УДК 332.8
С.А. Шулепина
ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ЖИЛОГО ФОНДА
Основной задачей реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является перевод отрасли в режим максимального удовлетворения потребностей населения в качественных жилищно-коммунальных услугах (ЖКУ) на основе создания конкурентной среды, привлечения в отрасль средств частных инвесторов.
Реформирование должно превратить отрасль из убыточной в инвестиционно-привлекательную. Развитие конкурентных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет способствовать повышению эффективности его функционирования и позволит улучшить качество предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.
Анализ развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края показал, что он находится в крайне тяжелом положении (табл. 1). Убыточная деятельность организаций жилищно-коммунального комплекса Краснодарского края, рост задолженности населения за оплату услуг, без сомнения,
являются ограничителями активности продвижения частного бизнеса и инвестиционной привлекательности отрасли. Так, вплоть до 2006 г. деятельность предприятий ЖКХ была убыточной, процент сбора денежных средств по оплате ЖКУ был низким. Кроме того, фактически применяемые в этот период тарифы были значительно ниже экономически обоснованных.
Одним из основных внешних факторов, влияющих непосредственно на развитие отрасли, является государственная политика в области регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Здесь следует подходить двояко. С одной стороны, тарифы должны обеспечивать процесс расширенного воспроизводства организаций и предприятий ЖКХ, с другой - высокие тарифы на услуги могут привести к тяжелым социальным последствиям для материально не защищенной части населения страны.
Основным источником возмещения затрат ресурсоснабжающим организациям при производстве жилищно-коммунальных услуг являются средства, поступающие от абонентов при
Таблица 1
Показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий ЖКХ в Краснодарском крае (2000-2007 гг.)
Показатели 2000 2002 2004 2006 2007
Финансовый результат, млн руб. -947,0 -1243,0 -555,8 +96,3 +319,1
Дебиторская задолженность, млн руб. 2675,0 2651,1 2677,2 3655,6 3660,3
В том числе доля задолженности населения, % 23,6 29,5 40,9 59,2 33,9
Кредиторская задолженность, млн руб. 2630,0 2579,8 3021,3 4026,8 3568,9
Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности 0,98 0,97 1,13 1,1 1,03
Фактический уровень собираемости платежей населения за ЖКУ, % от начисленных 90,2 83,0 92,0 91,1 96,8
Средний уровень фактической оплаты ЖКУ населением, % от экономически обоснованных тарифов 49,8 68,4 76,1 100 100
предоставлении им жилищно-коммунальных услуг. Соответственно, как уже отмечалось, ценовая политика может выступать как стимулирующим фактором, способствующим развитию отрасли, так и фактором, сдерживающим ее развитие.
В Краснодарском крае в соответствии с требованиями норм Постановления Правительства РФ № 609 от 21.08.2001 г. «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» с 1 января 2004 г. отменена практика установления разноуровневых тарифов (в зависимости от групп потребителей).
С отменой перекрестного субсидирования и введением стопроцентного уровня оплаты населением предоставляемых организациями коммунального комплекса услуг в Краснодарском крае в соответствии с нормами федерального законодательства с 2006 г. введена новая форма государственного тарифного регулирования, а именно: индексное ограничение роста цен на жилищно-коммунальные услуги.
Данный ограничивающий фактор при экономически продуманном подходе органов местного самоуправления в Краснодарском крае к установлению цен на жилищно-коммунальные услуги является фактором, способствующим развитию жилищно-коммунальных организаций Краснодарского края.
Сравнительный анализ установленного Федеральной службой по тарифам нормативного индексного роста цен на жилищно-коммунальные услуги для Краснодарского края и фактического индексного роста цен на жилищно-коммунальные услуги в 2006 и 2007 гг. показывает, что законный ценовой потенциал многими органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края не использован (табл. 2).
Одной из причин того, что индексный тарифный потенциал многими предприятиями не использован при установлении тарифов на 2006 и 2007 гг., является то, что применяемый экономически обоснованный тариф на жилищно-коммунальные услуги установлен без учета всех экономических факторов, т. е. фактически не покрывает затраты ресурсоснабжающих организаций при предоставлении жилищно-коммунальных услуг.
На современном этапе можно отметить, что отрасль жилищно-коммунального хозяйства края еще не является конкурентоспособной. Для создания конкурентной среды целесообразно привлечение инвестиционных ресурсов на основе механизмов частно-государственного партнерства. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, например, переданы в управление частному бизнесу некоторые объекты коммунальной инфраструктуры, произошло увеличение доли многоквартирных домов, управляемых частными управляющими компаниями.
Таблица 2
Фактический и индексный рост цен на ЖКУ в 2006 и 2007 гг.
2006 2007
Показатель Рост цен на жилищно-коммунальные услуги, %
индексный фактический индексный фактический
Водоснабжение 120 111,8 123 117,3
Водоотведение 120 117,2 123 118,1
Ремонт и техническое содержание жилого фонда 120 110,3 123 107,9
Отопление 120 112,7 119 113,5
Горячее водоснабжение 120 109,0 119 113,9
В целях создания системы экономической заинтересованности в осуществлении инвестиций в модернизацию отраслевой инфраструктуры, создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий принят Федеральный закон № 185-ФЗ от 21.07.2007 г. «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Администрацией г. Краснодара было принято и утверждено постановление о мерах по реализации данного закона [7].
В связи с указанными выше документами создан Фонд, средства которого расходуются на капитальный ремонт жилого фонда. Обязательным условием для выделения средств на капитальный ремонт является долевое финансирование капитального ремонта в многоквартирном доме за счет средств собственников помещений: 5 % от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома [5].
Средства, предусмотренные для финансирования капитального ремонта, аккумулируются на отдельном банковском счете, открытом управляющей компанией специально для этих целей. Компания не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, поступившими на данный счет, за исключением оплаты аванса и окончательного расчета за работы по капитальному ремонту.
Одновременно возникает вопрос: каким образом учитывать денежные средства, поступившие на расчетный счет управляющей компании для дальнейшей оплаты работ по капитальному ремонту?
В декабре 2009 г. Минфин РФ сообщил, что поступления на проведение ремонта не облагаются НДС [2, 3]. Под такими поступлениями понимались денежные средства, выделенные в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» на проведение капитального ремонта многоквартирных домов применительно к исчислению НДС.
Поскольку денежные средства, получаемые управляющими организациями на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, в полном объеме перечисляются подрядным организациям, то эти денежные средства с оплатой товаров (работ, услуг), реализуемых управляющей организацией, не связаны и поэтому в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость управляющей организации не включаются.
В налоговом кодексе РФ четко прописано освобождение средств капитального ремонта от налогообложения для управляющих компаний.
Согласно п. 1 (14) ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относятся средства бюджетов, выделяемые осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
28 ноября 2009 г. Федеральным законом № 287-ФЗ был введен п. 3 в ст. 162, который гласит, что в налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внут-ридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, средства на проведение капитального ремонта не облагаются ни налогом на прибыль, ни НДС.
Порядок бухгалтерского учета операций по проведению капитального ремонта за счет бюджетных средств аналогичен порядку, применяе-
мому при выполнении ремонта за счет платы за капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме. Бюджетные средства рассматриваются как источник погашения задолженности за выполненные работы. Для обособленного учета субсидии следует использовать счет 86 «Целевое финансирование».
В бухгалтерском учете стоимость капитального ремонта полностью включается в прочие доходы и в той же сумме - в прочие расходы. В результате между бухгалтерской прибылью и налогооблагаемой прибылью отчетного периода разницы не образуется, несмотря на применение различных правил признания доходов и расходов. Поэтому на основании п. 3 ПБУ 18/02 у управляющей организации нет необходимости отражать постоянные налоговые активы и обязательства.
Отражение задолженности собственников помещений в многоквартирных жилых домах отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет счета 76 «Прочие дебиторы, кредиторы» субсчет «Население»,
Кредит счета 86 «Целевое финансирование». Отражение суммы, подлежащей перечислению Фондом:
Дебет счета 76 «Прочие дебиторы, кредиторы» субсчет «Фонд»,
Кредит счета 86 «Целевое финансирование». Целевое финансирование отражено в составе доходов будущих периодов:
Дебет счета 86 «Целевое финансирование», Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 2 «Безвозмездные поступления».
При поступлении денежных средств от собственников помещений в многоквартирном жилом доме:
Дебет счета 51 «Расчетные счета»,
Кредит счета 76 «Прочие дебиторы, кредиторы»
субсчет «Фонд»;
из Фонда:
Дебет счета 51 «Расчетные счета»,
Кредит счета 76 «Прочие дебиторы, кредиторы»
субсчет «Население».
Перечислены денежные средства подрядчику, аванс 30 %:
Дебет счета 60 «расчеты с поставщиками
и подрядчиками»,
Кредит счета 51 «Расчетные счета».
Выполнены работы подрядчиками, представлены акты на выполненные работы:
Дебет счета 76 «Прочие дебиторы, кредиторы», Кредит счета 60 «Поставщики и подрядчики». Признаны расходы на капитальный ремонт: Дебет счета 91 «Прочие доходы, расходы», Кредит счета 76 «Прочие дебиторы, кредиторы». Сумма безвозмездных поступлений на проведение капитального ремонта признана в качестве прочих доходов:
Дебет счета 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 2 «Безвозмездные поступления», Кредит счета 91 «Прочие доходы, расходы». Произведен окончательный расчет за выполненные работы подрядчикам:
Дебет счета 60 «Поставщики и подрядчики», Кредит счета 51 «Расчетные счета».
Существуют и другие способы отражения операций по проведению капитального ремонта, но приведенный выше способ наиболее точно раскрывает сущность хозяйственной деятельности управляющей компании по реализации целей Федерального закона № 185-ФЗ.
Кроме реализации данного федерального закона в отрасли функционирует краевая целевая программа антикризисных мер в жилищно-коммунальном хозяйстве Краснодарского края, в рамках которой осуществляется реформирование управления жилищно-коммунальным хозяйством, проводится политика энергосбережения, реструктуризация задолженности бюджета и потребителей перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Все меры направлены на повышение качества предоставляемых ЖКУ и увеличение надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что жилищно-коммунальное хозяйство остается зоной повышенных социально-экономических рисков (износ основных фондов достигает более 65 %) и низкой инвестиционной привлекательности. Для преодоления нерентабельности производства и дальнейшего развития отрасли принимаются меры, направленные на ускорение процесса разгосударствления предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Научно-технические ведомости СПбГПУ 1' 2012. Экономические науки
За счет частных инвестиций предполагается произвести более быструю и качественную модернизацию оборудования, внедрить новые ресурсосберегающие технологии. Параллельно происходит уменьшение доли бюджета ассигнований в финансировании ЖКХ, в связи с чем, возникает необходимость построения системы бухгалтерского учета для частных управляющих компаний, учитывающей специфику их финан-
сово-хозяйственной деятельности. Поскольку государство продолжает финансировать решение наиболее острых проблем отрасли, одной из которых является капитальный ремонт многоквартирных жилых домов, возникает потребность отражения операций по проведению капитального ремонта на счетах бухгалтерского учета с учетом особенностей данного вида операции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Емельянова, Е.В. Капремонт дома: есть ли место реализации? [Текст] / Е.В. Емельянова // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2010. - № 1.
2. Письмо Минфина России № 03-07-14/118 от 21.12.2009 г. [Текст].
3. Письмо Минфина России № 03-07-11/309 от 08.12.2009 г. [Текст].
4. О порядке учета в целях налогообложения прибыли средств, выделяемых на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» [Текст] : Письмо Мин-
фина России и Федеральной налоговой службы № ШС-22-3/100@ от 03.02.2009 г.
5. О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Текст] : Федер. закон РФ № 185-ФЗ от 21.07.2007 г.
6. О программе социально-экономического развития Краснодарского края до 2012 3 года [Текст] : Закон Краснодарского края № 1692-КЗ от 03.02.2009 г.
7. О мерах по реализации Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 г. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» [Текст] : Постановл. главы МО г. Краснодар № 254 от 11.02.2008 г.