ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Е.Л.Райхлина
В статье рассматриваются концептуальные подходы к формированию патриотического самосознания студентов педагогического вуза в современных условиях становления гражданского общества; показано, что данный социальный контекст задает актуальные целевые ориентиры в патриотическом воспитании молодежи и влияет на выбор идей и средств решения данной задачи.
Ключевые слова: гражданское общество, патриотическое самосознание, структурные компоненты патриотического самосознания, студенты педагогического вуза, воспитательно-образовательное пространство педагогического университета, гуманитарные дисциплины, интеграция учебной и внеучебной деятельности студентов педагогического вуза.
Conceptional Approaches to Patriotic Self-Awareness of Students of Pedagogical Establishment in the Conditions of Civic Society Development in Modern Russia. The article deals with conceptional approaches to the patriotic self-awareness of students of Pedagogical Establishment in modern conditions of civic society forming. It is shown that this social context gives actual aimed tasks in patriotic bringing up of the youth and influence the choice of ideas and means of the given task solving.
Key words: civic society, patriotic self-awareness, structural components of patriotic self-awareness, students of Pedagogical Establishment, educational-upbringing space of Pedagogical University, arts, integration of training and extra-training activity of students of Pedagogical Establishment.
В актуальном социальном контексте развития гражданского общества в России складываются предпосылки для возрастания роли субъекта - гражданина, его гражданской позиции. Если рассматривать формирующееся гражданское общество как пространс-
тво становления личности, свободного субъекта жизнедеятельности и отношений, культурно обусловленных, но вместе с тем, выстроенных в соответствии с его жизненной стратегией, как сферу реализации индивидуальных возможностей личности, ее самовыра-
жения в социуме, то гражданина, как субъекта самоуправляемых отношений между людьми в гражданском обществе, характеризует устойчивая ценностная система, в которой сочетаются общечеловеческие и национальные ценности: гражданский долг, гражданская ответственность, гражданская совесть, законопослушность, ориентация на служение Родине и защиту интересов Отечества. Поэтому в гражданской идентичности на первый план выходит не столько формально-правовые аспекты отношения к государству, гражданином которого является человек, сколько ценностное содержание, где смысловым ядром выступает чувство патриотизма, гордости за свою страну. В этой связи, актуализируется проблема взаимосвязи гражданского и патриотического воспитания, имеющих общую точку пересечения - личность человека-гражданина, поскольку оба этих направления воспитания, рассматриваемые и как социальный, и как педагогический процессы, реагируют на актуальный социальный заказ, потребности государства в активных гражданах-деятелях, гражданах-патриотах своей страны. Задачей педагога становится воспитание у подрастающего поколения осознанного патриотизма, как ведущей характеристики гражданина. Поэтому особую роль в сегодняшних условиях играет воспитательно-образовательное пространство педагогического вуза в решении задачи подготовки студентов к этой миссии, поскольку невозможно представить педагога-профессионала без собственной гражданской позиции, без осознания себя как гражданина и патриота, как субъекта гражданской активности, своего места и функций в процессе становления гражданского общества, без сформированных патри-
отических ценностей, патриотического самосознания.
Анализ исследований по проблеме гражданского общества (Р.Г. Апресян, И.М. Кольцов, Н.К. Радина и др. [1]), концепций гражданского воспитания (А.С.Гаязов, Е.Р.Евдокимова, Е.А. Князев, Н.Ф. Крицкая, Н.А. Савотина, Г.Н. Филонов, М.В.Чельцов и др. [2]), теоретических взглядов на проблему патриотизма и патриотического воспитания (А.К. Быков, В.В. Дьяченко, А.В. Кузнецова, М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, Г.В. Агапова, М.Ю. Мартынов, В.Ю. Микрюков, В.В. Пионтковский, И.Я. Прошек, Н.М. Снопко и др. [3]), а также актуальных нормативно-правовых документов по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации показал необходимость теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки концептуальных основ формирования патриотического самосознания студентов педагогического вуза на современном этапе развития гражданского общества в России.
В нашем исследовании мы отталкиваемся от следующих концептуальных положений:
- в патриотическом самосознании, понимаемом в исследовании как целостная система представлений молодого человека о себе, включающая осознание себя субъектом защиты и созидания Отечества, убеждение в ценности Родины, самооценку себя как гражданина и патриота, выделяются когнитивный, эмоционально-ценностный, действенно-волевой, рефлексивно-оценочный компоненты;
- когнитивный компонент патриотического самосознания отражает основные характеристики самовосприятия на основе самопознания и включает систему представлений о себе как
гражданине-патриоте, осознание своих личностных качеств, возможностей как субъекта служения Отечеству; соотнесение своих личностных качеств, возможностей с интересами государства, общества, коллектива; знание патриотических идеалов, символов, смыслов и стремление к познанию истории Отечества. Эмоционально-ценностный компонент патриотического самосознания предполагает осознание своих патриотических ценностей, их иерархии и включает систему установок по отношению к себе как к гражданину-патриоту; осознание переживаемых эмоций по отношению к своим близким, к Родине; осознание идентичности с Родиной. Действенно-волевой компонент патриотического самосознания является синтезирующим, он отражает готовность субъекта к действиям на благо Родины и включает способность ставить цели патриотически ориентированной деятельности; готовность к самостоятельному, осознанному выбору поведения, отношений и деятельности на благо Отечества; самоуправление (саморегуляцию и самоконтроль) патриотического поведения; готовность к самосовершенствованию как гражданина-патриота России. Рефлексивно-оценочный компонент патриотического самосознания предполагает осмысление и самооценку своих знаний, ценностей и практического опыта как гражданина-патриота и включает способность ориентироваться в своем внутреннем мире; самооценку как гражданина;
- воспитательно-образовательное пространство педагогического университета рассматривается как особый социально-психологический и социокультурный феномен, система многоплановых отношений субъектов,
способствующая гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности студента, социализации, формированию нравственных ориентиров, т.е. как сфера, в которой может быть решена задача формирования патриотического самосознания студентов. Наиболее продуктивной в формирования патриотического самосознания личности в воспитательно-образовательном пространстве вуза является идея скоординированности действий всех звеньев системы, организации педагогически воспитывающей среды, а оптимальным для решения данной задачи в этом пространстве является интеграция учебной и внеучебной деятельности студентов;
- гуманитарные дисциплины, изучаемые в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, предоставляют особые возможности в формировании патриотического самосознания. При изучении гуманитарных дисциплин основой формирования патриотического самосознания студента являются патриотические идеи, факты, понятия и ценности, освоение которых способствует развитию компонентов патриотического самосознания, а в образовательном процессе используются диалоговые, игровые, проектные, рефлексивные педагогические технологии, обеспечивающих развитие компонентов патриотического самосознания будущих педагогов в условиях активного взаимодействия субъектов педагогического процесса;
- готовность преподавателей педагогического университета к систематической работе по формированию патриотического самосознания студентов обеспечивается посредством разработанной и внедренной в образовательный процесс педагогического университета
соответствующей программы, включающей повышение квалификации и дополнительное образование преподавателей; при этом все субъекты и организационные структуры скоординировано взаимодействуют в воспитательно-образовательном пространстве педагогического университета в рамках системы различных форм консультирования, обмена информацией и опытом, наставничества и поддержки; кроме того, обеспечена объективность оценивания результативности работы по решению задачи формирования патриотического самосознания студентов за счет системы внешней оценки и самооценки.
В нашем исследовании реализация данных концептуальных положений проходила в течение ряда лет в опытно-экспериментальной работе на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. Всего на разных этапах эксперимента было задействовано около 1000 субъектов образовательного процесса вуза (студентов, преподавателей, руководителей подразделений университета). Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента показали, что обозначенные выше компоненты патриотического самосознания сформированы у студентов неравномерно, также достаточно велика доля студентов с недостаточной устойчивостью самосознания, наконец, в большей степени проявлялось типовое, зачастую стереотипное, чем индивидуальное, уникальное восприятие своих понятий, ценностей, эмоций, связанных с патриотической проблематикой. Эти результаты позволили определить сферу нашей активности на формирующем этапе эксперимента.
Так, были выявлены возможности воспитательно-образовательного пространства педагогического вуза как целостной структуры, включающей социальное пространство - поле значений, субъектное пространство - поле смыслов и пространство взаимодействия -поле ценностей [4]. Это пространство, в силу своей целостности, может моделировать систему ценностей, отношений, взаимодействий, характерных для гражданского общества: самоуправляемые отношения, социальная активность, творчество и ответственность, свободное проявление субъектности в жизнедеятельности и отношениях. Был определен потенциал гуманитарных дисциплин в решении поставленной задачи: сконцентрированные в гуманитарных науках социокультурный опыт человечества, образцы нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма оказывают мощное влияние на становление мировоззрения студента, его убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, культуры. Данный потенциал был реализован при использовании педагогических технологий, соотнесенных со структурными компонентами патриотического самосознания: диалоговых (в различных формах их реализации), игровых, проектных, рефлексивных и др. Одно из условий эффективности процесса формирования патриотического самосознания студентов - это система стимулирования и развития готовности преподавателя университета к решению данной задачи.
Интеграция учебной и внеучебной деятельности студентов педагогического вуза выступает в качестве важнейшего условия формирования их патриотического самосознания. Как показало
наше исследование, здесь принципиальным является соотнесение путей и способов интеграции с идеей целостного воспитательно-образовательного пространства педагогического вуза, а выделение в нем тех сфер, в которых согласуются возможности познавательной и социальной активности будущих педагогов, таких, например, как пространство музейной работы [5], с учетом их потенциала в овладении средствами самопознания, саморазвития в контексте воздействия с окружающими людьми и условиями культурных, социальных и иных реалий, является основным фактором интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов.
Анализ результатов исследования на контрольном этапе эксперимента показал, что реализация предлагаемых концептуальных подходов к формированию патриотического самосознания студентов, в целом, позволяет эффективно решать поставленную задачу.
Литература:
1. Апресян Р.Г. Толерантность и ценности гражданского общества / Р.Г. Апресян // Ценности гражданского общества и личность. - М.: Гардарики, 2001; Гражданское общество: истоки и современность / Науч.ред. проф. И.М. Кольцов. - СПб., 2000; Радина, Н.К. Технологии межкультурного взаимодействия в российском гражданском обществе / Н.К. Радина: автореф. дис. д-ра полит. наук. - Нижний Новгород, 2007.
2. Гаязов А.С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе / А.С. Гаязов: автореф. дис. д-ра пед. наук. - Бирск, 1996; Евдокимова, Е.Р. Воспитание гражданственности у подростков в условиях общеобразовательной школы на материале дисциплин социально-гуманитарного цикла / Е.Р. Евдокимова: Дис. ... канд. пед. наук. -
М., 2006; Крицкая, Н.Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин / Н.Ф. Крицкая: Дис. . канд. пед. наук. - Киров, 2005; Князев, Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Князев: Автореф. . дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2000; Чельцов, М.В. Формирование гражданской позиции студенческой молодежи высшего учебного заведения / М.В. Чельцов: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006; Филонов, Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития / Г.Н. Филонов // Педагогика. -1999. - № 8; Савотина, Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования / Н.А. Савотина // Педагогика. -2002. - № 4.
3. Кузнецова А. В. Культура патриотизма как фактор консолидации российского общества / А.В. Кузнецова: Дис. ... канд. соц. наук. - М., 2004; Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И. Лутовинов // Педагогика. -2006. - № 5; Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы: Монография / Под общ. ред. С.В. Дармоде-хина и А.К.Быкова. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007; Дьяченко, В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России / В.В. Дьяченко: Дис. . д-ра пед. наук. - М., 2001.; Мартынов, М.Ю. Заметки о понятиях "патриотизм" и "национализм" / М.Ю. Мартынов // Социологические исследования. - 2009. - № 11; Агапова, Г.В. Патриотическое воспитание молодежи и подготовка ее к службе в вооруженных силах Российской Федерации в региональной системе профессионального образования / Г.В. Агапова: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г.В.Агапова. - Елец, 2009; Микрю-ков, В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в совре-
менной России: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.Ю. Микрюков. - М., 2008; Пионт-ковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.В Пионтковский. - Якутск, 2006; Снопко, Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.М. Снопко. - М., 2007; Прошек, И.Я. Патриотическое воспитание учащихся средствами региональных куль-
турных ценностей / И.Я. Прошек: Дис. ... канд. пед. наук. - Шуя, 2008.
4. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, Н.М. Борыт-ко и др.; под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2008. -С. 98.
5. Райхлина Е.Л. Музей в системе патриотического воспитания молодежи / Е.Л. Райхлина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств - 2009. - № 3. - С.172-176.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
И.В. Юстус, О.Ю. Трушина
В статье рассматривается проблема нравственно-правовой стороны процесса умирания и правового обеспечения профессиональной деятельности медицинской сестры, так как реформирование системы здравоохранения привело к пересмотру процесса подготовки медицинских кадров среднего звена в области паллиативной медицины и танатологии. В современном обществе правовая помощь умирающим - важный сектор системы здравоохранения и качественного медицинского образования. Важнейшим условием успешного и качественного оказания правовой помощи умирающим является воспитание у будущих медицинских работников профессионально важных качеств и формирование необходимой правовой базы в аспектах танатологии.
Ключевые слова: правовое воспитание, профессиональная подготовка, медицинская сестра, умирание, паллиативная медицина, танатология, профессиональные качества медсестры.
Legal education in vocational training of medical workers of an average link.
In article the problem is considered is moral-legal side process of dying and legal maintenance of professional work of the staff nurse as reforming of system of public health services has led to revision of process of preparation of medical shots of an average link in the field ofpalliative medicine and thanatology. In a modern society legal aid dying - the important sector of system of public health services and a qualitative medical education. The major condition of successful and qualitative rendering of legal aid dying is education at the future medical workers ofprofessionally important qualities and formation of necessary legal base in aspects of thanatology.
Key words: legal education, vocational training, a nurse, dying, palliative medicine, thanatology, professional qualities of the nurse