Научная статья на тему 'Некоторые аспекты взаимодействия государств и нетрадиционных акторов в международной политике'

Некоторые аспекты взаимодействия государств и нетрадиционных акторов в международной политике Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
701
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТРАДИЦИОННЫЕ АКТОРЫ / ГОСУДАРСТВА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (МНПО) / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ (ТНК) / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / НЕЙТРАЛИТЕТ / NON-TRADITIONAL ACTORS / STATES INTERNATIONAL NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS (INGOS) / TRANSNATIONAL CORPORATIONS / INTERACTION / COOPERATION / NEUTRALITY / COMPLICIT / POLITICAL PROCESS / АКТОРҳОИ ГАЙРИАНЪАНАВӣ / ДАВЛАТҳО / ТАШКИЛОТҳОИ ГАЙРИДАВЛАТИИ БАЙНАЛМИЛАЛӣ (ТҒДБ) / КОРПОРАТСИЯҳОИ ФАРОМИЛЛӣ (КФ) / ТАЪСИРИ МУТАЦОБИЛА / ҳАМКОРӣ / БЕТАРАФӣ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Холдоров О. Н.

Рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия нетрадиционных акторов и государств в сотруднической, нейтральной и конфликтной формах. Утверждается, что нетрадиционные акторы в современных международных отношениях вынуждают государства идти на взаимодействие с ними. Нетрадиционные акторы могут выполнять посредническую миссию между государствами и внутригосударственными субъектами с целью нахождения точек соприкосновения между противоборствующими сторонами, но и способны разжечь конфликт на любом уровне. Форму взаимодействия нетрадиционных акторов и государств определяют их интересы. Приведены примеры подобного взаимодействия в трех названных формах. Указывается, что некоторые нетрадиционные акторы при возникновении конфликта с принимающей страной могут пойти на крайние методы борьбы. Для защиты своих интересов они могут ставить целью смену власти в стране пребывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certain Aspects of Interaction of States and non-Traditional Actors in International Policy

The article dwells on some aspects of interaction between non-traditional actors and states in cooperative, neutral and conflicting forms. It is asserted that non-traditional actors compel states to go for interaction with them in contemporary international relations. Non-traditional actors can both perform a mediatory mission between states and international subjects with the purpose of finding a touching point common for the two opposed parties and at the same time they can kindle a clash at any level. The form of interaction between the two parties in question is determined by their interests. The author adduces examples of this type in three forms mentioned above. It is pointed that some non-traditional actors can resolve for extreme methods of struggle if a clash springs up. In order to defend their interests they may move a purpose of throwing off the authorities of the country of their sojourn.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты взаимодействия государств и нетрадиционных акторов в международной политике»

23.00.04 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ГЛОБАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

23 00 04 POLITICAL PROBLEMS OF INTERNATIONAL RELATIONS, GLOBAL

AND REGIONAL DEVELOPMENT

УДК 327 ББК 66. 4

Холдоров Ойбек Нурматджонович,

аспирант кафедры международных отношений ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Холдоров Ойбек Нурматцонович,

аспиранти кафедраи муносибатхои байналхалции ДДХ,БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)

Kholdorov Oybek Nurmatjonovich,

post-graduate of the department of international relations under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]

Ключевые слова: нетрадиционные акторы, государства, международные неправительственные организации (МНПО), транснациональные корпорации (ТНК), взаимодействие, сотрудничество, нейтралитет Рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия нетрадиционных акторов и государств в сотруднической, нейтральной и конфликтной формах. Утверждается, что нетрадиционные акторы в современных международных отношениях вынуждают государства идти на взаимодействие с ними. Нетрадиционные акторы могут выполнять посредническую миссию между государствами и внутригосударственными субъектами с целью нахождения точек соприкосновения между противоборствующими сторонами, но и способны разжечь конфликт на любом уровне. Форму взаимодействия нетрадиционных акторов и государств определяют их интересы. Приведены примеры подобного взаимодействия в трех названных формах. Указывается, что некоторые нетрадиционные акторы при возникновении конфликта с принимающей страной могут пойти на крайние методы борьбы. Для защиты своих интересов они могут ставить целью смену власти в стране пребывания.

Калидвожа^о: акторхои гайрианъанавй, давлатхо, ташкилотхои гайридавлатии байналмилали (ТГДБ), корпоратсияхои фаромиллй (КФ), таъсири мутацобила, хамкори, бетарафи

НЕКОТОРЫЕ А СПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ И НЕТРАДИЦИОННЫХ АКТОРОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКЕ

БА ЪЗЕ ЧЩА ТЪОИ ТА ЪСИРИ МУТАЦОБИЛИ ДАВЛА ТХО ВА АКТОРХОИ райрианъанави дар СИЁСА ТИ ЧАХОНИ

CERTAIN ASPECTS OF INTERACTION OF STA TES AND NON-TRADITIONAL ACTORS IN INTERNATIONAL POLICY

Дар мацола баъзе цщат^ои таъсири мутацобили актор%ои гайрианъанавй ва давлат%о %ангоми %амкорй ё нисбат ба %амдигар бетараф будан, %амчунин дар сурати ба миён омадани низоъ байни ощо баррасй шудааст. Зикр мешавад, ки дар муносибат%ои байналхалции муосир актор%ои гайрианъанавй давлат%оро мацбур месозанд, ки бо ощо %амкорй намоянд. Актор%ои гайрианъанавй метавонанд, ки байни давлат%о ва субъект%ои дохилидавлатй вазифаи миёнаравиро бо мацсади ёфтани нуцта%ои тамос байни тараф%ои зид ицро намоянд, %амчунин метавонанд дар %амаи сат%%о оташи низоъ барафрузанд. Шакли %амкории актор%ои гайридавлатй ва дав-лат%оро манфиат%ои ощо муайян месозад. Дар мацола оид ба %ар се шакли мазкури %амкории давлат%о ва актор%ои гайридавлатй мисол%о оварда шудаанд. Таъкид мегар-дад, ки баъзе актор%ои гайрианъанавй %ангоми сар задани низоъ бо давлати цабулку-нанда метавонанд, ки усул%ои цатъии муборизаро ба кор баранд. Ба%ри %имояи манфи-ат%ои худ ощо метавонанд ба иваз кардани %окимияти давлати будубош даст зананд.

Key words: non-traditional actors, states international non-governmental organizations

(INGOs), transnational corporations, interaction, cooperation, neutrality, complicit,

political process

The article dwells on some aspects of interaction between non-traditional actors and states in cooperative, neutral and conflicting forms. It is asserted that non-traditional actors compel states to go for interaction with them in contemporary international relations. Non-traditional actors can both perform a mediatory mission between states and international subjects with the purpose of finding a touching point common for the two opposed parties and at the same time they can kindle a clash at any level. The form of interaction between the two parties in question is determined by their interests. The author adduces examples of this type in three forms mentioned above. It is pointed that some non-traditional actors can resolve for extreme methods of struggle if a clash springs up. In order to defend their interests they may move a purpose of throwing off the authorities of the country of their sojourn.

Сегодня проблема акторов мировой политики и международных отношений считается одной из наиболее актуальных и дискуссионных в политической науке. Это в первую очередь связано с тем, что в современных условиях, вопреки подписанному Вестфальскому мирному договору, государства - далеко не единственные акторы международных отношений, так как спектр деятельности и количество других, новых фигур, способных влиять на политику, постоянно расширяется. В политической теории государства и их союзы рассматриваются как традиционные акторы, в то время как остальные фигуры, способные влиять на политический процесс или формировать его, обозначаются как нетрадиционные. Сейчас многие исследователи предлагают весьма широкий перечень нетрадиционных акторов: это транснациональные корпорации (ТНК), международные неправительственные организации (МНПО), средства массовой информации (СМИ), туристы, мигранты, мегаполисы, некоторые регионы различных государств, транснациональные преступные объединения (ТПО), террористические группировки и т.д. Если исходить из того, что актор - это прежде всего действующее лицо, способное влиять на политику или формировать ее на любом уровне, то становится ясно, что акторность многих этих политических фигур не вызывает сомнений. Но

очевидно, что они различаются по степени влиятельности, так как ресурсы их влияния могут сильно варьироваться.

Сегодня в политической науке ТНК, МНПО и СМИ могут быть рассмотрены как наиболее влиятельные нетрадиционные акторы, поскольку обладают политическими, экономическими, информационными, идеологическими, мобилизационными и пр. ресурсами. Однако общеизвестно, что сторонники политического реализма, опираясь на экономическую, политическую и военную мощь государств, считают их единственными акторами международных отношений. При этом практика показывает, что государства -далеко не единственные акторы, способные формировать международную политику. Своими действиями государства демонстрируют, что в условиях глобализации они не в состоянии тотально контролировать все происходящие политические, экономические, социальные и пр. процессы, и поэтому возникновение новых акторов - объективное явление. В современных условиях в зависимости от ситуации государства могут взаимодействовать как с себе подобными, так и с новыми акторами. Вызывает определенный интерес взаимодействие государства с нетрадиционными акторами в различных формах, так как это - относительно новое явление в мировой практике.

Действия акторов на любом уровне не совершаются в вакууме, и они вполне осознают, что для реализации своих целей им необходимо взаимодействовать. По мнению Т.А. Халилова, взаимодействие - это «тип отношений между субъектами политики, при котором они оказывают взаимное влияние друг на друга, обмениваются ресурсами власти и влияния» [1, с. 194]. Ещё можно сказать, что взаимодействие - это процесс воздействия различных акторов друг на друга, способ изменения состояния, когда каждый намеревается извлечь как можно больше выгоды. Ведь не является секретом, что акторы мировой политики взаимодействуют, прежде всего руководствуясь собственными первостепенными интересами, и именно эти интересы определяют форму их взаимодействия. Исследователями политической теории отмечаются разные формы политического взаимодействия. Так, А. А. Дегтярев отмечает, что «взаимонаправленные действия различных политических субъектов формируют более или менее устойчивые взаимодействия и отношения между ними. Существует множество оттенков политических взаимодействий, но самые крупные части этого спектра можно...свести к пяти основным: конфронтации; нейтралитету; компромиссу; союзу и консенсусу» [2, с. 158]. Поскольку компромисс, союз и консенсус в широком смысле предполагают сотрудничество, а конфронтация является одной из стадий конфликтной ситуации, то политическое взаимодействие акторов следует свести к трем формам: сотрудничеству, нейтралитету и конфликту.

Если взаимодействие государств в сотруднической, нейтральной и конфликтной формах является обыденностью и не вызывает особого интереса, то их взаимоотношения с нетрадиционными акторами начинают фокусировать внимание исследователей политической науки. Такой феномен способен изменить традиционно сложившиеся взгляды на конфигурацию политических сил. Сегодня очевидно, что государства весьма серьезно относятся к так называемым акторам «вне суверенитета», так как осознают, что вторые стали неотъемлемой частью мировой политики и международных отношений. Поэтому взаимодействие государств и нетрадиционных акторов в форме сотрудничества -нередкое явление.

Х. Милнер пишет, что, вслед за Р. Кохейном, ряд ученых определяют сотрудничество как происходящее, «когда акторы ведут себя в соответствии с реальными или ожидаемыми предпочтениями других, через процесс координации политики» [3, с. 467]. Безусловно, сотрудничество в любой области предполагает процесс приобретения взаимных выгод, но каждая его сторона в первую очередь нацелена на решение определенных собственных задач. Политическое сотрудничество является формой взаимодействия акторов, направленного на достижение собственных или общих целей, реализация которых в одиночку труднодостижима или нереальна. Практика показывает, что взаимодействие традиционных и нетрадиционных акторов в разных областях становится неопровержимым фактом, посредством чего достигаются разнообразные политические, экономические и другие цели. Государства осознают, что одним из обязательных условий их успешного функционирования и развития в разных областях является взаимодействие с нетрадиционными акторами.

Если говорить о сотрудническом взаимодействии государств, то их отношения с МНПО могут быть наглядным примером всему сказанному. Сегодня эти неправительственные организации активно заняты оказанием гуманитарной помощи, защитой прав человека и охраной окружающей среды, обеспечением мира и безопасности, участвуют в образовательных программах, спортивных проектах и т.д. [4, с. 50]. Общие социально значимые задачи и их разрешение способствуют партнерству государственных и общественных структур. Многие современные МНПО выступают посредниками между государствами и их гражданами, играют роль инструмента их сближения. Они выполняют консультативную и информативную функцию, так как эти организации? благодаря мобильности и меньшей бюрократичности по сравнению с традиционными акторами, могут обладать эксклюзивными идеями, предложениями, информацией.

Практика показала, что неправительственные организации в определенных случаях способны играть роль посредника при разрешении противоречий и конфликтных ситуаций между государствами или между внутригосударственными противоборствующими сторонами. Так, начиная с начала 60-х гг. ХХ в. значима роль Фонда Кеттеринга (американский неправительственный исследовательский центр) в финансировании Дартмутских конференций между представителями США и СССР. Как отмечает Ренда М. Слим, впоследствии Дартмутская конференция превратилась в один из важнейших способов организации неофициальных встреч между США и СССР. С одной стороны, она внесла значительный вклад в преодоление политических кризисов, с другой стороны, эта конференция являлась важным неофициальным средством обмена мнениями [5, с. 171]. Также важно отметить, что заметна роль внешних политических фигур в прекращении гражданской войны в Республике Таджикистан. По свидетельству Э. Рахматуллаева, организованные Фондом Кеттеринга Дартмутские встречи сыграли важную роль в побуждении противоборствующих в Таджикистане сторон к поиску путей мирного решения конфликта [6, с. 5]. Поэтому важно отметить, что такие нетрадиционные акторы, как МНПО, в современных условиях имеют достаточно ресурсов и авторитета для выполнения посреднической миссии между конфликтующими сторонами. Организованные Фондом Кеттеринга Дартмутские конференции внесли значительный вклад в организацию диалога между противоборствующими сторонами и налаживание мирной жизни в Таджикистане. Этот феномен наглядно демонстрирует процесс активной

вовлеченности МНПО в противоречия, возникшие между различными группами в рамках одного государства, в результате чего формируется новый политический процесс.

С другой стороны, было бы целесообразно говорить об обратной стороне «медали». Дело в том, что в последнее время некоторые МНПО, сотрудничая с определенными государствами, доказали свою пригодность в качестве одного из эффективных инструментов достижения разнообразных целей. Такое явление также может рассматриваться как элемент сотрудничества государства и нетрадиционного актора. Безусловно, речь идет о сотрудничестве некоторых государств и МНПО, в результате которого были организованы «цветные революции». События, произошедшие в Грузии, Украине, Киргизии и т.д., четко продемонстрировали, что МНПО (например Freedom House) в тандеме с определенными государствами (особенно с США) способны очень серьезно повлиять на политику любого уровня или даже запустить новый политический процесс. Ведь «цветные революции» представляют собой подготовленный и спланированный акт, подразумевающий технологию «мягкой силы», основной целью которого является смена не угодных некоторым государствам режимов ненасильственными методами. Парадоксально, что в таких случаях организации неправительственного характера показывают себя совсем с другой стороны. Если выше нами была упомянута посредническая миссия МНПО, основной целью которой был поиск компромисса между противоборствующими сторонами, то здесь, наоборот, ставилась задача повлиять на общественное мнение, манипулировать им с целью смены правящего режима. Поэтому, с одной стороны, организация «цветной революции» на чьей - либо территории говорит о взаимодействии вовлеченных в этот процесс государств и МНПО в форме сотрудничества, а с другой стороны, вторые, по сути, конфликтуют с теми странами, где планируется смена власти ненасильственным методом. Иначе говоря, в процессе организации «цветных революций» наблюдаются две формы взаимодействия нетрадиционных акторов с традиционными - сотрудническая и конфликтная. МНПО с целью идеологического воздействия на сознание людей принимающей страны (где планируется организовать «цветную революцию») сотрудничают с государствами-«спонсорами» и одновременно взаимодействуют с первыми в конфликтной форме.

При этом общеизвестно, что основным критерием деятельности организаций неправительственного характера является то, что они не должны быть экономическими структурами, принимать участие в политике, чтобы прийти к власти, пропагандировать насильственные методы и т.д. Использование их некоторыми государствами в качестве «мягкой силы» чётко показало, что МНПО вполне могут быть нацелены на извлечение экономических выгод (ведь трудно представить, что из своего большого вклада в организацию «цветных революций» они ничего не извлекают), принимать самое непосредственное участие в политике. Хотя, вне всякого сомнения, на власть они не претендуют, но могут помочь тем, кто этого желает, и использовать абсолютно все методы для достижения поставленных целей.

Очевидно, что сотрудничество государства и нетрадиционных акторов (в данном случае - с МНПО) отчасти обусловлено неспособностью стран мира разрешить свои разногласия традиционными методами (например дипломатией). Кроме того, понятно, что взаимодействие государств и нетрадиционных акторов не имеет постоянного характера, оно изменчиво и зависит от конкретной ситуации, так как в определенных случаях они

могут сотрудничать, а по некоторым конкретным вопросам - конфликтовать. Как однажды У. Черчилль высказался о том, что у «Британии нет постоянных друзей и врагов, а есть только постоянные интересы», так и у современных традиционных и нетрадиционных акторов нет вечных союзников и оппонентов, потому что именно их интересы определяют, кто есть кто по отношению к ним.

Другой формой политического взаимодействия, которое может быть осуществлено между государствами и нетрадиционными акторами, является нейтралитет. Понятие «нейтралитет» происходит от латинского слово «newter», что означает «ни тот ни другой». Нейтралитет - позиция, предполагающая в первую очередь неучастие (прямое или косвенное) любого действующего лица в любых формах конфликтов, происходящих между двумя или несколькими сторонами. На первый взгляд может показаться, что нейтральная позиция не совсем свойственна природе актора, так как предполагается, что он прежде всего - активно действующее лицо, намеренное влиять на политику или формировать новый политический процесс. Хотя нейтральная позиция не предполагает каких - либо активных действий, она тоже направлена на защиту собственных интересов. Практика показывает, что осознанный выбор некоторыми акторами позиции «бездействия» или «игнорирования» может принести им определенные дивиденды. Практика занятия государствами позиции нейтралитета по отношению друг к другу не является новым явлением, хотя такая позиция начала приобретать правовые формы относительно недавно. В этом смысле Швейцария выступает как эталон такой формы взаимодействия с другими традиционными акторами. Еще в XIX в. она была признана, государством, придерживающимся нейтральной позиции и оградившим себя от вмешательства в разногласия различного характера, которые происходят между любыми другими акторами. Из числа постсоветских государств Туркменистан в 1995 г. приобрел статус нейтральной страны, законодательно закрепив свою позицию.

Одна из важных особенностей позиции нейтралитета состоит в том, что государства могут официально обретать такой статус только по отношению друг к другу, так как все они являются субъектами международного права. Получается, что, с юридической точки зрения, государства не могут занимать нейтральную позицию по отношению к нетрадиционным акторам и уж, тем более, закрепить ее законодательно, так как вторые не являются субъектами международного права. Кроме того, если исходить из того, что осуществление государствами нейтралитета возможно только при наличии воюющих сторон, то нетрадиционные акторы не могут быть ни одной из таких сторон. Это еще раз подтверждает, что нетрадиционные акторы законодательно не могут занять нейтральную позицию по отношению к любым политическим фигурам, так же как и другие по отношению к ним. Вместе с тем вполне возможно, что некоторые государства и нетрадиционные акторы относятся друг к другу весьма лояльно. Если не будет установлен факт взаимодействия государства и нетрадиционного актора в форме сотрудничества или конфликта на локальном, региональном и глобальном уровнях, то их отношения вполне можно расценивать как нейтральные.

И, наконец, как уже отмечено, традиционные и нетрадиционные акторы исходя из своих интересов могут взаимодействовать между собой также и в конфликтной форме. Конфликтное взаимодействие акторов в результате столкновения интересов - нередкое явление в международной практике. А.С. Тургаева и А.Е. Хренова считают, что под

социальным конфликтом понимают «противоборство сторон, преследующих несовместимые интересы». А политический конфликт, по их мнению, - это «противоборство субъектов политического процесса за государственную власть или политическое влияние» [7, с. 415]. А Н.П. Медведев определяет политический конфликт как «борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство» [8, с. 7]. Безусловно, политический конфликт - это не только борьба различных акторов на государственную власть или политическое влияние; его также можно охарактеризовать как противостояние разных политических фигур из-за своих меркантильных интересов. Еще В.И. Ленин в свое время отмечал, что «политика -это концентрированное выражение экономики», и это действительно так.

Хотя нетрадиционные акторы и намереваются влиять на политику, но они не ставят себе целью борьбу за государственную власть, потому что у них существуют вполне конкретные экономические цели, которые, можно сказать, ими и движут. Например, наиболее влиятельные политические партии действительно могут бороться за государственную власть и политическое влияние, в то время как такие нетрадиционные акторы, как ТНК, МНПО и СМИ, могут бороться только за возможность влияния на процесс принятия политических решений или на формирование нового политического процесса, потому что их дальнейшее существование может зависеть от тех или иных принимаемых решений и от лояльности правящих режимов. Но еще раз хотелось бы отметить, что эти нетрадиционные акторы не влияют на политику, чтобы просто влиять на неё, т.е. у них это не является самоцелью. Они стараются добиться, чтобы принимаемые политические решения разного уровня не стали барьерами на пути их развития. Исходя из всего сказанного, а также учитывая место и роль нетрадиционных акторов в современных международных отношениях, можно сказать, что политический конфликт в широком смысле - это противоборство и традиционных, и нетрадиционных акторов, вызванное, прежде всего, несовпадением их интересов, целей, взглядов, ценностей и т.д.

Никто не будет оспаривать, что конфликты между государствами существовали всегда и сегодня они являются неотъемлемой частью их взаимодействия. Вместе с тем в современной мировой политике и международных отношениях мы становимся свидетелями того, как государства взаимодействуют в конфликтной форме даже с нетрадиционными акторами. Например, общеизвестно, что сегодня экономический потенциал многих ТНК нередко превышает ВВП довольно развитых во всех отношениях государств. Многие современные ТНК являются технологически развитыми, мобильными, экономически эффективными, финансово успешными структурами [9, с. 19]. Для успешного функционирования ТНК все время находятся в поисках дешевого сырья, дешевой рабочей силы и рынка сбыта своей продукции. Чтобы осуществить подобные цели, им нередко приходится взаимодействовать со многими государствами. Обычно они предпочитают размещать свои филиалы или дочерние компании в тех странах, где условия ведения бизнеса наиболее благоприятны. Отчасти поэтому правительства многих стран стараются создать для них такие условия в виде изменения законодательства, упрощения налоговой системы для иностранных компаний, предоставления особых преференций и т.д. Государства полагают, что эти корпорации могут способствовать их экономическому

росту, обеспечить занятость населения, создать новые технологии, увеличить бюджетные средства посредством выплаты налогов, что они повышают уровень жизни населения, способны создать в стране атмосферу здоровой конкуренции и т.д. Вместе с тем принимающие государства, вне всякого сомнения, понимают, что действия ТНК могут иметь также и негативные стороны. Например, они способны монополизировать локальный рынок, вытеснив с него местных предпринимателей, могут влиять на принятие политических решений, прямо или косвенно воздействующих на деятельность ТНК, и т.д. Это и многое другое может охладить отношения государства и ТНК, переведя их взаимодействие в конфликтную форму.

Сценарии развития конфликтного взаимодействия ТНК и страны пребывания, безусловно, могут быть самыми разными. Одно из преимуществ ТНК в подобных разногласиях состоит в том, что они не привязаны к какой - либо конкретной стране и в случае необходимости могут приостановить деятельность в рамках государства, с которым возникли непреодолимые противоречия. Миру известны случаи, когда ТНК в результате столкновения интересов с принимающей страной шли на крайние формы борьбы для того, чтобы продолжить свою высокоприбыльную деятельность. Свержение режима С. Альенде в Чили в 1973 г. с помощью корпорации ИТТ служит наглядным примером вышесказанному [10, с. 185]. Нужно сказать, что свержению режима С. Альенде, безусловно, способствовало множество различных внутренних и внешних факторов, но одним из важных, без всякого преувеличения, стала роль ТНК. Инициатива тогдашнего президента Чили о проведении масштабных преобразований в жизни страны не отвечала интересам работавших там крупных иностранных корпораций. Например, идея С. Альенде о национализации природных ресурсов могла означать завершение много- прибыльной работы многих иностранных корпораций, работавших в сырьевом секторе Чили. Поэтому есть основание полагать, что эти корпорации сделали все от них зависящее, чтобы привести к власти лояльного к ним лидера, который не препятствовал бы их успешному функционированию. В то же время стоить отметить, что столь явные примеры вмешательства ТНК во внутренние дела той или иной страны, видимо, остались в прошлом. Но это не значит, что сегодня государства и ТНК не взаимодействуют в конфликтной форме. Конфликты между государствами и нетрадиционными акторами в результате столкновения интересов - нередкое явление и в современном мире. Конфликт как крайний способ разрешения разногласий для акторов любого типа до сих пор актуален, но, вероятно, механизм его разрешения претерпел некоторые изменения. Свержение режима С. Альенде в Чили доказывает, что ТНК для защиты собственных интересов могут вступить в конфликтную форму взаимодействия с принимающей страной, в результате чего к власти в ней приводится лояльный к ним лидер. В подобных случаях крупные корпорации, которые привыкли использовать дешевый труд местного населения и природные ресурсы принимающего государства, в результате чего извлекаются сверхприбыли, не могут свернуть свой бизнес из - за политики нового правительства. Поэтому принимается решение финансировать проект смены элиты, что и произошло в Чили.

Таким образом, позиция сторонников государственно - центристской модели устройства мира, согласно которой только государства и их альянсы могут претендовать на роль акторов мировой политики и международных отношений, начинает ослабевать. Сегодня уже понятно, что процесс формирования на политической арене множества новых

фигур в форме нетрадиционных акторов практически завершен и они становятся неотъемлемой частью принятия мировых политических решений.

Список использованной литературы:

1. Халилов Т.А. Стратегии политического взаимодействия государства и бизнес-структур в

современной России //ИСОМ.- 2015. - №6-2. - С.193-198.

2. Дегтярев А.А. Основы политической теории: учеб. пособие / Ин-т "Открытое общ-во". -М.: Высш. шк., 1998. - 239 с.: табл. (Прогр. "Высш. образование").

3. Milner H. International Theories of Cooperation: Strengths and Weaknesses // World Politics.

1992. V. 44, No. 3

4. Наумов А.О. Международные неправительственные организации и проблемы глобального

управления //Государственное управление. Электронный Вестник. Вып. 39. Август. 2013. -С. 49-76.

5. Ренда М. Слим. Введение в конфликтологию (уч.пос. для высших учебных заведений Республики Таджикистан). - Душанбе: ЭР-граф, 2006. - 272 с. (на тадж. яз.)

6. Рахматуллаев Э. Роль Организации Объединенных Наций в урегулировании межтаджикского конфликта: автореф...дис. канд. полит. наук. -М., 2000. - 21 с.

7. Политология: учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005. — 560 с.: ил. (Серия «Учебное пособие»).

8. Медведев Н.П. Политические кризисы и конфликты: теория и практика/Монография. -М.:

Вопросы политологии, 2017. - 176 с.

9. Хусаинов Б. Д. Транснациональные корпорации и национальные экономики: сравнительный

анализ развития // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика.-2013. - №4 (6). - С.15-21.

10. Цыганков П.А. Международные отношения: учебное пособие. — М.: Новая школа, 1996. — 320 с.

Reference Literature:

1. Khalilov T.A. Strategies of Political Interaction between States and Business-Structures in Contemporary Russia.//ISOM, 2015, ## 2 -6. - pp. 193 - 198.

2. Degtyaryov A.A. Foundations of Political Theory: manual // "Open Society Institutes". - M.: Higher School, 1998. - 239pp. - table (Progress "Higher Education").

3. Milner H. International Theories of Cooperation. Strengths and Weaknesses // World Politics. 1992. - V.44, #3.

4. Naumov A.O. International non-Governmental Organizations and Problems of Global Management // State Governance. Electronic Bulletin. Issue 39, August, 2013. - pp. 49 - 76.

5. Renda M. Slim. Introduction into Conflictology (manual for higher schools of Tajikistan Republic) - Dushanbe: "Er-Graph", 2006. - 272pp. (in Tajik)

6. Rahmatullayev E. The United Nations Role in Regulation of Inter-Tajik Conflict. Synopsis of candidate dissertation in politology. - Moscow, 2000. - 21 pp.

7. Politology: manual // Under the editorship of A.S. Turgayev, A.Ye. Khrenov. - SPb.: Piter, 2005. -560 pp.: illustrated - Series "Text-Books and Manuals".

8. Medvedev N.P. Political Crises and Conflicts. Theory and Practice. Monograph. - M.: Publishing-house of the Journal "Issues of Politology ", 2017. - 176pp.

9. Khusainov B.D. Transnational Corporations and National Economies: Comparative Analysis of Development // Bulletin of UGUES. Science, Education, Economics. Series: Economics, 2013, #4(6). - pp. 15 - 21.

10. Tsygankov P.A. International Relations: manual. -M.: New School. 1996. - 320 pp.

08 00 00 ИЛМХРИ ИКТИСОДЙ 08 00 00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

08 00 01 Экономическая теория.....................................................................................................5

Косимова М.И. Формирование и использование рынка капитала в условиях углубления

рыночных отношений: опыт развитых стран...............................................................................5

08 00 05 Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика).........12

Кабиров Ш.О., Раджабов К.Р., Саидова М.Х. Совершенствование механизма

государственного регулирования рынка услуг частного сектора...................................................12

Шарифзода (Шарипов) М.М., Ходжаев П.Д. Развитие конкуренции на пассажирском

автотранспорте в условиях рыночной экономики.........................................................................23

Факеров Х.Н., Валеева Ю.С. Анализ внутренних и внешних рисков региональных

розничных торговых сетей...............................................................................................................31

Хабибов С., Джамшедов М. Роль современной потребительской кооперации Таджикистана на рынке потребительских товаров и услуг в условиях рыночной экономики...45 Ахмедова М.А. Экономические функции домохозяйств и их содержательная

характеристика...............................................................................................................................55

Бакиева У.Дж., Наджмиддинов Ф.Н. Теоретические вопросы трансформации понятия

«природа услуг» в современных условиях перехода к рыночной экономике...................................65

Сидиков Н. Анализ экономических нормативов по регулированию деятельности

кредитных учреждений...................................................................................................................74

Хошимов Х.Х. Сравнительная оценка региональной структуры национальной экономики

Республики Таджикистан ..............................................................................................................83

Саидова М.Х, Абдулоев А.Б. Развитие инновационной деятельности в сфере физической

культуры и спорта в Республике Таджикистан............................................................................92

Арипов О.Х. Диагностика бизнес-процессов торговой сети..........................................................102

08 00 10 Финансы, денежное обращение и кредит.......................................................................112

Каюмов Н.Н. Банковские платежные карты в рамках исламского банкинга.............................112

Ачилова М.А. Бюджетная система Республики Таджикистан: состояние, проблемы и

перспективы развития.....................................................................................................................121

12 00 00 ИЛМХОИ ХУК.УК,

12 00 00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

12 00 01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве......132

Хафиззода Ш.Х. Некоторые проблемы осуществления правоохранительной функции

государства в сфере противодействия экстремизму и терроризму..............................................132

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 00 09 Уголовный процесс..........................................................................................................139

Камил кызы Гузель. О проблеме оценки достоверности показаний подозреваемого..................139

23 00 00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

23.00.02 Политические институты, процессы и технологии.......................................................149

Геворгян А.О. Ирано-армянский фактор в региональной политике............................................149

23.00.04 Политические проблемы международных отношений, глобального и

регионального развития.................................................................................................................155

Холдоров О.Н. Некоторые аспекты взаимодействия государств и нетрадиционных

акторов в международной политике.............................................................................................155

CONTENTS

08 00 00 ECONOMY SCIENCES 08 00 01 Economy Theory................................................................................................................5

Kosimova M. I. Formation and Utilization of Capital Market under the Conditions of Market

Relations Deepening: Foreign Experience of Development Countries...................................................5

08 00 05 Economics and Management of National Economy (Regional Economy)........................12

Kabirov Sh.O., Rajabov K.R., Saidova M.Kh. Improvement of Mechanism Beset with State

Regulation of Private Sector Market Dealing with Services.................................................................12

Sharipov M. M., Khodjayev P.D. The Development of Competition in Passenger Automobile

Transport under Market Economy Conditions.....................................................................................23

Fakerov Kh.N., Valeyev Yu.S. Analysis of Internal and External Risks of Regional Retail Trade

Networks............................................................................................................................................31

Habibov S, Jameshedov M. The Role of Consumer Societies of Tajikistan at the Market of

Goods and Services under Market Economy Conditions.......................................................................45

Akhmedova M.A. Economic Functions of Households and Their Content Characteristic...................55

Bakiyeva U. Dj., Nadjmiddinov F.N. Theoretical Issues of Transformation Beset with the Notion

"Nature of Services" under Modern Conditions of Transition to Market Economy..............................65

Sidikov N. Analysis of Economy Norms on Regulation of Activities Carried out by

Crediting Institutions.........................................................................................................................74

Hoshimov H. H. Comparative Appraisal of Regional Structure of Tajikistan Republic

National Economy...............................................................................................................................83

Saidova M.Kh., Abduloyev A.B. Development of Innovative Activity in the Sphere of

Physical Culture and Sports in the Republic of Tajikistan....................................................................92

Aripov O.Kh. Diagnostics of Business Processes of a Trading Network..............................................102

08 00 10 Finances, Monetary Circulation and Credit.......................................................................112

Kayumov N.N. Bank Payment Cards in the Frames of Islamic Banking.............................................112

Achilova M.A. The Budget System of the Republic of Tajikistan: State, Problems and Future

Development ......................................................................................................................................121

12 00 00 LAW SCIENCES

12 00 01 Theory and History of State and Law; History of Tenets Related to State and Law.........132

Khafizzoda Sh.Kh. Certain Problems of Implementation of Law Enforcement Function on the

Part of the State in the Sphere of Counteraction to Extremism and Terrorism......................................132

12 00 09 Criminal Proceedings..........................................................................................................139

Kamil Kyzi Guzel. On the Problem of Authenticy Assessment of SuspecVs Testimonies...................139

23 00 00 POLITICS SCIENCES 23 00 02 Political Institutes, Processes and Technologies.................................................................149

Ghevorghyan A.O. Iranian-Armenian Factor in Regional Policy.......................................................149

23 00 04 Political Problems of International Relations, Global and Regional Development...........155

Kholdorov O.N. Certain Aspects of Interaction of States and non-Traditional Actors in International Policy............................................................................................................................155

БАРОИ ИТТИЛОЪ

Мачаллаи «Ахбори ДДХБСТ» нашрияи илмй-назариявии Донишгохи давлатии ху-кук, бизнес ва сиёсати Точикистон буда, аз силсилаи илмхои чомеашиносй ва гуманитарй иборат мебошад ва тибки «Конун дар бораи матбуот ва воситахои ахбори умум» ба нашр омода мешавад.

А^дофи мацаллаи илмии такризшавандаи «Ахбори ДДХ,БСТ. Силсилаи илмхои чомеашиносй»

- инъикоси саривактии натичахои фаъолияти тадкикотии олимони Ч,Т, хамчунин олимони мамолики хоричаи наздику дур тибки сохахои зерини илм: улуми иктисодй, улуми хукук-шиносй, сиёсатшиносй;

- инкишофи хамкории байналхалкй дар сохаи иктисодиёт, хукукшиносй, сиёсат (муно-сибатхои байналхалкй);

- ба мухаккикон фарохам сохтани имкони нашри натичахои чустучухои илмй;

- инъикоси масоили мубрам ва самтхои ояндадори улуми иктисодй, хукукшиносй ва сиёсй;

- чустучуи донишхои нав барои рушди ичтимоию иктисодии Ч,Т умуман ва минтакахои он;

- таргиби дастовардхои фаъолияти илмию тадкикотии олимони ДДХБСТ, хамчунин олимони донишгоххои дигар ва муассисахои маорифу илми Ч,Т-

Шарт^ои нашри макола дар мацаллаи «Ахбори ДДХБСТ. Силсилаи илмхои цомеашиносй»

- хайъати тахрири мачалла маколахои илмй (хачми миёна 15 сахфа), такризхо, обзорхои илмии (то 25 сафха) каблан дар нашрияхои чопию электронй нашрнашударо барои баррасию нашр кабул мекунад, ки гояхои илмй, натичаю дастовардхои тадкикоти бунёдии назарию амалиро оид ба сохахои дониш дар улуми иктисодй, улуми хукукшиносй ва сиёсатшиносй дарбар гиранд;

- карор дар бораи нашр ё радди нашр дар асоси мухиммият, навоварй ва ахамияти илмии маводи пешниходгардида кабул карда мешавад;

- муаллифон (хаммуаллифон) масъулияти сахехии иттилооти илмии пешниходгардида ва хамаи додахоеро, ки макола, обзорхо ва такризхо дар бар мегиранд, ба зимма доранд;

- хамаи маводи ба идораи мачалла омада хатман дар сомонаи antiplagiat.ru мавриди тафтиш карор мегиранд, сипас хайати тахрир муаллифон (хаммуаллифон)-ро дар бораи натичаи арзёбии дастнавис ва ба такризи минбаъда кабул шудани мавод ё радди пешниходи он ба такриз огох мекунад;

- макола, обзор ва такризхои ба идора омада дар сурати чавоби мусбат баъди тафтиш дар сомонаи antiplagiat.ru ба максади арзёбии онхо аз чониби мутахассисони пешбари сохахои дахлдори илм ба такризи дохилй ирсол мегарданд;

- маколахои ба такризи дохилй пешкашшуда бояд пурра тибки талаботе, ки дар сомонаи мачалла: www.vestnik.tj зикр гардидаанд, тахия карда шаванд;

- агар дар такриз оид ба ислоху такмили макола тавсияхо пешниход шуда бошанд, ба муаллиф эроду мулохизахои мукарриз (бе сабти ному насаби у) барои такмилу ислохи мавод ирсол мешавад;

- муаллиф маводи такмилдодаро ба идораи мачалла мефиристад ва идора онро якчоя бо чавоби муаллиф тибки хар моддаи эродхо ба такризи такрорй мефиристад.

- хайати тахрир ба тахрири макола бидуни тагйир додани мухтавои илмии он хак дорад. Хатохои имлоию услубиро мусаххех бидуни мувофика бо муаллиф (хаммуаллифон) ислох мекунад. Дар мавридхои зарурй ислоххо бо муаллиф (хаммуаллифон) мувофика карда ме-шавад;

- варианти барои такмил ба муаллиф (хаммуаллифон) фиристода бояд дар мухлати мукар-раргардида, баъди ворид сохтани ислоху тагйирот дар намудхои электронй ва чопй ба идора баргардонда шавад;

- маколахое, ки ба чоп кабул нашудаанд, ба муаллиф (хаммуаллифон) баргардонда наме-шаванд. Дар мавриди радди чопи мавод идораи мачалла ба муаллиф (хаммуаллифон) раддияи мудаллал ирсол мекунад;

- тибки дархости шурохои коршиносии КОА ВМИ ФР идораи мачалла ба онхо такризхоро пешниход мекунад.

Талабот ба тахияи мацола^о (обзорно, такриз^о), ки ба мацаллаи илмию назариявии «Ахбори Донишго^и давлатии %укуц, бизнес ва сиёсати Тоцикистон. Силсилаи илм^ои цомеашиносй»

барои чоп ирсол мегарданд

1. Барои чойгир кардан дар мачалла макола, такриз ва обзорной илмй тибки ихтисосдои илмии 08 00 00 - улуми иктисодй; 12 00 00 - улуми хукукшиносй; 23 00 00 - сиёсатшиносй, ки каблан дар деч чой чоп нашудаанд, кабул мегарданд.

2. Муаллифон ба идораи мачалла ратман бояд дуччатдои зеринро пешнидод кунанд:

- матни макола ба забондои русй ва англисй (датталимкон бо тарчумаи русй) ё забони точикй, ки дар гунаи чопии он муаллиф (даммуаллифон) имзо гузоштаанд;

- такризи доктор ё номзади илм, ки ба он шуъбаи кадрдои чои кори мукарриз мудр гузоштааст;

- маълумотнома аз чои тадсил (барои аспиранткою магистрантдо)

- гунаи чопии дуччатдо ба идора ба сурогаи зерин ирсол мешавад: 735700, Ч,Т, вилояти Сугд, ш. Хучанд, микронодияи 17, бинои 1, ДДХБСТ, бинои асосй, утоки 307

Гунаи электронии макола ба почтаи электронии [email protected]; [email protected] ирсол мешавад. Телефон барои маълумот: 8 (3422) 2-05-63; сурогаи сомона www.vestnik.tj

Тибци талаботи КОА ВМИ ФР мацола бояд унсур^ои зеринро дарбар гирад:

- индекси УДК (дар аввали макола дар шакли сатри алодида, дар тарафи чап гузошта мешавад);

- индекси ББК (дар аввали макола дар шакли сатри алодида, дар тарафи чап гузошта мешавад);

- ному насаби пурраи муаллиф (даммуаллифон) ба забондои русию англисй ё точикй, русй ва англисй;

- унвони илмй, дарачаи илмии муаллиф (даммуаллифон), ном ва рамзи ихтисоси илмй (тибки номгуй), ки тадкикот тибки он сурат мегирад, ба забондои русию англисй ё точикй, русй ва англисй;

- аспирантон унвончуён, муаллифон, докторантдо номи кафедра ва муассисаи илмиро (магистрантдо - самти тайёриро) ба забондои русию англисй ё точикию русию англисй зикр мекунанд;

- зикри мансаб, чои кор, шадру мамлакат ба забондои русию англисй ё точикию русию англисй;

- e-mail;

- номи макола ба забондои русию англисй, ё точикию русию англисй (бо дарфдои калон, дуруфи Times New Roman 14 ё Times New Roman TJ 14, тароз дар марказ);

- чакида ба забондои русию англисй (дуруфи Times New Roman), аз 100 то 250 вожа бо сабти максаду вазифаи тадкик, баёни мухтасари кор ва хулосадои асосие, ки навоварии илмии корро дар бар мегирад;

- вожадои калидй ба забондои русию англисй оварда мешаванд (5-7 калима ё ибора, ки ду ё се вожаро дарбар мегирад; дуруфи Times New Roman 14, тардаш - курсив, тароз дар бар, вожадои ё иборадои калидй бо вергул аз дам чудо карда мешаванд);

- ба макола датман номгуи маохизи мавриди истифода бо зикри тандо сарчашмадои иктибосгардида замима мешавад. Руйхати адабиёт дар охири макола бо назардошти садифаи умумии сарчаш-маи истифодашуда навишта мешавад. Хангоми навиштани руйхати мазкур тартиби дуруфи алифбо ва талаботи ГОСТ бояд риоя шавад;

- иктибосдо дар кавсайн бо кайди раками адабиёт аз руи руйхати сарчашмадо ва садифаи он бояд ишора шаванд;

- матни маколаи пешнидодшаванда нусхаи нидой мадсуб шуда, бояд пурра аз назари тадрир гузаронида шавад ва аз галат тоза бошад.

Маколадое, ки ба идораи мачалла бо накзи талаботи мазкур ирсол мегарданд, мавриди баррасй карор намегиранд.

Масъулияти салодият, боэътимодии аснод ва мудтавои маколот бар души муаллифон ва мукарризон мебошад.

Идораи мацалла

К СВЕДЕНИЮ АВТОРОВ

«Вестник ТГУПБП» - научно-теоретический журнал Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики, публикующий материалы серий общественных и гуманитарных наук, издаётся согласно закону Республики Таджикистан «О печати и средствах массовой информации».

Целями научного рецензированного журнала «Вестник ТГУПБП. Серия общественных

наук» являются:

- оперативное освещение результатов исследовательской деятельности учёных Республики Таджикистан, а также учёных стран ближнего и дальнего зарубежья по следующим отраслям науки: экономические науки, юридические науки, политология;

- развитие международного сотрудничества в сфере экономики, юриспруденции, политики (международных отношений);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- предоставление возможности исследователям публиковать результаты научных изысканий;

- освещение актуальных проблем и перспективных направлений экономических, юридических и политических наук;

- поиск новых знаний для социально-экономического развития Республики Таджикистан в целом и её регионов;

- пропаганда достижений научно-исследовательской деятельности учёных Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики, а также исследователей других вузов и учреждений образования и науки Республики Таджикистан.

Условия публикации статей в журнале «Вестник ТГУПБП. Серия общественных наук»:

- редакционная коллегия журнала принимает для рассмотрения и публикации ранее не опубликованные в печатных и электронных изданиях научные статьи (средний объём - 15 страниц), рецензии, научные обзоры (до 25 страниц), отзывы, содержащие научные идеи, результаты и достижения фундаментальных теоретических и прикладных исследований по следующим отраслям знания: экономические науки, юридические науки, политология;

- решение о публикации или об отказе в публикации принимается на основе актуальности, новизны и научной значимости представленных материалов;

- авторы (соавторы) несут всю полноту ответственности за достоверность представляемой научной информации и всех данных, содержащихся в статьях, отзывах, обзорах и рецензиях;

- все представленные в редакцию журнала материалы в обязательном порядке проходят проверку на сайте antiplagiat.ru, после чего редколлегия извещает авторов (соавторов) о результатах оценки рукописи и сообщает о приёме материала к дальнейшему рецензированию или об отказе от рецензирования;

- поступившие в редакцию статьи, отзывы, обзоры и рецензии в случае положительного ответа после проверки на сайте antiplagiat.ru направляются на внутреннее рецензирование с целью их экспертной оценки ведущими специалистами в соответствующей отрасли науки;

- статьи, допущенные к внутреннему рецензированию, должны быть оформлены в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к публикациям, которые размещены на сайте журнала: www.vestnik.tj;

- если в рецензии содержатся рекомендации по исправлению или доработке статьи, автору направляются замечания и предложения рецензента (без указания сведений о нём) для доработки и исправления материала;

- доработанный материал представляется автором в редакцию журнала и направляется на повторное рецензирование вместе с ответом автора по каждому пункту замечаний;

- редколлегия имеет право на редактирование статей без изменения их научного содержания. Орфографические и стилистические ошибки исправляются корректором без согласования с автором (авторами). При необходимости правка согласуется с автором (авторами);

- вариант статьи, направленный автору (авторам) на доработку, должен быть возвращён в редакцию в оговоренный срок с внесёнными исправлениями и изменениями в электронном и распечатанном виде;

- статьи, не принятые к опубликованию, автору (авторам) не возвращаются. В случае отказа от публикации материала редакция направляет автору (авторам) мотивированный отказ;

- редакция предоставляет рецензии по запросу экспертным советам ВАК МОН РФ.

Требования к оформлению статей (обзоров, рецензий), присылаемых для публикации в научно-теоретический журнал «Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса

и политики. Серия общественных наук»

1. Для размещения в журнале принимаются ранее нигде не опубликованные научные статьи, обзоры, рецензии, отзывы, соответствующие научным специальностям: 08 00 00 - Экономические науки; 12 00 00 - Юридические науки; 23 00 00 - Политология.

2. Авторы в обязательном порядке предоставляют в редакцию следующие документы:

- текст статьи на русском или английском (по возможности с переводом на русский язык), или таджикском языке с обязательной подписью автора (авторов) на печатном варианте статьи;

- рецензию доктора или кандидата наук, заверенную в отделе кадров по месту его работы;

- справку с места учёбы (для аспирантов и магистрантов).

Печатные варианты документов направляются в редакцию по адресу: 735700, Республика Таджикистан, Согдийская обл., г. Худжанд, 17 мкр-н, д.1, ТГУПБП, главный корпус, каб. 307. Электронные версии - по адресу электронной почты: [email protected]; [email protected].

Телефон для справок: 8 (3422) 2-05-63; адрес сайта: www.vestnik.tj

В соответствии с требованиями ВАКМОН РФ, статья должна содержать:

- индекс УДК (размещается в начале статьи отдельной строкой слева);

- индекс ББК (размещается в начале статьи отдельной строкой слева);

- фамилию, имя, отчество автора (авторов) полностью на русском и английском или таджикском, русском и английском языках;

- учёную степень, учёное звание автора (авторов), наименование и шифр научной специальности (согласно номенклатуре), по которой ведётся исследование, на русском и английском или таджикском, русском и английском языках;

- аспиранты, соискатели, преподаватели, докторанты указывают кафедру и учебное заведение (магистранты - направление подготовки) на русском и английском или на таджикском, русском и английском языках;

- указание на должность, место работы, город, страну на русском и английском или на таджикском, русском и английском языках;

- e-mail;

- название статьи на русском и английском или на таджикском, русском и английском языках (заглавными буквами, шрифт Times New Roman 14 или Times New Roman tj 14, выравнивание по центру);

- аннотация на русском и английском языках (шрифт TNR 14, начертание - курсив, выравнивание по ширине, от 100 до 250 слов с указанием цели и задач исследования, краткого хода работы и основных выводов, содержащих научную новизну);

- ключевые слова на русском и английском языках (5-7 слов или словосочетаний из двух или трёх слов, через запятую, шрифт TNR 14, начертание - курсив, выравнивание по ширине);

- статья в обязательном порядке должна содержать список использованной литературы с указанием только цитируемых работ. Список литературы приводится в конце статьи с общим объемом страниц источника. Список использованной литературы оформляется в алфавитном порядке в соответствии с ГОСТ;

- ссылки даются в скобках, в которых указывается номер использованного источника согласно списку использованной литературы, а затем цитируемая страница.

Статьи принимаются в течение года. Редакция оставляет за собой право отбора материала, а также право сокращения публикуемой статьи.

Текст присылаемой рукописи является окончательным и должен быть тщательно выверен и исправлен. Статьи, направляемые в редакцию с нарушением вышеперечисленных требований, к рассмотрению не принимаются.

За компетентность и содержание публикуемых материалов несут полную ответственность авторы и рецензенты.

Редакция журнала

TO THE NOTICE OF THE AUTHORS "Bulletin of TSULBP" is a scientific-theoretical journal of the Tajik State University of Law, Business and Politics which publishes the materials referring to the series of the socialities and humanities edited in pursuance with the law of Tajikistan Republic "On Press and Mass-Media".

The Objective of the Scientific Reviewed Journal«Bulletin of TSULBP. Series of Social Sciences» are:

- operative elucidation of the results related to the research activities of the scholars living both in Tajikistan Republic and in the countries of far and near abroad on the following branches of sciences: economics, law, politology;

- development of international collaboration in the fields of economy, jurisprudence, politics (international relations);

- providing researchers with availabilities of publishing the results of scientific explorations;

- elucidation of actual problems and prospective trends of economic, juridical and political sciences;

- quest of new knowledge for social-economic development of Tajikistan Republic upon the whole and its separate areas in particular;

- propaganda of the achievements of scientific-research activities obtained by the scholars of the Tajik State University of Law, Business and Politics and also by those ones working in other higher schools and institutes of education and science of Tajikistan Republic.

Terms and Conditions of Publication of Articles in the Journal "Bulletin of TSULBP.

Series of Social Sciences"

- the journal editorial board accepts for consideration and publication scientific articles, reviews, scientific surveys, comments reflecting scientific opinions, results and achievements of fundamental theoretical and applied researches on the following branches of knowledge: economics, law, politology:

- solution on publication or on refuse in it is adopted according to the character of the materials submitted: their actualness, novelty and scientific significance;

- an author (authors) bears (bear) all the completeness of responsibility for authenticity of the presented scientific information and all the data contained in articles, commentaries, surveys and reviews;

- all the materials submitted to the editorial board are subjected to compulsory monitoring on anti-plagiat.ru site after what the editorial board notifies authors (co-authors) about the results of a manuscript assessment and informs about an acceptance of materials for further review or about refuse in it;

- articles, commentaries, surveys and reviews in case of a positive answer after the monitoring in question are referred to internal review with the aim of their expertise assessment by leading specialists in a respective branch of knowledge;

- articles admitted to internal review should be framed in full correspondence with the requirements for the publications allocated on the journal site: www.vestnik.tj;

- If a review contains recommendation on corrections or improvement remarks and suggestions of a reviewer (without information about him\ her) it is sent to the author (authors);

- an improved material is submitted to the editorial board and referred to the second review together with the author s answer on every item of remarks;

- the editorial board has a right for recension of articles without changing its scientific contents. Spelling and stylistic mistakes are corrected by a proof-reader without coordination with an author (authors);

- a variant of the article sent to author (authors) for improvement should be returned to the editorial board in a stipulated term with amendments and alterations in the terms of a hard copy and e.mail.ru;

- articles non-accepted for publication are not returned to the author (authors). In case of refusal in publication the editorial board sends a motivated rejection to the author (authors);

- the editorial board gives reviews to RF ESM HAC (Higher Attestation Commission under Education and Science Ministry of Russian Rederation) expert councils if requested.

Requirement for Framing Articled (Surveys, Reviews) Sent for Publication into the Scientific-Theoretical Journal "Bulletin of the Tajik State University of Law, Business and Politics.

Series of Social Sciences»

1. For allocation the journal accepts scientific articles (surveys, commentaries, reviews) on respective scientific specialities never published anywhere before: 08 00 00 - Economy sciences; 12 00 00 - Juridical sciences; 23 00 00 - Politology.

2. The following papers ought to be submitted by authors to the editorial board compulsorily:

- the text of the article (in Russian and English with Russian translation) or in Tajik with an obligatory author's (authors') signature (-s) on a hard copy of the article;

- a review of Dr. or Candidate of sciences certified in a staff registration office under the establishment of a reviewer's place of work;

- certificate from the place of studies (for post-graduates and master's degree students).

Hard copies of documents are sent to the editorial board according to the address: 785700, Tajikistan Republic, Sughd viloyat, Khujand, microdistrict 17, building 1, TSULBP, main building, office 367. Electronic versions - e-mail address: [email protected]; [email protected]. Telephone for reference, 8 (3422) 2-05-63, site address, www.vestnik.tj.

In accordance with RF ECM HAC requirements the article should contain:

- UDC index ( to be located at the beginning of the article by a separate line from the left);

- LBC index (to be located ibidem);

- Author's last name, first name, patronymic, nomination and code of scientific speciality ( according to the range) the research is conducted - in Russian, English or Tajik, Russian and English;

- post-graduates, claimants for Candidate and Doctoral's degrees, teachers specify a department and an educational establishment (master's degree students specify speciality of training ) in English or Tajik, Russian and English;

- position, place of work, city, country should be presented in Russian and English, or in Tajik, Russian and English;

- E-mail.ru;

- the title of the article in Russian and English or in Tajik, Russian and English (in capital letters, print Times New Roman 14 or Times New Roman Tj 14, center alignment);

- abstract in Russian and English (print TNR 14), italics alignment, width alignment in the range of 100-250 words with indication of goals and objectives of research, brief course of work and major conclusions containing scientific novelty;

- key words in Russian and English (5-7 words or word-combinations of two or three words, through a comma, print TNR 14, italics alignment, width alignment);

- the article should compulsorily contain a list of reference literature with indication of cited work only. The list of literature is adduced at the end of the article with a general amount of pages of the original source. The bibliographical list of the literature used is framed in alphabetical order in concordance with GOST (State Standart).

- references are given in brackets where you should indicate the number of the used original source according to the literature list followed by a cited page.

Articles are accepted throughout a year. The editorial board is entitled to the right of selection in reference to materials and of reduction in regard to the article bound to being published.

The text of the manuscript sent is to be a final one, it must have been verified and corrected thoroughly.

Articles sent to the editorial-board with violation of the above-mentioned requirements are not accepted for consideration.

Full responsibility for competence and contents of the materials published rests on authors and reviewers.

Editorial-board of the journal

3^02.1.099TJ

Ахбори ДД^БСТ. Силсилаи илмхои чомеашиносй.

2017, №4 (73) 172 с. Мухаррирон:

Шомуродова О.Б. (мухаррири русй), Балтина С.П. (мухаррири англисй) Мухаррири техники: Хакимхочаева М.К.

Вестник ТГУПБП. Серия общественных наук.

2017, №4 (73) 172 с. Редакторы: Шамурадова О.Б. (редактор материалов на русском языке) Балтина С.П. (редактор-переводчик) Технический редактор: Хакимходжаева М.К.

ИНДЕКС: 77752

Bulletin of TSULBP. Series of Social Sciences.

2017, №4 (73) 172 с.

Editors: Shamuradova O.B. (Russian texts) Baltina S.P. (English texts) Technical editor: Khakimkhojayeva M.K.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сурогаи мачалла: 735700, Ч,умхурии Точикистон, ш. Хучанд, микронохияи 17, бинои 1, ДДХБСТ. Тел. сармухаррир: 8(3422)2-38-11, тел. идора: 8(3422) 2-05-63; e-mail: [email protected] Гунаи электронии мацалла дар сомонаи www.vestnik.tj;www.tsulbp.tj цойгир аст.

Адрес редакции: 735700, Республика Таджикистан, г. Худжанд, 17 мкр, дом 1, ТГУПБП. Тел. гл.редактора: 8(3422)2-38-11, тел. редакции: 8(3422) 2-05-63; e-mail: [email protected] Электронная версия журнала размещена на сайте www.vestnik.tj;www.tsulbp.tj

Address of the editorial-board: 735700, Tajikistan Republic, Khujand, microdistrict 17, building 1, TSULBP. Editor-in-chiefs telephone: 8(3422) 2-38-11, editorial board's telephone: 8 (3422) 2-05-63

e-mail: [email protected] Full textual version of the journal is placed on site www.vestnik.tj;www.tsulbp.tj

Ба чопаш 27.01.2018 имзо шуд. Андоза 84x108/16. Когази офсет. Чопи офсет. 18 чшч. Теъдоди нашр 420 адад. Супориши № 156. Нархаш шартномавй.

Нашриёти «Дабир»-и ДДХБСТ, 735700, ш. Хучанд, микронохияи 17, бинои 1

Парки технологии ДДХБСТ

Подписано в печать 27.01.2018. Формат 84x108/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. 18 упл. Тираж 420 шт. Заказ № 156. Цена договорная.

Издательство «Дабир» ТГУПБП, 735700, г. Худжанд, 17 мкр, дом 1

Технологический парк ТГУПБП

Signed for printing 27.01.2018. Format 84x108/16. Paper offset, offset print. Circulation 420 copies. Order #156. Price on contractual agreement

The publishing house "Dabir" under TSULBP, 735700, Khujand, mico-district 17, building 1

The technological park under TSULBP

Напечатано согласно предоставленному редакцией оригиналу-макету

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.