В.А. Нефедов
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ, КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Затронуты вопросы финансирования жилищно-коммунального хозяйства, рассмотрены появившиеся новые тенденции в вопросах сбора платежей. Поставлена проблема, а также описаны шаги, которые делаются для ее решения.
Ключевые слова: коммунальные предприятия; жилищно-коммунальные услуги; жилищный фонд; управляющая компания; биллинговый центр; ценообразование; энергоресурсосбережение.
Создание и развитие Управлений ЖКХ, усиливающих регулирующую роль органов местного самоуправления (ОМС) и обеспечивающих организационные условия для формирования конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), предполагает изменение механизма финансирования этой сферы деятельности. Действующий в жилищном хозяйстве финансовый механизм, основанный на самоокупаемости эксплуатационных расходов по содержанию жилья, не создает условия для образования источников финансирования не только для расширенного воспроизводства, но даже и для простого воспроизводства, что делает невозможной организацию в жилищном хозяйстве хозрасчета на принципах самофинансирования. Наряду с этим отсутствие амортизационных отчислений на реновацию ведет к систематическому «проеданию» основных фондов жилищного хозяйства.
Все денежные поступления закрепляются за жилищным хозяйством и используются на содержание и благоустройство жилищного фонда (ЖФ) [1]. Арендная плата за нежилые помещения полностью остается в распоряжении жилищного хозяйства и направляется на покрытие расходов по содержанию и текущему ремонту жилых домов. Средства, получаемые от коммунальных предприятий, идут на покрытие расходов по обслуживанию внутридомовых сетей коммунальных услуг (КУ) (водопровод, канализация, электроснабжение). Размер этих поступлений определяется из фактических затрат на 1 м2 жилплощади, но не выше предельных норм, устанавливаемых ОМС.
На период поэтапного перехода на полную систему оплаты жилья сохраняется порядок предоставления дотаций местной администрации на содержание и ремонт жилья, а также объектов ЖКХ в части, не перекрываемой средствами, поступающими от оплаты гражданами жилья. В качестве источников средств, направляемых на компенсации (субсидии), могут быть ассигнования соответствующих бюджетов, ресурсы предприятий, учреждений и организаций, часть доходов, получаемых от населения при повышении платежей за жилое помещение и КУ. Граждане, сдавшие жилые помещения в поднаем, утрачивают право на компенсацию по оплате жилого помещения и КУ [2].
Финансирование капиталовложений и капитального ремонта в отраслях коммунального хозяйства осуществляется за счет амортизации на реновацию, части прибыли при ее распределении, долгосрочных кредитов банка и средств местных бюджетов. Доходы от эксплуатационной деятельности жилищного хозяйства слагаются из следующих источников: квартирная плата
(оплата жилого помещения); целевые сборы за КУ; средства, получаемые от коммунальных предприятий на возмещение расходов по обслуживанию внутридо-мовых сетей; сбор с арендаторов; арендная плата за нежилые помещения; прочие доходы. К прочим доходам относятся: пени за просрочку квартплаты и арендной платы, арендная плата за жилые помещения, выручка от реализуемого имущества и металлолома и др.
Реформа ЖКХ предполагает: переход к самофинансированию организаций ЖКХ путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставленные им дотации, а также перекрестного субсидирования потребителей; увеличение тарифов на ЖКУ для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном путем конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.
Принципы реформирования системы финансирования ЖКХ можно представить в виде схемы (рис. 1). Переход на новые принципы расчета ЖКХ следует осуществлять постепенно, целесообразно создавать механизмы привлечения и возврата средне- и долгосрочных кредитов для развития и модернизации объектов ЖКХ. В дальнейшем следует осуществить формирование муниципально-финансово-кредитной системы, обеспечивающей реальную поддержку программ развития объектов ЖКХ [2].
Кризис неплатежей юридических и физических лиц, финансируемых в основном из бюджета, не сохраняет устойчивое финансирование организаций ЖКХ. В связи с этим целесообразно активизировать работу по сокращению задолженности организаций путем выявления неплательщиков и применения к ним штрафов, выпуска различных видов ценных бумаг, проведения взаимных зачетов долговых обязательств как между предприятиями, так и для погашения задолженности по налогам и платежам в федеральный и местные бюджеты, использования в установленном порядке других эффективных форм расчетов.
В то же время особенностью механизма финансирования ЖКХ являются изменение тактики ценообразования, переход для устранения разрыва между ценами в других отраслях экономики в результате инфляции от простого повышения тарифов на ЖКУ к плавному изменению этих тарифов, учитывающему рост реальных доходов граждан.
Из сказанного следует, что значительная доля полномочий относится к компетенции регионов и муниципалитетов. И все же переход в стадию непосредственной реализации ранее принятых решений требует дополнительной финансовой поддержки, в том числе со стороны федеральных органов.
Рис. 1. Изменение механизмов финансирования жилищно-коммунального хозяйства
В создавшейся обстановке можно рассчитывать на некоторые резервы укрепления финансов, обусловленные самим процессом реформирования ЖКХ и особенностями экономики городов. В последнее время отдельные МО пошли по пути создания целевых внебюджетных фондов (например, Москва), опыт которых показал возможность сосредоточения определенного объема средств для последующего целевого их использования. К основным направлениям совершенствования механизма финансирования ЖКХ в условиях формирующихся рыночных отношений можно отнести: поиск нетрадиционных (внебюджетных) источников; установление налоговых льгот; упорядочение системы предоставления мер социальной поддержки (льгот) и субсидий при оплате ЖКУ населением; введение на законодательной основе обязательного страхования жилья.
Поиск нетрадиционных (внебюджетных) источников финансирования предполагает привлечение инвестиционных ресурсов в ЖКХ на уровне субъекта Федерации и муниципалитета.
Также сейчас функционирует государственная программы финансирования проведения капитального ремонта жилья и переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, который наполнен деньгами федерального бюджета [3].
Необходимо реализовывать меры по поиску комбинированных способов содержания и развития ЖКХ, а не проводить политику перекладывания проблем жилищно-коммунальных предприятий и всей отрасли в целом на население.
Главная задача государства на сегодняшний день -постепенное смещение приоритетов с прямого участия
государства на создание условий для использования рыночных ресурсов. Зарубежный опыт свидетельствует, что по сравнению с обеспечением и поддержанием условий, при которых негосударственным субъектам выгодно самоорганизовываться для финансирования, прямое государственное финансирование менее эффективно. Но также необходимо учитывать, что в современных кризисных условиях нельзя отставлять этот сектор экономики без государственной поддержки, определяя условия ее предоставления таким образом, чтобы они стимулировали проведение реформы ЖКХ и рыночные отношения в этой отрасли [4].
Другим направлением совершенствования финансирования жилищно-коммунальной сферы (ЖКС) выступает установление налоговых льгот для предприятий ЖКХ. Переход от политики дотирования или прямого финансирования из бюджетов соответствующих уровней к принципам самоокупаемости предприятий ЖКХ делает особенно актуальным изменение подходов к принципам налогообложения в ЖКС.
В настоящее время предприятия ЖКХ являются плательщиками практически всех видов налогов, и от результатов их финансовой деятельности во многом зависит уровень бюджетной обеспеченности конкретного региона и муниципалитета. В то же время и сами предприятия ЖКХ требуют значительных ассигнований, которые во многих МО составляют до 40-50% доходной части бюджета. Средства местных бюджетов зачастую недостаточны для того, чтобы возместить издержки предприятий ЖКХ. Как известно, за последние годы произошло заметное изменение соотношения основных источников финансирования ЖКХ. Если ранее ЖКС получала значительную государственную поддержку и была фактически реципиентом бюджета, то с резким сокращением бюджетных дотаций и отменой льгот по налогообложению она стала фактически донором бюджетной системы всех уровней.
Одной из наиболее острых проблем является растущее бремя налоговых выплат, которые приводят к росту цен и тарифов и в основном перекладываются на население.
Так, по существующим оценкам, налоги в оплате КУ составляют около 60%. Во многом это связано со значительной долей косвенных налогов в общей сумме налогообложения. С 1 января 2004 г. начал действовать новый порядок взимания налога на добавленную стоимость (НДС), согласно которому от данного налога освобождены только услуги по предоставлению в пользование жилых помещений. Остальные КУ облагаются НДС в размере 18%, одновременно отменена льгота по уплате НДС за эксплуатацию и ремонт жилья.
К тому же НДС напрямую зависит от объемов и видов потребляемого топлива и транспортных затрат, которые сильно дифференцированы по регионам. Например, стоимость 1 кВт-ч электроэнергии напрямую связана с огромными транспортными расходами и трудностями доставки топлива. В результате при действующем порядке налогообложения усиливается дифференциация между регионами по объемам НДС и, соответственно, по стоимости ЖКУ. Причем в силу объективных причин большая налоговая нагрузка приходится на отдаленные и труднодоступные северные
регионы, где из-за наиболее суровых природноклиматических условий потребность в теплоснабжении особенно велика. Это также сказывается на оплате жилого помещения и КУ, которая сильно дифференцирована по регионам России.
Проблема сглаживания существующих различий и стимулирования притока инвестиций в модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры требует изменения режимов взимания НДС и возможной отмены этого налога в отраслях ЖКХ в период проведения реформ. В любом случае в налоговом законодательстве необходимо предусмотреть нормы, учитывающие особенности структуры регионов, уровень их экономического потенциала и доходов населения.
Здесь возникает и другой вопрос - нерациональность движения встречных денежных потоков при целевом финансировании: из местного бюджета до предприятий и в обратном направлении при уплате НДС. На практике получается, что бюджет аккумулирует суммы по НДС, а затем вновь финансирует предприятия, т.е. налог сам себя же и финансирует. Предлагаются два пути выхода из сложившейся ситуации:
- освободить все операции по предоставлению ЖКУ предприятиями ЖКХ от уплаты в бюджет НДС;
- установить по ним нулевую ставку (0%) НДС.
При этом установление нулевой ставки более выгодно для предприятий, нежели просто освобождение от НДС, т.к. дает право производить зачеты налоговых отчислений по НДС в счет уплаты других налогов в течение трех месяцев. В целом нулевая ставка НДС обеспечивает уменьшение общей задолженности предприятия по налогам. С другой стороны, если отрицательный результат при налоговых зачетах постоянный, потребуется возмещение из бюджета. Кроме того, это позволит исключить нерациональное движение денежных средств между предприятиями ЖКХ и бюджетом.
В Налоговом кодексе РФ (ст. 145, п. 1) предусмотрено: организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций и индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. Данное положение касается только предприятий и организаций, налоговая база которых не превышает 2 млн руб. Другой важный момент: учитывая социальный характер проводимых реформ и функционирования ЖКХ в целом, необходимо установить не право пользования предложенными налоговыми льготами, а обязанность.
Следовательно, независимо от того, какой способ освобождения от НДС будет принят, для государства создается реальная возможность снижения тарифов по оплате ЖКУ на величину ставки НДС (18%). Это будет способствовать снижению доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном семейном доходе при условии опережения темпов роста доходов граждан над темпами роста тарифов на ЖКУ. В свою очередь, это обеспечит повышение доли собираемости платежей за ЖКУ, что является одним из резервов укрепления финансов ЖКС.
Не менее сложной проблемой, также требующей решения при определении налоговой политики в сфере ЖКХ, является вопрос о налогообложении инвестиций, идущих на модернизацию основных фондов и техническое перевооружение коммунальной инфраструктуры. Так, при том уровне износа основных фондов, который существует сегодня в ЖКХ, доля амортизации в структуре затрат составляет 1-3%. Очевидно, что замена оборудования автоматически увеличивает долю амортизации до 30-40%, что приведет к резкому увеличению издержек, росту НДС и, соответственно, росту тарифов для населения.
Поэтому важнейшим условием достижения целей, поставленных в программе реформы ЖКХ, является проведение такой налоговой политики, которая бы стимулировала приток инвестиций в реконструкцию отраслевой инфраструктуры и позволяла бы задействовать механизмы массового внедрения энергоэффективных технологий и сокращения потерь всех видов ресурсов. В этих целях, особенно учитывая социальный характер реформ ЖКХ, необходимо предусмотреть нормы, снижающие налоговую нагрузку для предприятий, осуществляющих крупные капитальные проекты в ЖКС. В частности, могут быть введены льготы по налогу на имущество организаций для фондов ЖКХ, льготы по налогу на прибыль, освобождение инвестиций от НДС при условии использования современных технологий, оборудования при проведении реконструкции инфраструктуры ЖКХ. Это способствовало бы энергосбережению, оптимизации расходов и сокращению потерь в коммунальном хозяйстве и в конечном итоге создало бы реальные возможности для снижения тарифов по оплате ЖКУ.
Таким образом, необходимо определить условия налогообложения в ЖКХ, закрепив на перспективу уровень нагрузки на инвестора, входящего в отрасль на различных условиях (концессионные соглашения и др.). В любом случае большая ясность в отношении налоговой политики будет способствовать снижению рисков для инвесторов в сферу ЖКХ, что, в свою очередь, позволит решить ряд наболевших вопросов и вывести ЖКС из кризисно нестабильного состояния.
Следующим не менее важным направлением совершенствования финансового обеспечения ЖКХ является упорядочение системы предоставления мер социальной поддержки (льгот) и субсидий. Как уже неоднократно отмечалось, цель реформирования ЖКХ - переход от бюджетного дотирования этой отрасли к полной оплате жилого помещения и КУ населением-потребителем при условии социальной защиты малообеспеченных семей, экономического стимулирования повышения качества обслуживания и снижения издержек производства. Очевидно, что рост платежей населения не должен опережать повышение уровня его доходов.
Экономическая модель реформы ЖКХ предусматривает создание системы персонифицированных социальных счетов граждан, в которых будут объединены все виды финансовой помощи государства, включая оплату жилого помещения и КУ, жилищные субсидии и меры социальной поддержки. Таким образом, главными участниками экономических отношений в ЖКХ станут предприятия ЖКХ и непосредственные потре-
бители услуг - граждане, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование ЖКС, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам. Для защиты семейного бюджета граждан от повышения цен за предоставляемые услуги и оплаты фактически потребленных услуг предполагается, что квартиросъемщики будут устанавливать индивидуальные приборы учета и регулирования потребления воды, тепла, газа. Однако на практике оснащение приборами учета не получило должного развития.
Очевидно, длительное время сохранится еще бюджетное финансирование определенной части общих текущих капитальных затрат ЖКХ.
Одним из новых направлений совершенствования механизма финансирования ЖКХ является введение обязательного страхования жилья. Увеличение доли инвестиционной составляющей тарифа за счет его введения можно рассматривать как один из источников финансовых резервов. Страхование ЖФ является новым направлением в изыскании средств на расширенное воспроизводство жилья. Развитие данного вида страхования будет заключаться в следующем:
1. Муниципалитет получит экономию бюджетных средств за счет страховых взносов, аккумулируемых в страховых компаниях и предназначенных для проведения ремонтов и ликвидации аварий, что, в свою очередь, обеспечит социальную защиту населению.
2. Муниципалитет получит дополнительные поступления денежных средств на рынок нового жилищного строительства.
3. Финансовый рынок получит дополнительно денежные средства, что будет способствовать более активному развитию потребительского кредитования населения города.
4. Предприятия ЖКХ получат дополнительные денежные средства на проведение предупредительных и профилактических мероприятий с целью снижения вероятности наступления страховых случаев.
5. Развитие данного вида страхования также позволит увеличить уставный фонд страховых компаний, тем самым повышая надежность страховщиков и привлекательность страхования в целом. В свою очередь это повлияет на усиление конкурентных позиций российских страховых компаний при вступлении РФ в состав Всемирной торговой организации (ВТО), а также на развитие страховой культуры населения за счет получения дополнительных инвестиционных средств страховщиков.
В функционировании процесса эксплуатации ЖФ и объектов коммунальной инфраструктуры действуют как муниципальные или государственные компании, так и частные операторы.
Общая схема финансовых взаимоотношений между субъектами рынка ЖКУ и потоков платежей в ресурсоснабжающих подотраслях ЖКХ представлена на рис. 2.
Из схемы, как показывает практика, можно заключить, что оплату за услуги полностью в денежной форме производит практически только население. В остальных случаях во взаимоотношениях между субъектами рынка ЖКУ используются различные неденежные формы платежей: взаимозачеты, векселя, поставки на бартерной основе.
В результате получается, что финансовое состояние предприятий ЖКХ в значительной степени зависит от поступления оплаты со стороны населения. Полученные предприятиями «живые» деньги расходуются в основном
на выплату заработной платы персоналу, для расчетов с некоторой частью своих поставщиков и частично для выплаты налогов. В практике существуют различные схемы приема жилищно-коммунальных платежей.
Рис. 2. Схема финансовых взаимоотношений между субъектами рынка ЖКУ и потоков платежей:
1 - оплата за услуги коммерческими потребителями; 2 - оплата за услуги со стороны населения;
3 - перечисления полученных от населения средств ресурсоснабжающими организациями; 4 - оплата за услуги бюджетными потребителями; 5 - оплата «Теплосетью» потребленной электроэнергии; 6 - оплата «Водоканалом» потребленной электроэнергии; 7 - оплата «Теплосетью» использованной воды; 8 - перечисление ресурсоснабжающими предприятиями налогов в бюджет; 9 - выделение средств из бюджета для оплаты коммунальных услуг бюджетными организациями; 10 - средства, перечисляемые из бюджета для покрытия льготных тарифов;
11 - оплата ресурсоснабжающими предприятиями за потребленные ресурсы внешним поставщикам;
12 - платежи между различными коммерческими предприятиями
В большинстве городов и населенных пунктов прием их осуществляется либо в отделениях Сберегательного банка России, либо в почтовых отделениях, либо в коммерческих банках. Средства, полученные от населения за ЖКУ (кроме электроснабжения), перечисляются на расчетные счета жилищно-эксплуатационных организаций или СЗ, которые аккумулируют поступившие средства и расплачиваются с поставщиками
услуг (рис. 3). При такой форме расчетов часто возникают задержки при прохождении средств.
В городах России (например, Когалыме) платежи от населения принимаются непосредственно в жилищноэксплуатационных организациях. Для этого в двух ЖЭУ созданы специальные пункты приема платежей - расчетнокассовые центры (РКЦ), которые распределяют платежи между жилищно-коммунальными предприятиями (рис. 4).
Население Отделения Жилищно- Ресурсоснабжающие
Сбербанка эксплу атационные организации
организации
Рис. 3. Схема прохождения платежей населения при оплате через отделение Сбербанка
Ресурсоснабжающие
организации
Жилищно-
эксплуатационные
организации
Рис. 4. Схема прохождения платежей населения при оплате через РКЦ
При такой схеме организации прохождения платежей жилищно-эксплуатационные организации концентрируют функции для обеспечения более быстрого поступления «живых» денег, экономя тем самым на трансакционных издержках. Кроме того, платежи от населения собираются непосредственно ресурсоснабжающими организациями в собственных пунктах платежей.
Данные схемы обладают сравнительными преимуществами и недостатками для каждой из заинтересованных сторон. Вместе с тем стандартизация порядка учета платежей населения и разработка методических рекомендаций по выбору оптимальной системы организации их приема, отражающей местные особенности, способствует снижению затрат на обработку платежей и времени прохождения средств. Таким образом, можно сэкономить на издержках адаптации в условиях среды с высоким уровнем неопределенности.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что основными источниками финансирования в ходе реформы ЖКХ остаются бюджетные средства, платежи населения и ресурсы предприятий ЖКХ. Как правило, бюджетные средства в виде субсидий, дотаций, предназначенных для финансовой помощи ЖКС, не выделяются отдельной строкой в бюджете и в дальнейшем, как показывает практика, эти средства не поступают в полном объеме в соответствии с их назначением. Как отмечалось выше, полностью поступают в денежной форме только платежи населения за услуги, которые в основном расходуются на выплату заработной платы работникам ЖКХ. Промышленные потребители чаще
Биллинговый центр собирает вместе все платежи, поступающие от граждан, а также выплаты по возмещениям льгот и субсидий из бюджетов и затем распределяет эти суммы между поставщиками ЖКУ. ЖЭО и УК выступают здесь как поставщики ЖУ и получают на свои счета только те средства, которые приходятся на долю оказываемых ими услуг (техобслуживание и содержание жилья, уборка территории и мест общего пользования и т.д.).
Особо остановимся на финансовом контроле, непонимание роли которого в современных условиях неприемлемо и для работников субфедеральных органов управления ЖКХ, и для руководителей и специалистов предприятий ЖКХ.
Объектом финансового контроля является комплекс хозяйственных процессов и денежных отношений в ЖКС. При осуществлении финансового контроля, учитывая специфику этой отрасли, на первый план выдвигаются три аспекта. Во-первых, это обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, достоверности учетных и отчетных данных, соблюдение государственной финансовой дисциплины. Во-вторых, объективная оценка деятельности предприятий,
всего используют различные неденежные формы платежей за оказываемые услуги.
В связи с этим необходимость рассмотрения проблем движения финансовых потоков, в частности доходных источников предприятий ЖКХ и эффективного их использования, в дальнейшем продиктована тем, что вследствие приема жилищно-коммунальных платежей через РКЦ, отделения Сбербанка и почты (отделения связи) возникают дополнительные затраты. Хотя в первом случае в сравнении с другими имеется экономия на трансакционных издержках, собираемость платежей не повышается, что не способствует укреплению финансового состояния предприятий ЖКХ, вывода их из убыточного состояния.
Следует отметить, что рассмотренные выше схемы движения денежных потоков не обеспечивают их прозрачности и имеют свои недостатки. На управляющую структуру возлагается лишняя функция по сбору и обработке платежей за ЖКУ, отсутствует контроль над целевым расходованием бюджетных средств; кроме того, население испытывает значительные неудобства при оплате ЖКУ, денежных расчетах, получении субсидий.
Остроту проблемы расчетов может снять создание расчетных (биллинговых) центров, что уже подтвердило свою перспективность; эта система получила название «в одно окно». Начавшись, как обычно, в крупных городах России, распространение этих центров достигло сегодня и глубинки.
При введении биллинговых центров в структуру городского ЖКХ распределение функций хозяйствования приобретает более стройный характер (таблица).
выявление резервов интенсификации производства и повышения эффективности хозяйствования. В-третьих, организация предварительного контроля над расходованием средств, имеющих целевое назначение.
Преимуществами функционирования единых биллинговых центров являются:
- оперативность контроля, прозрачность - появляется возможность оперативно отслеживать ход сбора платежей. Поставщики могут получать информацию о том, сколько денежных средств принял для него тот или иной агент по приему платежей. Поскольку каждый платеж организации сопровождается полной бюджетной классификацией и в режиме реального времени отражается на его лицевом счете, бюджет абсолютно прозрачен в каждый момент времени;
- удобство абонента: в любом из пунктов приема клиент получает возможность оплачивать все виды платежей за ЖКУ, получать общую информацию о начислениях;
- оперативность учета: информация о собранных средствах по лицевым счетам абонентов поступает поставщику услуг в электронном виде уже на следующий день после оплаты;
Распределение функций хозяйствования между участниками рынка ЖКУ
Участники рынка ЖКУ Функции
Управление муниципальным жилфондом Предоставление ЖКУ Расчеты с потребителями и поставщиками Потребление и оплата ЖКУ
Администрация города
ЖЭО, УК, поставщики КУ
Биллинговый центр
Население
- эффективное и экономное расходование бюджетных средств. Используя программное обеспечение, можно установить блокирующую систему на все жилищно-коммунальные платежи, тарифы и стоимость подрядных работ, по которым цена превышает установленную среднюю и, таким образом, не допускать завышения сметной стоимости ЖКУ;
- определение очередности платежей; в первоочередном порядке оплачиваются самые насущные нужды;
- освобождение жилищно-коммунальных организаций от нагрузки по работе с населением;
- возможность проводить более эффективный предварительный контроль вместо главных распорядителей целевых бюджетных средств (заказчиков), если биллинговый центр является независимым в ведомственном отношении контрольным органом.
Основная функция единого биллингового центра -распределение поступающих средств и оказание услуг населению по начислению и сбору платежей, по перерасчету платежей с учетом льгот и субсидий и как завершение процесса - выпуск единого платежного документа. В целях совершенствования этой деятельности необходимо возложить на биллинговый центр дополнительные функции не только предоставления расчетнокассовых услуг населению и предприятиям ЖКХ, но и осуществления предварительного финансового контроля над движением денежных потоков в ЖКХ.
Существующие системы биллинговых центров выполняют ряд уже рассмотренных функций. Однако эту деятельность охватывают в основном только сбор, учет и перерасчет доходов от платежей населения за ЖКУ и продвижение бюджетных средств целевого финансирования до главных распорядителей. Что же касается проблемы обеспечения прозрачности финансовых потоков на всех этапах заключения договоров и продви-
жения всех без исключения (а не только бюджетных) денежных средств до подрядных организаций, а также предварительного контроля за нецелевым использованием бюджетных дотаций, то она на данном этапе формирования рынка ЖКУ остается нерешенной.
В целях упорядочения движения финансовых потоков должны соблюдаться в первую очередь следующие принципы:
- централизация информации о текущем состоянии денежных потоков в региональном ЖКХ, т.е. обеспечение единства информационного поля;
- единство кассы;
- наличие единого счета у каждого участника процесса обслуживания ЖФ.
Создание единых биллинговых центров позволяет сформировать рациональную систему государственного финансового контроля и управления денежными потоками в ЖКХ, а именно:
- обеспечить максимально эффективное использование денежных ресурсов (сбор, расчеты и распределение оплаты ЖКУ от населения, бюджетных целевых средств, платежей за исполнение муниципального заказа и т.п., выпуск единой квитанции по платежам населения);
- повысить действенность оперативного и последующего контроля над продвижением финансовых потоков;
- осуществлять предварительный контроль над получением и целевым расходованием средств;
- обеспечить мобильность бюджетных ресурсов.
Последовательное внедрение вышеуказанных принципов и осуществление мер государственного финансового контроля в жилищно-коммунальной сфере позволит обеспечить устойчивое функционирование данного сектора жизнеобеспечения и национальной экономики в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1.Жилищный кодекс Российской Федерации. М.: Ось-89, 2005.
2. Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // Сборник актов Президента и Правитель-
ства РФ. 2007. № 11. С. 349.
3. Федеральная целевая программа «Жилище». М.: Росстрой, 2006.
4. Планирование и контролинг в жилищной сфере / Под общ. ред. Л.Н. Чернышова. Смоленск: Смолин Плюс, 2008.
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 31 августа 2009 г.