НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ АПК» В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В.Н. ЕГОРОВ
Волгоградская академия государственной службы
Определенные успехи в развитии агропромышленного комплекса как в России в целом, так и в Волгоградской области были сделаны в 2006 г.: увеличение притока инвестиций в АПК из всех видов бюджетов: федерального, областного, местного, принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ.
В указанном законе определены основные цели государственной сельскохозяйственной политики [5]:
• создание для сельхозтоваропроизводителей равных условий получения доходов с субъектами хозяйствования других отраслей экономики;
• обеспечение продовольственной безопасности;
• развитие конкурентоспособного и устойчивого сельскохозяйственного производства;
• формирование развитых агропродовольствен-ных рынков;
• соблюдение установленных требований в области охраны окружающей среды, формирование материальной базы развития сельских территорий и достойных условий жизни сельского населения.
Организации АПК все еще не имеют возможности привлекать в достаточном объеме кредитные средства для эффективного ведения текущей деятельности, обновления материально-технической базы и внедрения новых технологий в производство из-за высоких процентов по кредитным договорам.
По данным Комитета по сельскому хозяйству Волгоградской области, сельскохозяйственные организации имеют низкие показатели платежеспособности, в частности превышение кредиторской задолженности над дебиторской, рост кредиторской задолженности за 2005 г. почти на 30 %, наличие у 50 % организаций просроченной кредиторской задолженности. Это свидетельствует о высоком риске кредитования аграрной отрасли. Рента-
бельность сельскохозяйственного производства не обеспечивает доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, привлекаемой для инвесторов. Таким образом, значительная часть сельхозтоваропроизводителей не в состоянии привлечь кредитных ресурсов. Несовершенство земельного законодательства не дает возможности хозяйствам использовать землю в качестве залога.
В целях ускоренного развития агропромышленного комплекса разработана областная целевая программа «Развитие АПК Волгоградской области на период 2007—2010 годы». Целью программы определено устранение дефицита собственных средств у организаций АПК и крестьянских (фермерских) хозяйств для ведения основной деятельности и создание условий для привлечения кредитных ресурсов в отрасль.
Задачами программы стали следующие:
1) создание привлекательных условий для инвестирования средств в сельское хозяйство;
2) финансовое оздоровление организаций АПК (содействие реструктуризации накопленной задолженности и повышению финансовой устойчивости организаций);
3) увеличение доступности кредитных ресурсов для товаропроизводителей отрасли.
В частности, в программе предусмотрено возмещение в установленном порядке части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями АПК всех форм собственности, фермерскими хозяйствами, организациями потребительской кооперации и индивидуальными предпринимателями в кредитных организациях; внедрение системы государственных гарантий и введение ипотечного кредита в коммерческой системе банков; развитие системы кредитной кооперации.
Так, государственная поддержка в сфере кредитования в 2007 г. в Волгоградской области составит
134
региональная экономикА: теория и практика
Развитие АПК
15 (54) - 2007
230,0 млн руб.; в том числе из федерального бюджета — 154,3 млн руб., из областного бюджета — 75,7 млн руб.
Национальный проект «Развитие АПК» стимулировал развитие всех основных направлений аграрного производства, следствием этого стало улучшение экономической ситуации в агропромышленном комплексе Волгоградской области.
На поддержку отраслей животноводства выделено в 2007 г. 157 млн руб. из областного бюджета. Это позволило переломить отрицательную динамику производства мяса и молока. На февраль 2007 г. кредитные договора оформлены двумя предприятиями: ЗАО «8 марта» на сумму 21 млн руб. сроком на 5 лет, ООО «Царь-продукт» на 100 млн руб. ООО «Царь-продукт» на полученный в 2006 г. кредит закупил 117 голов телок красно-пестрой породы, 126 голов телок казахской белоголовой породы для создания собственного маточного стада и свыше 3 тыс. голов молодняка крупного рогатого скота на откорм.
В 2006 г. количество кредитных договоров в Волгоградской области увеличилось в 7 раз по сравнению с 2002 г. Общая сумма кредитов выросла на 34 %, а сумма субсидий — на 9,6 %. Изменилась структура заемщиков: количество крупных сельхозтоваропроизводителей увеличилось в 1,2 раза, количество перерабатывающих предприятий уменьшилось в 2,3 раза, количество крестьянских хозяйств увеличилось в 5 раз.
Возросло субсидирование части затрат по договорам страхования сельскохозяйственных культур. Государством возмещается из Федерального бюджета 50 % от суммы, затраченной хозяйством по страховым взносам. Так, в 2006 г. сумма субсидий на погашение страховых взносов составила 355 млн руб. По сравнению с 2005 г. было выделено 134 млн руб. субсидий на погашение 507 млн страховых взносов, т. е. сумма субсидий по Волгоградской области увеличилась в 2006 г. в 2,7 раза.
В приоритетном национальном проекте «Развитие АПК» особое значение придается стимулированию развития малых форм хозяйствования в АПК. Этому способствует развитие системы сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, так как они являются независимым источником финансирования для сельхозтоваропроизводителей.
По мнению А.И. Алтухова, кредитная кооперация создает реальные предпосылки и условия для выхода сельского хозяйства и других отраслей сельского хозяйства из кризиса, стабилизации и подъема производства сельхозпродукции, улуч-
шения снабжения населения качественными и дешевыми продуктами питания [1].
Крестьянским (фермерским), личным подсобным хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам в Волгоградской области в 2006 г. выдано 1 055 млн руб. по 8 200 кредитам и займам, в том числе кредитными кооперативами выдано 497 млн руб. кредитов, Россельхозбанком — 342 млн руб., Сбербанком — 149 млн руб.
Ввиду слаборазвитой сети Россельхозбанка, неудобств, связанных с оформлением необходимых документов, особое значение приобретает развитие сельской кредитной кооперации. Кредитные кооперативы, используя при выдаче займов рекомендации администраций сельских поселений, повышают доступность кредитных ресурсов за счет снижения соответствующих залоговых требований, в том числе и для тех хозяйств, которые не могут получить кредитов в банках [3].
Так как сельхозтоваропроизводители часто имеют сложности в реализации сельскохозяйственной продукции, особое внимание уделено вопросам организации снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В настоящее время на территории Волгоградской области функционируют 86 таких кооперативов, 35 из которых созданы в 2006 г. и 49 — в 2007 г. Многие из них активно включились не только в процесс производства и реализации сельскохозяйственной продукции, но и в решение многочисленных проблем сельских территорий. 12 кооперативов занимаются закупкой и сбытом сельхозпродукции, 6 — ее переработкой, 12 выполняют снабженчес-ко-сбытовые функции, остальные 56 занимаются обслуживанием личных подсобных хозяйств. В 2006 г. ими переработано 275 т мяса и 1 532 т зерновых культур, закуплено у населения и реализовано на перерабатывающие предприятия 3 208 т молока и 1 488 т мяса, оказано услуг личным подсобным хозяйствам на сумму около 50 млн руб.
За последние 5 лет доля личных подсобных хозяйств граждан в общих объемах производства возросла на 10—12 % и составляет сегодня 79 % по молоку и 68 % — по мясу. Эти хозяйства оказывают существенное влияние на стабилизацию политической и экономической обстановки в стране и регионе, налаживании устойчивого развития сельских территорий.
На территории Волгоградской области несколько лет действует областная целевая программа развития мелкотоварного производства, предусматривающая меры по поддержке наращиванияп-
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
135
роизводства продукции в сельских подворьях. За годы ее реализации на организацию закупочной деятельности из областного бюджета выделено 365 млн руб. В эту работу включились практически все сельские поселения, 238 перерабатывающих предприятий и заготовителей. Значительно расширилась зона охвата сырьевых источников продовольствия. Появились новые приемные пункты, улучшилась их заготовительная деятельность. Тем самым в какой-то степени удалось решить проблему сбыта населением выращенной продукции животноводства. Только за 2006 г. объемы закупок у населения животноводческой продукции увеличились на 10 % и составили 61 тыс. т по молоку и более 23 тыс. т по мясу.
В помощь кооперативам, учитывая слабую подготовку их руководителей и бухгалтеров по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и оформления необходимого пакета документов для кредитования, на базе Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии был создан Центр подготовки менеджеров сельскохозяйственной кооперации.
Создается дополнительная сеть кооперативов, основанных по территориальному принципу, с участием фермерских и личных подсобных хозяйств, перерабатывающих и других сельскохозяйственных организаций. Такие кооперативы, основанные на общих интересах территорий и обеспеченные необходимой залоговой базой для кредитования, будут иметь перспективы своего дальнейшего развития.
В плане реализации национального проекта предусматриваются проекты системы земельно-ипотечного кредитования [4]. Этой возможностью пока воспользовалось одно крестьянское (фермерское) хозяйство, 4 находятся в стадии оформления, и
более 100 фермеров изъявляют желание участвовать в этом процессе. Опыт показывает, что кооперация может стимулировать инвестиционный процесс, и как следствие, будет способствовать росту уровня жизни сельчан.
Таким образом, в Волгоградской области благодаря поддержке на государственном и местном уровнях создаются условия для сохранения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций АПК, на протяжении всего производственного цикла, формирование условий для увеличения доли инвестиционных кредитов. Следствием этого будет увеличение объемов производства продукции АПК за счет привлечения дополнительных краткосрочных средств и инвестиционных ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алтухов А. И. Финансово-кредитные механизмы регулирования агропроизводства // Экономика сельского хозяйства России. 2007. № 2. С. 17.
2. Борхунов Н. Диспаритет цен в аграрном секторе экономики в 2004 году //Экономика сельского хозяйства. № 4. 2005. С. 28.
3. Ткаченко Е. Развитие региональной кредитной кооперации // Экономика сельского хозяйства России. 2007. № 2. С. 12.
4. Черняева Н. А. Развитие системы кредитования под залог земельной собственности // Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. — Пенза, 2007. С. 7 - 9.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
136
региональная экономика: теория и практика