Место и роль негосударственных пенсионных фондов в пенсионной
системе России
The Place and Role of Non-State Pension Funds in the Russian Pension
System
Манзарова Эржена Дмитриевна аспирант кафедры налогов и таможенного дела ФГОУ ВПО «Байкальский государственный университет
экономики и права», г. Иркутск [email protected]
Аннотация:
В статье рассмотрены аспекты деятельности негосударственных пенсионных фондов как субъектов систем обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. Исследованы особенности взаимодействия участников и субъектов пенсионных правоотношений в условиях современной пенсионной системы России. Выявлена роль негосударственных пенсионных фондов в части реализации накопительной компоненты пенсионной системы страны.
Abstract:
Article discusses aspects of the private pension funds as the subjects of the compulsory pension insurance and private pension provision. The features of the interaction between the participants and subjects of pension relations in modern Russia's pension system. There is the role of non-state pension funds in the implementation of the cumulative component of the pension system of country.
Ключевые слова: негосударственные пенсионные фонды, негосударственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, управляющие компании, институциональные инвесторы.
Keywords: non-state pension funds, private pension provision, compulsory pension insurance, asset management companies, institutional investors.
Введение
Современная организация пенсионной системы России вызывает ряд вопросов, требующих безотлагательного разрешения по вопросам пенсионного обеспечения населения нашей страны. Следует констатировать, что отечественная пенсионная система, к сожалению, не отвечает реалиям, сложившимся в рыночном хозяйстве и экономике страны в целом. Приемлемый и адекватный уровень пенсионных выплат служит индикатором социально-экономического развития публично-правовых образований, характеризует благополучие общества и благосостояние нации любого
суверенного государства вне зависимости от его государственного устройства. Сегодня, затрагивая вопрос об уровне качества жизни нынешних пенсионеров, нельзя ни обратить внимание на сопутствующие проблемы, возникающие в смежных отраслях и сферах социально-экономического развития страны. Непременно требуют конструктивного решения вопросы в сфере организации труда населения (соотношение числа трудящихся и получателей пенсий, достоверный учет заработной платы, уклонение от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды), демографическая составляющая (старение населения), а также несовершенство законодательной базы. Накопительная составляющая отечественной пенсионной системы, реализуемая через институт негосударственных пенсионных фондов, согласно действующей пенсионной реформе призвана повысить качество и уровень жизни будущих пенсионеров. В этой связи существует объективная необходимость рассмотрения вопроса места и роли негосударственных пенсионных фондов в отечественной пенсионной системе страны.
Исторический аспект развития
института негосударственных пенсионных фондов
Одной из инфраструктурных основ функционирования отечественной пенсионной системы на сегодняшний день является институт негосударственных пенсионных фондов (НПФ), опосредующий процесс трансформации сбережений в инвестиции на финансовом рынке и, безусловно, призванный способствовать развитию накопительной компоненты в рамках обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. Возросшая роль деятельности негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе страны обусловлена наличием социально-экономического дисбаланса поколений трудящихся, причиной которого служит продолжающийся процесс старения населения, а также крайне низкий уровень пенсионных выплат, производимых в сфере государственного пенсионного страхования.
Совершенствование форм социальной поддержки лиц пожилого возраста и дальнейшее развитие отечественной пенсионной системы подразумевает формирование такого института пенсионных отношений, который отвечал бы современным условиям сложившейся действительности. На сегодня, следует констатировать, несмотря на десятилетний опыт функционирования системы негосударственных пенсионных фондов в части обязательного пенсионного страхования, накопительная составляющая пенсионной системы не является панацеей решения вопросов формирования достойных пенсий и, тем более, вопросов инвестирования пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты для целей развития отечественной экономики. Достойное пенсионное обеспечение лиц пожилого возраста, неотъемлемым функционалом которых выступает институт негосударственных пенсионных фондов, служит залогом благосостояния пенсионеров, основным источником доходов которых в реалиях сложившейся отечественной экономики, являются именно пенсионные выплаты. Финансовая стабильность НПФ, качественная актуарная оценка обязательств фонда, правовая стандартизация их деятельности и адекватность принятия управленческих решений в условиях неопределенности и сопряженности в связи с этим с различного рода рисками обуславливают степень и результаты развития отечественной пенсионной системы.
Горизонт функционирования отечественных негосударственных пенсионных фондов берет свое начало с подписанием Президентского указа № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах»1 1992 года (далее -Указ), служившим на то время фактически единственным нормативным актом, определяющим правовой статус НПФ и условия их деятельности. Упомянутый акт предусматривал запрет на осуществление коммерческой деятельности негосударственными пенсионными фондами (п. 3 Указа), а также предусматривал независимость НПФ от системы государственного
1 О негосударственных пенсионных фондах: указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1077 // Рос. газ. от 23.09. 1992. - № 210.
пенсионного обеспечения (п. 2 Указа). На сегодняшний день НПФ представляют собой неотъемлемую часть систем обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. Позднее в 1994 году была создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (далее - Инспекция), на которую был возложен контроль за деятельностью НПФ. Инспекция негосударственных пенсионных фондов осуществляла лицензирование деятельности не только НПФ, но и компаний по управлению активами этих НПФ. Говорить о налаженном системном и тотальном контроле за деятельностью НПФ со стороны нового органа пока еще не приходилось, и процесс лицензирования организовывался в порядке, определяемом самой Инспекцией. Следует отметить, что и сегодня НПФ в процессе организации своей деятельности сталкиваются с диспозитивными правовыми нормами, имеющими место в системе пенсионных правоотношений в силу недостаточной разработанности нормативно-правовой базы института негосударственного пенсионного обеспечения.
Понятие негосударственных пенсионных фондов
Следующий этап развития института негосударственных пенсионных фондов ознаменован принятием в 1998 году закона о негосударственных пенсионных фондах (Далее - Закон). Впервые в рамках Закона было дано легальное определение понятию «негосударственный пенсионный фонд», который определил НПФ как организацию, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование (ОПС). Рассматривая трактовку понятия негосударственного пенсионного фонда, в научных кругах по соответствующему вопросу нельзя заметить сильной поляризации по данному определению. Так, П. А. Новгородов рассматривает НПФ с двух
2 Об инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения РФ: постановление Правительства РФ от 29.04.1994 № 408 // Собрание законодательства РФ от 09.05.1994. - № 2. - ст. 107.
3 О негосударственных пенсионных фондах: федер. закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ // Рос. газ. от 13.05. 1998. - № 90.
позиций: с одной стороны, как самостоятельное юридическое лицо, за счет собственных средств (части дохода от размещения резервов и накоплений, а также имущества для обеспечения уставной деятельности), средств вкладчиков (целевых взносов) либо за счет учредителей финансирующее свою уставную деятельность; с другой, как социальный институт, имеющий обязательства перед участниками и застрахованными лицами, для чего в его структуре собственного имущества формируются соответственно пенсионные резервы и пенсионные накопления4. Д. Ермаков определяет НПФ как особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения и деятельность в качестве страховщика по ОПС5. С позиций участия негосударственных пенсионных фондов на финансовых рынках Н.А. Истомина рассматривает НПФ как институционального инвестора, который отличается от посредника тем, что принимает на себя обязательства по выплате дохода на вложенные средства6. Мы разделяем точку зрения В.И. Чугунова, дающего следующее определение негосударственному пенсионному фонду: НПФ - некоммерческая организация в сфере социального обеспечения, специализирующаяся на следующих видах деятельности:
1) аккумулирование на добровольных началах пенсионных взносов застрахованных лиц;
2) инвестирование и индивидуальный учет средств пенсионных накоплений;
3) назначение и выплата негосударственных пенсий участникам фонда;
4 Новгородов П. А. Финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов: сегодня и завтра // Эко. - 2011. - № 3. - С. 70.
5 Ермаков Д. Совершенствование деятельности отечественных негосударственных пенсионных фондов // Человек и труд. - 2012. - № 2. - С. 25.
6 Истомина Н. А.. Инвестиционная политика негосударственных пенсионных фондов: теоретический аспект // Финансы и кредит. - 2013. - № 33(561.) - С. 64.
4) на основе договора с физическим лицом - аккумулирование средств накопительной части его трудовой пенсии по ОПС и выплата соответствующей пенсии застрахованному;
5) осуществление дополнительного профессионального страхования
7
физических лиц .
Негосударственные пенсионные фонды как субъекты отношений
по негосударственному пенсионному обеспечению
В современном законодательстве, касающемся индустрии негосударственных пенсионных фондов, дается легальное определение НПФ, а также присваивается статус субъекта отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Так, согласно ст. 3.1 Закона о негосударственных пенсионных фондах8 субъектами отношений по НПО и ОПС выступают фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи. Участниками указанных отношений признаются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, принимающие участие в процессе организации НПО и ОПС. Взаимодействие субъектов и участников пенсионных отношений в системе негосударственного пенсионного обеспечения представлено на рис. 1.
7 Чугунов В. И. Совершенствование механизма инвестирования пенсионных резервов как фактор развития негосударственных пенсионных фондов // Финансы и кредит. - 2014. - № 12(588). - С. 31.
8 О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ, ст. 3.1 // // Рос. газ. от 13.05. 1998. - № 90.
| | - Участники отношений по негосударственному пенсионному обеспечению %.............:
Рис. 1 Субъекты и участники отношений по НПО
Таким образом, негосударственные пенсионные фонды, представляющие собой часть финансовой индустрии, а также часть социального механизма государства, отнесены на сегодняшний день к субъектам отношений по НПО и ОПС. Следует отметить правомерность и целесообразность присвоенного статуса, поскольку высокая значимость деятельности НПФ в отечественной пенсионной системе является неоспоримой. В рамках системы негосударственного пенсионного обеспечения НПФ осуществляет аккумуляцию пенсионных взносов, ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения, определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов для целей их формирования и последующего размещения. Изложенные функции фонда служат достижению одной из основных задач НПФ -назначение и выплата негосударственных пенсий участникам. Рассмотрим понятийный инструментарий, применяемый в сфере негосударственного пенсионного обеспечения при осуществлении деятельности НПФ.
Одним из главных финансовых ресурсов отечественных негосударственных фондов являются пенсионные резервы, представляющие собой совокупность средств, находящихся в собственности НПФ и
предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками фонда в соответствии с пенсионными договорами. Пенсионные договор (иначе - договор негосударственного пенсионного обеспечения), в свою очередь, это соглашение, заключаемое между фондом и его вкладчиком, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд выплачивать участнику негосударственную пенсию. Таким образом, лица, прибегающие к услугам НПФ с целью формирования будущей негосударственной пенсии, в системе НПО именуются участниками и вкладчиками фонда. Так, в качестве вкладчика может выступать как юридическое, так и физическое лицо, обязанностью которого выступает уплата пенсионных взносов. Пенсионные взносы - это денежные средства, уплачиваемые вкладчиком в пользу участника в соответствии с условиями заключенного пенсионного договора. Участником является только физическое лицо, которому производится выплата негосударственной пенсии, пенсии, формируемой в рамках системы НПО. При прекращении действия пенсионного договора денежные средства, выплачиваемые НПФ вкладчику, участнику или их правопреемникам либо переводимые в другой НПФ, формируют так называемую выкупную сумму.
Государственное регулирование деятельности НПФ на сегодняшний день сводится к соблюдению требований негосударственными пенсионными фондами, предъявляемыми макрорегулятором в лице Банка России. Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется Банком России без ограничения срока ее действия. Одним из первоочередных требований к осуществлению деятельности фондом является минимальный размер собственных средств, который должен составлять не менее 150 миллионов рублей, а с 1 января 2020 года - не менее 200 миллионов рублей. Состав собственного имущества фонда представлен на рис. 2.
Рис. 2 Состав собственного имущества НПФ Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками НПФ формируют пенсионные резервы, в то время как осуществление своих обязательств перед застрахованными лицами -пенсионные накопления. Источниками формирования пенсионных резервов выступают пенсионные взносы, доходы фонда от размещения пенсионных резервов, целевые поступления, а также иное имущество для покрытия отрицательного результата от размещения пенсионных резервов. Вид иного имущества определяется по решению совета директоров (наблюдательного совета) НПФ. Так, пенсионные резервы подразделяются на резервы покрытия непосредственно пенсионных обязательств, и страховой резерв. Нормативный размер пенсионных резервов по пенсионным схемам с установленными выплатами устанавливается макрорегулятором. Пенсионные схемы представляют собой совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий. Средства страхового резерва предназначены для обеспечения устойчивости деятельности НПФ, выполнения обязательств перед участниками фонда, которые подлежат обособленному учету. Порядок формирования страхового резерва и его нормативный размер
устанавливаются Банком России. Размещение страхового резерва осуществляется в том же порядке, что и размещение пенсионных резервов.
Негосударственные пенсионные фонды как субъекты отношений по обязательному пенсионному страхованию
Статус субъекта пенсионных правоотношений присвоен фондам и в рамках организации системы обязательного пенсионного страхования. На рис. 3 представлены субъекты и участники отношению по ОПС.
I : - Участники отношений по обязательному пенсионному страхованию .............■!
Рис. 3 Субъекты и участники отношений по ОПС
Следует отметить, что в рамках обязательного пенсионного страхования в части накопительной составляющей пенсионной системы НПФ осуществляют инвестирование пенсионных накоплений посредством привлечения управляющих компаний (УК). Это означает, что самостоятельно инвестировать пенсионные накопления фонды в соответствии с действующим законодательством не уполномочены. Иная картина складывается в отношении пенсионных резервов в рамках негосударственного пенсионного обеспечения. В данном случае НПФ имеют возможность размещать либо организовывать размещение пенсионных
резервов посредством услуг управляющих компаний. Так, фонды имеют право самостоятельно размещать пенсионные резервы в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и другие объекты инвестирования, разрешенные макрорегулятором.
В отношении пенсионных накоплений НПФ передают средства УК исключительно на основании договора доверительного управления, причем передача средств и пенсионных накоплений и пенсионных резервов не влечет перехода права собственности на них к управляющей компании. Согласно ст. 1012 Гражданского кодекса (ГК) РФ в рамках договора по доверительному управлению имуществом «...одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя)»9. Легальное определение управляющей компании, присущие ей функции, права и обязанности прописывается в федеральных законах «О негосударственных пенсионных фондах», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»10 и «Об инвестиционных фондах»11. Так, управляющая компания - это акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, а также негосударственными пенсионными фондами. Федеральный закон об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии определяет инвестирование средств пенсионных накоплений как деятельность управляющей компании по управлению средствами
9 Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ, ст. 1012. // Рос. газ. от 26.02. 1996. -
№ 23.
10 Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии: федер. закон от 24.07.2002. № 111-ФЗ // Рос. газ. от 30.07. 2002. - № 138-139.
11 Об инвестиционных фондах: федер. закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ, ст. 38. // Рос. газ. от 04.12. 2001. - № 237-238.
пенсионных накоплений (ст. 3). Упомянутый закон классифицирует три вида управляющих компаний:
• управляющая компания, отобранная по конкурсу;
• государственная управляющая компания (ГУК);
• государственная управляющая компания средствами выплатного резерва.
Следует отметить, что накопительная компонента пенсионной системы России в части формирования пенсионных накоплений влияет на изменение статуса субъектов пенсионных правоотношений. Так, согласно Закона об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии субъектами по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений выступают ПРФ, специализированный депозитарий, управляющие компании, страхователи и застрахованные лица. Таким образом, мы видим, что в части организации накопительного элемента в рамках ОПС управляющие компании приобретают статус субъекта пенсионных правоотношений, тогда как НПФ являются участниками (ст.4). (см. рис. 4).
Средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней бюджетной системы России, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений (ст. 5 Закона об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации).
I i - Участники отношений по обязательному пенсионному страхованию .............■!
J1 I - Субъекты отношений по формированию и инвестированию средств
пенсионных накоплений
- Участники отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений
Рис. 4 Субъекты и участники пенсионных правоотношений в России
Таким образом, рассматривая субъектов и участников отечественной пенсионной системы, следует отметить, что финансовые активы негосударственных пенсионных фондов представляют собой значимый источник долгосрочного капитала экономик как развитых, так и развивающихся стран. В условиях финансовых кризисов негосударственные пенсионные фонды выступают своего рода стабилизаторами внутреннего финансового рынка в силу невозможности ухода из него, тогда как именно в такие критические моменты наблюдается бегство, в первую очередь, иностранного капитала, преследующего чисто спекулятивные цели. Отсюда, с одной стороны, возможность купли частными пенсионными фондами подешевевших активов и обеспечение доходности по ним, с другой, снижение совокупной волатильности на фондовых рынках. Именно негосударственные пенсионные фонды являются единственным рыночным
инвестором в объекты инфраструктуры, развитость и полнота которой определяет социально-экономический уровень развития любой страны. Очевидно, что частный капитал, направляемый для реализации инфраструктурных проектов, является эффективнее, нежели бюджетное финансирование с прямым участием государства.
Деятельность НПФ на рынке коллективных инвестиций
Динамичный рост финансового рынка обуславливает формирование и развитие процесса финансового посредничества как комплексного явления в связи с усложнением инвестиционной составляющей большинства секторов экономики. Одной из форм финансового посредничества является деятельность институциональных инвесторов, функциональной задачей которых является, прежде всего, обеспечение клиентов финансовыми продуктами и услугами с большей степенью эффективности, нежели непосредственное участие таких клиентов в операциях финансового рынка без привлечения услуг финансовых посредников.
Современная отечественная нормативно-правовая база законодательно не закрепляет определение понятия институциональных инвесторов в силу отсутствия единого универсального подхода к содержанию вопроса об институциональных инвесторах. В то время как система институциональных инвесторов, включающая формы и виды финансовых взаимосвязей, а также принципы и механизм их взаимодействия, клиентов институциональных инвесторов и государственных структур, органически вливается в существующее рыночное пространство, способствуя развитию коллективных инвестиций. Ряд исследователей рассматривают систему институциональных инвесторов как совокупность финансовых институтов различного назначения, общей чертой которых является инвестирование средств от лица
данного института в различные активы с целью получения доходов по этим
12
средствам. Согласно Указу Президента РФ от 21.03.1996. № 408 «Об
12 Рожкова И. В., Азарян Н. А. Экономическая сущность деятельности институциональных инвесторов на рынке ценных бумаг // Финансы и кредит. - 2013. - № 9(537).- С. 51-55.
утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров» развитие системы форм коллективного инвестирования предполагает активное участие таких институциональных инвесторов как:
• паевые инвестиционные фонды (открытые и интервальные, а также закрытые срочные);
• кредитные союзы;
• акционерные инвестиционные фонды;
• инвестиционные банки;
• негосударственные пенсионные фонды.13
Обезличенные денежные средства, аккумулированные в фондах институциональных инвесторов и предназначенные для целей инвестирования, вверяются в доверительное управление управляющих компаний с целью минимизации риска инвестиционных вложений и получения дохода по ним. Помимо упомянутых типов инвесторов целесообразным также является отнести к их числу страховые организации, управляющие компании и государственный пенсионный фонд, реализующий функции агента по инвестированию средств пенсионных накоплений.
Все большую актуальность на сегодняшний день в сфере коллективного инвестирования приобретают негосударственные пенсионные фонды, дуалистическая природа которых, с одной стороны, усложняет разрешение задач по формированию фондами финансовых ресурсов, предназначенных по существу для реализации обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению с возложением части ответственности государства за социально-экономический баланс поколений, с другой стороны, накладывает отпечаток рыночного характера финансово-экономических связей по инвестированию средств активов.
Рынок коллективных инвестиций, являющийся сегментом отечественного финансового рынка, представлен участниками коллективного
13 Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров: указ Президента РФ от 21.03.1996. № 408 // Рос. газ. от 27.03.1996. - № 58.
инвестирования, осуществляющими свою деятельность в рамках существующих норм российского законодательства, и включает таких субъектов, как управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды (последние выступают в качестве страховщиков в системе обязательного пенсионного страхования).
Инвестиционная деятельность институциональных инвесторов неотъемлемым образом сопряжена с рисками коллективного инвестирования, которые относятся к категории инвестиционных рисков. Границы и содержание риска определяются, как правило, направлениями деятельности негосударственных пенсионных фондов согласно принятой инвестиционной декларации. Так, в соответствии со ст. 3. Закона от 07.05.1998 № 75 - ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» инвестиционная декларация -неотъемлемая часть договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений и договора доверительного управления средствами пенсионных резервов, содержащая указание цели инвестирования средств пенсионных накоплений или размещения средств пенсионных резервов, описание инвестиционной политики управляющей компании, перечень активов, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных накоплений или размещены средства пенсионных резервов, описание рисков, связанных с таким инвестированием или размещением, а также требования к структуре активов. Однако инвестиционная декларация не дает четкого представления об уровне инвестиционного риска, что затрудняет адекватно судить о приемлемости использования тех или иных финансовых инструментов фондом. Показательными индикаторами в части определения степени риска служит уровень доходности, полученный по итогам инвестирования прошлых лет. С другой стороны, положительная динамика капитализации не служит гарантом получения стабильного уровня дохода в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Рис. 5 Квалифицированные инвесторы
Современное законодательство выделяет такое понятие как квалифицированные инвесторы, которыми наряду с финансовыми организациями могут признаваться и физические лица.
Анализ отечественного законодательства в сфере инвестиций выявил, что квалифицированными инвесторами признаются так называемые институциональные инвесторы, к числу которых относятся НПФ и управляющие компании, осуществляющие свою деятельность в системе негосударственного пенсионного обеспечения. На рис. 5 представлен состав
квалифицированных инвесторов согласно действующему отечественному законодательству.
Согласимся с В. П. Иваницким, Е. И. Мельниковой14, что НПФ выступает на финансовом рынке как институциональный инвестор, отличаясь от посредника тем, что принимает на себя обязательства по выплате дохода на вложенные средства. Солидарную точку зрения разделяет Н. А. Истомина: «Ограничение инвестиционной свободы НПФ обусловлено тем, что они являются так называемыми «институциональными инвесторами», перераспределяя средства вкладчиков в определенные активы с последующей обязанностью возврата средств в виде пенсионных выплат»15.
Следует отметить, что НПФ на сегодняшний день являются одним из наиболее динамично развивающихся финансовых институтов: накопленные ими пенсионные средства (пенсионные резервы и пенсионные накопления) составили на 1 января 2013 г. 1 356 208 млн. руб., из них на долю пенсионных резервов приходится 687 388 млн. руб., а на долю пенсионных накоплений - 688 820 млн. руб.16 Как отмечают исследователи, имеющийся потенциал фондов используется неэффективно. Существующая негибкая система контроля за инвестициями и отсутствие своевременной реакции со
17
стороны Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) России на происходящие в 2008 г. события на финансовых рынках не позволили НПФ и их управляющим компаниям адекватно отреагировать на современные вызовы и перевести активы из спекулятивных финансовых инструментов в депозиты надежных государственных банков с целью их сохранения и
14 Иваницкий В. П., Мельникова Е. И. Методологические аспекты инвестирования сбережений населения России: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.
15 Истомина Н. А. Инвестиционная политика негосударственных пенсионных фондов: теоретический аспект // Финансы и кредит. - 2013. -33(561). - С. 65.
16 chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://cbr.ru/analytics/insur_12.pdf; http://cbr.ru/analytics/
17 С 3 марта 2014 года Служба Банка России по финансовым рынкам упразднена. Регулирование деятельности инвестиционных фондов, управляющих компаний по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию, деятельности агентов по выдаче и обмену инвестиционных паев, а также государственный контроль и надзор за указанными видами деятельности возложено на Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления. http://cbr.ru/press/PR.aspx?file=28022014_212328cbrfr.htm
приумножения18. Так, мировой финансовый кризис 2008 г. непосредственно сказавшись на деятельности НПФ, выявил слабые места института коллективных инвестиций:
1) несовершенство методики оценки активов фондов, проявившееся наиболее остро на фондовом рынке;
2) наличие у большинства фондов актуарного дефицита, не связанного с прямыми действиями фонда;
3) риск потерь пенсионных средств, размещенных в депозиты банков, с которыми могут столкнуться НПФ в случае банкротства этих кредитных учреждений (требования по возврату пенсионных накоплений граждан в отличие от вкладов физических лиц удовлетворяются в пятую очередь - по разряду «прочие кредиторы»)19.
Заключение
Дуализм института негосударственных пенсионных фондов определен целями и задачами деятельности НПФ, статусная позиция которых носит некоммерческий характер, в то время как сам процесс инвестирования активов посредством управляющих компаний подразумевает эффективное использование инструментов рыночного механизма хозяйствования. Специфические особенности деятельности НПФ обусловлены одновременным участием фондов в двух полярных сферах пенсионного обеспечения: обязательном пенсионном страховании и негосударственном пенсионном обеспечении (добровольном, дополнительном).
Сегодня коллективные инвестиции представлены, в первую очередь, инвестициями Внешэкономбанка и негосударственными пенсионными фондами в части размещения пенсионных накоплений. Объемы пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, а также средства паевых инвестиционных фондов занимают второе место в общем объеме коллективных инвестиций. Следовательно, пенсионные деньги, которые по
18 Платонов Ю. А., Федорова Е. А. Финансовые инструменты инвестиций пенсионных резервов: новые подходы в инвестиционной политике // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 4. - С.55.
19 Платонов Ю. А., Федорова Е. А. Финансовые инструменты инвестиций пенсионных резервов: новые подходы в инвестиционной политике // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 4. - С.56.
определению являются «длинными» даже в условиях современного развития пенсионной системы могут выступать в качестве мощного катализатора динамичного экономического роста и развития финансовой системы страны.
Не стоит недооценивать роль института негосударственных пенсионных фондов: так, по оценкам специалистов, самый сильный потенциальный внутренний инвестор в условиях сложившихся реалий -негосударственные пенсионные фонды. Расширение спектра финансовых инструментов, предназначенных для инвестирования пенсионных накоплений, с внедрением инструментов, предполагающих инвестирование в инфраструктурные проекты, позволит повысить эффективность накопительной составляющей отечественной пенсионной системы. Для дальнейшего развития института НПФ необходимо продолжить внедрение системы добровольных пенсионных накоплений с привлечением государственного участия (системы софинансирования) и работодателей, ужесточить требования к финансовой устойчивости НПФ, установить требования к ежегодной гарантированной доходности по инвестированным пенсионным накоплениям, развивать систему консультирования населения по вопросам пенсионного обеспечения в части деятельности НПФ.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ, ст. 1012 // Рос. газ. от 26.02. 1996. - № 23.
2. О негосударственных пенсионных фондах: указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1077 // Рос. газ. от 23.09. 1992. - № 210.
3. Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров»: указ Президента РФ от 21.03.1996. № 408 // Рос. газ. от 27.03.1996. - № 58.
4. Об инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения РФ: постановление Правительства РФ от 29.04.1994 № 408 // Собрание законодательства РФ от 09.05.1994. - № 2. -ст. 107.
5. О негосударственных пенсионных фондах: федер. закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ // Рос. газ. от 13.05. 1998. - № 90.
6. Об инвестиционных фондах: федер. закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ // Рос. газ. от 04.12. 2001. - № 237-238.
7. Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии: федер. закон от 24.07.2002. № 111-ФЗ // Рос. газ. от 30.07. 2002. - № 138139.
8. Ермаков Д. Совершенствование деятельности отечественных негосударственных пенсионных фондов / Д. Ермаков // Человек и труд. -2012. - № 2. - С. 25.
9. Иваницкий В. П., Мельникова Е. И. Методологические аспекты инвестирования сбережений населения России: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.
10.Истомина Н. А.. Инвестиционная политика негосударственных пенсионных фондов: теоретический аспект / Н. А. Истомина // Финансы и кредит. - 2013. - № 33(561.) - С. 64-65.
11.Новгородов П. А. Финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов: сегодня и завтра / П. А. Новгородов // Эко. - 2011. -№ 3. - С. 70.
12.Платонов Ю. А., Федорова Е. А. Финансовые инструменты инвестиций пенсионных резервов: новые подходы в инвестиционной политике / Ю. А. Платонов, Е. А. Федорова // Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 4. -С.55-56.
13.Рожкова И. В., Азарян Н. А. Экономическая сущность деятельности институциональных инвесторов на рынке ценных бумаг / И.В. Рожкова, Н. А. Азарян // Финансы и кредит. - 2013. - № 9(537).- С. 51-55.
14.Чугунов В. И. Совершенствование механизма инвестирования пенсионных резервов как фактор развития негосударственных пенсионных фондов / В. И. Чугунов // Финансы и кредит. - 2014. - № 12(588). - С. 31.