УДК 343.3/7
Р. Р. НАСЫРОВ, старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
R. R. NASYROV, a senior lecturer of the Chair of Operative Detection Activity of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ
ПО НАЕМНЫМ УБИЙСТВАМ
SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF OPERATIVLY SEARCH SUPPORT CRIMINAL CASES ON HIRED MURDER
Аннотация. В статье анализируется правовое регулирование деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел, направленной на оперативно-разыскное сопровождение уголовного судопроизводства по делам об убийствах, совершенных по найму.
Ключевые слова и словосочетания: оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел, оперативно-разыскное сопровождение уголовного судопроизводства, правовое регулирование оперативно-разыскной деятельности.
Annotation. The article analyzes the legal regulation of the activities of the operative divisions of law enforcement bodies, aimed at the operational-investigative support of criminal proceedings in cases of killings for hire.
Keywords and phrases: operatively-search activity of law-enforcement bodies, operational-investigative support of criminal proceedings, legal regulation of operatively-search activity.
Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.
Эти принципиальные установки имеют прямое отношение и к деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по противодействию убийствам, совершаемым по найму.
В теории права сущность правового регулирования определяется как система правовых средств (юридических норм, индивидуальных предписаний, правоотношений), оказывающих нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их охраны, упорядочения и развития в соответствии с социальными потребностями [1]. Так же в теории права под правовым регулированием понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений (в соответствии с этими нормами) по юридически значи-
<ч а а и и
и «
а
о
^
0 «
¥ а -с а
1
о
^
0 «
1
£
а «
и
уголовный процесс
мым вопросам, которые возникают в рамках таких отношений [2].
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что «определение любого понятия... - верно, отмечает А. Л. Симанов, -задача сложная. Очевидно, нельзя предложить такого определения, которое не вызвало бы дискуссии...» [3]. Сказанное целиком и полностью относится и к анализируемому понятию.
Следовательно, в предметной плоскости находятся общественные отношения в сфере деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел, направленные на оперативно-разыскное сопровождение уголовного судопроизводства по делам об убийствах, совершенных по найму. Причем возникающие общественные отношения регулируются посредством правовых норм в связи с необходимостью установления полномочий указанных подразделений в ходе осуществляемой ими деятельности, направленной на защиту жизненно важных интересов личности, ^ общества и государства в целом. ^ Существуют различные мнения
2 относительно уровней правового регу-а лирования тех или иных общественных ^ отношений. В теории права принято де-Сц лить нормативные правовые акты в за-¡^ висимости от юридической силы на законы - акты, обладающие высшей юри-| дической силой, и подзаконные акты -^ акты, основанные на законах и им не | противоречащие [4]. Данное деление « свойственно общему построению сис-<а темы законодательства в любом госу-§ дарстве [5]. В теории оперативному разыскной деятельности по данному вопросу высказывались различные точки Л зрения. Так, профессором Д. В. Гре-| бельским в обиход был введен термин | «правовая основа оперативно-^ разыскной деятельности (ОРД)», под которой понимались «...законы и ве-^ домственные нормативные акты, регла-Ц ментирующие применение оперативно-§ разыскных средств и методов специаль-ед но уполномоченными должностными
лицами и подразделениями для эффективной борьбы с преступностью» [6].
Качественно новый этап развития государства и его институтов, в которое вступило наше общество, предполагает критическое осмысление правовой базы прошлого, отказ от некоторых сложившихся стереотипов. Это в полной мере относится и к правовой основе оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел (ОРД ОВД) [7].
Анализ правового регулирования ОРД как вида государственной деятельности должен проводиться с пониманием того, что государство непосредственно заинтересовано в решении поставленных им задач, а право в этом случае является эффективным средством их выполнения [8].
Научной разработке правовых основ ОРД ОВД всегда уделялось значительное внимание. Вначале (до 1992 г.) это было обусловлено отсутствием каких-либо правовых норм, напрямую регулирующих данный вид деятельности [9], и осознанием необходимости правового урегулирования такого специфического вида социальной практики, как ОРД, а после 1992 г. - необходимостью совершенствования ее правовых основ [10].
Подход ученых к понятию правовых основ ОРД ОВД неоднозначен. Так, например, Л. Н. Калинкович понимает под ней совокупность правил, предписаний и указаний, содержащихся в законодательных и подзаконных нормативных актах, ведомственных приказах, наставлениях и т. д. Иной точки зрения придерживается В. Г. Бобров, понимающий под правовой основой «совокупность правовых актов».
Г. К. Синилов, подробно исследовавший данный вопрос, разделяет правовые институты и юридические нормы на «непосредственно посвященные оперативно-разыскной деятельности, то есть устанавливающие и регламентирующие ее», и те, которые «эту деятельность не устанавливают и не ре-
гулируют, но находят в ней применение».
По мнению В. Г. Гриба, «правовое обеспечение оперативно-разыскной деятельности как одного из направлений борьбы с организованными формами преступности составляют: Конституция РФ, федеральные законы, Указы Президента, постановления и распоряжения Правительства, ведомственные правовые акты МВД РФ» [11].
Исследуя проблему правовой основы, важно подчеркнуть, что нормы, входящие в систему правового регулирования, имеют различную юридическую силу. В соответствии с классификацией, изложенной в ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», и опираясь на положения, принятые в теории права [12], их можно подразделить на несколько групп [13]: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Нормативные правовые акты, принятые высшими законодательными органами власти.
3. Подзаконные нормативные правовые акты Федерального Собрания РФ, Президента и Правительства, касающиеся борьбы с преступностью.
4. Подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, касающиеся борьбы с преступностью, в том числе ведомственные (межведомственные) подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику ОРД, изданные органами, осуществляющими ОРД в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством.
Исходя из этих концептуальных положений, ученые в области теории оперативно-разыскной деятельности настойчиво и последовательно с позиций системного подхода к анализу сложных социальных явлений разрабатывают и обосновывают систему норм, регулирующих оперативно-розыскные отношения, складывающиеся в борьбе с преступностью. Основные положения тео-
ретической концепции правового регулирования оперативно-разыскной функции борьбы с преступностью получили законодательное разрешение в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Согласно ст. 4 данного закона правовую основу оперативно-разыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, данный отраслевой федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные акты федеральных органов государственной власти.
Здесь необходимо заметить, что не всегда правовой характер принимаемых правотворческим органом норм позволяет осуществлять регулирование общественных отношений. Последнее становится возможным в случае придания акту свойства нормативности. Именно о нормативных правовых актах необходимо вести речь, когда дело касается регулирования общественных отношений [14].
Законодательный уровень правового обеспечения деятельности органов внутренних дел представляет собой систему нормативно-правовых актов, регулирующих разнообразные общественные отношения, складывающиеся в этой сфере.
Безусловно, материально-
правовую основу оперативно-разыскной деятельности составляют нормы уголовного законодательства, без которого эта деятельность по существу беспредметна. Именно нормы уголовного права, закрепив объективные признаки состава преступления, формы вины, тяжесть преступления и т. п., влияют на организацию и условия проведения оперативно-разыскных и иных мероприятий по выявлению и раскрытию преступлений, определяют границы приложения усилий органов внутренних дел, комплексность применения различных средств борьбы, тактические возможности оперативных подразделений и т. п. Многие авторы вполне за-
<ч а а
и и
и «
а
о
^
о «
и
¥ а -с
а £
о
^
0 «
и
1
£
а «
и
служенно уделяют пристальное внимание этой проблеме [15].
Как мы уже отмечали, действующее уголовное законодательство содержит уголовно-правовые нормы об ответственности за различные виды убийств, которые по родовому признаку сгруппированы в главе 16 УК РФ «Преступления против жизни и здоровья».
Убийство по найму является убийством при квалифицирующих обстоятельствах, ответственность за такое убийство предусмотрена ч. 2 ст. 105 УК РФ. Так, п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ предусматривает ответственность за совершение убийства «из корыстных побуждений или по найму, а равно сопряженное с разбоем, вымогательством или бандитизмом».
Продолжая рассмотрение федерального уровня правового регулирования противодействия преступлениям, совершаемым по найму, следует отметить, что большое значение в деле обеспечения борьбы с данным составом ^ преступления имеет уголовно-^ процессуальное законодательство.
2 Так, в ст. 6 УПК РФ указано на-а значение уголовного судопроизводства, ^ что позволяет четко определить цели и с^ задачи его оперативно-разыскного со-¡^ провождения по рассматриваемым пре-^ ступлениям.
| Развивая данную мысль можно
^ отметить, что через определение об-
| стоятельств, подлежащих доказыванию
■в (ст. 73 УПК РФ), закрепляется направ-
^ ление деятельности оперативного под-
§ разделений органов внутренних дел в
^ рассматриваемом аспекте оперативно-
разыскного сопровождения.
^ Рассматриваемый нормативный 2
£ правовой акт закрепляет процессуаль-
| ные формы взаимодействия следовате-
^ лей и оперативного работников: дача письменною поручений оперативным
^ подразделениям о производстве отдель-
« ных следственных и иных процессуаль-
|| ных действий, оперативно-разыскных
03 (ч. 4 ст. 38 УПК РФ) и разыскных меро-
приятий (ч. 1 ст. 210 УПК РФ); оказание содействия следователю при производстве следственных действий (ч. 4 ст. 38, ч. 2 ст. 163, ч. 7 ст. 164 УПК РФ); уведомление следователя о результатах производства разыскных и оперативно-разыскных мер для установления лица, совершившего преступление (ч. 4 ст. 157 УПК РФ) и пр. В дальнейшем результаты упомянутого взаимодействия оказывают непосредственное влияние на ход судебного разбирательства и являются, по сути, одной из стадий оперативно-разыскного сопровождения судебного разбирательства.
Помимо этого УПК РФ, предусмотрев возможность использования результатов оперативно-разыскной деятельности в доказывании (ст. 89 УПК РФ) по уголовным делам, дал разъяснение в отношении содержания результатов оперативно-разыскной деятельности (ст. 5 УПК РФ), представление которых наряду со следователем, органом дознания, прокурором также и в суд, по нашему мнению, является одной из важнейших форм оперативно-разыскного сопровождения расследования и судебного разбирательства.
Кроме того, важное значение имеет упоминание законодателя о недопустимости возложения полномочий дознания на то лицо, которое проводит по данному уголовному делу оперативно-разыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ), что обусловливает необходимость осуществления взаимодействия между процессуальной и оперативно-розыскной подсистемами в целом.
Для ОРД значение уголовно-процессуального законодательства проявляется и в том, что ее субъекты нацеливаются на получение информации, имеющей значение для документирования преступной деятельности проверяемых и разрабатываемых лиц, планирования перспектив использования результатов ОРД, определения взаимоотношений участников ОРД и уголовного процесса, порядка их взаимодействия.
Произошедшие изменения в уголовно-процессуальном законодательстве, на наш взгляд, обеспечивают повышение эффективности организации работы оперативных подразделений ОВД по оперативно-разыскному обеспечению предварительного следствия.
Так, в соответствии с внесенными в УПК РФ изменениями статья 144 позволяет при проверке сообщения о преступлении дознавателю, органу дознания, следователю, руководителю следственного органа получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-разыскных мероприятий. При этом существенной новеллой является часть 1.2 указанной статьи, в соответствии с которой полученные в ходе проверки сообщения о преступлении могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 Кодекса [16].
Таким образом, в рамках процесса проверки информации сообщения о преступлении возможно проведение ОРМ, причем закон не конкретизирует их виды, результаты которых (при их соответствии требованиям УПК РФ) могут признаваться доказательствами по уголовному делу. Подобный подход существенным образом влияет на эффективность оперативно-разыскного обеспечения уголовного судопроизводства в целом, и по убийствам, совер-
шенным по найму, в частности. Проведенный нами в рамках исследования опрос сотрудников уголовного розыска и следователей показал, что 64,9 % опрошенных респондентов считают, что на эффективность оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства в целом, и по убийствам, совершенным по найму, влияют именно результаты, полученные в рамках ОРМ, проводимых в процессе проверки сообщения о преступлении (фактически, проводимые по «горячим следам»).
Однако, по нашему мнению, редакция данной нормы должна быть скорректирована с учетом реалий современного состояния процесса первоначального этапа расследования по сложным с точки зрения раскрываемости преступлениям, к которым следует отнести и убийства по найму. На наш взгляд, целесообразно закрепить обязанность для лиц, производящих расследование, по тяжким и особо тяжким преступлениям использовать возможно- ^ сти оперативных подразделений на первоначальном этапе проверки сообщений 2 о преступлении. а
Особую значимость в правовом ^ обеспечении выявления и раскрытия ис- с^ следуемого состава преступления име- ¡^ ют положения Федерального закона ^ «Об оперативно-розыскной деятельно- | сти». ^
При осуществлении оперативно- |
о
розыскной деятельности в целях рас- «
крытия убийств по найму закон допус- ©
кает возможность осуществления пол- §
ного перечня ОРМ, предусмотренных | статьей 6.
ФЗ об ОРД раскрывает механизм Ц
осуществления специальных мер борь- |
бы с преступностью, в частности зада- |
чи, принципы оперативно-разыскной ^ деятельности, перечень оперативно-
разыскных мероприятий (ОРМ), осно- ^
вания и условия их проведения, права и я
обязанности органов, осуществляющих §
ОРД, порядок использования результатов ОРД.
Ряд положений данного базового закона имеют существенное значение для оперативно-разыскного обеспечения уголовного судопроизводства по делам об убийствах, совершенных по найму, и одновременно являются проблемными.
Существенным недостатком в нормативном регулировании ОРД, значительно снижающим, в том числе и, эффективность борьбы с преступлениями в целом, и убийствами, совершенными по найму, следует признать и отсутствие законодательного определения оперативно-разыскных мероприятий. На практике оно влечет за собой неоднозначность трактовки содержания таких мероприятий и условий их правомерности и, как следствие, многочисленные нарушения законности при их производстве. В результате в ходе оценки
правомерности проведения ОРМ правомочными участниками уголовного процесса (следователями, прокурорами, судьями, защитниками) нередко полученные на основе результатов ОРД доказательства признаются недопустимыми.
Таким образом, следует отметить, что правовое регулирование деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по оперативно-разыскному сопровождению расследования убийств по найму представлено системой нормативных правовых актов на различных уровнях. При их анализе нами выявлен ряд проблемных моментов и предложены меры по оптимизации правового регулирования данного направления деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по борьбе с убийствами, совершенными по найму.
* * *
>
^ ЛИТЕРАТУРА
а 1. Алексеев С. С. Теория права. М., 1994. С. 145-146.
а
о 2. Оперативно-разыскная деятельность: учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / под ред.
£ К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова, А. Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2004.
^ С. 119-120.
й 3. Симанов А. Л. Понятие «состояние» как философская категория. Новосибирск, 1982.
^ С. 57.
§ 4. См., например: Теория государства и права: учебник / под ред. В. К. Бабаева. М.,
§ 2004. С. 327.
§ 5. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. М., 1994.
=е С. 116. а
о 6. Гребельский Д. В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы ОРД
| ОВД. М., 1977. С. 20.
^ 7. Горяинов К. К. ОРД в контексте правовой реальности // Проблемы совершенствова-
а ния правового регулирования оперативно-разыскной деятельности в современных условиях.
1| М.: ВНИИ МВД СССР, 1991. С. 3.
2 8. Маркушин А. Г. О правовом регулировании и правоотношениях в ОРД: Межвуз. сб.
§ научн. тр. М.: МВШМ, 1993. С. 116.
9. См., например: Попов С. И. Некоторые аспекты обеспечения правового регулирова-
| ния оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел в современных условиях // ^ Проблемы совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в
* современных условиях. М.: ВНИИ МВД СССР, 1991. С. 24-28.
Л 10. См., например: Чечетин А. Е. О совершенствовании правовых основ оперативно-
§ розыскной деятельности // Актуальные проблемы правовой науки. Омск: ВШ МВД России,
ед 1995.
11. Гриб В. Г. О совершенствовании правового регулирования оперативно-розыскной деятельности по борьбе с организованной преступностью // Актуальные вопросы теории и практики оперативно-разыскной деятельности. Труды Академии управления МВД России. М., 2001.С. 161.
12. См., например: Теория государства и права: учебник / под ред. В. К. Бабаева. М., 1999. С.333-336.
13. В специальной литературе уже приводилась похожая классификация. Она, на наш взгляд, наиболее полно отвечает исследовательским интересам. См.: Маркушин А. Г. О правовом регулировании и правоотношениях в оперативно-разыскной деятельности // Проблемы теории и практики в оперативно-разыскной деятельности в современных условиях: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1993. С. 117.
14. Данная точка зрения основана на анализе юридических норм различного уровня. Так, Конституция Российской Федерации указывает на наличие системы нормативных правовых актов, куда, среди прочих, включаются и законы (чч. 2 и 4 ст. 76). Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», излагая правовую основу ее осуществления, фактически ведет речь о системе нормативных правовых актов, включающей в себя Конституцию России, федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (ч. 1 ст. 4).
15. Возный А. Ф. Уголовно-правовые и этические проблемы теории и практики оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1980; Сурков К. В. Оперативно-розыскное законодательство России: пути совершенствования и развития: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 32-33; Иванов В. М. Освобождение от уголовной ответственности в связи с добровольным отказом от преступления и оперативно-разыскная деятельность // Проблемы формирования уголовно-разыскного права. Вневедомственный сборник научных работ. Вып. 3 / под ред. А. Ю. Шумилова. М., 2000. С. 67-72 и др.
16. Федеральный закон Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». >
© Насыров Р. Р.
<4
а а
и
и $
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1
£
а «