' 52 ДАВЛАТ1ЮДЖЁТЙ~ВА~ГАЗНАЧЙЛЙКТЙЗЙМЙ™/ ^ ^_ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА_)
Срожиддинова З.Х.
к.э.н., профессор кафедры «Казначейское дело» Ташкентского Финансового института Бабаджанова Л.
ассистент кафедры «Финансы» Ташкентского Финансового института
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ УЗБЕКИСТАНА
Как известно, законодательная база любого государства развивается и подлежит уточнению в соответствии с преобразованиями, происходящими в стране. В данном контексте Узбекистан не является исключением. Преобразования, происходящие в стране, затрагивают в первую очередь законодательство, однако не всегда изменения и поправки вносятся в него своевременно, в этой связи могут возникать ситуации создающие проблемы с точки зрения толкования тех или иных аспектов, в принятии решений.
Данная статья представляет собой некоторые выкладки анализа действующей нормативно-правовой базы местных бюджетов Узбекистана проведенного в рамках исследования действующей практики формирования доходов местных бюджетов в Республике Узбекистан.
В Республике Узбекистан сформирована нормативно-правовая база обеспечивающая функционирование местных бюджетов, которая представлена основными законами и подзаконными актами, представленными в схеме 1.
Вместе с тем, внесение уточнений и поправок в соответствующие законы и подзаконные акты не всегда осуществляется синхронно с динамично проводимыми в стране реформами. Приведем некоторые примеры, заслуживающие по нашему мнению внимания:
1. Положением Главы 21 Конституции Республики Узбекистан к ведению местных органов власти отнесено установление местных налогов и сборов, в свою очередь Главой 25 статьей 123 закреплена принадлежность права установления
налогов Парламенту страны. Для разрешения вопроса о необходимости уточнения формулировки в Главе 21 обратимся к закону Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» и Налоговому Кодексу Республики Узбекистан.
Закон Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» (от 02.09.1993г., № 913-ХП) закрепляет экономическую и финансовую основы деятельности государственной власти на местах, ее полномочия в решении вопросов составления и исполнения местного бюджета и отчета о его исполнении, разработки и принятия перспективных программ развития территории, генерального плана и правил застройки территории; в установлении размера местных налогов и сборов, пошлин, предоставлении льгот по местным налогам, сборам и платежам, поступающим в местный бюджет в соответствии с действующим законодательством.
Статья 24 закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» подтверждает необходимость уточнения формулировки Главы 21 Конституции Республики Узбекистан в части прав ведения местных органов власти -«установление размеров местных налогов».
Наряду с этим, в статье 23 Налогового Кодекса Республики Узбекистан (вставка 2) приведены действующие в стране налоги, в части уточняющей - какие из общеустановленных налогов относятся к местным налогам, это позволяет с полной уверенностью утверждать о необходимости уточнения Главы 21 Конституции Республики Узбекистан в части отнесения к
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2011
ДАВЛАТ БЮДЖЕТИ ВА FАЗНАЧИЛИК ТИЗИМИ / 53
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА
Правовая база местных бюджетов в Республике Узбекистан
Схема 1.
Конституция Республики Узбекистан от 08.12.1992г.
Закон Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» от 02.09.1993г., N 913-ХП
Закон Республики Узбекистан «О бюджетной системе» от 14.12.2000г., N 158-П
Налоговый кодекс Республики Узбекистан от 25.12.2007г., N ЗРУ-136
Постановления Президента РУз. «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан», в частности, N ПП-1449 от 14.12.2010г.
Правила составления и исполнения Государственного бюджета РУз. Зарег. МЮ от 14.03.2002г., N 1111
Инструкция о порядке составления
поквартального распределения годовых плановых объемов доходов
и расходов, предусмотренных в бюджете Республики Каракалпакстан и местных бюджетах, учета изменений, вносимых в процессе
исполнения бюджетов, финансирования организаций и мероприятий, предусмотренных в бюджете. Утв. Приказом МФ от 26.03.2001г., N 29, Зарег. МЮ 12.04.2001г., N 1025
Положение о порядке предоставления бюджетных ссуд бюджету Республики Каракалпакстан, местным бюджетам
и погашения полученных ссуд. Приказ МФ РУз., N58 от 28.06.2001 г., Зарег. МЮ 19.07.2001г., N 1052
Вставка 1
Статья 24. Полномочия Кенгаша народных депутатов
К основным полномочиям областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов относятся:
- утверждение по представлению хокима местного бюджета и отчета о его исполнении, перспективных программ развития территории, генерального плана и правил застройки района, города;
- установление размеров местных налогов и других обязательных платежей, предоставление льгот по местным налогам в соответствии с законодательством;
- утверждение решений хокима в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
- образование, избрание и упразднение постоянных и временных комиссий, иных органов Кенгашей народных депутатов, изменение их состава, заслушивание отчетов об их работе;
- рассмотрение запросов народных депутатов и принятие по ним решений;
- и др.
' 54 ДАВЛАТ1ЮДЖЁТЙ~ВА~ГАЗНАЧЙЛЙКТЙЗЙМЙ™/—
. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА
Вставка 2
Статья 23. Виды налогов и других обязательных платежей
На территории Республики Узбекистан действуют налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные настоящим Кодексом.
К налогам относятся:
1) налог на прибыль юридических лиц;
2) налог на доходы физических лиц;
3) налог на добавленную стоимость;
4) акцизный налог;
5) налоги и специальные платежи для недропользователей;
6) налог за пользование водными ресурсами;
7) налог на имущество;
8) земельный налог;
9) налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры;
10) налог с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств.
К другим обязательным платежам относятся:
1) обязательные платежи в социальные фонды:
единый социальный платеж;
страховые взносы граждан во внебюджетный Пенсионный фонд;
обязательные отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд;
2) обязательные платежи в Республиканский дорожный фонд:
обязательные отчисления в Республиканский дорожный фонд;
сборы в Республиканский дорожный фонд;
3) государственная пошлина;
4) таможенные платежи;
5) сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг.
Налоги и другие обязательные платежи, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи, являются общеустановленными налогами.
Налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные в пунктах 1-6 части второй, пунктах 1-4 части третьей, в абзацах втором и четвертом части пятой настоящей статьи, являются общегосударственными налогами и другими обязательными платежами.
Налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные в пунктах 7-10 части второй, пункте 5 части третьей, в абзаце третьем части пятой настоящей статьи, относятся к местным налогам и другим обязательным платежам.
ведению местных органов власти права по установлению только размеров местных налогов.
2. Законом «О государственной власти на местах» установлены также бюджетные права (ст.12 вставка 3) и полномочия (ст.24 вставка 1) Кенгашей народных депутатов и хокима (ст.25, вставка 4) в части бюджетного планирования.
В результате унификации бюджетной системы города районного подчи-нения не формируют собственных бюджетов, их финансирование осуществля-ется из бюджета района которому подчиняется город. В связи с этим необходимо уточ-
нение последнего абзаца статьи 12 Закона «О государственной власти на местах», в части полномочий Кенгашей народных депутатов.
Кенгаши народных депутатов утверждают решения хокима о нормативах отчислений от общегосударственных налогов, а также размеры финансовой помощи (субвенций, дотаций) нижестоящим бюджетам, в связи с этим, представляется целесообразным дополнить Статью 24 Закона «О государственной власти на местах» вышеназванными полномочиями.
В целях совершенствования закона Республики Узбекистан «О государственной
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 6, 2011
ДАВЛАТ БЮДЖЕТИ ВА FАЗНАЧИЛИК ТИЗИМИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА 55 *
Вставка 3
Статья 12. Бюджетные права Кенгашей народных депутатов и хокима
Областной, районный, городской Кенгаш народных депутатов утверждает соответственно областной, районный, городской бюджет и отчет о его исполнении.
Разработка проекта бюджета области, района, города и его исполнение
осуществляются хокимами. Проект бюджета представляется хокимами по источникам доходов и направлениям расходов.
Районный, городской Кенгаши народных депутатов также утверждают бюджет и отчет о его исполнении соответственно города районного подчинения и района в городе.
власти на местах» также представляется целесообразным:
положение Статьи 12 «Бюджетные права Кенгашей народных депутатов и хокима» в части бюджетных прав хокима перенести в Статью 25 «Полномочия хокима»;
доработать Статью 13 «Доходы и расходы областного, районного, городского бюджета» в части расходов, которые обозначены в названии статьи, но не расписаны в ней;
опустить Статью 12 «Бюджетные права Кенгашей народных депутатов и хокима» закона, при этом расширить Главу 6 «Полномочия Кенгаша народных депутатов и хокима», включив в нее все полномочия местных органов власти касающиеся бюджета, в том числе, бюджетные полномочия закрепленные Статьей 12.
3. В законе Республики Узбекистан «О бюджетной системе» от 14.12. 2000г., № 158-11 имеют место положения требующие уточнения и расширения.
Так представляется целесообразным дополнить Статью 3 «Основные понятия» понятиями специальных терминов, суть и содержание которых требует разъяснения, так как они употребляются в законе и применяются на практике. Содержание специальных терминов требует разъяснения, по причине того, что трактовка данных терминов, приводимая в словарях и экономических энциклопедиях других стран не всегда совпадает с их содержанием в практике Узбекистана. Предлагаемые к включению в Статью 3 закона термины: бюджетное устройство, консолидированный бюджет, бюджетное планирование, контингент налогов, бюджетная субсидия, бюджетный период, бюджетное финансирование, бюджетные ассигнования, бюджетная заявка, смета бюджетной организации, оборотная кас-совая наличность, сертификат назначения, кассовое исполнение Государствен-ного бюджета и др.
Вставка 4
Статья 25. Полномочия хокима
Хоким области, района, города:
- организует исполнение законов и актов палат Олий Мажлиса, Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров, решений вышестоящих органов и соответствующего Кенгаша народных депутатов;
- представляет на утверждение Кенгаша народных депутатов основные направления экономического и социального развития области, района, города, основные параметры областного, районного, городского бюджета и отчеты об их исполнении;
- отменяет решения нижестоящих хокимов и вносит представления в Кенгаш народных депутатов об отмене актов нижестоящих Кенгашей народных депутатов, если они противоречат Конституции Республики Узбекистан, законам и актам палат Олий Мажлиса, Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров, а также решениям вышестоящего Кенгаша народных депутатов и хокима;
Хоким решает и другие вопросы, отнесенные законодательством к его компетенции планирования, бюджета, финансов, учета, управления собственностью области, района, города и др.
ДАВЛАТ БЮДЖЕТИ ВА FАЗНАЧИЛИК ТИЗИМИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА
Вставка 6
Статья 5. Основные принципы бюджетной системы
Основными принципами бюджетной системы являются:
- единство построения системы бюджетной классификации, учетно-бюджетной документации и бюджетного процесса;
- соответствие бюджетного устройства административно-территориальному устройству Республики Узбекистан;
- взаимосвязь бюджетов разных уровней;
- сбалансированность Государственного бюджета;
- планирование государственных доходов по конкретным источникам и расходов по направлениям (статьям);
- осуществление расходов Государственного бюджета в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и на цели, указанные в сметах расходов;
- самостоятельность бюджетов всех уровней.
Представляется целесообразным расширить Статью 5 «Основные принципы бюджетной системы» (вставка 6) включив в нее комментарии к принципам.
В частности, требует уточнения принцип «самостоятельности бюджетов всех уровней, так как Статья 24 закона «Ограничения, налагаемые на бюджет Республики Каракалпакстан и местные бюджеты» (вставка 7) противоречит принципу самостоятельности бюджетов сформулированному в Статье 5.
Необходимо отметить, что принцип самостоятельности бюджетов всех уровней, в большей части унитарных государств и стран с централизованной моделью организации и управления госфинансами, не является определяющим, в части постро-
ения бюджетной системы, так как нижестоящие бюджеты в бюджетной системе регулируются и управляются вышестоящими, источники доходов местных бюджетов устанавливаются и закрепляются централизовано законодательством государства в области налогов, полномочия в части выпуска муниципальных займов ограничены, дефицит местных бюджетов регулируется вышестоящими бюджетами и т.п.
Статью 10 «Бюджетная классификация» необходимо уточнить в связи с расширением действующей бюджетной классификации - введением классификации источников средств и уровней бюджетов
Вставка 7
Статья 24. Ограничения, налагаемые на бюджет Республики Каракалпак-стан и местные бюджеты
Бюджет Республики Каракалпакстан и местные бюджеты должны иметь сбалансированные доходы и расходы. Дефицит бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов не допускается.
При принятии и исполнении бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов не допускается:
1) создание фондов за счет источников, не предусмотренных законодательством;
2) осуществление заимствований, за исключением получения бюджетных ссуд из вышестоящих бюджетов;
3) осуществление расходов сверх утвержденных бюджетных ассигнований, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;
4) выдача финансовых гарантий и поручительств за счет средств бюджета в пользу других лиц;
5) выдача бюджетных ссуд юридическим и физическим лицам, за исключением случаев выдачи ссуд из бюджета товариществам частных собственников жилья на ремонтно-восстановительные работы.
~ддвлдт^юджЁтИвдТдзндчйлйктйзймй™/ государственный бюджет и кдзндчейскдя СИСТЕМд
Государственного бюджета Республики Узбекистан1.
также представляется важным и целесообразным:
в Статье 22 «Финансирование расходов из республиканского бюджета» и Статье 23 «Финансирование расходов из бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов» четко разграничить расходы республиканского и местных бюджетов в части совместно финансируемых расходов, например, социального обеспечения;
4. Помимо приведенных выше рекомендаций, представляется целесообразным внесение ряда уточнений в правовую базу, имеющую отношение к Государственному бюджету в целом:
дополнить ст. 29 «Принятие Государственного бюджета» в части процедуры рассмотрения и утверждения бюджета и ее участников;
упрорядочить в соответствии с формами проведения контроля и контрольных функций конкретных органов (предва-
1 Приказ Министерства финансов Республики Узбекистан № 80 «Об утверждении классификации доходов, функциональной и экономической классификации расходов, а также классификации источников средств и уровней бюджетов Государственного бюджета Республики Узбекистан» от 16.05.2008 г
рительный, текущий, последующий; фин-норганы, казначейство, КРУ) положения Статьи 38. «Контроль за исполнением Государственного бюджета»;
внести уточнения в §2 п.38; 1.п.80; §5 п.85; §2 п.п.155,157,159,160 действующих Правил составления и исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан и в §4 п.62; §5 п.70; §6 п.80 1) и п.83 4); §9 п.107 действующей Инструкции о порядке составления поквартального распределения годовых плановых объемов доходов и расходов, предусмотренных в бюджете Республики Каракалпакстан и местных бюджетах, учета изменений, вносимых в процессе исполнения бюджетов, финансирования организаций и мероприятий, предусмотренных в бюджете в связи с тем, что с 2004 года про -гноз основных макроэкономических показателей и параметры Государственного бюджета Республики Узбекистан утверждаются Постановле-нием Президента Республики Узбекистан.
Представляется, что с формированием Бюджетного Кодекса Республики Узбекистан, в котором будут сведены все законы и подзаконные акты ныне действующего бюджетного законодательства все неточности и несоответствия будут учтены и упразднены.
Список литературы:
1. Конституция Республики Узбекистан от 08.12.1992 г.
2. Закон Республики Узбекистан «О государственной власти на местах» от 02.09.1993 г. N 913-ХН.
3. Закон Республики Узбекистан «О бюджетной системе» от 14.12.2000г., N 158-11.
4. Налоговый кодекс Республики Узбекистан от 25.12.2007г., N ЗРУ-136.
5. Постановление Президента Республики Узбекистан «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан», N ПП-1449 от 14.12.2010 г.
6. Правила составления и исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан Зарег. МЮ от 14.03.2002г., N 1111.
7. Инструкция о порядке составления поквартального распределения годовых плановых объемов доходов и расходов, предусмотренных в бюджете Республики Каракалпакстан и местных бюджетах, учета изменений, вносимых в процессе исполнения бюджетов, финансирования организаций и мероприятий, предусмотренных в бюджете. Утв. Приказом МФ от 26.03.2001г., N 29, Зарег. МЮ 12.04.2001г., N 1025.
8. Положение о порядке предоставления бюджетных ссуд бюджету Республики Каракалпакстан, местным бюджетам и погашения полученных ссуд. Приказ МФ РУз., N58 от 28.06.2001 г., Зарег. МЮ 19.07.2001г., N 1052.
9. Приказ Министерства финансов Республики Узбекистан № 80 «Об утверж-дении классификации доходов, функциональной и экономической классификации расходов, а также классификации источников средств и уровней бюджетов Государственного бюджета Республики Узбекистан» от 16.05.2008 г