331,2

Выручка от продажи продукции животноводства 43B4175 34B50B9 3737B09 4452617 5648505 66BB66B 152,6

господдержка и субсидии 12544 124072 145362 206624 64539B 406370 в 32 раза

Господдержка и субсидии всего по двум отраслям 11540B 37612B 361264 472743 1127242 747021 в 6,5 раза.

Доля субсидий и господдержка в затратах на производство % 2,0 5,7 4,8 5,5 9,1 6,0 -

Направления по субсидированию и государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Во-первых, в регионе на протяжении последних 15-20 лет практически не проводились культуртехнические мероприятия (известкование, гипсование и ряд других). Все это привело к значительному росту кислых почв, которые маловосприимчивы к внесению минеральных удобрений. С этих позиций целесообразно перенаправить часть средств государственной помощи и поддержки на проведение этих очень важных работ. Во-вторых, в регионе наблюдается значительное сокращение пахотных угодий, площади которых зарастают кустарником и выбывают из севооборотов. На борьбу с этим отрицательным явлением также необходимо направлять значительные государственные финансовые ресурсы. В-третьих, необходима поддержка садоводческих

предприятий региона в плане раскорчевки старых садов и ягодников, их восстановления и замены. В-четвертых, в отрасли молочного скотоводства самым убыточным является реализация мяса крупного рогатого скота, а так как специализированной отрасли здесь пока не создано, то все эти проблемы связаны с молочным скотоводством. Здесь необходимо переходить на минимальные стабильные рыночные цены, поддерживаемые государством, уровень которых должен позволять вести хотя бы простое воспроизводство в отрасли. По молоку такие закупочные цены должны быть на уровне 13 руб. за 1л., мясу крупного рогатого скота - не менее 90 руб. за 1кг живой массы. В создавшихся экономических условиях собственными средствами сельскохозяйственные предприятия эти проблемы решить не могут.

Вывод о том, что государство является ключевым звеном рыночного ме-

ханизма хозяйствования убедительно свидетельствует передовой мировой опыт. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что развитие АПК зависит от того, насколько целесообразны и как соблюдаются установленные государством «правила игры» в отрасли и в экономике в целом. Если в отечественном АПК субсидии, как правило, выделяются не на конечный результат, а на промежуточный (компенсацию части затрат на приобретение нефтепродуктов, минеральных удобрений), то опыт большинства зарубежных стран свидетельствует о том, что страхуется или субсидируется конечный результат, например, доход фермеров.

С учетом современных условий хозяйствования меры государственной поддержки расширены и сгруппированы по целевому признаку следующим образом:

- государственное регулирование (макроэкономическая политика), которое включает методы, не направленные непосредственно на аграрнопродовольственную сферу экономики, но воздействующие на ее функционирование;

- поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, к которой относятся различные субсидии, компенсационные платежи, страховые платежи за ущерб, связанный со стихийными бедствиями;

- компенсация издержек как мера субсидирования и льготного налогообложения при приобретении оборотных средств, субсидирования выплат процентов по кредитам и страховым программам;

- ценовое регулирование, включая поддержку внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, государственные закупки сельскохозяйственной продукции, таможенное и тарифное регулирование;

- содействие развитию агропро-довольственного рынка и его продукто-

вых сегментов путем выделения государственных средств на разработку и осуществление рыночных программ, субсидий на хранение и транспортировку сельскохозяйственной продукции;

- содействие развитию производственной инфраструктуры, включая финансирование мероприятий долгосрочного характера;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- осуществление региональных программ развития агропромышленного производства.

Все вышеперечисленные меры должны разделяться по уровням управления экономикой: федеральному, региональному, муниципальному.

Перечисленные меры государственной поддержки сельхозпроизводителей позволят обеспечить:

1. Рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, повышение их качества и конкурентоспособности.

2. Рост доходов отраслей и товаропроизводителей АПК.

3. Формирование эффективно функционирующих рынков сельскохозяйственной продукции, развитие их инфраструктуры.

4. Расширение экономических и

торговых возможностей отечественных товаропроизводителей агропромыш-

ленного комплекса.

5. Мониторинг цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, поддержание паритета индексов этих цен (тарифов).

6. Создание условий роста инвестиций в сферу сельского хозяйства.

7. Поддержку развития сельских территорий на основе повышения финансовой устойчивости товаропроизводителей, диверсификации занятости и источников доходов сельского населения.

8. Сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых в

агропромышленном (в том числе

рыбохозяйственном) комплексе.

В обеспечении продовольственной безопасности страны главная роль принадлежит государству, для чего необходимы: увязка, определенность и предсказуемость размеров бюджетной поддержки сельского хозяйства, обоснование объемов поступления импортной и отечественной продукции на аг-ропродовольственный рынок и наличие социальных стандартов. Для решения этой задачи предстоит сформировать новую систему индикативного планирования и прогнозирования, обеспечить оперативность разработки и доступность продуктовых балансов на федеральном и региональных уровнях.

Интересен мировой опыт государственного управления агропроизводством. Особое место в государственной поддержке фермерских хозяйств уделяется составлению и реализации различных программ страхования. Например, одной из самых старейших программ в США по страхованию урожаев сельскохозяйственных культур является программа «Многократное страхование урожая», которая обеспечивает возмещение частичных потерь или гибель всего урожая от большинства естественных опасностей, включая засуху, избыточную влажность, наводнение, град, сильные ветры (торнадо) и другие катастрофические природные явления. Программой покрываются 75 видов выращиваемых культур, а страховой случай наступает тогда, когда фактически полученный урожай оказывается ниже среднего урожая за 4-10 предыдущих лет. Минимальный уровень страхования полностью финансируется за счет бюджета и гарантирует фермерам возмещение ущерба в случае снижения урожая более чем на 50% от ожидаемого - из расчета 55% фиксированной цены, устанавливаемой агентством. Для участия в этой программе фермеры платят только административные расходы в сумме

100$ за каждую застрахованную культуру. При этом страховые взносы базируются на тарифах в зависимости от возделываемой культуры, предполагаемом размере урожая и региональном расположении фермерского хозяйства. Величина тарифа больше там, где чаще происходят колебания урожайности. Максимальный уровень страхования устанавливается при потере урожая ниже 85% от среднего его уровня с выплатой ущерба из расчета 100% фиксированной цены.

Данная программа страхования

- одна из наиболее популярных в США; по ней ежегодно страхуются сельскохозяйственные культуры и многолетние насаждения на площади около 40 млн. га, а общий объем выплат превышает 1,0 млрд. дол.

Существует ряд других программ, которые позволяют фермерам защищать свои доходы от возможного падения урожайности сельскохозяйственных культур и снижения рыночных цен на произведенную продукцию: Программа «Страхование доходов»; программа «Прямые платежи производителям»; программа «Антициклические платежи»; программа «Рыночные займы»; программа «Консервация сельскохозяйственных земель» и др.

В целом размер прямых государственных выплат, особенно по программам поддержки цен и доходов фермеров, внушителен. В отдельные годы общие поступления доходят до 100 млрд.$. В процентах к стоимости продукции это составляет в США 3040%, в странах Евросоюза 40-80% . при том, что естественная продуктивность гектара сельхозугодий в США в 2,8 раза выше, а в странах Евросоюза в 2,0 - 2,2 раза, чем в России. В Российском АПК доля государственной помощи и поддержки составляет только 3 - 10 % от выручки.

Библиографический список

1.Буздалов И. Сельское хозяйство как приоритетное направление господдержки// АПК: экономика и управление. -

2009.-№ 4.

2.Воловик Ю.С. Государственная поддержка - основа развития агрострахования // АПК: экономика и управление. -

2010.-№ 1.

3.Стадник А.Т., Шелковников С.А. и др. Совершенствование государственного регулирования развития сельскохозяйственного производства региона // АПК: экономика и управление. - 2007.-№11.

4.Стадник А. Т., Шелковников С. А. и др. Совершенствование системы бюджетного финансирования сельхозпроиз-водства // АПК: экономика и управление. - 2009,- №4.

5.Годовые отчеты сельскохозяйственных организаций Рязанской области 2004-2009 гг.

6.Статистические сборники по Рязанской области 2004-2009 гг.

Bibliographic list

1.Buzdalov I. Agriculture as a priority direction of state / AIC: Economics and Management. - 2009,- № 4.

2. Volovik, Y.S. State support - the basis of agricultural insurance / agriculture: economics and management. - 2010,- № 1. 3.Stadnik A.T. Shelkovnikov S.A. etc. Agricultural production The improvement of state regulation of in the region / / AIC: Economics and Management. - 2007,- №

11.

4. Stadnik, A. T., Shelkovnikov S.A. etc. The improvement of budget financing agricultural / agribusiness: Economics and Management. - 2009,- № 4.

5. Annual Reports of Agricultural Organizations in Ryazan Region, 2004-2009.

6.Collected articles on Statistics in the Ryazan region 2004-2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.