удК 25.257
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕНИЯ О МОЛИТВЕ В ТРУДАХ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
№ 1, 2020 (8)
Морозов Михаил Юрьевич, иерей, старший преподаватель Омской духовной семинарии
Аннотация. В статье раскрываются некоторые аспекты церковной молитвы на примере толкования святителя Феофана Затворника на молитву «Отче наш». Ключевые слова: святитель Феофан Затвоник, молитва, аскетика.
SOME ASPECTS OF THEOPHAN THE RECLUSE TEACHING ABOUT PRAYER IN LABOR
Morozov Mikhail Yuryevich, Priest Senior Lecturer Omsk Theological Seminary
Abstract. The article reveals some aspects of church prayer on the example of the interpretation given by St. Theophan the Recluse to the prayer «Our Father». Keywords:, St. Theophan the Recluse, prayer, asceticism.
Bl Е
Н
~1 Евангелии заповедано на всяко время бодрствовать и молиться (Лк. 21, 36). I Но, к сожалению, многие люди этого не понимают. Например, Л.Н. Толстой [считал: «Молиться не нужно, потому что Отец знает все, что людям нужно» [7, с. 504]. Поэтому необходимо верное понимание, что такое молитва и для чего необходимо молиться.
Итак, что же под молитвой подразумевает святитель Феофан Затворник? «Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу - чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, покорности воли Божией, усердного припадания и прочее» [1, с. 156]. Вообще вся жизнь христианина определяется святителем как «жизнь молитвенная» и любое деяние «без молитвы есть не христианское». И очевидно, что необходимо «всегдашнее в молитве пребывание» [5, с. 115-116].
Поскольку владыка с почтением относился к отцу Иоанну Кронштадтскому как к молитвеннику, то мы вправе привести и определение «батюшки целителя» о том, что есть молитва: «Молитва есть возношение ума и сердца к Богу; созерцание Бога, дерзновенная беседа твари с Творцом; ...забвение для Него всего окружающего; пища души, воздух, свет, животворящая теплота ее, очищение грехов, благое иго Христово, легкое бремя Его (Ср: Мф. 11, 30)» [6, с. 17]. «Молитва - молния Божия, это узы, связывающие с Богом человека, это жизнь души» [8, с. 185].
Какие необходимы условия для совершения молитвы? Нужно просить Господа о ниспослании «величайшего благодатного дара молитвы», потребна вера, страх бо-
■тж.
библеистика, богословие, текстология
Иерей Михаил Морозов «Некоторые аспекты учения о молитве в трудах святителя Феофана Затворника»
жий со вниманием, надежда на Бога, отрешение от мира дольнего и устремление ума в мир горний, необходимы смиренное сокрушение и чистота сердца, воздержание и, конечно же, сыновняя любовь к Отцу Небесному [9, с. 85-94].
Один из учеников просил Господа научить их молиться (Лк. 11, 1), и он получил желаемое. Таким образом, молитва Господня (Мф. 6, 9 -13; Лк. 11, 2 - 4) стала образцовой христианской молитвой. Прежде всего «сказать: Отче наш имеют право те одни, которые по чудесном рождении в Божественном Крещении, по новому и необычайному закону чревоношения показывают в себе, что они - истинные сыны Божии и вот какие высокие требования предъявляет святой Исидор Пелусиот [10, с. 572].
«Отче наш! Какое сладостное воззвание! - говорит святитель Феофан. - У кого есть отец, тот чувствует себя... в совершенной безопасности... чувствует так же, что ему не о чем нет нужды беспокоиться». Святитель подчеркивает наше родство с Богом, Который «всяким попечением окружает нас более, чем отец родной». Да святится имя Твое. Эта мысль понимается святителем - «да благоговейно чтится». То есть необходим «благоговейный страх Божий», который есть своего рода начало духовной жизни, «о нем и первая молитва». «Не потому ли и повелел Господь говорить: да святится, а не: «да святим мы», что благодатные славословие и страх Божий, когда приходят, действуют сами собою, оставляя дух наш только сознавать происходящее и вкушать его». Святоотеческая мысль такова: «Да прославляется Бог жизнью нашею». Да приидет Царствие Твое. Под Царством понимается вечная блаженная жизнь после завершения конечных судеб мира. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Под Божественной волей нужно разуметь святость нашу (1 Сол. 4, 3).
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Согласно святителю Феофану воля Божья есть состояние святости. Божественная воля заключается в заповедях, исполняя которые христианин получает надежду на спасение. Из предыдущих двух прошений первое пробуждает страхом Божьим от греховной спячки, другое - стремлением обрести жизнь вечную возбуждает энергию, а это, третье, указывает на самое дело, на которое и необходимо направить «пробужденные и напряженные силы» свои. Поскольку владыка всецело предает себя в десницу Господню, то молиться, да совершит в нас Зиждитель все сие «по благоволению Своему». На основании святых Кассиана и Киприана преосвященный в изречении: да будет воля Твоя усматривает такое ценное для всех времен и народов качество как преданность - преданность воле Всевышнего. Что способствует развитию этой добродетели? Хождение в заповедях. «...Полная преданность есть верх нравственного христианского совершенства», - заключает богослов.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь. С этой фразы епископ Феофан усматривает поворотный момент. До сих пор «были прошения о внутреннем строе духовной жизни», а теперь высказываются неизбежные нужды немощного человека, предопределенного здешним земным бытием. Сейчас богомолец испрашивает самое необходимое, исключая предметы роскоши и излишество. Понятие хлеб насущный, ставшее поговоркой, рассматривается святителем широко - это не только удовлетворение чувства голода, одежда и кров, но и «духовная пища»: слово Божие и святая благодать. Благодать преимущественно действует через таинства Церкви и особенно в Евхаристии.
Обо всем вышеизложенном уместно помышлять, когда произносим этот стих.
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Здесь среди разных святоотеческих комментариев, приводимых преосвященным, примечателен
№ПЕ
омской православной духовной семинарии
С
святого Симеона Солунского. Последний заостряет внимание: «В этом весь смысл и вся сила Божественного Евангелия». Нам заповедано прощать «непрестанно». Святой Симеон заметил, что люди «немного» погрешают друг перед другом, но более перед Создателем своим, даже «много». Отсюда, когда прощаем «немногое» ближнему, то сами получаем неизмеримо большее разрешение и освобождение от уз греха, что во власти Божией.
И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Искушения бывают «к добру или ко злу». Здесь моление об избавлении вражеских приражений, которые наступают от мира, плоти и самих бесов. Прежде всего, в затруднительных обстоятельствах надо «тотчас Богу молиться», во-вторых, надеяться более на Бога, чем на свои ограниченные возможности и силы.
Наконец, самих себя понапрасну ввергать в опасные, сложные ситуации вовсе не стоит (по святителю Тихону).
Но избави нас от лукавого. Заключительная просьба по мысли святого Киприана в сжатой форме выражает суть всех наших молений. Если Сам Господь и Владыка твари нас защитит, то кто сможет противостоять нам? Святой Иоанн Златоуст продолжает: «Спаситель не сказал: избави нас от лукавых, но - от лукавого.» Поэтому Он учит не прогневляться на других, когда те нас обидят. Всю вражду и «непримиримую брань» надо обратить на настоящего виновника всякого зла, - напоминает святитель. «Напоминанием о враге - в словах: избави нас от лукавого, - сделав нас осторожнейшими и пресекши всякую беспечность нашу, он воодушевляет нас далее» и представляет «Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая, что Он могущественнее всех»: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь. Бесы, как и всякая тварь, не могут не подчиняться Богу; они даже на свиней не осмелились напасть, «пока Сам Спаситель не повелел».
В заключение преосвященный Феофан приводит мысли святого Кассиана, который отзывается о молитве Господней очень высоко: она содержит в себе «всю полноту совершенства». Преподобный увещевает, чтобы христиане не выпрашивали у Творца вечности «чего-нибудь суетного, маловажного и временного» и этим бы не оскорбили Его величие [2, с. 36 - 40, 47 - 48, 50, 52, 58, 69, 82 - 83, 137 - 138, 161 -163,169 - 170, 180].
Как молиться? На этот животрепещущий вопрос владыка-затворник рассуждает много. Беседовать с Богом следует неспешно, «чтобы ни одно слово не произносилось без сознания с м ы с л а и по возможности и ч у в с т в а». Советует святой отец прерывать молитвы, даже не прочитав ее до конца своеличным воззванием ко Господу: «Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это ...правильце - самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного». Великий молитвенник - сторонник искренно-сердечных немногословных воздыханий. «Лучше всегда своими словами молиться, а не чужими», но при этом преосвященный не отвращается и от правила, которое необходимо «строго .соблюдать». Поставить себя пред Отцом Небесным и «просто, по-детски» обращаться к Нему, открывая все, что на сердце. Очень полюбились святителю Феофану 24 кратких молитовки святого Златоуста, которые он кому-то рекомендует возносить не только вечером, но и утром, причем повторяя по 5 раз. Однако среди кратких молитв Иисусову святитель ставит «на первом месте», вслед за отцами-пустынниками. Вышенский подвижник прививает «высокопочитание» к молитве, поучая становиться на нее, «как на первое и главное дело в жизни» [3, с. 9, 11, 12 - 13, 30].
2020 (8)
■^БИБЛЕИСТМКА, БОГОСЛОВИЕ, ТЕКСТОЛОГИЯ_
Иерей Михаил Морозов «Некоторые аспекты учения о молитве в трудах святителя Феофана Затворника»
Для того, кто «возымел желание прелюбезнейшее и сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа носить всегда в сердце», боголюбивый отец предлагает уроки «художественного делания» молитвы. Все внимание подвизающегося аскет обращает именно на «внутренний строй». Страх Божий он называет «корнем» доброго внутреннего строя, а потому он должен быть неотступен. «Главное... стать вниманием в сердце и взывать к Господу, вездесущему». <...> «Умное дело - одно: умом и сердцем к Господу возноситься»: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Жизнь духовная «вся от Пресвятого Духа Божия». Святитель отводит на задний план «телесные. делания и положения», призывает «молиться без образов Божьих», наконец предостерегает от заблуждений: некоторые «считают делом существенным» держать внимание на конце языка, губ и пальцев, прижатых груди над левым сосцом, и потому состоят в прелести». «Закрыть глаза, сжав уста и зубы»; выговаривать «слова молитвы, не касаясь языком зубов»; придерживать дыхание - все это владыка именует прибаутками или приложениями, кои «никуда не гожи». Молитва есть «дело внутреннее» и «внутреннее делание - единственный путь к совершенству» - снова и снова повторяет архипастырь [4, с. 303].
Таким образом, молитва оказывается не таким уж простым делом, как это может показаться людям невоцерковленным: «что монахи там делают»? Хотя Господь по неизреченной милости Своей и слышит каждого, но более молитву праведного -молитву, в которой нуждается мир.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Феофан Затворник, свт. Алфавит духовный. М.: «Братство святого апостола Иоанна Богослова», 2015. - 416 с.
2. Феофан Затворник, свт. Истолкование молитвы Господней. М.: «Локид-Пресс», 2007. - 192 с.
3. Феофан Затворник, свт. Взыщите Господа: из писем святителя Феофана Затворника. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1990. - 31 с.
4. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению: крат. очерк аскетики: начертание христианского нравоучения. М.: из-во «Правило веры», 2003. - 606 с.
5. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: из-во «Родное слово», 2017. - 560 с.
6. Иоанн Кронштадтский, прав. О молитве (Извлечения из дневниковых тетрадей за 1856-62 гг.). М.: из-во «Отчий дом», 2007. - 280 с.
7. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнения. Православие и русская литература в XVII - XX в.в. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. - 1056 с.
8. Иоасаф Канадский, архиеп. Что есть подвиг благочестия. // Русский паломник. № 40 (2007 г.). С. 170-196.
9. Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования. Клин: из-во «Христианская жизнь», 1999. - 176 с.
10. Сокровищница духовной мудрости. Выписки из творений святых отцов составлены в соответствии с годовым кругом Евангельских чтений. Сост. прот. М. Ней-гум. М.: из-во «Русь», 2002. - 768 с.
Рецензент: кандидат богословия, кандидат исторических наук протоиерей Димитрий Олихов.