ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
К. В. Вишневская, аспирант кафедры менеджмента и экономики культуры Санкт-Петербургского государственного университета
культурыг и искусств
Тема патриотизма — традиционно острая для российского общества, в наши дни приобретает новые импульсы и дополнительные оттенки. Участие органов местного самоуправления в деле патриотического воспитания подрастающего поколения предполагает большие возможности в развитии и становлении гражданского общества в России. Автор рассматривает теоретические аспекты патриотического воспитания, методическую основу его обеспечения, раскрывает практический опыт воспитательной работы, который может быть применен в других муниципальных образованиях.
Актуальность проблемы воспитания патриотизма обусловлена социально-экономическими, социально-политическими и социально-психологическими факторами общественного развития, которые резко обострили социальную дифференциацию российского общества, привели к утрате духовных ценностных ориентиров. Крушение многих исторически сложившихся патриотических идеалов и ценностей при отсутствии новых привело значительную часть молодежи к бездуховности, равнодушию и неуважительному отношению к государству, государственным символам, социальным институтам, а также к неприятию отечественной культуры, литературы и искусства.
Смена социально-культурного уклада и традиционной образовательно-воспитательной системы страны повлекла за собой изменения в социокультурной и поведенческой психологии российского общества. Молодое поколение, детство которого прошло под лозунгом антипатриотизма, не имеет в настоящее время целостного представления о смысле патриотизма. Это понятие или отождествляется с национализмом, или ассоциируется с изжившим себя советским строем. Поэтому все, что связано с прошлым, с историей нашей страны, оказалось в современных социокультурных условиях непопулярным и неинтересным для молодежных групп. Наоборот, популярными становятся европейский образ жизни
и тип поведения, что приводит к утрате чувства сопричастности к прошлому и будущему своей страны — чувства, которое является необходимым элементом воспитания патриотизма.
Патриотическое воспитание как система включает в себя несколько компонентов: военно-патриотическое, гражданско-патриотическое, нравственнопатриотическое, национально-патриотическое, православно-патриотическое.
Военно-патриотическое воспитание — составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, сохранение и приумножение славных воинских традиций.
Гражданско-патриотическое воспитание направлено на воспитание правовой культуры и законопослушания, базирующихся прежде всего на сложившейся правовой базе отношений между государством и гражданином, которая на практике дает все необходимые права и способствует их реализации, что вызывает законную гордость за свою страну.
Нравственно-патриотическое воспитание имеет целью воспитание патриота, формирование у человека важнейших духовных и нравственных ценностей.
Национально-патриотическое воспитание основано на учете специфиче-
© К. В. Вишневская, 2008
№ 2, 2008
ских особенностей различных наций и народностей, их истории и культуры и направлено на воспитание патриота малой родины (республики, города, села) при адекватном использовании средств этно-педагогики.
Православно-патриотическое воспитание базируется на христианских заповедях, любви к Отечеству, уважении к родителям, на высокой нравственности.
Кратко охарактеризуем каждое из перечисленных направлений патриотического воспитания и позиции ученых относительно них.
Методологические основы проблемы военно-патриотического воспитания разрабатывались в советской педагогике рядом исследователей (Л. А. Бублик, Ю. С. Васютин, Н. А. Горпиневич, В. Г. Колычев и др.). В современных условиях актуальным становится рассмотрение военно-патриотического воспитания с позиций целостного, системного, личностно-деятельностного подходов (А. А. Аронов, А. В. Барабанщиков,
А. Н. Вырщиков и др.).
Н. В. Мазыкина и А. Л. Монахов отмечают, что в настоящее время «помимо традиционных задач подготовки подрастающего поколения к военной службе появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных орга-нов»1.
В. Ю. Микрюков, проводя исследования по формированию у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота, вычленяет три уровня военно-патриотической работы: первый — в ходе изучения образовательных дисциплин, второй — во внеурочной работе, третий — в ходе уроков начально-военной подготовки2.
Ряд исследователей (Г. Н. Филононов, В. И. Лутовинов, Н. А. Савотина и др.) рассматривают патриотическое воспитание как составную часть гражданского воспитания. По определению Г. Н. Филонова, «гражданственность сводит воедино патриотизм, нравственность,
правовую культуру. Гражданственность „подпитывается“ патриотизмом. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней»3.
Сравнительный анализ содержания гражданского и патриотического воспитания, проведенный В. И. Лутовиновым, позволил ему констатировать целесообразность их интегрирования в единое целое4.
Аналогичной точки зрения придерживается М. В. Богомаз, который определяет, что гражданское воспитание включает в себя патриотическое воспитание, формируемое на уровне семьи, школы и государства5.
Б. Ф. Павлов в своем исследовании, напротив, предлагает провести более четкую грань между гражданским и патриотическим воспитанием. Он полагает, что гражданское воспитание направлено на формирование социально-ответственного поведения в обществе, а патриотическое связано с воспитанием любви к Родине, что больше сближает его с нравственным воспитанием6.
Говоря о связи патриотического воспитания с нравственным, В. И. Лутовинов отмечает, что «патриотизм имеет духовно-нравственную природу... В патриотизме духовно-нравственное начало является исходным и определяет его суть, равно как и основу, содержание и другие структурные компоненты патриотического воспитания»7.
Б. И. Коротяев в книге «Педагогика как совокупность педагогических теорий» включает в состав нравственного воспитания формирование нравственных чувств, в первую очередь любви к Родине и народу8.
В. И. Андреев в учебном пособии «Педагогика» констатирует, что «патриотизм — одна из составляющих нравственного и культурного воспитания...»9.
Концепция воспитания ребенка как человека культуры, предложенная академиком Е. В. Бондаревской, одним из пунктов содержит воспитание духовной лич-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ности. Духовные основания связываются в первую очередь с образом гражданина России10.
Р. Ш. Гизатуллин в своем исследовании анализирует содержание нравственно-патриотического воспитания и считает одним из средств его реализации обращение к героическим воинским традициям российского офицерства11.
Основной идеей национально-патриотического воспитания является привитие чувства любви к родному краю. Как отмечает В. С. Кукушкин, «главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должны быть познание и осознание ими своей Малой Родины»12.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации, определила как важнейшие задачи развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Ряд философов (В. В. Зеньковский,
С. Л. Франк, В. С. Соловьев, И. А. Ильин и др.) связывают идеи патриотического воспитания с развитием идей религиозного, православного воспитания. Б. Т. Лихачев утверждает, что «русская национальная идея обнаруживает себя в православии»13. Эту же мысль развивает в «Православной педагогике» Е. Ше-стун: «Если мы хотим видеть Россию духовно обновленной, то необходимо вернуться к православной традиции»14.
Суммируя все вышеизложенное, можно утверждать, что патриотизм является сложным интегративным образованием нравственно воспитанной личности, которое включает в себя любовь к Родине, знание ее истории и культуры, гордость за ее достижения, готовность ее защищать, добровольное желание трудиться на благо общества; любовь к малой родине, уважение ее национального языка и традиций; правовую грамотность; толерантность и культуру межнациональных отношений; веротерпимость.
Важно воспитать эти качества у подрастающего поколения.
Для вовлечения молодежи в социально-экономическую и культурную жизнь общества необходимо создать условия, способствующие повышению гражданской активности молодых людей на местах. В большой степени это зависит от деятельности органов местного самоуправления, муниципалитетов, которые находятся в зоне досягаемости каждого конкретного молодого человека, будь то студент или школьник. Социально-культурные мероприятия, проводимые местными властями в конкретном дворе, школе, библиотеке или подростковом клубе, приносят во сто крат больше пользы, чем теоретические проекты.
Цели, задачи, приоритетные направления и основное содержание работы с детьми и молодежью на муниципальном уровне определяются в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.06 № 38-р, Государственной программой патриотического воспитания граждан в Российской Федерации на 2006—2010 годы, федеральной целевой программой «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005— 2009 годы», региональными и муниципальными (местными) программами социально-экономического развития.
Социально-культурная деятельность органов местного самоуправления в работе с молодежью может осуществляться по следующим направлениям:
— организация и проведение массовых мероприятий, посвященных памятным датам истории России, государственным символам Российской Федерации;
— организация и проведение творческих мероприятий с детьми и молодежью, способствующих воспитанию гражданственности и патриотизма (в том чис-
№ 2, 2008
ле по техническим, туристским, военноприкладным видам спорта, проведение муниципальных этапов оборонноспортивной игры «Победа», соревнований по программе «Школа безопасности», спартакиад допризывной молодежи);
— проведение муниципальных мероприятий с молодежным активом общественных гражданско-патриотических объединений и иных организаций по обмену опытом работы;
— организация поисковой работы, деятельности по увековечению памяти воинов, погибших при защите Отечества.
В качестве примера реализации подобных мероприятий и достигнутого социально-культурного эффекта можно привести опыт Муниципального образования № 74 Санкт-Петербурга. В 2007 г. преподавателями Российского педагогического университета им. А. И. Герцена, Северо-Западной академии государственной службы, Санкт-Петербургского государственного университета для учащихся школ муниципального образования был проведен ряд мероприятий. Это круглые столы на тему «Россия — моя Родина как многонациональное государство, воспитание культуры толерантности и межнационального согласия молодежи и политико-правовая и гражданская социализации молодежи», тренинговые занятия по теме «Выработка патриотической установки у подростков в межнациональных отношениях и преодоление экстремистских тенденций», ролевые игры по теме «Выработка моделей поведения подростков в экстремальных и социально опасных ситуациях, формирование базовых патриотических ориентиров и социальной компетентности», занятия по военной истории России, с возложением цветов к монументу воинам-интернационалистам в парке Интернационалистов.
Школьники получили представление о том, что перспективное развитие государства обусловливается политическим самоопределением его граждан. В качестве необходимого условия и предпосылки такого самоопределения выступает
феномен гражданской идентичности, предполагающий формирование нового типа личности. Стране нужна такая идентичность своих граждан, в первую очередь молодежи, которая связала бы неоднородное общество в единый политический организм. В таком качестве может выступать гражданская идентичность, основанная на общенациональной системе ценностей. Тот факт, что часть молодежи не идентифицирует себя с гражданами своей страны, небезразличными к ее дальнейшей судьбе, служит показателем размытости, несформиро-ванности гражданской идентичности. Важным представляется понимание того, что лежит в основе позиционирования себя как гражданина. Основным критерием здесь является не национальность, происхождение, место проживания, а принадлежность к общей культуре, обычаям, традициям.
В результате проведенных занятий школьники узнали, как вести себя в ситуациях столкновения с непохожими на них людьми, как избегать эскалации конфликта, что такое патриотизм и толерантность и почему нормальный человек в определенной ситуации становится способен к проявлению экстремизма в поведении. Очень важно, что полученные знания и навыки могут использоваться ими в ситуациях повседневного общения и взаимодействия с другими людьми и в критические моменты, которые связаны с проявлениями экстремизма.
В целом можно отметить, что проведенные мероприятия, несомненно, имели положительный эффект, они пробудили у подростков интерес, желание продолжить работу в таком жанре. Кроме того, была выявлена необходимость предварительной работы с педагогами с целью преодоления их настороженного отношения к тренинговым технологиям и открытого вмешательства в процесс работы с группой.
Работа привела к следующим эффектам:
1) возросла степень сплоченности группы, повысилась интенсивность межличностной коммуникации участников;
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
2) изменилось отношение участников к конфликтному, насильственному способу решения проблем в межличностных отношениях, сформировалось убеждение о неприемлемости такого поведения;
3) повысился уровень интереса к социальным проблемам современности.
Определить экономический эффект от проведения занятий достаточно сложно, так как просчитать реальный ущерб, который наносится стране из-за недостаточно профессионального воспитания молодого поколения — будущих граждан, защитников Отечества, уважающих и ценящих свою страну, культуру, свой народ, — не представляется возможным на основе экономических показателей.
Поскольку можно оценивать только социально-культурный аспект работы, то в качестве ее результатов следует учитывать то, что была достигнута одна из основных целей — снятие напряжения в межнациональных отношениях среди учащихся школы — и сделаны значительные шаги в преодолении асоциального, девиантного поведения школьников; проведена работа по формированию приемлемых социально-политических ориентиров поведения школьников.
Для увеличения положительного эффекта от реализации подобных мероприятий следует проводить их многократно на постоянной основе, это позволит формировать социально и политически развитых личностей с твердой гражданской позицией, воспитывать патриотически настроенную и государственно ориентированную молодежь.
Проблемы патриотического воспитания детей и молодежи из-за их много-уровневости и многоаспектности сложны и требуют систематических творческих усилий со стороны ученых и педа-гогов-практиков. Став сегодня одним из самых изучаемых по отношению к другим видам воспитания, патриотическое воспитание, тем не менее, пока недостаточно отвечает потребностям времени по уровню общетеоретической разработанности. В этой области жизнедеятельности есть еще много нерешенных во-
просов. Но очевидно, что если в школе на муниципальном уровне удастся создать образовательно-воспитательный комплекс, выходя из которого молодой человек будет иметь четко обозначенную гражданскую позицию, высокие нравственные качества, в том числе любовь к своему Отечеству, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, способность жить в мире и гармонии с самим собой и другими людьми, значит, у страны есть шанс на успешное, достойное будущее.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Мазыкина Н. В. Патриотическое воспитание детей и подростков / Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов // Внешкольник. 2003. № 2. С. 2.
2 См.: Микрюков В. Ю. Инновации в формировании и развитии у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота /
B. Ю. Микрюков // Инновации в образовании. 2006. № 3. С. 112.
3 Филонов Г Н. Воспитание как социальнопедагогический феномен / Г. Н. Филонов. Стратегия развития. М., 2002. С. 111.
4 См.: ЛутовиновВ. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В. И. Лутовинов // Педагогика. 2006. № 6. С. 57.
5 См.: Богомаз М. В. Педагогические условия формирования гражданской позиции учащихся / М. В. Богомаз // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 4. С. 60.
6 См.: Павлов Б. Ф. Воспитание патриота / Б. Ф. Павлов, А. Н. Хузиахметов. Казань, 2004.
C. 61—62.
7 Лутовинов В. И. Указ. соч. С. 58.
8 См.: Коротяев Б. И. Педагогика как совокупность педагогических теорий / Б. И. Коротяев. М., 1986. С. 89—90.
9 Андреев В. И. Педагогика: учеб. курс для твор. саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 2003. С. 375.
10 См.: Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. М., 2002. С. 55.
11 См.: Гизатуллин Р. Ш. Нравственно-патриотическое воспитание старшеклассников на героических традициях российского офицерства : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / Р. Ш. Гизатуллин. Казань, 2005.
12 Кукушкин В. С. Теория и методика воспитательной работы / В. С. Кукушкин. М., 2004. С. 233.
13 Лихачев Б. Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 1999. № 4. С. 10—15.
14 Шестун Е. Православная педагогика / Е. Шестун. Самара, 1998. С. 28.
Поступила 17.02.08.