УДК 336.63 © В.В. Преснякова
В.В. Преснякова
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА
Появление на пенсионном рынке НПФ неизбежно потребовало государственного регулирование деятельности данных институтов, так как пенсионное обеспечения граждан является ключевой задачей социальной и экономической политики страны. В статье рассмотрен комплекс полномочий контролирующих органов за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.
Ключевые слова: НПФ, Центральный банк Российской Федерации, государственное регулирование, Министерство финансов Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации.
От деятельности НПФ зависит уровень пенсионного
обеспечения граждан,
выбравших данные институты в качестве гаранта финансового благополучия при достижении пенсионного возраста, и поэтому деятельность фондов приобретает социальную направленность и непременно нуждается в контролирующих мероприятиях со стороны государства, так как социальная защита населения является его важнейшей функцией.
Государственное регулирование НПФ проявляется в процессе осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечения, обязательному пенсионному страхованию и
профессиональному пенсионному
страхованию. Основной задачей
государственных органов власти, осуществляющих контроль за деятельностью НПФ является формирование устойчивого экономического механизма пенсионного обеспечения на долгосрочную перспективу и создание условий для получения гражданами Российской Федерации достойной пенсии. Поэтому уполномоченные органы осуществляют контроль за соблюдением НПФ действующего законодательства.
Процесс государственного
регулирования деятельности НПФ исторически можно разделить на два этапа. Первый характеризуется существованием единого регулятора - Инспекции НПФ при Министерстве социальной защиты населения и охватывает деятельность НПФ только по негосударственному пенсионному обеспечению, и второй этап связан с
осуществлением НПФ деятельности по обязательному пенсионному страхованию, негосударственному пенсионному
обеспечению и профессиональному пенсионному страхованию и
характеризуется множественной структурой контролирующих органов.
Первоначально контроль над деятельностью фондов осуществляла Инспекция негосударственных пенсионных фондовсозданная в 1994 г. Первоочередная цель, которую
преследовала инспекция, заключалась в ликвидации недобросовестных участников из системы негосударственного пенсионного обеспечения. Для достижения
поставленной цели принимается
Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 года № 792 «О лицензировании деятельности негосударственных
пенсионных фондов и компаний по управлению активами НПФ».
К основным задачам деятельности Инспекции НПФ можно отнести:
осуществление процесса лицензирования деятельности НПФ; проведение контрольных мероприятий за размещением пенсионных резервов и выполнением принимаемых фондом обязательств перед участниками негосударственного пенсионного
обеспечения. Кроме того Инспекция разрабатывала нормативно-правовую
документацию, регламентирующую
деятельность фондов, а так же проводила аналитические мероприятия по итогам деятельности НПФ. В целом Инспекция являлась единственным государственным органом контролирующим деятельность НПФ
на пенсионном рынке. Инспекция НПФ просуществовала до 2004 года.
В результате функционирования Инспекции НПФ происходит становление механизма правового регулирования деятельности НПФ в сфере негосударственного пенсионного
обеспечения. Правопреемником Инспекции НПФ становится с 2004 г.
В настоящее время в целях соблюдения требований законодательства РФ сформирована система
государственного, вневедомственного и внутреннего контроля за деятельностью НПФ.
В соответствии с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» Правительство Российской Федерации установило, что государственное регулирование деятельности НПФ осуществляют: Министерство
здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Рассмотрим основные функции осуществляемые данными федеральными органами власти по вопросам, регулирующим деятельность НПФ.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет следующие основные функции:
- принимает нормативные правовые акты по вопросам регулирования деятельности НПФ в части правоотношений между НПФ и участниками НПФ, застрахованными лицами и их правопреемниками, а так же в части указанных правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации;
- обращается в ФСФР по вопросам целесообразности проведения проверок субъектов отношений по НПО, ОПС, ППС, в том числе при реорганизации негосударственных пенсионных фондов;
- направляет в ФСФР и НПФ запросы о предоставлении информации, необходимой для осуществления функций в пределах своей компетенции;
- рассматривает в пределах своей компетенции жалобы (заявления, обращения) граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями Федерального
закона «О негосударственных пенсионных фондах»;
- осуществляет в пределах своей компетенции иные действия,
предусмотренные Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование деятельности НПФ с участниками негосударственного пенсионного
обеспечения и пенсионного страхования.
Министерство финансов Российской Федерации является органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Кроме того Минфин принимается нормативно-правовые акты, касающиеся государственного
регулирования деятельности НПФ по негосударственному пенсионному
обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также
правоотношения, субъектом которых является Пенсионный фонд РФ), лицензионных требований, допуска на рынок, уровня собственных средств участников, требований к квалификации руководителей, требований к активам, контроля и надзора за деятельностью НПФ.
Министерство финансов Российской Федерации установило следующие квалификационные требования для руководствующего состава НПФ: руководитель должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово-экономическое
образование (при наличии иного образования - специальную
профессиональную подготовку);главный бухгалтер фонда должен иметь опыт работы по специальности не менее трех лет, высшее профессиональное образование.
Кроме того Минфин контролирует порядок расчетов, осуществляемых НПФ в части инвестирования средств пенсионных накоплений и размещения средств пенсионных резервов.
Таким образом, основной акцент с позиции государственного регулирования Министерством финансов Российской Федерации уделяет инвестиционной деятельности НПФ.
Федеральная служба по финансовым рынкам регулировала деятельность
управляющих компаний и НПФ, размещающих средства накопительной части пенсии на рынке ценных бумаг. Создана жесткая система контроля и надзора за участниками инвестирования пенсионных накоплений.
Одна из основных задач ФСФР России в ходе реализации пенсионной реформы - это регулирование деятельности
спецдепозитариев и частных управляющих компаний, участвующих в управлении накопительной части пенсионных средств, а также НПФ, являющихся страховщиками по обязательному пенсионному страхованию. Федеральная служба по финансовым рынкам следит за соответствием участников рынка требованиям законодательства и вправе аннулировать либо приостанавливать лицензии. В ФСФР России регулярно предоставляются отчеты всех управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов, и служба может на самых ранних этапах отследить попытки нарушений. К основным функциям ФСФР по отношению к деятельности НПФ относлись:
- принятие нормативно-правовых актов по вопросам регулирования деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;
- осуществление надзора и контроля за соблюдением требований по формированию и размещению пенсионных резервов, формированию и инвестированию пенсионных накоплений;
- осуществление регистрации правил
НПФ;
- осуществление надзора и контроль за деятельностью НПФ по учету пенсионных обязательств НПФ, назначению и выплатам негосударственных пенсий участникам фонда, по назначению и выплатам накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам;
- согласование решений совета НПФ о реорганизации фонда;
- согласование состава ликвидационной комиссии НПФ;
- осуществление иные действия, предусмотренные Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации [3].
В 2013 г. происходит реорганизация ФСФР и регулирование НПФ становится одной из функций Центрального Банка Российской Федерации. Банк России осуществляет оперативный контроль за деятельность НПФ, устанавливает требования для получения лицензии фондами, осуществляет регулирование и контроль за деятельностью фондов, управляющих компаний,
специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению[1]. Кроме того контролирует деятельность по
обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному
страхованию.
В процессе осуществления
деятельности контролирующих органов принимаются различные законодательные и нормативно-правовые акты,
регламентирующие деятельность НПФ. В течение последних двух лет особое внимание уделяется регулированию деятельности НПФ в отношении обязательного пенсионного страхования, так как с июля 2012 г. впервые фонды производят выплаты застрахованным лицам за счет пенсионных накоплений.
Контроль за деятельностью НПФ по обязательному пенсионному страхованию так же осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации, который производит перевод накопительной части трудовой пенсии по заявлению застрахованных лиц в
НПФ, при этом контролируют процедуру подачи заявлений о переводе средств. В последнее время увеличилось количество нарушений со стороны агентов по переводу накопительной части трудовой пенсии, что заслуживает особого контроля за осуществлением их деятельности, как со стороны государственных органов, так и со стороны НПФ.
Кроме того государственное регулирование деятельности НПФ осуществляет Министерство юстиции, так как фонды являются некоммерческими организациями, и Федеральной налоговой службой, так как НПФ являются плательщиками налогов (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др.).
Система комплексного
государственного контроля над
деятельностью НПФ направлена в первую очередь на решение социальных проблем и повышения уровни жизни населения при достижении пенсионного возраста.
Регулирование инвестиционной
деятельности фондов способствует решение экономических проблем в России, так как пенсионные накопления являются единственным источником с длительным периодом инвестирования (до 40 лет). Однако в настоящее время данный потенциал не используется государством, так как активы для размещения пенсионных резервов и накоплений жестко регламентируются и не используются для эффективного развития российских компаний и экономики в целом.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111 -ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] / Справочно-правовая система «Консультант Плюс»-Послед.обновление 12.12.2014 г.
2. Федеральный закон от 8.04.1998 года (в ред. от 12.03.2014 №33-ФЗ) «О негосударственных пенсионных фондах» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед.обновление 12.12.2014 г.
3. Постановление Правительства РФ от 04.11.2003 № 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». - Послед.обновление 12.12.2014 г.
SOME ASPECTS OF REGULATION OF ACTIVITY OF NON-STATE PENSION FUNDS FROM THE STATE
Victoria V. Presnyakova,
senior lecturer, Siberian Institute of Business and Information Technologies
Abstract. Emergence in the NPF pension market inevitably demanded state regulation of activity of data of institutes as pension providing citizens is a key problem of social and economic policy of the country. In article the complex of powers of supervisory authorities behind activity of NPF is considered.
Keywords: NPF, Central bank of the Russian Federation, state regulation, Ministry of Finance of the Russian Federation, Pension fund of the Russian Federation.
Сведения об авторе:
Преснякова Виктория Васильевна - старший преподаватель кафедры менеджмента Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: Vi ktoriya_presny@mai l.ru.