Некоторые аспекты правоохранительных органов Великобритании в организации международного полицейского сотрудничества
И. В. ВАЖЕНИНА,
адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: irina-mew@mail.ru
Some aspects of UK law enforcement in the organization of international police cooperation
I. V. VAZHENINA,
Adjunct of the 3rd Faculty (Training Research and Teaching Staff) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
yflK 341.456
В статье рассматривается организация международного сотрудничества в правоохранительных органах Великобритании на базе вновь созданного Национального агентства по борьбе с преступностью, в том числе взаимодействие с международными полицейскими организациями Интерпол и Европол.
Полиция Великобритании, международное сотрудничество, безопасность, преступность, Интерпол, Европол.
The article deals with the organization of international cooperation in the struggle against crime in the UK on the basis of the newly created National Crime Agency for combating crime, including cooperation with international police organizations Interpol and Europol.
The police of Great Britain, international cooperation, security, crime, Interpol, Europol.
Становление и развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью имеет богатую историю. Важнейшей проблемой, которую надо было решить при организации международного сотрудничества в борьбе с преступностью, являлось достижение идентичного понимания процессов и явлений в преступности и выработка согласованных мер в борьбе с ее отдельными видами [1]. В современном мире возрастающие вызовы и угрозы со стороны преступности не замыкаются в одном государстве, а имеют трансграничный характер. В состав организованных преступных сообществ стали входить граждане разных стран. Как отмечала С. Стрэндж, организованная преступность, возникшая еще в 1990-е гг. ХХ в., не является новым феноменом, однако обретен-
ный ею транснациональный характер — по своим масштабам явление принципиально новое, которое непосредственно угрожает мировой экономике [5].
Единственной международной организацией до середины 1990-х гг. оставался Интерпол, который осуществлял сотрудничество между правоохранительными органами различных государств. Членом Интерпола Великобритания является с 13 июня 1956 г. Расширяющаяся международно-экономическая и политическая интеграция, а также процессы глобализации повлекли за собой интернационализацию преступности в отдельных регионах. Глобальный характер современной преступности вызывает необходимость не только обмена информацией, но и оптимизации взаимодействия по противо-
действию преступности. Это вызвало необходимость развития и укрепления сотрудничества государств в борьбе с преступностью. В последние десятилетия международное полицейское сотрудничество выходит на качественно новый уровень. Одним из направлений такого взаимодействия является создание многоуровневой организационной системы [4].
Великобритания, в силу особенностей ее географического положения, исторического и культурного развития, огромной приверженности британцев суверенитету и независимости, всегда стояла особняком среди европейских стран. Присоединившись к ЕС лишь в 1972 г. (спустя 16 лет после его создания), она так и не приняла единую валюту и не присоединилась к общему визовому режиму [3]. Кроме того, почти сразу начали говорить о ее возможном выходе из ЕС.
Исторически сложилось, что в Великобритании полиция не является отдельным ведомством, эти функции выполняет ряд органов государственной власти в целях обеспечения внутренней безопасности страны. Кроме территориальных полицейских формирований в Королевстве созданы специальные полицейские подразделения, которые обладают нерегиональной юрисдикцией, их деятельность организуется в связи с осуществлением ими специфических задач.
К числу таких подразделений относится национальное агентство по борьбе с преступностью (The National Crime Agency — далее NCA). Это третье подразделение по борьбе с организованной преступной деятельностью, созданное в стране. В 1998 г. правительство объединило 6 региональных отделений в единую национальную группу по борьбе с преступностью, базирующуюся в Лондоне. В 2006 г. группа была заменена Агентством по борьбе с организованной преступностью (Serious Organised Crime Agency — далее SOCA). С 7 октября 2013 г. вместо SOCA эту деятельность возглавляет и координирует NCA [2].
В структуру NCA входят подразделения, которые осуществляют функции многочисленных бывших британских организаций, агентств и подразделений, такие как обеспечение безопасности границ; борьба с экономической и организованной преступной деятельностью, в том числе с финансированием организованной преступности, противодействие преступным кибер-угрозам; искоренение сексуальной эксплуатации и сексуального насилия в отношении детей и молодых людей (в том числе онлайн и офф-лайн). В то же время NCA не несет ответственности за борьбу с терроризмом (эти
функции возложены на Скотланд-Ярд), однако активно сотрудничает по данному направлению с действующими службами полиции.
NCA, в отличие от SOCA, предоставлено значительно больше полномочий, что важно для взаимодействия с другими структурами. Так, NCA вправе поручить полиции и другим учреждениям выполнение конкретных задач или операций. Юрисдикция NCA распространяется на Англию, Уэльс и Шотландию. В Северной Ирландии Агентство выполняет лишь свои пограничные и таможенные функции, другие ее обязанности в борьбе с преступностью возлагаются на местные полицейские подразделения.
В обязанности NCA, кроме вышеперечисленного, входит обеспечение взаимодействия и сотрудничества между британскими и международными правоохранительными органами.
В рамках NCA Национальное центральное бюро (далее — NCB) Великобритании по борьбе с международными преступлениями предоставляет:
— Интерпол (Interpol), крупнейшую Международную полицейскую организацию в мире, насчитывающую более 190 стран — членов;
— Европол (Europol), Международную полицейскую организацию, тесно сотрудничающую с правоохранительными органами в 28 странах Европейского Союза и в других государствах и организациях, не входящих в ЕС; Национальная группа Великобритании Europol и Бюро связи Великобритании, расположенные в штаб-квартире Europol, являются частью международного отдела NCA. Оба расположены рядом с британским Бюро Интерпола, Бюро Европейской Шенгенской Информационной Системы (SIRENE) и обладают обширной сетью офицеров связи;
— SIRENE — это сеть, которая поддерживает сотрудничество и координацию между правоохранительными органами в странах — членах ЕС.
NCВ Интерпола (Manchester) борется с международной преступностью посредством координации и предоставления специализированной поддержки расследованиям и использует каналы Интерпола для создания эффективных партнерских отношений между полицейскими силами Великобритании и правоохранительными органами во всем мире. NCВ предоставляет британским агентствам сеть связи, позволяющую им взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов в странах — членах Интерпола во всем мире. А также обеспечивает безопасный и прямой доступ к базам данных Интерпола и других полицейских служб. Его сотрудники занимаются расследованиями, переводами и координацией действий между-
народной полиции в отношении лиц, участвующих в преступной деятельности, а также розыском преступников, скрывшихся от правосудия за границей, или лиц, прибывших в Великобританию, находящихся в розыске других стран. NCB не контактирует непосредственно с представителями общественности. Все запросы представляются местными полицейскими или правоохранительными органами.
NCB работает 24 часа в сутки, 365 дней в году. Срочные запросы обрабатываются Центром управления 24/7 (круглосуточно, 7 дней в неделю). Все остальные задачи исполняют две экспертные группы следователей: отдел координации работы и группа по розыску лиц, скрывшихся от правосудия.
NCB Манчестер включает группу по стратегии и поддержке, которая обеспечивает функцию секретариата и взаимодействие между специалистами британских правоохранительных групп и данными Интерпола.
NCB играет важную роль в оказании помощи Правительству Великобритании в защите своих 14 заморских территорий от угроз международного терроризма и организованной преступности. Кроме NCB Manchester существуют семь подразделений NCB Интерпола (Interpol Sub Bureaus), каждому из которых делегированы региональные полномочия: Ангилья, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Кай-мановы острова, Гибралтар, Монсеррат, Турки и Кайкос. Эти подразделения обеспечивают связь между полицией Великобритании и международным сообществом правоохранительных органов Интерпола. Каждое из них является частью национальных полицейских сил заморской территории и служит контактным пунктом для всех расследований Интерпола, относящихся к этому государству или требующих международной правовой помощи из этой страны.
SIRENE представляет собой основу для международного полицейского сотрудничества в Шенгенской зоне. Систематическое сотрудничество полиции на основе взаимного обмена постоянно обновляемыми данными и предупреждениями о лицах и объектах организовано путем запросов в соответствии с принципом взаимного доверия таким образом, как если бы информация обрабатывалась в пределах национального правового режима. SIRENE отвечает за бесперебойную работу национального отдела Шенгенской информационной системы и принимает необходимые меры для обеспечения соблюдения положений Конвенции. Следует подчеркнуть, что расширение и улучшение сотрудничества на базовом уровне было достигнуто благодаря системе SIS
и ее вспомогательного элемента SIRENE. С помощью этих технических и оперативных систем можно получить всю информацию, определенную конечным пользователем (преимущественно офицерами патрулирования). Все операции между бюро SIRENE были стандартизированы на основе Руководства SIRENE, которое постоянно изменяется и дополняется в рамках Комиссии ЕС.
Сотрудники Бюро SIRENE отвечают на запросы, полученные от полицейских служб других государств — членов Шенгена. Оповещения, включенные в SIS II, включают предупреждения для разыскиваемых или пропавших без вести лиц, похищенных автомобилей, огнестрельного оружия, банкнот и украденных произведений искусства.
Глобальная полицейская система связи INTERPOL I-24/7 используется для связи сотрудников правоохранительных органов во всех странах — членах. Сотрудники полиции могут получить учетную запись пользователя I-24/7 через Международное бюро по борьбе с преступностью в Великобритании (UK International Crime Bureau — далее UKICB). После получения ими учетной записи они могут использовать систему для поиска уведомлений INTERPOL и различных других баз данных. Использование I-24/7 таким способом позволяет избежать необходимости запрашивать UKICB, тем самым облегчая проведение поисков.
Поскольку Соединенное Королевство входит в состав Европейского союза, то нормативные документы, издаваемые Комиссией сообществ, становятся частью правовой системы государства и имеют высшую юридическую силу по отношению к соответствующим нормам национального права. 23 июня 2016 г., когда британские подданные проголосовали на референдуме за выход из Европейского Союза, начался процесс, получивший название «Брекзит»1. По его завершению Великобритания потеряет доступ не только к основным европейским институтам, таким как Европейская комиссия, Совет министров, Европарламент и Суд Евросоюза, но и лишится возможности постоянного и активного сотрудничества с такими организациями, как Европол, Европейский инспекторат по защите данных, Европейское агентство авиационной безопасности, Европейское агентство по контролю рыболовства и др. После предполагаемого выхода из Евросоюза Великобритания сможет сотрудничать с Европолом только на основании специальных
1 Английский неологизм, образованный из первых двух букв слова «Британия» и слова «exit» (выход).
соглашений. Подобные соглашения заключены США, Австралией, Россией и некоторыми другими странами. Однако государства, не входящие в ЕС, не являются полноценными участниками организации Европол, и не имеют доступ ко всем базам данных и документам.
Как заявил бывший британский министр по делам Вгехй Дэвид Дэвис, правительство Британии намерено заключить новый договор о безопасности после выхода из состава Европейского союза, чтобы остаться членом поли-
цейского агентства Европейского союза — Ев-ропола и продолжить сотрудничество в рамках Евроюста. Кроме того, она планирует продолжить пользоваться Шенгенской информационной системой [6], получая информацию о преступниках и террористах, а также сохранить право выдавать европейский ордер на арест.
Подготовка правительством Великобритании нового договора с Европолом свидетельствует об эффективности сотрудничества с этой организацией и необходимости его продолжения.
Список литературы:
1. Иващук В. К. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью — среда формирования международно-правовых стандартов // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42).
2. Официальный сайт Правительства Великобритании. URL: http://www.gov.uk/government/ organisations/civil-nuclear-constabulary (дата обращения: 10.03.2017).
3. Чернышова И. С. Брекзит с юридической точки зрения // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 4 (65).
4. Шадрин О. Ю. Современные тенденции учреждения региональных международных правоохранительных организаций. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью // Сборник материалов международной научно-практической конференции. М.: МЮИ, 2012.
5. Strange S. 1996. The Retreat of the State: The Diffusion of Power in the World Economy. Cambridge University Press. Р. 110.
6. UK wants to remain in Europol after Brexit. https://ua.news/ru/britaniya-hoche-lishitis-v-strukturah-bezpeki-yevrosoyuzu-pislya-brexit/ (дата обращения: 01.10.2017).